ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Речной Транспорт
Периодические издания

Музейная Коллекция РТ




«ВОЛГАРЬ-ДОБРОВОЛЕЦ»

      Тревожной была весна 1918 г. в Нижнем Новгороде. В мае восставший чехословацкий корпус захватил Сызрань, а 8 июня пала Самара. Здесь образовалось меньшевистско-эсеровское правительство, начавшее осуществлять руководство вооруженной борьбой против Советской власти. Чехословацкие мятежники и белогвардейцы двинулись вверх по Волге на хорошо вооруженных судах с намерением захватить Нижний Новгород, а затем предпринять наступление на Москву.
      Для организации отпора противнику и защиты волжской магистрали в июне 1918 г. по указанию В. И. Ленина началось формирование Волжской военной флотилии с базой в Нижнем Новгороде. К 12 июля 1918 г. на заводах "Нижегородский теплоход" и "Сормово" удалось вооружить артиллерией и пулеметами пароходы "Кабестан" и "Царицын", которые сразу же были отправлены на фронт под Казанью. Флотилия росла довольно быстро, и в октябре 1918 г. в ее состав зачислили вооруженный пароход "Волгарь-доброволец".
      История мобилизации этого корабля не совсем обычна. Помощник капитана пассажирского парохода "Князь Юрий Суздальский" А. Леонтьев обратился в Нижегородский губком партии с просьбой укомплектовать один вооруженный пароход флотилии экипажем из добровольцев-речников. Инициативу поддержали, но предложили Леонтьеву самостоятельно подыскать подходящий пароход. Дело в том, что многие буксиры уже были мобилизованы, а оставшиеся с трудом справлялись с необходимыми перевозками. Но было известно, что часть пароходов судовладельцы прятали "до лучших времен" в тихих протоках и заводях.
      Поиски были нелегкими, и все же корабль найти удалось. Подсказал случайно встреченный старый бакенщик, обративший внимание на загадочное исчезновение в устье реки Сеймы мощного теплохода-буксира "Матвей Башкиров", который своей конструкцией и оригинальной архитектурой выделялся из всех судов, плававших в то время по Волге и Каме.
      Теплым сентябрьским утром среди крутых песчаных берегов, заросших ивняком, речники обнаружили замечательное судно, искусно замаскированное в кустах. Внешне теплоход был очень красив. Большой крепкий корпус с приземистой кормой. Добротные палубные надстройки. Высокая стройная носовая мачта со стеньгой, гафелем и многочисленными вантами придавали ему вид былинного корабля со старинных гравюр. Неподражаемо оригинальной была штурвальная рубка с шатровым куполом ярко-зеленого цвета, увенчанным массивным позолоченным шаром.
      Через день на буксире "Матвей Башкиров" был доставлен в Нижний Новгород. 14 сентября 1918 г. завод "Нижегородский теплоход" начал работы по переоборудованию. Предполагалось забронировать жизненно важные части судна, вооружив его двумя 102-мм пушками и шестью пулеметами.
      3 октября 1918 г. на Сормовском заводе начали установку артиллерии. Так как не хватало пушек необходимого калибра, то на корму корабля решили установить 102-мм пушку № 175, а на нос - 75-мм № 5966. Установочный барабан для кормового орудия и крепежные болты к обеим пушкам изготавливал сормовский завод. В течение ночи орудия были установлены, и "Матвей Башкиров" вернулся на "Нижегородский теплоход", где производился мелкий ремонт и некоторые работы по достройке.
      10 октября 1918 г. корабль вышел на приемные испытания артиллерии. По просьбе команды ему было присвоено имя "Волгарь-доброволец". Окрашенный в защитный цвет, с низкой посадкой кормы, на которой стояла морская четырехдюймовая пушка и пулеметы, он напоминал хорошо вооруженный тральщик.
      14 октября 1918 г. "Волгарь-доброволец" покинул нижегородский рейд и взял курс на Каму.
      Скоро корабль оказался в самой гуще боевых действий. Первый бой под селом Камбарским экипаж выдержал с честью. Артиллерийским огнем моряки выбили отряд противника из поселка, высадили десант и захватили большую баржу с мукой и печеным хлебом.
