ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала "Судостроение"

Проектирование судов


БОЛЬШОЙ РЫБОЛОВНЫЙ СЕЙНЕР ТИПА «МАНЕВРЕННЫЙ»

Я. Вольфсон

      Большие рыболовные сейнеры типа «Маневренный» (PC-300) строятся серийно на астраханском заводе им. Кирова и других предприятиях с 1967г. Сейнер «Маневренный» представляет собой дизельное одновинтовое однопалубное судно с двухъярусной рубкой, расположенной в корму от миделя. Сейнер предназначен в основном для лова скумбрии кошельковым неводом размерами 900х х120 м, сельди кошельковым неводом размерами 600х120 м, рыб тресковых пород и морского окуня тралом, сельди, терпуга, трески и наваги близнецовым тралом, камбалы снюрреводом, а также сайры на электросвет бортовой ловушкой. Совмещение различных промысловых устройств на судне не требует трудоемких монтажных и демонтажных работ при переходе с одного вида лова на другой, что позволяет эффективно использовать сейнер в течение почти круглогодичного промыслового периода на различных объектах промысла.
      Судно спроектировано на класс Регистра СССР КМ * ЛЗ (рыболовн.), мореходные качества позволяют ему плавать с неограниченным удалением от берегов в течение всего года. Повышенная мореходность обеспечивается увеличенной седловатостью носа и кормы. Наличие высокого фальшборта создает безопасные условия труда на палубе. Основные районы плавания сейнера — Японское, Охотское и Берингово моря, а также северо-западная часть Тихого океана в районе южных Курильских островов.

Основные элементы и характеристики сейнера:

  Длина, м  
наибольшая  
33,9  
расчетная  
30,0  
  Ширина, м
7,0
  Высота борта, м
3,6
  Высота минимального надводного борта, м
0,82
  Водоизмещение, т  
порожнем  
227  
в полном грузу  
320  
  Осадка, м
2,9
  Валовая вместимость, per. т
160
  Вместимость рыбного трюма, м3
94
  Мощность главного двигателя, л.с.  
305
  Скорость хода, уз  
9,5
  Скорость судна при буксировке трала, уз.  
3,2
  Экипаж, чел.
17

