Музейная Коллекция РТ
«ВОЛГАРЬ-ДОБРОВОЛЕЦ»
Тревожной была весна 1918 г. в
Нижнем Новгороде. В мае восставший чехословацкий корпус захватил Сызрань,
а 8 июня пала Самара. Здесь образовалось меньшевистско-эсеровское правительство,
начавшее осуществлять руководство вооруженной
борьбой против Советской власти. Чехословацкие мятежники и белогвардейцы
двинулись вверх по Волге на хорошо вооруженных судах с намерением
захватить Нижний Новгород, а затем предпринять наступление на Москву.
Для организации отпора противнику и защиты волжской магистрали в июне
1918 г. по указанию В. И. Ленина началось формирование Волжской военной
флотилии с базой в Нижнем Новгороде. К 12 июля 1918 г. на заводах
"Нижегородский теплоход" и "Сормово" удалось вооружить артиллерией и
пулеметами пароходы "Кабестан" и "Царицын", которые сразу же были отправлены на
фронт под Казанью. Флотилия росла довольно быстро, и в октябре 1918 г. в ее
состав зачислили вооруженный пароход "Волгарь-доброволец".
История мобилизации этого корабля не совсем обычна. Помощник капитана
пассажирского парохода "Князь Юрий Суздальский" А. Леонтьев обратился в
Нижегородский губком партии с просьбой укомплектовать один вооруженный
пароход флотилии экипажем из добровольцев-речников. Инициативу поддержали,
но предложили Леонтьеву самостоятельно подыскать подходящий пароход. Дело
в том, что многие буксиры уже были мобилизованы, а оставшиеся с трудом
справлялись с необходимыми перевозками. Но было известно, что часть
пароходов судовладельцы прятали "до лучших времен" в тихих протоках и заводях.
Поиски были нелегкими, и все же корабль найти удалось. Подсказал случайно
встреченный старый бакенщик, обративший внимание на загадочное исчезновение
в устье реки Сеймы мощного теплохода-буксира "Матвей Башкиров",
который своей конструкцией и оригинальной архитектурой выделялся из
всех судов, плававших в то время по Волге и Каме.
Теплым сентябрьским утром среди крутых песчаных берегов, заросших ивняком,
речники обнаружили замечательное судно, искусно замаскированное в кустах.
Внешне теплоход был очень красив. Большой крепкий корпус
с приземистой кормой. Добротные палубные надстройки. Высокая стройная
носовая мачта со стеньгой, гафелем и многочисленными вантами придавали
ему вид былинного корабля со старинных гравюр. Неподражаемо оригинальной
была штурвальная рубка с шатровым куполом ярко-зеленого цвета, увенчанным
массивным позолоченным шаром.
Через день на буксире "Матвей Башкиров" был доставлен в Нижний Новгород.
14 сентября 1918 г. завод "Нижегородский теплоход" начал работы по
переоборудованию. Предполагалось забронировать жизненно важные части
судна, вооружив его двумя 102-мм пушками и шестью пулеметами.
3 октября 1918 г. на Сормовском заводе начали установку артиллерии. Так
как не хватало пушек необходимого калибра, то на корму корабля решили
установить 102-мм пушку № 175, а на нос - 75-мм № 5966. Установочный
барабан для кормового орудия и крепежные болты к обеим пушкам изготавливал
сормовский завод. В течение ночи орудия были установлены, и "Матвей
Башкиров" вернулся на "Нижегородский теплоход", где производился мелкий
ремонт и некоторые работы по достройке.
10 октября 1918 г. корабль вышел на приемные испытания артиллерии. По
просьбе команды ему было присвоено имя "Волгарь-доброволец". Окрашенный
в защитный цвет, с низкой посадкой кормы, на которой стояла морская
четырехдюймовая пушка и пулеметы, он напоминал хорошо вооруженный тральщик.
14 октября 1918 г. "Волгарь-доброволец" покинул нижегородский рейд и взял курс на Каму.
Скоро корабль оказался в самой гуще боевых действий. Первый бой под
селом Камбарским экипаж выдержал с честью. Артиллерийским огнем моряки
выбили отряд противника из поселка, высадили десант и захватили большую
баржу с мукой и печеным хлебом.
