статья из журнала "Судостроение и судоремонт"
Проекты
БМТР "ГЕНЕРАЛ ТРОШЕВ"
("Черноморский судостроительный завод" возродил достройку серии БМТР, заложенных в конце прошлого века.)
На ГАХК "Черноморский судостроительный завод"
близится к завершению достройка большого
морозильного траулера-рыбозавода пр.1288 "Генерал Трошев"
для российского ОАО "Преображенская база
тралового флота". Головное судно, БМТР типа
"Пулковский Меридиан", разработали в последней трети
XX века. Сам заказ № 616 был заложен еще в 1993 году,
спущен на воду и почти два десятилетия простоял у
набережной предприятия. Усилиями конструкторов
Проектно-конструкторского центра "ЧСЗ" и специалистов
верфи состоялась глубокая модернизация проекта 1288,
получившего недавно одобрение на соответствие Правилам
Российского морского регистра судоходства издания 2007 года.
Сегодня "Генерал Трошев", оснащенный по последнему слову
техники, готовится к сдаче. На очереди - еще три БМТР
пр. 1288. Заказ № 617 также куплен ОАО "ПБТФ",
а траулеры с заводскими номерами 618 и 619 с меньшей
степенью готовности находятся в открытой продаже.
Журнал "Судостроение и судоремонт" обратился
к генеральному директору "ЧСЗ" Валерию Николаевичу
Калашникову с просьбой рассказать об истории
возрождения траулеров пр. 1288. После выхода БМТР "Генерал
Трошев" на ходовые испытания "СиС" собирается опубликовать
подробный репортаж с борта судна.
Выпуск серии больших морозильных
траулеров-рыбозаводов пр. 1288
типа "Пулковский Меридиан" во
многом сформировал вектор развития
"ЧСЗ". Головное судно в 1974 году
заложили на наклонном стапеле №1, в
последующем сборка БМТР велась на
ставшем знаменитым поточно-позиционном
производстве - горизонтальном
стапеле длиной 400 метров, размещенном
в крытом эллинге. Всего завод сдал
118 судов, кроме того на базе проекта
построили 8 НИС для Министерства
геологии СССР и два корабля ВМФ.
С распадом Советского Союза и
началом стагнации судостроительной
промышленности Украины производство
серии БМТР пр. 1288 было остановлено.
У набережной "ЧСЗ" стояло
пять траулеров в разной степени
готовности. Заказ № 615 со временем
приобрела и самостоятельно
достраивает зарубежная компания, а
суда с заводскими номерами 616,617,
618 и 619 оказались на многие годы
прикованными к причалу.
Создалась парадоксальная ситуация
- БМТР пр. 1288 весьма успешно
эксплуатируются во всех уголках мирового
океана, по высоким ценам продаются
на вторичном рынке, а новострои, для
которых Проектно-конструкторский
центр "ЧСЗ" разработал несколько
инновационных проектов модернизации,
остаются невостребованными.
В прошлом причиной тому были,
прежде всего, проблемы с частой
сменой собственников завода.
Ситуация кардинально изменилась после
того, как в 2007 году "ЧСЗ" вошел в
состав "Смарт-холдинга".
Специалисты предприятия проработали
ряд предложений от потенциальных
заказчиков. Помимо использования
по основному назначению,
на базе БМТР предлагалось создать
судно-носитель для 6-8 рыбопромысловых
ботов, кабелеукладчик, экспедиционную
яхту и даже патрульный
корабль для борьбы с пиратами
в районе Аденского залива.
Наиболее реальным и интересным
для "ЧСЗ" оказалось предложение
российского ОАО "Преображенская база
тралового флота", уже владеющего
БМТР пр.1288 "Бухта Преображения".
Хорошо зная достоинства судов этого
типа, наши партнеры перед заключением
контракта в 2008 году захотели
только проверить состояние корпусов
запланированных к приобретению
заказов № 616 и 617. Они оказались в
отличном состоянии - стоянка в пресной
воде Южного Буга и, естественно,
качество работы николаевских корабелов
предопределили высокую степень сохранности траулеров.
