статья из журнала «Морской флот»
Техника Морского флота
АРКТИЧЕСКИЙ СНАБЖЕНЕЦ «ИВАН ПАПАНИН»
В. Никонов,
начальник проектно-конструкторского бюро Мурманского пароходства
МУРМАНСКОЕ ПАРОХОДСТВО пополняется универсальными судами снабжения
для Арктики типа «Иван Папанин» второй серии «арктических снабженцев»,
строящихся на Херсонском судостроительном производственном объединении.
От предыдущих судов-снабженцев (головное судно серии - дизель-электроход
«Витус Беринг» - сдано в эксплуатацию в октябре 1986 г.) оно отличается,
прежде всего, несколько большими размерами, использованием малооборотного
дизеля с прямой передачей на винт регулируемого шага (ВРШ) в качестве
главной энергетической установки (вместо дизель-электрической). На судне
установлены 25-тонные краны (на предыдущих судах их грузоподъемность
составляла 12,5 т). На подводную часть корпуса нанесено ледостойкое покрытие.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА |
Длина |
|
габаритная |
167,00 м |
между перпендикулярами |
147,20 м |
Ширина наибольшая |
22,58 м |
Высота борта до верхней палубы |
13,49 м |
Осадка наибольшая |
9,00 м |
Водоизмещение при осадке 9,0 м |
21025 т |
Дедвейт при осадке 9,0 м |
10200 т |
Валовая вместимость(в соответствии
с международной конвенцией 1989 г) |
14400 м3 |
Скорость при осадка 9,0 м |
17,1 уз |
Дальность плавания |
8000 миль |
На «Иване Папанине» установлены следующие головные образцы оборудования:
главный дизель 8ДКРН60/195-10, ВРШ с системой управления УР-5,
система дистанционного автоматизированного управления главным двигателем
и винтом регулируемого шага (ДАУ ГД-ВРЩ) «Лавина», утилизационный
котел КУП1000Р, люковые закрытия нижней палубы.
К оригинальным конструкторским решениям, впервые примененным в практике
отечественного судостроения, можно отнести использование двигательно-движительного
комплекса с прямой передачей крутящего момента от малооборотного дизеля на ВРШ,
размещенный в насадке. Это позволяет на судне автономного арктического плавания
при применении ДАУ ГД-ВРШ, исключающей перегрузки ГД при плавании судна во льдах,
обеспечить значительное сокращение расхода топлива по сравнению с другими типами
силовых установок.
Судно соответствует действующим международным конвенциям, правилам и стандартам,
спроектировано и построено по Правилам Регистра СССР на класс КМ(*)УЛА A2 с
возможностью эксплуатации при осадке 9,0 м. При осадке 8,0 м судно удовлетворяет
требованиям правил, дающих возможность иметь в символе класса знак деления на отсеки (2).
Судно предназначено для перевозки в высокоширотные необорудованные пункты Арктики
практически всей необходимой номенклатуры грузов снабжения, в том числе крупногабаритных
и тяжеловесных (до 7х24 м, массой до 80 т); каменного угля, руды; зерна без применения
устройств, предотвращающих смещение; горюче-смазочных и легковоспламеняющихся грузов
в таре; рефрижераторных грузов в двух трюмах с автоматическим поддержанием температурных
режимов в пределах от -2°С до -15°С; контейнеров международного стандарта 1C, 1А и
высотой 8,5 фут; накатной техники массой до 40т; взрывчатых веществ; ценных грузов в
специальном помещении емкостью 25 м3.
Предусмотрена возможность выдачи на другие суда до 700 т топлива судовыми средствами.
Обеспечено размещение 236 контейнеров для перевозки файнштейна типа 1D и массой 30 т,
341 контейнера типа 1C или 166 контейнеров типа 1А и 9 контейнеров типа 1C (из них
предусмотрена перевозка 7 контейнеров, установленных на трейлеры). На люковые закрытия
верхней палубы могут быть приняты 20 рефрижераторных контейнеров. Общее количество
размещаемых на судне контейнеров высотой 8,5 фут. составляет 329 единиц.
