ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала «Судостроение»

Проектирование судов


РЕЧНОЙ ТЕПЛОХОД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОВОЩЕЙ
( типа СТ-1300 )

М. Г. Аврух

      В нашей стране начато строительство серии сухогрузных речных теплоходов для перевозки овощей и тарно-штучных грузов по рекам с глубинами не менее 2 м. Головное судно сдано в 1983 г. Кроме овощей и фруктов, грузов на поддонах, зерна, предусмотрена возможность транспортировки контейнеров массой до 20 т, лесоматериалов в пакетах, колесной и гусеничной техники. Теплоход может эксплуатироваться на магистральных и боковых реках, в Ладожском и Онежском озерах с ограничением по ветроволновому режиму, а также в Азовском море и Финском заливе при высоте волн до 2 м. Судно имеет ледовые подкрепления для движения в битом льду сплоченностью 5 баллов и толщиной 20 см.
      Двухвинтовой двухпалубный теплоход с надстройкой и рулевой рубкой в носовой части и машинным отделением в корме, с одним трюмом, двойными дном и бортами построен на класс "О-ПР" (лед) Речного Регистра РСФСР.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Длина, м  
габаритная  
84,0
по КВЛ  
83,0
Ширина, м  
габаритная  
12,3
по КВЛ  
12,0
Высота, м  
габаритная при Т= 1,8  
9,0
борта  
3,5
Осадка, м  
по КВЛ  
1,8
наибольшая  
2,5
Грузоподъемность, т
800/1400
Водоизмещение, т
2195
Мощность главных двиг., кВт
2х440
Скорость, км/ч
19,5
Автономность по топливу, сут.
10
Количество спальных мест
12


