статья из журнала "Морской флот"
Техника морского флота
КАТЕР-БУКСИР «БУЛАТ»
О. Буланцев, В. Иванов
(Ленинградское ЦПКБ)
НАРЯДУ С БУКСИРАМИ, предназначенными для буксировки плавсредств в
прибрежном плавании, по-прежнему
требуется большое количество катеров-буксиров для работы в
портах и на рейдах, осуществления кантовочных операций по
обслуживанию грузовых судов малой
и средней грузоподъемности, а также для доставки портовых рабочих и
перевозки снабжения на транспортные
суда. В связи с этим заслуживают внимания новые катера-буксиры мощ-
ностью 340 кВт (470 л. с.) типа «Булат», строительство которых
осуществляется на Находкинском СРЗ по проекту Ленинградского ЦПКБ.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Длина |
|
наибольшая |
16,68 м |
по грузовую ватерлинию |
15,64 м |
Ширина |
|
наибольшая |
5,21 м |
Высота борта |
2,45 м |
Осадка |
1,70 м |
Мощность энергетической установки |
2х173 кВт (470 л. с.) |
Скорость |
10 уз |
Катер-буксир «Булат» предназначен
для буксировки за кормой и толкания несамоходных плавсредств в при-
брежном плавании, в том числе лихтеров типа ЛЭШ от борта лихтеровоза
до накопительного рейда и обратно,
а также для участия в кантовочных операциях, перевозки снабжения (до 1 т)
или людей (12 чел.). Он построен на
класс Регистра СССР КМ * ЛЗ III
и представляет собой однопалубное
судно с рулевой рубкой на верхней
палубе, с носовыми образованиями,
удобными для кантовочных операций
и посадки людей с парадного трапа
транспортных судов, с дизельной двухвальной энергетической установкой.
В носовой части палуба имеет уступ
высотой 0,6 м, предназначенный для
повышения мореходных качеств катера-буксира, улучшения обзора из
рулевой рубки. Палуба в носовой части
расширена для обеспечения кантовочных операций, а также приема и вы-
садки людей. Кроме того, учитывает
ся возможность частых швартовок катера-буксира носом.
Остойчивость катера-буксира удовлетворяет требованиям Правил Регистра
СССР, предъявляемым к буксирам II ограниченного района плавания.
Цельносварной корпус имеет подкрепления на ледовую категорию ЛЗ
Регистра СССР и набран по поперечной
системе со шпацией 500 мм. При проектировании формы корпуса было
обращено особое внимание на получение высокой ледопроходимости,
улучшение характеристик поведения катера-буксира в мелкобитом льду,
упрощение ремонта корпуса и технологичность постройки, а также на защиту
ВРЩ от льда, повышение тяги на швартовах и улучшение мореходности.
Форма корпуса упрощенная, с ледокольным носом, транцем в носу и вельботной кормой.
Буксирное устройство состоит из буксирного гака с креплением на штыре
на капе машинного отделения с амортизаторами на тяговое усилие 61,8 кН
(6,3 тс). Имеются привод дистанционной ручной отдачи гака из рулевой
рубки и устройство автоматической отдачи гака, срабатывающее при
превышении одного из трех ограничительных параметров: угла перекладки
гака, усилия на гаке и крена судна.
По периметру корпуса судна (кроме
носовой оконечности) на уровне верхней палубы имеется стальной
привальный брус, в носовой и кормовой оконечностях — отбойные устройства из
резиновых труб наружным диаметром 300 мм.
В качестве спасательных средств установлены 2 спасательных плота
ПСН-6М вместимостью по 6 чел. каждый.
Главная энергетическая установка состоит из двух четырехтактных,
нереверсивных с газотурбинным наддувом
дизелей типа 3 Д6Н-235 и 3 Д6НЛ-235
(правого и левого вращения). Номинальная мощность на фланце
реверсредукторной передачи составляет
173 кВт (235 л. с.) при частоте вращения 1500 об/мин. Топливо для
энергетической установки — дизельное, марки Л. Удельный расход топлива
составляет 229 г/кВт • ч. масла — 4,08 г/кВт • ч.
На каждом главном двигателе навешены насосы: охлаждающей пресной
воды, охлаждающей забортной воды
(самовсасывающий), топливоперекачивающий, маслоперекачивающие
зарядный электрогенератор. Запуск двигателей (основной — электростартером)
может осуществляться как с местного
поста, так и дистанционно — из рулевой рубки. С местного поста запуск
осуществляется также сжатым воздухом при давлении 6—4 МПа (60—40 кгс/см2).
Конструкция кингстонных ящиков и система охлаждения забортной водой
выполнены с учетом опыта эксплуатации во льдах буксиров как отечественной,
так и зарубежной постройки.
Прием забортной воды осуществляется от днищевого и скулового кингстонных
ящиков через фильтры. Имеется подвод к кингстонным ящикам
забортной воды после охлаждения главных двигателей и дизель-генераторов.
Вспомогательная энергетическая установка состоит из двух дизель-генераторов
переменного тока типа ДГР1А-16/1500 мощностью 19,72 кВт
(26 л. с.). Допускаемая длительная мощность дизель-генератора 14 кВт.
Род тока для силовых потребителей — переменный, трехфазный, напряжением
380 В, а для основного освещения, бытового оборудования и
радиосвязи — переменный, напряжением 220 В.
Система распределения электроэнергии — двухпроводная по фидерногрупповой
системе. Управление и контроль работы электростанции осуществляются
с ГРЩ и с пульта управления в рулевой рубке. Имеется возможность
приема электроэнергии напряжением 380 В от берегового источника.
При выборе механизмов и оборудования энергетической установки и
общесудовых систем учитывалась возможность их работы без постоянного
присутствия обслуживающего персонала. Объем автоматизации допускает
обслуживание энергетической установки без постоянной вахты в машинном
отделении.
Управление главным двигателем осуществляется из рулевой рубки с
помощью гидромеханической системы дистанционного управления.
На катере-буксире в качестве движителей установлены 2 цельнолитых
гребных винта фиксированного шага диаметром 1,06 м в неповоротных
легкосъемных насадках. Два подвесных руля площадью 0,63 м3 каждый
установлены за насадками. Результаты расчетов, подтвержденные
данными замеров при сдаче головного катера-буксира, показали, что
тяга при расчетной скорости буксировки 4 уз составила 46,4 кН (4,64 тс).
Испытания и эксплуатация катеровбуксиров типа «Булат» в портах Дальнего
Востока показали их хорошую устойчивость на курсе, диаметр
установившейся циркуляции составил 1,5 длины корпуса.
На катере-буксире приняты меры для снижения вибрации и шума. Все
механизмы — источники шума установлены на амортизаторы, переборка
между машинным отделением и дежурным помещением выполнена с
комингсом по периметру толщиной 18 мм, в необходимых местах нанесена
мастика «Адем», установлена звукопоглощающая изоляция.
Замеры, выполненные в период ходовых испытаний головного катера-буксира,
показали, что уровни шума и вибрации в целом по судну находятся в пределах допустимых норм.
Связь катера-буксира с берегом и другими судами осуществляется комплексом
современной радиоаппаратуры. Установленное на судне навигационное
оборудование обеспечивает его безопасную эксплуатацию в условиях
стесненной акватории порта, плохой видимости, сложной ледовой обстановки.
|