Для обеспечения перевозки перечисленных грузов и их обработки принят нетрадиционный
архитектурно-конструктивный тип судна с размещением надстройки и рефрижераторных
трюмов в носовой оконечности, трех грузовых трюмов в средней части, силовой установки и
вертолетного комплекса в корме. Такое расположение позволяет производить вертолетную
разгрузку всех трюмов при удобном и безопасном подлете к носовым
и кормовым грузовым площадкам, обеспечивает посадку судна во всех
случаях эксплуатации практически на ровный киль, а также хороший
обзор из навигационной рубки, что важно при плавании в канале и
вплотную за ледоколом.
Три грузовых трюма открытого типа ящичной формы имеют парные
по ширине закрытия с электрогидравлическим приводом. Люковые
закрытия, водонепроницаемые на верхней палубе и проницаемые
на нижней, обеспечивают максимальное раскрытие грузовых помещений,
что позволяет производить размещение грузов без их дополнительных
перемещений внутри трюмов.
Грузовое устройство состоит из двух спаренных электрогидравлических
кранов типа EH2х25/22 (поставка ГДР) грузоподъемностью 2х25 т и двух
кранов КЭ52/3 грузоподъемностью 3,2 т для обслуживания рефрижераторных трюмов,
помещения ценных грузов и провизионной кладовой. Размещение
спаренных кранов позволяет обрабатывать трюм N 2 через общую
траверзу грузоподъемностью 80 т.
Судно обладает высокой приспособленностью к проведению
грузовых операций в районе необорудованного берега. В качестве
средств рейдовой разгрузки используются два вертолета Ка-32С
грузоподъемностью по 5 т на внешней подвеске. Предусматривается
также возможность размещения на судне состава на воздушной
подушке СВП-10 грузоподъемностью 10 т и двух платформ на
воздушной подушке ПВП-20 грузоподъемностью 20 т. Их применение обеспечивает грузообработку
судна по схеме «судно - средство
рейдовой разгрузки - склад», которая позволяет исключать ручные
работы по перевалке груза на береговой транспорт и значительно
повысить скорость его доставки и сохранность. Помимо всего прочего -
разгрузка вертолетами производится независимо от ледовой обстановки,
волнения моря, рельефа дна и берега. Вместо перечисленного, предусматривается также
возможность размещения на люковых крышках верхней палубы
традиционных средств рейдовой разгрузки, таких как баржи «Славянка» и «Восток»,
плашкоуты, амфибийные буксировщики, плавающие тракторы.
Для горизонтальной грузообработки предусматривается нижняя
палуба в районе трюмов № 1, 2, 3 и твиндека N 4 общей площадью
1600 м2. Наличие на судне аппарельного устройства и переборочных
проездов высотой в свету 4,5 м обеспечивает проезд и крепление
на нижней палубе 20-футовых двухосных и одноосных ролл-трейлеров,
грузовых автомобилей и другой колесной техники с нагрузкой на ось 12,5 т
и габаритами не более 8,0х3,2х3,5 м. Аппарель рассчитана на проезд тягача с
колесной техникой общей максимальной массой 40 т.
Район плавания судна неограниченный. Дальность плавания при
скорости 17 уз по запасам топлива составляет 8 тыс. миль.
Предусматривается возможность увеличения дальности плавания до 14 тыс. миль
снижением грузоподъемности. Возможность приема топлива в балластные танки
и балласта в топливные танки исключена.
Полученная во время испытаний скорость судна в балласте (Тср.
6,45 м) при частоте вращения вала 111 об/мин составила 17,97 уз, что
соответствует требованиям договорной спецификации.
Проектная ледопроходимость судна при мощности на винте 11180
кВт (15200 л.с.) и частоте вращения вала 111 об/мин при движении
непрерывным ходом со скоростью 1,5 уз в сплошных ровных льдах
составляет около 1,0 м льда, покрытого слоем снега толщиной 20
см. Ледопроходимость будет уточняться по результатам испытаний
судна во время эксплуатации.