      Форма обводов корпуса разработана с учетом обеспечения хороших мореходных качеств судна при двух осадках-1,8 и 2,5 м. Обводы носовой оконечности имеют ложкообразную форму, а в корме они спроектированы из условий размещения гребного винта диаметром 1,7 м. При осадке 1,8м основные коэффициенты, характеризующие обводы корпуса, имеют следующие значения; коэффициент общей полноты 0,855, коэффициент полноты ватерлинии 0,933, коэффициент полноты мидель-шпангоута 0,998.
      Для обеспечения прохода под мостами в Южный порт Москвы предусмотрена возможность снижения надводного габарита приемом 800 т жидкого балласта в междудонные и бортовые отсеки.
      Судно имеет главную и верхнюю палубы с раскрытием 70%, его корпус разделен на восемь водонепроницаемых отсеков. Протяженность цилиндрической вставки корпуса, имеющей вертикальные борта и плоское днище, составляет 58% от расчетной длины судна. Потопчины, днище и второе дно в средней части судна набраны по продольной системе, оконечности - по поперечной; шпация 540 мм.
      Основными преимуществами носового расположения надстройки являются: более высокая обитаемость из-за снижения уровня шума, лучшая видимость по ходу судна и благоприятные условия для его удифферентовки в порожнем состоянии и в полном грузу. Благодаря отдаленности надстройки от машинного отделения значительно снизились расходы на противошумовые мероприятия. К недостаткам такого решения относится удлинение коммуникаций.
      На судне предусмотрены два энергетических отсека - носовой и кормовой. Машинное отделение располагается в трюме и на главной палубе в кормовой части. Переборки разделяют его на помещения, в которых размещаются механизмы и оборудование по функциональному признаку: главные двигатели; дизель-генераторы; мастерская, вентиляторная и топливные цистерны; главный распределительный щит.
      В качестве главных двигателей установлены два нереверсивных четырехтактных дизеля 8VDS 36/24А-1 с газотурбинным наддувом, приспособленные для работы на дизельном и моторном топливе. Каждый из них имеет мощность 440 кВт при 500 об/мин. Крутящий момент передается на два ВФШ диаметром 1,7 м через планетарный односкоростной реверс-редуктор со встроенным упорным подшипником (1,85:1). Двигатели и редуктор оборудованы системой пневматического дистанционного управления из рулевой рубки и средствами автоматизации, обеспечивающими безвахтенное обслуживание.
      Для снабжения судна электроэнергией предусмотрена электростанция в составе трех дизель-генераторов мощностью по 50 кВт. Один из них резервный и может применяться в качестве стояночного. Дизель-генераторы имеют систему дистанционного и местного пуска и управления из рубки. Котлоагрегат КОАВ-200 и два утилизационных котла КАУ-6, использующие тепло отработавших газов главных двигателей, обеспечивают подогрев моторного топлива, работу систем отопления и горячего водоснабжения.
      В носовом энергетическом отсеке под надстройкой размещаются механизмы систем бытового водоснабжения, вентиляции и балластно-осушительной, а также установка для обеззараживания сточных вод. Рулевая рубка оборудована необходимым комплектом аппаратуры внутрисудовой и внешней связи, а также сигнализацией о работе главных двигателей, отличительных огней, рулевого устройства и пожарной сигнализацией. В рубке предусмотрены бортовые посты управления главными двигателями и рулевым устройством. Полный объем автоматизации соответствует нормам Речного Регистра РСФСР.
      Поскольку основное назначение судна - перевозка помидоров и арбузов, весьма важным является обеспечение их сохранности при транспортировке. При решении этого вопроса необходимо учитывать, что внутри плодов непрерывно происходят сложные биохимические процессы, в результате чего изменяется их химический состав. Эти процессы активизируются, если условия перевозки неблагоприятны. Свежие плоды легко испаряют воду, что является основной причиной их увядания. Для сохранности плодов и овощей при хранении и перевозках необходимо замедлить процессы дозревания и затормозить деятельность поражающих микроорганизмов. Это достигается за счет создания микроклимата в трюмах, усиленной вентиляции и режимных мероприятий. Сохранность плодов и овощей зависит от следующих факторов:
- исходного качества продукции;
- продолжительности ее пребывания на борту судна;
- эффективности принятой схемы вентиляции или рефрижерации;
- гидрометеорологических условий при транспортировке;
- соблюдения требований нормативных документов, регламентирующих условия погрузки, перевозки и выгрузки.
      При проектировании судна рассматривались два варианта обеспечения сохранности продукции: за счет вентиляции трюма и охлаждения груза. В качестве основного был выбран нерефрижераторный вариант, поскольку расчеты показали, что такое судно имеет более высокие эксплуатационно-экономические показатели. В этом случае трюм загружается 1160 специальными контейнерами, в которых на лотках укладываются 445 т помидоров. Контейнеры размерами 1270х900х1300 мм для улучшения вентилирования груза устанавливаются на расстоянии 85 мм один от другого по длине и 90 мм по ширине судна.
      Вентиляция грузового трюма осуществляется с помощью пяти нагнетателей общей подачей 20000 м3/ч и вентиляционных каналов, размещенных в меж- двубортном пространстве. В нижней части каждый канал расположен на расстоянии 300 мм от двойного дна до оси патрубка и имеет заглушку, которая перекрывает его при перевозке сыпучего груза. Верхняя часть вентиляционных каналов расположена между главной и верхней палубами, с правого борта на них установлены вентиляционные приточные головки ТН-200, а с левого - дефлекторные вытяжные головки типа I. По комингсу продольных переборок на высоте 300 мм от верхней палубы с шагом 3000 мм по обоим бортам размещены настенные вытяжные головки типа II.
      Для ускорения постройки и снижения ее трудоемкости судно строится на двух заводах. На одном изготавливается цилиндрическая вставка массой около 200 т с полным насыщением, имеющая размеры 44,85х12,3х8,8 м. На другом заводе строятся носовой блок с надстройкой и рубкой и кормовой блок с машинным отделением, движительно-рулевым комплексом и капом машинного отделения. Прибуксированная сюда цилиндрическая вставка поднимается на слип и стыкуется с носовым и кормовым блоками. Проведены также мероприятия по модульному формированию надстройки и агрегатированию ряда механизмов и оборудования энергетической установки: сепараторов топлива, топливного агрегата, агрегатов охлаждения форсунок, масляной системы и осушения, блока холодильников, вспомогательного котла, компрессора и т. п. Для каждого из них были разработаны отдельные чертежи и изготовлен макет в масштабе 1:10.
      Эксплуатационно-экономические расчеты показали, что по сравнению с существующими судами эти мероприятия обеспечивают снижение себестоимости перевозок на 56, удельных капиталовложений на 21, приведенных затрат на 43% и повышение производительности труда в два раза.








ФОТОГРАФИИ  




Источник: М. Аврух. Речной теплоход для перевозки овощей. / ж. «Судостроение» № ?, 1984, 3-5 с.   
Scan: ??? Edin & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2023