статья из журнала «Судостроение»
Проектирование судов
МОРСКОЙ ТАНКЕР ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 10000 т
П. К. Бискуп,
Инж.
Нефтеналивные танкеры чистой грузоподъемностью 10000 т
являются первыми судами сравнительно большого тоннажа
послевоенной постройки (рис. 1 и 2).
Проектирование танкеров было начато в 1949 г., а в сентябре 1951 г. был сдан в эксплуатацию
первый танкер «Казбек».
Танкер — одновинтовой, однопалубный, с баком, средней надстройкой и ютом (рис. 3). Для удобства
сообщения ют, средняя надстройка и полубак соединены переходным мостиком, под которым проложены
трубопроводы и электрические кабели. Экипаж танкера состоит из 44 человек.
Основные элементы и характеристики судна:
Длина, м |
|
наибольшая |
145,5 |
между перпендикулярами |
138,0 |
Ширина наибольшая, м |
19,2 |
Высота борта у миделя, м |
10,4 |
Осадка в полном грузу и с полными запасами, м |
8,5 |
Водоизмещение в полном грузу, т |
16250 |
Дедвейт, т |
11430 |
Вместимость грузовых танков, м3 |
14260 |
Мощность главных двигателей, л.с. |
4000 |
Средняя скорость в полном грузу, полученная
при сдаточных испытаниях танкеров, уз |
13,3 |
Танкер предназначен для перевозки всех сортов нефтепродуктов на расстояние до 10000 миль.
Двадцать четыре грузовых танка образованы двумя продольными и восемыё поперечными переборками.
Кубатура грузовых танков обеспечивает перевозку 10000 т бензина при удельном весе 0,74.
Конструкция корпуса
Корпус танкера сварной, за исключением угольника палубного стрингера, который приклепан к
палубному стрингеру и ширстреку. Система набора прочного корпуса продольно - поперечная:
борта, платформы и продольные переборки имеют поперечную систему, а палуба и днища—продольную,
за исключением носовой части до коффердама и кормовой части за носовой переборкой машинного
отделения, где днище имеет поперечную систему набора. Продольные и поперечные переборки
плоские, подкрепленные вертикальными стойками из полособульбового профиля и горизонтальными,
шельфами из листового профиля.
Форштевень и ахтерштевень литые с замковыми соединениями отдельных частей на заклепках.
Соединение штевней с обшивкой выполнено на заклепках.
На танкере „Свердловск" применена опытная сварная конструкция штевней, упрощающая процесс их
изготовления и дающая экономию металла. После проверки в эксплуатации эта конструкция
будет использована и на других строящихся танкерах.
Для уменьшения бортовой качки в средней части танкера на протяжении ~ 48 м предусмотрены боковые кили, приваренные к наружной обшивке.
Расположение помещений
Экипаж размещается в средней и кормовой надстройках. В средней надстройке находите» помещения капитана, его помощником, радисток, буфетчика, а также кают-компания и необходимые санитарно-бытовые и служебные помещении; и корковой надстройке расположены иомс-щеппи остальной части экипажа, запасные каюты для учеников на 12 мест, столовая команды, красный уголок, курительная, медицинский блок с лазаретом на 2 койки, пищевой блок, прачечный блок и необходимые санитарно-бытопые и служебные помещения.
Большинство членов экипажа размещается в одноместных каютах, небольшая часть младшего состава, а также ученики—в двухместных.
Помещения капитана, первого и старшего помощников, старшего механика, кают-компания, столовая команды и красный уголок имеют поверх изоляции художественную отделку деревом. В остальных жилых помещениях изоляция покрыта окрашенной дюралевой обшивкой, которую в последнее время для улучшения бытовых условий оклеивают линкрустом.
Помещения капитана, первого помощника и старшего механика оборудованы индивидуальными
умывальниками, ваннами и туалетами, помещения остального командного состава — только умывальниками.
Все основное оборудование камбуза и прачечной электрифицировано.
Системы и устройства
Управление танкером во время хода производится из рулевой рубки, расположенной на ходовом
мостике в средней надстройке. Танкер оборудован всеми необходимыми современными навигационными
приборами и средствами связи: гирокомпасом, электрическим лагом, эхолотом, радиопеленгатором,
радиолокатором, передающими и приемными радиостанциями на длинных и коротких волнах,
автоматическими передатчиками и приемниками сигналов тревоги н бедствия.
Рулевая электрогидравлическая четырехцилиндровая машина обеспечивает перекладку руля с борта на
борт (на | 30°) в течение 30 сек. при наибольшем крутящем моменте па баллере 20 тм. В качестве
аварийного средства предусмотрен ручной привод. Танкер снабжен двумя носовыми становыми якорями
весом по 4000 кг и одним аварийным кормовым стоп-анкером весом 1500 кг.
Подъем и спуск становых якорей производятся электрическим брашпилем, обеспечивающим подъем одного
якоря с глубины 100 м со скоростью 12 м/мин; спуск и подъем кормового стоп-анкера можно
осуществлять швартовным шпилем.
Швартовные операции в носовой части танкера выполняются при помощи турачек брашпиля, а в
кормовой — посредством электрического шпиля, обеспечивающего тяговое усилие 5000 кг при
скорости выбирания швартовного троса 15 м/мин.
В качестве спасательных средств на танкере предусмотрены: один моторный спасательный катер
на 20 человек, три спасательные весельные шлюпки на 36 человек каждая; катер и шлюпки имеют
огнезащитное закрытие. Для связи с берегом во время стоянок предназначены два четырехвесельных яла.
