статья из журнала "Судостроение"
Проектирование судов
БОЛЬШОЙ РЫБОЛОВНЫЙ СЕЙНЕР ТИПА «МАНЕВРЕННЫЙ»
Я. Вольфсон
Большие рыболовные сейнеры типа «Маневренный»
(PC-300) строятся серийно на астраханском
заводе им. Кирова и других предприятиях с 1967г.
Сейнер «Маневренный» представляет собой
дизельное одновинтовое однопалубное судно с
двухъярусной рубкой, расположенной в корму от
миделя. Сейнер предназначен в основном для лова
скумбрии кошельковым неводом размерами 900х
х120 м, сельди кошельковым неводом размерами
600х120 м, рыб тресковых пород и морского окуня
тралом, сельди, терпуга, трески и наваги близнецовым
тралом, камбалы снюрреводом, а также
сайры на электросвет бортовой ловушкой. Совмещение
различных промысловых устройств на судне
не требует трудоемких монтажных и демонтажных
работ при переходе с одного вида лова на другой,
что позволяет эффективно использовать сейнер в
течение почти круглогодичного промыслового периода
на различных объектах промысла.
Судно спроектировано на класс Регистра СССР
КМ * ЛЗ (рыболовн.), мореходные качества позволяют
ему плавать с неограниченным удалением от
берегов в течение всего года. Повышенная мореходность
обеспечивается увеличенной седловатостью
носа и кормы. Наличие высокого фальшборта создает
безопасные условия труда на палубе. Основные
районы плавания сейнера — Японское, Охотское
и Берингово моря, а также северо-западная
часть Тихого океана в районе южных Курильских
островов.
Основные элементы и характеристики сейнера:
Длина, м |
|
наибольшая |
33,9 |
расчетная |
30,0 |
Ширина, м |
7,0 |
Высота борта, м |
3,6 |
Высота минимального надводного борта, м |
0,82 |
Водоизмещение, т |
|
порожнем |
227 |
в полном грузу |
320 |
Осадка, м |
2,9 |
Валовая вместимость, per. т |
160 |
Вместимость рыбного трюма, м3 |
94 |
Мощность главного двигателя, л.с. |
305 |
Скорость хода, уз |
9,5 |
Скорость судна при буксировке трала, уз. |
3,2 |
Экипаж, чел. |
17 |
Непотопляемость судна обеспечивается при
затоплении одного любого отсека, а также моторного
отделения при неповрежденной палубе.
Размещение грузового трюма в средней части
судна, а машинного отделения в корму от миделя
(рис. 2) обеспечивает ему хорошую удифферентовку
при любых эксплуатационных случаях нагрузки.
Автономность плавания по запасам топлива
(23,4 т), масла, провизии и пресной воды (12,7 т)
составляет 10 сут., дальность плавания при ходе на
максимальной скорости 2300 миль.
Дедвейт судна при выходе на промысел и возвращении
в порт колеблется в пределах 50—80 т.
Грузоподъемность судна при 80% запасов составляет
50 т, при 100% запасов — 70 т. Сейнеры типа
«Маневренный» обеспечивают годовой вылов рыбы
26—30 тыс. центнеров, срок окупаемости этих судов
не превышает четырех лет.
Улов, пересыпанный льдом, хранится в грузовом
трюме, который изолирован и имеет гидрозащитное
покрытие стеклопластиком на эпоксидных смолах,
что позволяет принимать рыбу наливом с последующей
выгрузкой рыбонасосами.
Для производства промысловых и грузовых операций
служит электрическая траловая лебедка
ЛЭТР-7. Привод ее выполнен по системе
«генератор—двигатель» с магнитными усилителями.
Основные характеристики лебедки следующие:
номинальное тяговое усилие на средних витках обоих
ваерных барабанов 4000 кгс, максимальное кратковременное
(не более 15 мин.) тяговое усилие 5000 кгс,
скорость выбирания ваеров при номинальном тяговом
усилии 70 м/мин, при максимальном — 100 м/мин,
длина ваера на каждом барабане 1200 м,
диаметр ваера 17,5 мм.
