ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала «Судостроение»

Проектирование судов


РЫБОДОБЫВАЮЩЕЕ СУДНО «ВОСТОК-1»
С КОРПУСОМ ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

Д. В. Вологдин, В. Б. Осипчук

      В июле 1970 г. на Ладожском озере успешно завершились приемо-сдаточные испытания рыбодобывающего судна (РДС) «Восток-1» с корпусом из стеклопластика. Это судно является головным в серии судов, предназначенных для обеспечения рыбой-сырцом обрабатывающих цехов плавучей базы «Восток» («Судостроение», 1970, № 4). Малые РДС в количестве 14 единиц будут доставляться в район промысла на палубе базы.

      Длина судна «Восток-1» 17,2 м, ширина 5,26 м, высота борта на миделе 2,60 м. Водоизмещение при траловом лове составляет 68 т и порожнем — 46,7 т. Вместимость контейнеров для хранения рыбы равна 11,2 м3, запас топлива 6,0 т. Экипаж судна насчитывает 5 чел. Скорость хода достигает 10,2 уз.
      Строительству серии РДС предшествовала постройка двух опытных судов — «Надежда-1» и «Надежда-2» («Судостроение», 1968, № 4), которые прошли широкий комплекс испытаний, завершившийся опытной промысловой эксплуатацией в тропических условиях. Испытания показали хорошие мореходные качества РДС и позволили сделать вывод о правильности принципиальных технических решений, заложенных в проекте.
      Серийные РДС представляют собой сравнительно небольшие промысловые суда с корпусом из стеклопластика, рассчитанные на работу с современными высокоэффективными орудиями лова — донным, разноглубинным и близнецовым тралами, кошельковым неводом и кольцевой ловушкой с применением электросвета. Размеры штатных тралов РДС близки к размерам тралов средних рыболовных траулеров, превышающих РДС по водоизмещению более чем в 10 раз. Возможность работы с крупноразмерными тралами обеспечивается двухвальной энергетической установкой, принятой по типу «Надежды-1» и состоящей из двух главных двигателей ЗД-12 мощностью по 300 л. с. при 1500 об/мин. Двигатели передают мощность на гребные винты фиксированного шага, заключенные в поворотные насадки через понижающие редукторы. Расчетная скорость траления составляет около 4 уз при тяге 6000 кгс. Промысловое устройство РДС включает в себя четырехбарабанную тралово-сейнерную лебедку с тягой на главных барабанах по 2000 кгс (вспомогательные барабаны развивают тягу также по 2000 кгс), промысловую турачку с тягой 1000 кгс и кормовую качающуюся дугу грузоподъемностью 2 т. Для выборки кошелькового невода и кольцевой ловушки на дуге подвешивается силовой блок с тягой 800 кгс. Все промысловые механизмы РДС имеют гидроприводы высокого давления. Приводом блока гидронасосов, электрогенератора, трюмного насоса и воздушного компрессора служит дизель 7Д6 мощностью 150 л. с. при 1500 об/мин.
      Управление и контроль за работой энергетической установки и промысловых устройств осуществляется дистанционно из рулевой рубки, что позволяет обходиться без постоянной вахты в машинном отделении. Судовая электростанция состоит из главного генератора постоянного тока мощностью 14 квт и двух генераторов мощностью по 1,2 квт, навешенных на главные двигатели. Все генераторы работают в буфере с аккумуляторными батареями; напряжение судовой сети 26 в.
      На РДС установлена следующая электро- и радионавигационная аппаратура: судовая средневолновая радиостанция РТ-50, оборудованная автомагическим устройством подачи сигналов бедствия; переносная аварийная радиостанция «Шлюп»; радиокоординационная аппаратура «Волга», работающая в комплексе с аппаратурой плавбазы; радиопеленгатор СРП-5; рыбопоисковая аппаратура «Омуль».
      В качестве коллективного средства спасения на РДС предусмотрен надувной спасательный плот ПСН-6.
      Характеристики остойчивости РДС соответствуют требованиям норм Регистра СССР к судам неограниченного района плавания, непотопляемость обеспечена при затоплении одного любого отсека.
      Опыт эксплуатации опытных РДС позволил внести существенные улучшения в проект серийных судов. В частности, значительно увеличена рабочая площадь палубы за счет отказа от применения одной из турачек и лебедки проводника, а также за счет более рациональной конструкции привода и фундаментов качающейся дуги. В промысловом устройстве применены более удобные подвесные ваерные блоки, увеличена мощность промысловых электроламп подводного освещения, значительно снижена шумность в судовых помещениях. Кроме того, увеличена производительность системы вентиляции, улучшена компоновка кубрика и рулевой рубки, применена система газовыхлопа двигателей, исключающая задымление рабочей палубы.
      Два первых судна серии — «Восток-1» и «Восток-2» в настоящее время проходят опытную эксплуатацию на Черном море, цель которой — отработка приемов их использования и окончательная доводка орудий лова. «Восток-1» вооружен разноглубинным 32-метровым тралом, а «Восток-2» — кошельковым неводом размерами 400x80/70 м.
      РДС ведут промысел в составе экспедиции, в которую входят обеспечивающее судно-база производственный рефрижератор «Таврия» и приемо-транспортное судно «Кыз-Аул». В период первого этапа промысла каждое РДС прошло около 1000 миль, в том числе два маршрутных перехода из Керчи в Поти и обратно; проведено 14 промысловых выходов, во время которых было выполнено 14 постановок разноглубинного трала и 7 заметов кошелькового невода.
      Промысловая проверка подтвердила высокую мореходность, работоспособность и универсальность РДС: на них можно успешно работать как с разноглубинным тралом, так и с кошельковым неводом. Вскоре РДС предстоит следующий более серьезный этап испытаний — проверка в тропиках, цель которой будет состоять в дальнейшей отработке промысловых схем на штатных орудиях лова, способов и средств передачи улова, проведении санитарно-гигиенических исследований, уточнении работоспособности энергетической установки, а также определении для РДС возможных промысловых нагрузок.



ФОТОГРАФИИ  


Источник: Д. Вологдин, В. Осипчук. Рыбодобывающее судно «Восток-1» с корпусом из стеклопластика /ж. «Судостроение» № 6, 1971, 51-52 с
Scan: ??? Edin & OCR: MasterRU   

© ReSim Laboratory   2006-2024