      В ноябре 1918 г. "Волгарь-доброволец" ушел в поход по реке Белой, что-бы разминировать проходы в устье и обеспечивать высадку десанта. За время похода на Белую вместе с экипажами других кораблей удалось захватить у противника 12 тысяч пудов хлеба. 6 ноября "Волгарь-доброволец" закончил кампанию и ушел на зимовку в Молитовский затон, где ремонтные работы по корпусу выполнял завод "Фельзер": необходимо было снять 75-мм орудие, а вместо него установить 120-мм в 45 кал. длиной, для которого сделать соответствующее подкрепление корпуса и фундамент; провести с мостика к орудиям переговорные трубы и звонковую сигнализацию, а также установить кранцы первых выстрелов. Кроме того, предстоял большой ремонт, связанный с постановкой в док (замена винта и поврежденных листов обшивки в носовой части).
      Наступила весна 1919 г. В затоне запахло свежей краской. На кораблях поднимали пары, раздавались первые гудки. К началу апреля бригада завода закончила ремонтные работы. Окончательная готовность корабля задерживалась из-за отсутствия 120-мм орудия.
      В ночь с 27 на 28 апреля 1919 г., хотя на Волге еще кое-где шел лед, корабли флотилии отправились на фронт, 11 мая с новым вооружением ушел и "Волгарь-доброволец". 13 мая он соединился с флотилией, а на следующий день вместе с канонерскими лодками "Авангард революции", "Ваня-коммунист" и "Кубань" в течение пяти часов вел бой с девятью кораблями противника в устье Вятки, Во время этого боя поврежденная белогвардейская канонерка "Грозящий" выбросилась на берег. К 24 мая "Волгарь-доброволец" с боями дошел до г. Осы, а 31 июля 1919 г, вошел в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, 12 сентября закончил кампанию и ушел в Нижний Новгород.
      Зимой 1919-1920 гг. предполагалось снять кормовую 102-мм пушку, усилить крепления и установить 120-мм орудие в 45 кал. длиной, которое ремонтировалось в Ярославле. Однако ее получить не удалось, и корабль остался с прежним вооружением. 15 мая 1920 г. после окончания ремонта "Волгарь-доброволец" ушел в Астрахань.
      15 июня 1920 г. в честь героически погибшего помощника командующего Волжской военной флотилии корабль получил название "Товарищ Маркин", а 15 июля переведен в состав Военно-Морских Сил Каспийского моря. 11 августа 1920 г. под прежним названием был сдан Астраханскому районному управлению водного транспорта и разоружен на Заячьем острове близ Астрахани. 8 апреля 1921 г. теплоход вновь мобилизовали, вооружив одной 120-мм и одной 75-мм пушкой, четырьмя пулеметами. Летом 1921 г. в составе судов по охране Нижнего плеса Волги "Волгарь-доброволец" участвовал в борьбе с контрреволюционными бандами, а 15 октября был сдан областному управлению водного транспорта Волжского бассейна. Позднее "Волгарь-доброволец", переоборудованный для каботажного плавания, в составе судов Каспийского государственного пароходства занимался буксировкой нефтеналивных караванов. В годы Великой Отечественной войны на том же Заячьем острове теплоход был вооружен зенитной артиллерией и крупнокалиберными пулеметами, участвовал в противовоздушной обороне астраханского рейда, обеспечивал воинские и народнохозяйственные перевозки.
      В 1952 г. теплоход был модернизирован, изменился его внешний вид, установлены более мощные двигатели (два по 400 л. с.). Затем до 1966 г. был буксирным судном пароходства "Рейдтанкер". В 1967 г. "Волгарь-доброволец" возвратился в Горький и с тех пор является плавучим мемориальным музеем Волжско-Каспийской военной флотилии и Волжского объединенного пароходства. В настоящее время это единственное сохранившееся судно Волжской военной флотилии.

И. Черников


«Волгарь-Доброволец» 1919 г.
Главные размерения: L*B*T = 53,65 * 8,53 * 1,2 м; высота борта 3,05 м.
Водоизмещение 371,6 т. Суммарная мощность 646 л.с. Скорость хода 11,7 уз.

Чертежи реконструированы И. Черниковым, художник С. Борин.

Источник: И. Черников. «Волгарь-Доброволец». / ж. "Речной Транспорт" № 1, 1990, 47-48 с., 3 стр. обл.
Edit & OCR: MasterRU

© ReSim Laboratory   2004-2022