статья из журнала «Судостроение»
Проектирование судов
РЕЧНОЙ ТЕПЛОХОД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОВОЩЕЙ ( типа СТ-1300 )
М. Г. Аврух
В нашей стране начато строительство серии сухогрузных
речных теплоходов для перевозки овощей и тарно-штучных грузов по рекам с глубинами
не менее 2 м. Головное судно сдано в 1983 г. Кроме овощей и фруктов, грузов
на поддонах, зерна, предусмотрена возможность транспортировки контейнеров массой до
20 т, лесоматериалов в пакетах, колесной и гусеничной
техники. Теплоход может эксплуатироваться на магистральных
и боковых реках, в Ладожском и Онежском озерах с
ограничением по ветроволновому режиму, а также в Азовском море и Финском заливе
при высоте волн до 2 м. Судно имеет ледовые подкрепления для движения в битом
льду сплоченностью 5 баллов и толщиной 20 см.
Двухвинтовой двухпалубный теплоход с надстройкой
и рулевой рубкой в носовой части и машинным отделением в корме, с одним трюмом,
двойными дном и бортами построен на класс "О-ПР" (лед) Речного Регистра РСФСР.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Длина, м |
|
габаритная |
84,0 |
по КВЛ |
83,0 |
Ширина, м |
|
габаритная |
12,3 |
по КВЛ |
12,0 |
Высота, м |
|
габаритная при Т= 1,8 |
9,0 |
борта |
3,5 |
Осадка, м |
|
по КВЛ |
1,8 |
наибольшая |
2,5 |
Грузоподъемность, т |
800/1400 |
Водоизмещение, т |
2195 |
Мощность главных двиг., кВт |
2х440 |
Скорость, км/ч |
19,5 |
Автономность по топливу, сут. |
10 |
Количество спальных мест |
12 |
Форма обводов корпуса разработана с учетом
обеспечения хороших мореходных качеств судна
при двух осадках-1,8 и 2,5 м. Обводы носовой
оконечности имеют ложкообразную форму, а в корме
они спроектированы из условий размещения
гребного винта диаметром 1,7 м. При осадке 1,8м
основные коэффициенты, характеризующие обводы
корпуса, имеют следующие значения; коэффициент
общей полноты 0,855, коэффициент полноты ватерлинии
0,933, коэффициент полноты мидель-шпангоута 0,998.
Для обеспечения прохода под мостами в
Южный порт Москвы предусмотрена возможность
снижения надводного габарита приемом
800 т жидкого балласта в междудонные и бортовые отсеки.
Судно имеет главную и верхнюю палубы с раскрытием
70%, его корпус разделен на восемь водонепроницаемых
отсеков. Протяженность цилиндрической вставки корпуса, имеющей вертикальные
борта и плоское днище, составляет 58% от расчетной длины судна.
Потопчины, днище и второе дно в средней части судна набраны по продольной
системе, оконечности - по поперечной; шпация 540 мм.
Основными преимуществами носового расположения
надстройки являются: более высокая обитаемость
из-за снижения уровня шума, лучшая видимость по
ходу судна и благоприятные условия
для его удифферентовки в порожнем состоянии и
в полном грузу. Благодаря отдаленности надстройки
от машинного отделения значительно снизились
расходы на противошумовые мероприятия. К недостаткам
такого решения относится удлинение коммуникаций.
На судне предусмотрены два энергетических отсека -
носовой и кормовой. Машинное отделение
располагается в трюме и на главной палубе в кормовой
части. Переборки разделяют его на помещения,
в которых размещаются механизмы и оборудование
по функциональному признаку: главные двигатели;
дизель-генераторы; мастерская, вентиляторная и
топливные цистерны; главный распределительный щит.
В качестве главных двигателей установлены
два нереверсивных четырехтактных дизеля
8VDS 36/24А-1 с газотурбинным наддувом,
приспособленные для работы на дизельном и
моторном топливе. Каждый из них имеет мощность
440 кВт при 500 об/мин. Крутящий момент передается
на два ВФШ диаметром 1,7 м через планетарный
односкоростной реверс-редуктор со встроенным
упорным подшипником (1,85:1). Двигатели
и редуктор оборудованы системой пневматического
дистанционного управления из рулевой рубки и средствами
автоматизации, обеспечивающими безвахтенное обслуживание.
