ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Речной Транспорт
Периодические издания

Музейная Коллекция РТ




ПЛАВБАТАРЕЯ «АТАМАН РАЗИН»

      В апреле 1918 г. начала создаваться Волжская военная флотилия в качестве ответной меры на контрреволюционную деятельность уральских и донских казаков и для обеспечения свободного плавания по Волге — исключительно важной транспортной артерии Советской республики. В конце июля 1918 г. под руководством комиссара Г. Маркина на нижегородских заводах энергично приступили к переоборудованию и вооружению волжских судов. Особое значение в этой работе имело создание плавбатарей из нефтеналивных барж.
      В конце первого десятилетия нашего века волжский несамоходный флот пополнился грандиозными по своим размерам стальными баржами грузоподъемностью до 500 тыс. пуд. (8200 т) нефти. Их корпус внутри разделялся на непроницаемые отсеки двумя-тремя продольными и шестью-восемью поперечными переборками. Такая конструкция корпуса позволяла легко производить необходимое подкрепление и устанавливать на палубе морскую артиллерию среднего калибра. Боезапас и личный состав размещались внутри многочисленных отсеков. На многих баржах стояли паровые котлы, служившие для приведения в действие вспомогательных механизмов и удовлетворения бытовых
      нужд команды. При переоборудовании барж в плавбатареи котлы использовались для отопления жилых помещений, а также судовых бань и прачечных.
      При создании плавбатареи Волжской военной флотилии широко применялся богатый опыт русского флота. Во время первой мировой войны на Висле и Немане уже использовались плавбатареи со 152-мм, а на Дунае с 203-мм пушками. Поэтому никаких конструктивных проблем не возникало. Представитель Морского ведомства корабельный инженер М. Олигер после осмотра очередной баржи, предназначенной под плавбатарею, формулировал заводу основные требования по размещению артиллерии, боезапаса, личного состава и составлял эскиз подкреплений корпуса. Всеми остальными вопросами занимались заводские инженеры и техники.
      Работы, связанные с переоборудованием нефтеналивных барж, заключались в следующем.
      Из трюмов отливалась нефть, днище и переборки очищались от густых нефтяных остатков, затем вымывались керосином и протирались ветошью насухо.
      Подкрепления под орудия устанавливались в местах пересечения продольных и поперечных переборок и состояли из стальных листов и швеллерных полос. Кроме того, днище и палуба в районе орудийного фундамента усиливались добавочными флорами, флорными бимсами и карлингсами. Для лучшей связи палубы с днищем устанавливались добавочные пиллерсы. Палуба под каждой пушкой усиливалась наложением двух 10,9-мм стальных листов большого размера.
      В связи с установкой артиллерии с палубы снимались некоторые дельные вещи, мешавшие ведению огня из орудий: крамболы, кнехты, буксирные арки на корме. Открытые «карманы» в фундаментах и подкреплениях заделывались деревом или стальными листами. Штурвальная и жилая рубки перемещались на середину судна, проводка штуртроса соответственно переделывалась. Штурвальная рубка бронировалась стальными 10—15-мм листами на войлочной подкладке. Устанавливалась мачта с гафелем, реей и сигнальными фалами. Кормовой и носовой шпили, как правило, передвигались к миделю.
      Погреба боезапаса размещались в средней части трюма баржи (между продольными переборками) и оборудовались стеллажами. Подача снарядов производилась вручную, «по цепочке» матросов. Системы орошения и затопления погребов не было. В качестве системы осушения могли использоваться отростки от нефтепровода, но чаще это производилось вручную — ведрами или помпами.
      Жилые помещения оборудовались между бортами и продольными переборками и обязательно граничили с погребами, освещение которых одновременно являлось освещением кубриков. В помещениях устанавливались деревянные койки, столы, скамейки и керосиновые фонари. Подволок, переборки и пол погребов боезапаса и жилых помещений застилались досками. Для схода в палубах прорубались люки, которые окантовывались комингсами и закрывались стальными крышками на петлях. Пирамиды для винтовок, деревянные трапы, палубные вентиляторы и железные печки-буржуйки завершали оборудование жилых помещений.
      Снаружи плавбатарея окрашивалась в защитный цвет, а внутри в цвет по усмотрению завода.
      На кормовом обносе устанавливались дополнительные съемные гальюны баржевого типа.
      20 августа 1918 г. Сормовский завод приступил к переустройству и вооружению плавбатареи «Атаман Разин» («Теща»).
      «Атаман Разин» имел на вооружении четыре 130-мм орудия. На палубе, по бортам, стояли пулеметы с нижними и верхними щитами и бачками для охлаждения стволов. Снарядные погреба находились в трех средних трюмах (между продольными переборками). В средней части трюма, между бортами и продольными переборками, оборудовали два жилых помещения на 70 человек. В камбуз добавили вторую железную плиту и большого размера самовар для чая. Под мостиком стоял умывальник на семь рожков с цистерной и ручным насосом для наполнения ее водой. В левом кормовом трюме имелся клепанный фундамент под горизонтальный
      нефтяной двигатель, соединенный с динамо-машиной, обеспечивавшей освещение плавбатареи. Для двигателя устанавливались большая нефтяная цистерна и цистерна для масла. Тут же располагались койки машинной команды и железная печка для отопления.
      15 сентября 1918 г. испытания артиллерии прошли успешно, и на следующий день «Атаман Разин» на буксире парохода «Старатель» ушел на фронт.
      Во время боевых действий на Волге плавбатарея оказала исключительно ценную поддержку Красной Армии. Ее необыкновенно мощный и точный огонь производил ужасающее воздействие на противника. Плавбатарея «Атаман Разин», как правило, работала с дистанции 60 кабельтовых, то есть вне пределов дальности действия полевой артиллерии. методично и безнаказанно сбивая неприятельские батареи и наблюдательные пункты. Огонь корректировался с высот при помощи телефонной связи или флажного семафора. Кроме того, для воздушной разведки и корректировки огня корабельной артиллерии использовался аэростат, который буксировал пароход «Самородок».
      В кампанию 1918 г. проявилась слабость конструкции корпуса плавбатареи «Атаман Разин» и подкреплений под орудия, в результате произошло общее расстройство клепки и чеканки днища. В бортах имелись многочисленные пробоины от ручного огнестрельного оружия и осколков снарядов. Кроме того, во время интенсивной стрельбы разорвалась 130-мм пушка. После длительного ремонта батарея с 31 июля 1919 г. входила в состав Волжско-Камской военной флотилии, а с 5 июля 1920 г. — в морские силы Каспийского моря.
      К началу навигации 1920 г. «Атаман Разин» имел четыре 130-мм орудия и две 63,5-мм зенитные пушки. 28 июля 1920 г. плавбатарею разоружили и передали водному транспорту.
      Опыт создания плавбатареи периода гражданской войны широко использовался во время Великой Отечественной войны, когда в состав Волжской военной флотилии входили плавбатареи, переоборудованные из нефтеналивных барж и имевшие на вооружении по три 152-мм пушки.

И. Черников


Плавбатарея «Атаман Разин»
(бывшая речная несамоходная баржа «Теща», построенная в 1914 г. в Коломне),
1905 т; 106,6х17х2,1 м; четыре 130-мм орудия и восемь пулеметов; экипаж 75 человек.

Чертежи реконструированы И. Черниковым, художник В. Петров.

Источник: И. Черников. Плавбатарея «Атаман Разин». / ж. "Речной Транспорт" № 7, 1990, 47-48 с., 3 стр. обл.
Edit & OCR: MasterRU

© ReSim Laboratory   2004-2022