Форма форштевня обеспечивает работу вплотную за ледоколом типа
«Арктика» во всем диапазоне осадок, а за ледоколами
типов «Капитан Сорокин» и «Таймыр» - при осадка судна 8-9 м.
Форма буксирной выемки в корме обеспечивает возможность толкания судна
указанными ледоколами.
Учитывая, что судно предназначено для плавания в высокоширотных районах Арктики в период
продленной навигации, вплоть до
круглогодичной, расчетная температура наружного воздуха для выбора
толщин изоляции и конструкции
корпуса принята равной -50°С. Для
остальных конструкций, механизмов, устройств, оборудования, в
том числе электрооборудования,
расположенного на открытых частях судна - 40°C.
Судно спроектировано по современным нормам обитаемости. Жилые помещения
рассчитаны на 55 человек. Экипаж судна, состоящий из 18 человек команды и
18 - комсостава, размещается в одноместных каютах с душами или ванными
(старший комсостав). Пассажиры в количестве 10 человек размещаются в
4 одноместных и 3 двухместных каютах, авиагруппа
(6 человек) - в 3 двухместных каютах. Имеется запасная блочная каюта и
двухместная каюта для лоцманов. На судне предусмотрены
камбуз с буфетными, кают-компания, столовая команды, салон комсостава,
салон команды, фото-каюта, библиотека, спортзал, бассейн, сауна. Жилые
и общественные помещения оборудованы системой круглогодичного
кондиционирования воздуха, а для повышения комфорта при плавании в северных
широтах в каютах установлены радиаторы водяного отопления.
«Иван Папанин» имеет 2 палубы, бак, ют, 6-ярусную рубку, расположенную
в носовой части судна. Семь поперечных водонепроницаемых переборок, доходящих до
верхней палубы, разделяют судно на восемь водонепроницаемых
отсеков. Корпус в районе, подверженном воздействию низкой температуры,
изготовлен из стали категории Е40. Остальные корпусные
конструкции выполнены в основном из судостроительных сталей категорий
Д40, Д32 по ГОСТ 5521-86.
На судне установлен один обтекаемый полубалансирный руль
площадью около 23 м2. Для перекладки руля служит электрогидравлическая
рулевая машина Р18М1-1 с крутящим моментов 1000 кНм (100 тсм), обеспечивающая
перекладку руля с 35° одного борта на 30° другого борта да 28 с при
полном переднем ходе судна и при работе одного насосного агрегата.
Судно снабжено двумя становыми и одним запасным якорями Холла
массою 6 т каждый. Имеется также кормовой якорь массой 3 т. Для
подъема и отдачи становых якорей на палубе бака установлен якорный
шпиль ШЭ12-ЗМ, обеспечивающий скорость подъема одного якоря с
номинальной глубины стоянки 100 м не менее 10 м/мин. Подъем и отдача
кормового якоря осуществляются якорно-швартовным шпилем ЯШ7, установленным
на верхней палубе. Шпили оборудованы указателями длины вытравленной цепи,
установленными в районе местных постов управления и в рулевой рубке.
Для швартовки и буксировки судно укомплектовано необходимым
количеством полипропиленовых и стальных канатов, кнехтов,
клюзов, роульсов. Имеется устройство для хранения, крепления и
быстрой отдачи буксирных «усов» с ручным управлением. Установлено
5 швартовных автоматических лебедок с номинальным тяговым усилием 157 кН (16 тс).
Полипропиленовые швартовные канаты хранятся
на бесприводных вьюшках, стальные - на барабанах швартовных лебедок.
Предусмотрена сигнализация о выходе швартовных лебедок из
автоматического режима, выведенная к посту вахтенного.
На судне установлены две спасательные пластмассовые закрытые самовосстанавливающиеся
моторные шлюпки 00026 вместимостью 55 человек каждая и рабочий катер 338М. Одна из шлюпок
является дежурной. Спасательные плоты ПСН-10МК со штатными
пластмассовыми контейнерами хранятся в специальных контейнерах-хранителях с подогревом,
обеспечивающим сохранность плотов при температуре окружающего
воздуха до -50 С. Шесть плотов расположены в районе жилой надстройки и один - в
кормовой оконечности.