Для снабжения судна электроэнергией предусмотрена
электростанция в составе трех дизель-генераторов
мощностью по 50 кВт. Один из них резервный и может
применяться в качестве стояночного. Дизель-генераторы
имеют систему дистанционного и местного пуска и
управления из рубки. Котлоагрегат КОАВ-200 и два утилизационных
котла КАУ-6, использующие тепло отработавших
газов главных двигателей, обеспечивают подогрев
моторного топлива, работу систем отопления и горячего водоснабжения.
В носовом энергетическом отсеке под надстройкой
размещаются механизмы систем бытового водоснабжения,
вентиляции и балластно-осушительной, а также
установка для обеззараживания сточных вод.
Рулевая рубка оборудована необходимым
комплектом аппаратуры внутрисудовой и внешней
связи, а также сигнализацией о работе главных
двигателей, отличительных огней, рулевого устройства
и пожарной сигнализацией. В рубке предусмотрены
бортовые посты управления главными
двигателями и рулевым устройством. Полный объем
автоматизации соответствует нормам Речного Регистра РСФСР.
Поскольку основное назначение судна - перевозка
помидоров и арбузов, весьма важным является
обеспечение их сохранности при транспортировке.
При решении этого вопроса необходимо
учитывать, что внутри плодов непрерывно происходят
сложные биохимические процессы, в результате
чего изменяется их химический состав. Эти
процессы активизируются, если условия перевозки
неблагоприятны. Свежие плоды легко испаряют
воду, что является основной причиной их увядания.
Для сохранности плодов и овощей при хранении и
перевозках необходимо замедлить процессы дозревания
и затормозить деятельность поражающих
микроорганизмов. Это достигается за счет создания
микроклимата в трюмах, усиленной вентиляции и
режимных мероприятий. Сохранность плодов и овощей
зависит от следующих факторов:
- исходного качества продукции;
- продолжительности ее пребывания на борту судна;
- эффективности принятой схемы вентиляции или рефрижерации;
- гидрометеорологических условий при транспортировке;
- соблюдения требований нормативных документов, регламентирующих
условия погрузки, перевозки и выгрузки.
При проектировании судна рассматривались два
варианта обеспечения сохранности продукции: за
счет вентиляции трюма и охлаждения груза. В качестве
основного был выбран нерефрижераторный
вариант, поскольку расчеты показали, что такое
судно имеет более высокие эксплуатационно-экономические
показатели. В этом случае трюм загружается
1160 специальными контейнерами, в которых
на лотках укладываются 445 т помидоров. Контейнеры
размерами 1270х900х1300 мм для улучшения вентилирования
груза устанавливаются на расстоянии 85 мм один от
другого по длине и 90 мм по ширине судна.
Вентиляция грузового трюма осуществляется с помощью пяти нагнетателей общей подачей
20000 м3/ч и вентиляционных каналов, размещенных в меж-
двубортном пространстве. В нижней части каждый канал
расположен на расстоянии 300 мм от двойного дна до оси
патрубка и имеет заглушку, которая перекрывает его при
перевозке сыпучего груза. Верхняя часть вентиляционных
каналов расположена между главной и верхней палубами,
с правого борта на них установлены вентиляционные
приточные головки ТН-200, а с левого - дефлекторные
вытяжные головки типа I. По комингсу продольных
переборок на высоте 300 мм от верхней палубы с
шагом 3000 мм по обоим бортам размещены настенные
вытяжные головки типа II.
Для ускорения постройки и снижения ее трудоемкости
судно строится на двух заводах. На одном изготавливается
цилиндрическая вставка массой около 200 т с полным насыщением, имеющая
размеры 44,85х12,3х8,8 м. На другом заводе строятся
носовой блок с надстройкой и рубкой и кормовой
блок с машинным отделением, движительно-рулевым
комплексом и капом машинного отделения.
Прибуксированная сюда цилиндрическая вставка
поднимается на слип и стыкуется с носовым и
кормовым блоками. Проведены также мероприятия
по модульному формированию надстройки
и агрегатированию ряда механизмов и оборудования
энергетической установки: сепараторов топлива,
топливного агрегата, агрегатов охлаждения
форсунок, масляной системы и осушения, блока
холодильников, вспомогательного котла, компрессора
и т. п. Для каждого из них были разработаны
отдельные чертежи и изготовлен макет в масштабе 1:10.
Эксплуатационно-экономические расчеты показали,
что по сравнению с существующими судами
эти мероприятия обеспечивают снижение себестоимости
перевозок на 56, удельных капиталовложений на 21,
приведенных затрат на 43% и повышение производительности
труда в два раза.
|