Сегодня 616-й заказ, получивший
название "Генерал Трошев", готовится
к выходу на ходовые испытания.
Конструкторам ПКЦ "ЧСЗ" удалось
разместить и рационально скомпоновать в его
отсеках современное крупногабаритное
рыбообрабатывающее оборудование, что
позволило втрое поднять суточную
производительность судна.
В самое ближайшее время должна
начаться работа на втором заказе № 617.
Судьба двух оставшихся БМТР с
заводскими номерами 618 и 619 может
оказаться еще более интересной.
Есть несколько аргументов, способных
определить выбор их потенциальных покупателей.
Во-первых, как говорится, "таких
больше не делают". Запасы прочности
и надежности, отличающие проекты
разработанных в советское время
БМТР, сегодня могут показаться
избыточными, но, как показал опыт
достройки "Генерала Трошева", гарантируют
большой эксплуатационный ресурс
и возможности глубокой модернизации.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬШОГО МОРОЗИЛЬНОГО
ТРАУЛЕРА-РЫБОЗАВОДА пр. 1288 "Генерал Трошев"
Главные размерения
Длина:
наибольшая ... 104,50 м
между перпендикулярами ... 96,40 м
Ширина: ... 16,00 м
Высота борта (на миделе):
до палубы переборок ... 7,40 м
до верхней палубы ... 10,20 м
Осадка:
по летнюю грузовую марку ... 5,90 м
строительный дифферент ... 1,44 м
Вместимость трюмов и цистерн
(для рыбной продукции)
Рефрижераторный
трюм № 1 ... 960/520 м3/т
Рефрижераторный
трюм №2 ... 1180/630 м3/т
Склад рыбной муки ... 370/160 м3/т
Вместимость цистерн
Топлива ... 1130,0 м3
Смазочного масла ... 53,2 м3
Котельной воды ... 14,5 м3
Питьевой воды ... 53,3 м3
Мытьевой воды ... 37,5 м3
Топливно-балластных ... 760.0 м3
Балластных ... 86,0 м3
Водоизмещение (полное, при осадке по летнюю грузовую марку ) ... 5715 т
Дедвейт ... 1757 т
Регистровая вместимость
Валовая ... 4407 т
Чистая ... 1322 т
Энергетическая установка:
Главные двигатели ... 2 х 2610.0 кВт
Валогенераторы ... 2 х 1600.0 кВт
Дизель-генераторы:
вспомогательные ... 3 х 200.0 кВт
аварийный ... 1 х 100.0 кВт
Скорость хода
Сервисного (4250 л.с.) ... 14.3 уз
Полного (5230 л.с) ... 16.1 уз
Тяговое усилие (3950 л.с./6 уз) ... 33 т
Автономность (по запасам топлива) ... 65 с
Экипаж ... 96 ч
Во-вторых, меньшая степень готовности
618 и 619 заказов делает оптимальной
замену ГД и всего пропульсивного
комплекса с более эффективным гребным винтом (на № 616и617
они остались в проектном варианте).
Это при использовании современных
дизелей еще более поднимет экономические
показатели БМТР. Кроме того,
здесь (а возможно - и на заказе 617)
необходимо смонтировать новые
котельные и опреснительные установки,
установки для обеззараживания сточных
и фекальных вод и другое современное оборудование.
В-третьих, разработана и предлагается
к внедрению на пр. 1288 новая схема
снабжения судна электроэнергией.
Она предполагает замену 3-х стояночных
ДГР базового проекта мощностью
200 кВт каждый на вспомогательные ДГ
мощностью до 500 кВт, которые смогут
работать вместе с одним из валогенераторов
на отдельные секции ГРЩ,
что позволит увеличить скорость на
переходах и обеспечит более гибкое
использование всего энергетического комплекса траулера.