Особое место в оснащении судна занимает авиационный комплекс,
который состоит из двух вертолетов Ка-32С и средств обеспечения их
базирования и полетов. Вертолет Ка-З2С специально создан для работы
в морских северных районах. Он может транспортировать (укрупненными местами)
грузы до 5 т на внешнем подвеске длиной до 40 м. При этом его скорость составляет 180 км/ч.
Комплекс судовых авиационно-технических средств «Ивана Папанина»
имеет следующий состав: оборудованные посадочная и четыре
грузовых площадки; палубный ангар для двух вертолетов Ка-З2С с
двумя электрогидравлическими лебедками для буксировки вертолета
на полетную площадку и обратно:
емкости (вместимостью 140-196 т)
для хранения авиатоплива и система для заправки им вертолетов
(300 л/мин); системы заправки гидрожидкостью и подзарядки
вертолетных систем сжатыми газами; система электроснабжения
вертолетов постоянным и переменным токами на посадочной
площадке и в ангаре; системы обогрева вертолета горячим воздухом и обмыва
его подогретой пресной водой; судовой вертолетный командным
пункт (СВКП); средства обеспечения радиосвязи с вертолетом,
радиопривода на судно и радиолокационного наблюдения из СВКП;
средства метеорологического обеспечения полетов (без измерения
дальности видимости); светотехническое оборудование для обеспечения
полетов в темное время суток; авиационные аварийно-спасательные средства;
средства пожаротушения на посадочной площадке, в ангаре и в судовых
помещениях авиационного комплекса; служебно-технические помещения и
кладовые авиационного назначения.
На судне предусмотрены раздельные системы питьевой и мытьевой
воды. Запасы питьевой воды хранятся в трех вкладных цистернах из
нержавеющей и плакированной сталей общим объемом 135 м3.
Недостающее количество питьевой воды во время автономного плавания
пополняется вакуумной опреснительной установкой производительностью
25 т в сутки. Для обработки воды служат минерализатор
МВ-50 и установка ультрафиолетового облучения БАКТ-30. Предусмотрена
возможность выдачи воды другим судам.
Судно полностью удовлетворяет требованиям Международной конвенции
по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. (МАРПОЛ-73/78). Предусмотрен
автономный осушительный трубопровод для сбора нефтесодержащих вод, обслуживаемый насосом
ЭНП-25/2,5. Этим же насосом производится осушение грузовых
помещении в случае перевозки грузов, приводящих к загрязнению
моря нефтепродуктами. Очистка нефтесодержащих вод осуществляется сепаратором СК-4М через
фильтр ФДН-4М. Устройства для приема топлива и масла размещены
в специальной станции, комингс двери которой имеет высоту 400 мм
и образует емкость вместимостью 318 л.
Сточные и хозяйственно-бытовые воды отводятся в установку З0С-15
для очистки и обеззараживания, а при выходе З0С-15 из строя - в
сточную цистерну емкостью 13 м3. Из установки З0С-15 очищенные
сточные воды удаляются за борт или в балластную цистерну емкостью 300 м3.
Предусмотрена сигнализация, выведенная в ЦПУ, которая предупреждает
о заполнении сточных цистерн свыше 75 % их объема и об аварийном состоянии
установки З0С-15. На верхней палубе установлены 3 контейнера
емкостью 0,75 м3 каждый для сбора мусора и пищевых отходов.
Во всех судовых помещениях предусмотрена искусственная или
естественная вентиляция, обеспечивающая воздухообмен в
соответствии с существующими нормами. Охлаждение рефрижераторных
трюмов производится холодильной установкой, которая состоит из трех
компрессорно-конденсаторных агрегатов МАК9Р6 (один резервный),
расположенных на нижней палубе в специальном помещении.