      Непотопляемость судна обеспечивается при затоплении одного любого отсека, а также моторного отделения при неповрежденной палубе.
      Размещение грузового трюма в средней части судна, а машинного отделения в корму от миделя (рис. 2) обеспечивает ему хорошую удифферентовку при любых эксплуатационных случаях нагрузки. Автономность плавания по запасам топлива (23,4 т), масла, провизии и пресной воды (12,7 т) составляет 10 сут., дальность плавания при ходе на максимальной скорости 2300 миль.
      Дедвейт судна при выходе на промысел и возвращении в порт колеблется в пределах 50—80 т. Грузоподъемность судна при 80% запасов составляет 50 т, при 100% запасов — 70 т. Сейнеры типа «Маневренный» обеспечивают годовой вылов рыбы 26—30 тыс. центнеров, срок окупаемости этих судов не превышает четырех лет.
      Улов, пересыпанный льдом, хранится в грузовом трюме, который изолирован и имеет гидрозащитное покрытие стеклопластиком на эпоксидных смолах, что позволяет принимать рыбу наливом с последующей выгрузкой рыбонасосами.
      Для производства промысловых и грузовых операций служит электрическая траловая лебедка ЛЭТР-7. Привод ее выполнен по системе «генератор—двигатель» с магнитными усилителями. Основные характеристики лебедки следующие: номинальное тяговое усилие на средних витках обоих ваерных барабанов 4000 кгс, максимальное кратковременное (не более 15 мин.) тяговое усилие 5000 кгс, скорость выбирания ваеров при номинальном тяговом усилии 70 м/мин, при максимальном — 100 м/мин, длина ваера на каждом барабане 1200 м, диаметр ваера 17,5 мм.
      Лебедка имеет барабан для выборки проводника при работе с кошельковым неводом по бесшлюпочному методу. Для выборки кошелькового невода предусмотрен силовой блок ПМВК-5 с электроприводом, имеющий тяговое усилие 2500 кгс при скорости выбирания невода 20 м/мин. Силовой блок установлен в корме на ферме-колонне. Подъем и опускание блока производятся с помощью ручной лебедки ЛР-800. Подъем трала с уловом на палубу, подъем сайровой ловушки, а также грузовые операции осуществляются с помощью двух носовых грузовых стрел грузоподъемностью по 2 т, работающих от турачек траловой лебедки.
      В качестве главного двигателя на сейнере используется дизель 8NVD36-IU мощностью 305 л.с. при 375 об/мин с прямой передачей на винт. Мощность электроэнергетической установки составляет 150 квт. Для общесудовых силовых потребителей и сети основного освещения используется постоянный ток напряжением 220 в. Для бытовых потребителей принят однофазный переменный ток напряжением 220 в, получаемый от преобразователя ПО-1. Для сети аварийного и переносного освещения принят постоянный ток напряжением 24 в. На промысловых режимах электроэнергия вырабатывается дизель-генератором ДГР 75/1500П с генератором постоянного тока типа П92М мощностью 75 квт, напряжением 230 в с приводом от дизеля 6ЧН 12/14 мощностью 115 л.с. при 1500 об/мин. При работе судна на ходовом и аварийном режимах и режиме съемки с якоря используется дизель-генератор ДГ50-1 с генератором постоянного тока типа П91М мощностью 50 квт, напряжением 230 в с приводом от дизеля 6Ч12/14 мощностью 80 л.с. при 1500 об/мин.
      Обеспечение электроэнергией судовых потребителей на стояночном режиме осуществляется дизель-генератором ДГ-28 с генератором постоянного тока типа П81М мощностью 28 квт, напряжением 230 в с приводом от дизеля 8Д6-6Ч 9,5/11 мощностью 45 л.с. при 1500 об/мин. Общесудовая сеть постоянного тока напряжением 24 в получает питание от аккумуляторных кислотных батарей типа ...???
      Для удовлетворения судовых потребностей в паре, для отопления и хозяйственно-бытовых нужд служит установленный в моторном отделении котел КОВ8/1 с поверхностью нагрева 8 м3. В моторном отделении смонтированы также все необходимые механизмы и оборудование, обслуживающие главный и вспомогательный двигатели и общесудовые системы.
      В рулевой рубке установлен пульт дистанционного управления и контроля, с которого осуществляется управление пуском и реверсом, изменение частоты вращения главного двигателя, наблюдение за его работой при помощи контрольно-измерительной и сигнализационной аппаратуры. Для наблюдения за работой дизель-генераторов в рулевой рубке устанавливается щит с аппаратурой дистанционного контроля. Из рулевой рубки можно вести наблюдение за траловой лебедкой, промысловой площадкой с грузовым трюмом, кормовой частью судна, а также дистанционно управлять главной энергетической установкой.
      Навигационное оборудование судна состоит из магнитных компасов, радиолокатора «Донец-2» и радиопеленгатора «СРП-5». В состав рыбопоисковой аппаратуры входят комплекс «Омуль» для вертикального и горизонтального поиска косяков рыбы и рыбопоисковый прибор «Судак», используемый также в качестве эхолота. На сейнере установлены радиопередатчики мощностью 100 в, всеволновой и аварийный приемники, радиотелефонная станция РТ-20У и командно-вещательная установка «Унжа».
      Рулевое устройство судна — электрогидравлического типа, брашпиль — электроручной. Из спасательных средств имеется шесть надувных плотов типа ПСН-6М (по три с каждого борта). Экипаж сейнера размещается в одноместных, двухместных и четырехместных каютах с принудительной вентиляцией. К услугам команды предоставлены камбуз с электроплитой и электрокипятильником, столовая с бытовым электрохолодильником, душевая со стиральной машиной и другие служебные и бытовые помещения.
      Благодаря многоцелевому назначению, возможностям широкого маневрирования промысловыми орудиями и выбора объектов лова в сочетании с нормальными условиями обитаемости сейнеры типа «Маневренный» получают хорошие отзывы дальневосточных рыбаков.



Общее расположение большого рыболовного сейнера «Маневренный»:
1 — жилой кубрик; 2 — шахта рыбопоискового прибора; 3 — грузовой трюм;
4 — машинное отделение; 5 — радиорубка; 6 — столовая; 7 — камбуз; 8 — кладовая.

Источник: Я. Вольфсон. Большой рыболовный сейнер типа «Маневренный». / ж. «Судостроение» № 12, 1971, 9-11 с.   
Scan: ???Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2023