К этому следует добавить - уже
полученный опыт модернизации
БМТР "Генерал Трошев" поможет
"ЧСЗ" выполнить достройку 618 и 619
заказов в предельно сжатые сроки и
создаст хорошие возможности для
быстрого ввода в строй этих двух
современных рыбопромысловых судов.
Большой морозильный траулер-рыбозавод
(БМТР) пр. 1288 "Генерал
Трошев" предназначен для промысла
рыбы посредством донного и
разноглубинного траления. Улов
перерабатывается и замораживается в
разделанном и неразделанном виде.
Непищевой прилов и отходы от разделки
идут на кормовую муку и технический
жир. Готовая мороженая
продукция хранится в двух трюмах
общим объемом 2140 м3 при
температуре -28°С и может передаваться в
море на транспортные рефрижераторы
либо доставляться непосредственно в порт.
По архитектурно-конструктивному
типу БМТР представляет собой
двухпалубный одновинтовой теплоход
с избыточным надводным бортом,
удлиненным баком и смещенной
в нос надстройкой. В его корме
оборудован слип шириной 3,6 м.
Судно, построенное на класс
Российского морского регистра
судоходства КМ * lce3 AUT2REF Fishing
vessel, имеет неограниченный район
плавания. Основные районы эксплуатации - умеренные
широты морей Северного и Южного полушарий, с
обеспечением возможности работы в тропических условиях.
Период бортовой качки для основных случаев загрузки
составляет не менее 14 секунд.
Автономность плавания траулера пр. 1288 по провизии
составляет 70 суток, топливу - 65 суток. Запасы
пресной воды пополняются с помощью опреснительной
установки Д5М производительностью 30 т/сутки.
До нижней палубы траулер разделен водонепроницаемыми
переборками на восемь отсеков. Непотопляемость
обеспечивается при затоплении любого из них.
В качестве материала основного корпуса принята
низколегированная судостроительная сталь категорий А,
В и D32. Толщина наружной обшивки 12,14,16 и 20 мм.
Корпус и рубка выполняются по поперечной системе набора.
Шпация в оконечностях 600 мм, в средней части - 700 мм.
На судне установлен один обтекаемый балансирный
руль площадью 14,3 м3. Для его перекладки используется
электрогидравлическая рулевая машина BST 240-35
компании Van der Velden с крутящим моментом 25,0 тм.
Диаметр установившейся циркуляции на полном переднем
ходу при перекладке руля на борт 35° составляет
около трех длин корпуса.
"Генерал Трошев" снабжен двумя становыми и одним
запасным якорями типа Холла массой по 2500 кг и двумя
якорными цепями калибром 46 мм и длиной по 275 м.
Траловое устройство судна оборудовано по схеме
"дубль". В состав рыбопоискового комплекса входят
двухчастотные эхолот Simrad ES60 и гидролокатор Simrad
SX90/Sargan. Контроль рабочих параметров
трала обеспечивает траловый зонд СИ-6110.
Для выполнения промысловых операций на открытых палубах
смонтированы 14 однобарабанных электрических лебедок.
Две ваерные лебедки Ibercisa MAI-E/485/4000-32,5/1S с номинальным
тяговым усилием 20500 кгс и канатоемкостью барабана 4000 м
установлены в кормовой части верхней палубы.
Четыре кабельные лебедки Ibercisa
МАХ-М/Е/180/750-28 находятся на
верхней палубе в 43 м от слипа.
Две вытяжные лебедки Ibercisa
MAX-L/E//150/125-41 расположены
побортно на палубе бака.
Имеются также две грузовые лебедки
ЛЭ96 для подтягивания грунтропа
и подсушки трала, две кабельных
лебедки тралового зонда Ibercisa
MCS-E/50/4000-9,4, две лебедки
ЛЭ69 для подъема переходных концов
со слипа при включении траловых
досок и две 11-тонные промыслово-грузовые лебедки ЛЭ65.
Управление лебедками осуществляется дистанционно из
навигационно-промысловой рубки либо с местных постов.