Противопожарная защита судна обеспечивается системами водяного
тушения, паротушения, пенотушения и углекислотного тушения. Система
водяного пожаротушения, обслуживаемая двумя электронасосами
НЦВ160/100А, выполнена по кольцевой схеме в надстройке, на верхней
палубе и по линейной - в остальных частях судна. Система
паротушения обеспечивает защиту глушителей аварийного дизель-генератора,
утилизационных котлов, искрогасителей дымоходов вспомогательных котлов
и инсинератора. Система пенотушения является основным средством тушения
пожара на посадочной площадке, а также дополнительным средством
тушения в других помещениях судна. Система углекислотного
тушения низкого давления используется для тушения пожаров в
грузовых помещениях и МКО, а система углекислотного тушения
высокого давления предусмотрена для тушения пожаров в помещениях
аварийных дизель-генераторов, насосной, малярной, ангаре,
кладовой ГСМ, кладовой лаков и красок, в насосном отделении авиатоплива.
Главная энергетическая установка расположена в кормовой части
судна и состоит из одного дизеля 8ДКРН60/195-10 (BL50MC),
изготовленного Брянским машиностроительным заводом по лицензии
фирмы «МАН-Бурмейстер и Вайн». Главный двигатель имеет максимальную
длительную мощность 13200 кВт (17920 л.с.), частоту
вращения вала 111 об/мин. При этом расход топлива составляет 176,9
г/кВт*ч. Управление главным двигателем осуществляется
дистанционно из рулевой рубки и ЦПУ при
помощи ДАУ ГД-BPШ «Лавина». Объем автоматизации механизмов и
систем энергетической установки удовлетворяет требованиям Правил
Регистра СССР на знак А1 и обеспечивает возможность ее
безвахтенного обслуживания как на ходу, так и на стоянке. Однако, поскольку
судно оборудовано впервые созданной отечественной системой ДАУ
ГД-BPШ, опыт эксплуатации которой отсутствует, головному судну
присвоен знак автоматизации А2.
Вспомогательная часть энергетической установки состоит из трех
автоматизированных дизель-генераторов фирмы MWM (ФРГ) с дизелем
ТВД444-L6 мощностью 880 кВт при частоте вращения вала 750 об/мин:
одного аварийного дизель-генератора АДГР200/1500;
двух котлоагрегатов КАВ4/7-21, работающих на жидком топливе;
одного утилизационного котла КУП1000Р с оребренной поверхностью испарения,
использующего тепло выхлопных газов главного двигателя; двух
утилизационных котлов КУП40СИ, использующих тепло выхлопных
газов дизель-генераторов; одной опреснительной установки Д5М,
работающей на тепле охлаждающей пресной воды главного двигателя;
вспомогательных механизмов и теплообменных аппаратов, рассчитанных
на температуру забортной веды до +32°С.
Судно оснащено современным комплексом средств связи и
электрорадионавигации отечественного
производства. В состав комплекса входят радиопередатчики
«Муссон-3» и «Бриг-2», радиостанции «Ангара-РБ», Р-625, «Рейд-1», а
также пульт дистанционного управления средствами связи «Дюна-2».
Для обеспечения безопасности плавания на судне установлены
автоматизированная двухдиапазонная радиолокационная станция «Океан-
С» (два автономных комплекта) со встроенными средствами автоматической
радиолокационной прокладки; радиопеленгатор «Румб»; приемоиндикатор
спутниковой системы навигации «Бирюза-СН»; компас
КМ-145-6; гирокурсоуказатель «Вега-МД»; лаг ИЭЛ-2М; эхолот
ИЭЛ-М-3А. На судне также есть аппаратура для приема цветных и
черно-белых программ телевидения «Глобус-ЦТ2» работающая с различными
стандартами в метровом и дециметровом диапазонах.
В декабре 1991 г, флот Мурманского пароходства пополнился
вторым судном серии - теплоходом «Александр Следзюк», названным в
честь первого главного инженера-механика атомохода «Ленин» А.К. Следзюка.
|