В ноябре 1918 г. "Волгарь-доброволец" ушел в поход по реке Белой, что-бы
разминировать проходы в устье и обеспечивать высадку десанта. За время
похода на Белую вместе с экипажами других кораблей удалось захватить
у противника 12 тысяч пудов хлеба. 6 ноября "Волгарь-доброволец" закончил
кампанию и ушел на зимовку в Молитовский затон, где ремонтные работы по
корпусу выполнял завод "Фельзер": необходимо было снять 75-мм орудие, а
вместо него установить 120-мм в 45 кал. длиной, для которого сделать
соответствующее подкрепление корпуса и фундамент; провести с мостика к
орудиям переговорные трубы и звонковую сигнализацию, а также установить
кранцы первых выстрелов. Кроме того, предстоял большой ремонт, связанный
с постановкой в док (замена винта и поврежденных листов обшивки в носовой части).
Наступила весна 1919 г. В затоне запахло свежей краской. На кораблях
поднимали пары, раздавались первые гудки. К началу апреля бригада завода
закончила ремонтные работы. Окончательная готовность корабля
задерживалась из-за отсутствия 120-мм орудия.
В ночь с 27 на 28 апреля 1919 г., хотя на Волге еще кое-где шел лед, корабли
флотилии отправились на фронт, 11 мая с новым вооружением ушел и
"Волгарь-доброволец". 13 мая он соединился с флотилией, а на следующий день
вместе с канонерскими лодками "Авангард революции", "Ваня-коммунист" и "Кубань"
в течение пяти часов вел бой с девятью кораблями противника в устье Вятки, Во
время этого боя поврежденная белогвардейская канонерка "Грозящий" выбросилась
на берег. К 24 мая "Волгарь-доброволец" с боями дошел до г. Осы, а 31 июля 1919 г,
вошел в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, 12 сентября закончил кампанию
и ушел в Нижний Новгород.
Зимой 1919-1920 гг. предполагалось снять кормовую 102-мм пушку, усилить
крепления и установить 120-мм орудие в 45 кал. длиной, которое ремонтировалось
в Ярославле. Однако ее получить не удалось, и корабль остался с прежним
вооружением. 15 мая 1920 г. после окончания ремонта "Волгарь-доброволец"
ушел в Астрахань.
15 июня 1920 г. в честь героически погибшего помощника командующего
Волжской военной флотилии корабль получил название "Товарищ Маркин", а
15 июля переведен в состав Военно-Морских Сил Каспийского моря.
11 августа 1920 г. под прежним названием был сдан Астраханскому районному
управлению водного транспорта и разоружен на Заячьем острове близ Астрахани.
8 апреля 1921 г. теплоход вновь мобилизовали, вооружив одной 120-мм и
одной 75-мм пушкой, четырьмя пулеметами. Летом 1921 г. в составе судов по
охране Нижнего плеса Волги "Волгарь-доброволец" участвовал в борьбе с
контрреволюционными бандами, а 15 октября был сдан областному управлению
водного транспорта Волжского бассейна. Позднее "Волгарь-доброволец",
переоборудованный для каботажного плавания, в составе судов Каспийского
государственного пароходства занимался буксировкой нефтеналивных
караванов. В годы Великой Отечественной войны на том же Заячьем острове
теплоход был вооружен зенитной артиллерией и крупнокалиберными пулеметами,
участвовал в противовоздушной обороне астраханского рейда, обеспечивал
воинские и народнохозяйственные перевозки.
В 1952 г. теплоход был модернизирован, изменился его внешний вид, установлены
более мощные двигатели (два по 400 л. с.). Затем до 1966 г. был буксирным
судном пароходства "Рейдтанкер". В 1967 г. "Волгарь-доброволец" возвратился
в Горький и с тех пор является плавучим мемориальным музеем
Волжско-Каспийской военной флотилии и Волжского объединенного пароходства.
В настоящее время это единственное сохранившееся судно Волжской военной флотилии.
И. Черников
|