Для выработки готовой продукции
на судне оборудованы рыбообрабатывающий
цех, мучной цех и производственная
лаборатория. Рыбообрабатывающий
цех по санитарно-техническому
состоянию соответствует требованиям
Директивы Совета 91/493/
ЕЭС от 22.07.91 г. "Санитарным условиям
для производства и сбыта рыбной
продукции" и Регламентам ЕС
№№852/2004, 853/2004, 854/2004 и
№178/2002. Здесь установлены
сортировочные и рыборазделочные
машины фирмы Baader, линии
транспортировки, глазировки и упаковки
фирмы Rosoma, позволяющие выпускать
ежесуточно в мороженом виде до
150 тонн рыбопродукции. Возможны
различные варианты: 150 тонн минтая,
потрошенного лосося либо иной
неразделанной рыбы, 50 тонн филе
минтая, 15 тонн рыбного фарша,
ястычной икры минтая и лососевых рыб,
6 тонн молок минтая и лососевых рыб,
а также печени минтая.
Кормовая мука из отходов рыбы
производится автоматизированной
установкой китайской фирмы East
Stream Co, рассчитанной на переработку 80 т сырья в сутки.
В холодильной установке траулера, имеющей класс РМРС * REF
QUICK FREEZING, используется хладон 22.
При проведении грузовых операций
БМТР задействуются три устройства - каждое состоит из двух стрел
грузоподъемностью по 3,2 тонны и вылетом за борт 3,5 метра,
работающих "на телефон" и навешенных на
трех П-образных безвантовых мачтах.
Основой энергетической установки судна пр. 1288 является
дизель-редукторный агрегат номинальной
мощностью 6800 э.л.с. на выходном
фланце редуктора.
В качестве главных двигателей
установлены два 4-тактных тронковых
нереверсивных с газотурбинным
наддувом дизеля марки 6ЧН 40/46,
изготовленные по лицензии фирмы
Pielstick. На номинальной мощности
3500 э.л.с. при 520 об/мин они расходуют 150+7 г/э.л.с. топлива в час.
Суммирующий редуктор Г-84
обеспечивает передачу крутящего
момента на размещенный в насадке
4-лопастный бронзовый гребной винт
регулируемого шага диаметром 3,7 м
и два валогенератора СБГ 1600-1500
мощностью по 1600 кВт.
Вспомогательная электростанция
укомплектована тремя стояночными
200-киловаттными дизель-генераторами ДГРА 200/750
и одним аварийным дизель-генератором АДГФ 100/1500 на 100 кВт.
Схемой электропитания предусмотрено несколько
вариантов работы валогенераторов и дизель-генераторов
на общие и выделенные шины ГРЩ, а также питание судовых
потребителей от береговой сети.
Необходимый для технологических
нужд судна пар вырабатывается при
помощи автоматизированного котло-агрегата КАВ4/7-22
производительностью 4 т/ч, а также двух утилизационных
котлов марки КУП 40СИ производительностью по 0,72 т/ч,
использующих тепло выхлопных газов ГД.
Объем автоматизации и степень
централизации управления и контроля
позволяют обслуживать энергетическую установку без несения
постоянной вахты в машинно-котельном отделении, но с постоянной
вахтой в ЦПУ, что соответствует знаку автоматизации AUT2 Правил РМРС 2007 г.
Для размещения экипажа, состоящего из 96 человек, на БМТР
пр.1288М оборудованы 2 блок-каюты, 12 одноместных, 33 двухместных,
43 четырехместных каюты, а также кают-компания и столовая экипажа.
Все жилые помещения обслуживаются системой круглогодичного кондиционирования воздуха.
Спасение команды в аварийных ситуациях обеспечивают две закрытые
спасательные шлюпки вместимостью по 55 человек, два 10-местных
и четыре 20-местных надувных спасательных плота.
На борту судна установлены современные средства навигации и
коммерческой связи. Оборудование ГМССБ соответствует требованиям
для морского района А1+А2+АЗ.
В. Калашников,
генеральный директор ГАХК "Черноморский судостроительный завод"
|