Спуск и подъем спасательных шлюпок и катера осуществляются при помощи заваливающихся
шлюпбалок электрическими шлюпочными лебедками.
Для грузовых операций в сухогрузном трюме на фок-мачте смонтирована грузовая стрела
грузоподъемностью 5 т, обслуживаемая трехтонной электрической лебедкой. В корме на
дымовой трубе установлена стрела грузоподъемностью 2 т, с ручной лебедкой, предназначенная
для погрузки и выгрузки механизмов машинного отделения.
Операции с грузовыми шлангами производятся через шлангбалки ручными лебедками.
Грузовая система танкера обеспечивает одновременный прием или выкачку двух сортов груза.
Грузовое насосное отделение расположено в средней части судна между 4 и 5-й группой танков
и является коффердамом между носовой и кормовой группой танков. Грузовая магистраль в танках
диаметром 300 мм выполнена в виде носового и кормового колец, присоединенных к грузовым насосам.
В насосном отделении кольца соединены между собой перемычками, которые установлены также между
правой и левой ветвями кольца в каждом танке, где имеются два приемника груза, присоединенные к
грузовой магистрали: один основной, второй зачистной. Отдельная зачистная система не предусмотрена.
Палубная грузовая магистраль соединяется с трюмной стояками и имеет раздаточно-приемные отростки
на оба борта. Грузовая система обслуживается четырьмя грузовыми насосами с паровым приводом
(производительность каждого насоса 250 т при напоре до 100 м вод. ст.).
Для вентиляции насосного отделения и грузовых танков имеются два электровентилятора
производительностью по 9000 м3/час.
Все грузовые танки оборудованы змеевиками для возможности подогрева вязких сортов груза перед
выгрузкой.
Пожарная безопасность обеспечивается следующими системами: водяной, паротушения, углекислотной
и пенотушения.
Водяная противопожарная система предназначена для тушения пожара во всех районах танкера и
обслуживания пеногенераторов.
Паротушение служит для тушения пожара в котельном отделении, фонарной, малярной и топливных
цистернах и частично в грузовых танках, в которых используется паропровод пропаривания танков
при их очистке.
Углекислотная система является основным противопожарным средством грузовых танков; она также
применена для сухогрузного трюма, насосных отделений, коффердамов, диптанка, машинного и
котельного отделений. Для обслуживания системы на танкере имеются две углекислотные станции:
одна под полубаком, вторая в средней надстройке. В станциях расположены батареи баллонов с
углекислотой и пусковые устройства. Пуск углекислоты в любые из указанных выше помещений может
быть осуществлен дистанционно как из рулевой рубки, так и из помещения станции.
Система пенотушения предусмотрена на случай горения нефтепродуктов на открытых местах палубы
и в машинном отделении и обслуживается двумя стационарными пеногенераторами (производительностью
по 3000 л пены в минуту), расположенными под полубаком и на палубе юта, и одним переносным
пеногенератором той же производительности, находящимся в шланговом помещении средней надстройки.
Пена в пеногенераторах образуется при смешивании мепообразующего порошка с водой.
Пожарная сигнализация, расположенная в сухогрузном трюме и в насосных отделениях, предназначена
для подачи тревожных сигналов при повышении температуры до 92° С.
Танкер оборудован холодильной установкой для поддержания в провизионных камерах низких температур:
в мясной и рыбной —10° С, п жировой и овощной + 1— 2° С.
Механическая установка
Механическая установка танкера — одновальная, с обычным для танкеров расположением в корме.
В качестве главных двигателей служат два двигателя внутреннего сгорания завода „Русский Дизель"
8ДР 43/61 мощностью каждый по 2000 л. с, при 250 об/мин., работающие на один гребной вал через
гидрозубчатую передачу.
Двигатель — двухтактный, реверсивный, 8-цилиндровый (с приводным от двигателя ротативным
продувочным насосом); диаметр цилиндра 430 мм, ход поршня 610 мм, среднее эффективное давление
5,1 кг/см2. Двигатели работают на дизельном топливе; вес сухого двигателя 62 т, готового к
действию 64,5 т. Типовые характеристики двигателя, составленные на основании стендовых испытаний
головного двигателя, при изменении мощности по кривой винта показаны на рис. 4.
Гидрозубчатая передача состоит из двух нереверсивных масляных гидромуфт и одноступенчатого
зубчатого редуктора с передаточным числом 1:2,912, встроенного главного упорного подшипника,
рассчитанного на усилие 60 т, и валоповоротного устройства. Вес сухой гидрозубчатой передачи
45,0 т, с маслом в гидромуфтах — 48,6 т.
Управление дизель-редукторным агрегатом и контроль за его работой производятся с пульта
управления, расположенного вблизи агрегата. Пульт управления обеспечивает производство всех
необходимых операций, связанных с пуском, остановкой, реверсом и изменением числа оборотов
двигателей, а также с включением и отключением гидромуфт.
На пульте расположены приборы автоматической аварийно-предупредительной сигнализации,
сигнализирующие о падении давления в системах смазки и охлаждения и чрезмерном повышении
температур масла и воды, а также световые указатели включения или отключения гидромуфт. В
случае выхода из действия пульта управление двигателями осуществляется с местных постов,
расположенных непосредственно у двигателей.
Дизель-редукторный агрегат имеет автоматическую блокировку, исключающую возможность:
1) пуска двигателей в разные стороны, если обе
( 4-я страница текста - ОТСУТСТВУЕТ !!! )
|