Лебедка имеет барабан для выборки проводника
при работе с кошельковым неводом по бесшлюпочному
методу. Для выборки кошелькового невода
предусмотрен силовой блок ПМВК-5 с электроприводом,
имеющий тяговое усилие 2500 кгс при
скорости выбирания невода 20 м/мин. Силовой блок
установлен в корме на ферме-колонне. Подъем и
опускание блока производятся с помощью ручной
лебедки ЛР-800. Подъем трала с уловом на палубу,
подъем сайровой ловушки, а также грузовые операции
осуществляются с помощью двух носовых
грузовых стрел грузоподъемностью по 2 т,
работающих от турачек траловой лебедки.
В качестве главного двигателя на сейнере
используется дизель 8NVD36-IU мощностью 305 л.с.
при 375 об/мин с прямой передачей на винт. Мощность
электроэнергетической установки составляет
150 квт. Для общесудовых силовых потребителей и
сети основного освещения используется постоянный
ток напряжением 220 в. Для бытовых потребителей
принят однофазный переменный ток напряжением
220 в, получаемый от преобразователя ПО-1. Для
сети аварийного и переносного освещения принят
постоянный ток напряжением 24 в. На промысловых
режимах электроэнергия вырабатывается
дизель-генератором ДГР 75/1500П с генератором
постоянного тока типа П92М мощностью 75 квт,
напряжением 230 в с приводом от дизеля 6ЧН 12/14
мощностью 115 л.с. при 1500 об/мин. При работе
судна на ходовом и аварийном режимах и режиме
съемки с якоря используется дизель-генератор
ДГ50-1 с генератором постоянного тока типа П91М
мощностью 50 квт, напряжением 230 в с приводом
от дизеля 6Ч12/14 мощностью 80 л.с. при 1500 об/мин.
Обеспечение электроэнергией судовых потребителей
на стояночном режиме осуществляется
дизель-генератором ДГ-28 с генератором постоянного
тока типа П81М мощностью 28 квт, напряжением
230 в с приводом от дизеля 8Д6-6Ч 9,5/11 мощностью
45 л.с. при 1500 об/мин. Общесудовая сеть постоянного
тока напряжением 24 в получает питание от аккумуляторных
кислотных батарей типа ...???
Для удовлетворения судовых потребностей в паре,
для отопления и хозяйственно-бытовых нужд
служит установленный в моторном отделении котел
КОВ8/1 с поверхностью нагрева 8 м3. В моторном
отделении смонтированы также все необходимые
механизмы и оборудование, обслуживающие главный
и вспомогательный двигатели и общесудовые системы.
В рулевой рубке установлен пульт дистанционного
управления и контроля, с которого осуществляется
управление пуском и реверсом, изменение
частоты вращения главного двигателя, наблюдение
за его работой при помощи контрольно-измерительной
и сигнализационной аппаратуры. Для
наблюдения за работой дизель-генераторов в рулевой
рубке устанавливается щит с аппаратурой
дистанционного контроля. Из рулевой рубки можно
вести наблюдение за траловой лебедкой, промысловой
площадкой с грузовым трюмом, кормовой частью
судна, а также дистанционно управлять главной
энергетической установкой.
Навигационное оборудование судна состоит из
магнитных компасов, радиолокатора «Донец-2» и
радиопеленгатора «СРП-5». В состав рыбопоисковой
аппаратуры входят комплекс «Омуль» для вертикального
и горизонтального поиска косяков рыбы
и рыбопоисковый прибор «Судак», используемый
также в качестве эхолота. На сейнере установлены
радиопередатчики мощностью 100 в, всеволновой и
аварийный приемники, радиотелефонная станция
РТ-20У и командно-вещательная установка «Унжа».
Рулевое устройство судна — электрогидравлического
типа, брашпиль — электроручной. Из спасательных
средств имеется шесть надувных плотов
типа ПСН-6М (по три с каждого борта). Экипаж
сейнера размещается в одноместных, двухместных
и четырехместных каютах с принудительной вентиляцией.
К услугам команды предоставлены камбуз
с электроплитой и электрокипятильником, столовая
с бытовым электрохолодильником, душевая со
стиральной машиной и другие служебные и бытовые
помещения.
Благодаря многоцелевому назначению, возможностям
широкого маневрирования промысловыми
орудиями и выбора объектов лова в сочетании с
нормальными условиями обитаемости сейнеры типа
«Маневренный» получают хорошие отзывы
дальневосточных рыбаков.
|