статья из журнала «Судостроение»
Проектирование судов
РЫБОДОБЫВАЮЩЕЕ СУДНО «ВОСТОК-1»
С КОРПУСОМ ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА
Д. В. Вологдин, В. Б. Осипчук
В июле 1970 г. на Ладожском озере успешно завершились приемо-сдаточные испытания
рыбодобывающего судна (РДС) «Восток-1» с корпусом из стеклопластика. Это судно
является головным в серии судов, предназначенных для обеспечения рыбой-сырцом
обрабатывающих цехов плавучей базы «Восток» («Судостроение», 1970, № 4). Малые
РДС в количестве 14 единиц будут доставляться в район промысла на палубе базы.
Длина судна «Восток-1» 17,2 м, ширина 5,26 м, высота борта на миделе 2,60 м.
Водоизмещение при траловом лове составляет 68 т и порожнем — 46,7 т. Вместимость
контейнеров для хранения рыбы равна 11,2 м3, запас топлива 6,0 т. Экипаж судна
насчитывает 5 чел. Скорость хода достигает 10,2 уз.
Строительству серии РДС предшествовала постройка двух опытных судов — «Надежда-1»
и «Надежда-2» («Судостроение», 1968, № 4), которые прошли широкий комплекс испытаний,
завершившийся опытной промысловой эксплуатацией в тропических условиях. Испытания
показали хорошие мореходные качества РДС и позволили сделать вывод о правильности
принципиальных технических решений, заложенных в проекте.
Серийные РДС представляют собой сравнительно небольшие промысловые суда с корпусом
из стеклопластика, рассчитанные на работу с современными высокоэффективными орудиями
лова — донным, разноглубинным и близнецовым тралами, кошельковым неводом и кольцевой
ловушкой с применением электросвета. Размеры штатных тралов РДС близки к размерам
тралов средних рыболовных траулеров, превышающих РДС по водоизмещению более чем в
10 раз. Возможность работы с крупноразмерными тралами обеспечивается двухвальной
энергетической установкой, принятой по типу «Надежды-1» и состоящей из двух главных
двигателей ЗД-12 мощностью по 300 л. с. при 1500 об/мин. Двигатели передают мощность
на гребные винты фиксированного шага, заключенные в поворотные насадки через понижающие
редукторы. Расчетная скорость траления составляет около 4 уз при тяге 6000 кгс.
Промысловое устройство РДС включает в себя четырехбарабанную тралово-сейнерную лебедку
с тягой на главных барабанах по 2000 кгс (вспомогательные барабаны развивают тягу также
по 2000 кгс), промысловую турачку с тягой 1000 кгс и кормовую качающуюся дугу
грузоподъемностью 2 т. Для выборки кошелькового невода и кольцевой ловушки на дуге
подвешивается силовой блок с тягой 800 кгс. Все промысловые механизмы РДС имеют
гидроприводы высокого давления. Приводом блока гидронасосов, электрогенератора,
трюмного насоса и воздушного компрессора служит дизель 7Д6 мощностью 150 л. с. при
1500 об/мин.
Управление и контроль за работой энергетической установки и промысловых устройств
осуществляется дистанционно из рулевой рубки, что позволяет обходиться без постоянной
вахты в машинном отделении. Судовая электростанция состоит из главного генератора
постоянного тока мощностью 14 квт и двух генераторов мощностью по 1,2 квт, навешенных
на главные двигатели. Все генераторы работают в буфере с аккумуляторными батареями;
напряжение судовой сети 26 в.
На РДС установлена следующая электро- и радионавигационная аппаратура: судовая
средневолновая радиостанция РТ-50, оборудованная автомагическим устройством подачи
сигналов бедствия; переносная аварийная радиостанция «Шлюп»; радиокоординационная
аппаратура «Волга», работающая в комплексе с аппаратурой плавбазы; радиопеленгатор
СРП-5; рыбопоисковая аппаратура «Омуль».
В качестве коллективного средства спасения на РДС предусмотрен надувной спасательный
плот ПСН-6.
Характеристики остойчивости РДС соответствуют требованиям норм Регистра СССР к судам
неограниченного района плавания, непотопляемость обеспечена при затоплении одного
любого отсека.
Опыт эксплуатации опытных РДС позволил внести существенные улучшения в проект серийных
судов. В частности, значительно увеличена рабочая площадь палубы за счет отказа от
применения одной из турачек и лебедки проводника, а также за счет более рациональной
конструкции привода и фундаментов качающейся дуги. В промысловом устройстве применены
более удобные подвесные ваерные блоки, увеличена мощность промысловых электроламп
подводного освещения, значительно снижена шумность в судовых помещениях. Кроме того,
увеличена производительность системы вентиляции, улучшена компоновка кубрика и рулевой
рубки, применена система газовыхлопа двигателей, исключающая задымление рабочей палубы.
Два первых судна серии — «Восток-1» и «Восток-2» в настоящее время проходят опытную
эксплуатацию на Черном море, цель которой — отработка приемов их использования и
окончательная доводка орудий лова. «Восток-1» вооружен разноглубинным 32-метровым
тралом, а «Восток-2» — кошельковым неводом размерами 400x80/70 м.
РДС ведут промысел в составе экспедиции, в которую входят обеспечивающее судно-база
производственный рефрижератор «Таврия» и приемо-транспортное судно «Кыз-Аул». В период
первого этапа промысла каждое РДС прошло около 1000 миль, в том числе два маршрутных
перехода из Керчи в Поти и обратно; проведено 14 промысловых выходов, во время которых
было выполнено 14 постановок разноглубинного трала и 7 заметов кошелькового невода.
Промысловая проверка подтвердила высокую мореходность, работоспособность и универсальность
РДС: на них можно успешно работать как с разноглубинным тралом, так и с кошельковым
неводом. Вскоре РДС предстоит следующий более серьезный этап испытаний — проверка в
тропиках, цель которой будет состоять в дальнейшей отработке промысловых схем на штатных
орудиях лова, способов и средств передачи улова, проведении санитарно-гигиенических
исследований, уточнении работоспособности энергетической установки, а также определении
для РДС возможных промысловых нагрузок.
|