статья из журнала «Морской флот»
Техника морского флота
ТЕПЛОХОД «АНАТОЛИЙ КОЛЕСНИЧЕНКО»
С. Семенов,
(В/О «Мортехсудоремпром»)
ФЛАГ НА ТЕПЛОХОДЕ «АНАТОЛИЙ КОЛЕСНИЧЕНКО» был поднят в апреле 1985 г. Судно построено на финской
верфи «Валмет» (г. Хельсинки) и вошло в состав флота Дальневосточного пароходства.
Проект этого теплохода разработан на основе проекта судов типа «Норильск» с учетом всех изменений,
осуществленных в процессе их строительства на верфях «Валмет» и «Вяртсиля», и опыта эксплуатации.
При проектировании учитывались все последние поправки к международным конвенциям и требования
новых руководящих документов.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА |
Длина |
|
наибольшая |
173,5 м |
по КВЛ |
164,9 м |
Ширина на миделе |
24,5 м |
Осадка |
|
расчетная |
8,5 м |
арктическая |
9,0 м |
максимальная |
10,5 м |
Дедвейт |
|
при осадке 8,5 м |
12450 т |
при осадке 9,0 м |
14250 т |
при осадке 10,5 м |
19550 т |
Валовая вместимость: |
18574per.т. |
Контейнеровместимость (20-футовых) |
562 ед. |
Скорость судна в балласте при максимальной длительной мощности главного двигателя 13,8 МВт и
частоте вращения 560 об/мин, при отключенных гидромуфтах, осадке носом 5 м и кормой 7 м составила
18,6 уз. На судне в качестве главных двигателей установлены 2 дизеля типа 14ZV 40/48 с
максимальной мощностью по 7,7 МВт; 4 вспомогательных двигателя «Вяртсиля-Вааса» 624Т мощностью
по 810 кВт и 4 генератора «Электросила» СБФ-800-750-ОМ4 мощностью по 1000 кВ*А.
На основании опыта арктических навигаций (особенно 1983—1984 гг.) судов первой серии выявилась
необходимость усиления отдельных конструкций их корпуса. Так, усилена носовая оконечность путем
установки в конструкции форштевня дополнительных плоскостей (брештуков) и продления
горизонтальных платформ в форпике до форштевня. Днищевая обшивка в носовой части
подкреплена промежуточными шпангоутами. В районе выхода гребного вала, а также
в поясах обшивки, примыкающих к ледовому поясу (выше и ниже пояса), увеличена
толщина листов наружной обшивки с 13 до 16 мм. Усилена конструкция кормового «ледового зуба». В
результате из-за увеличения массы корпуса снизились дедвейт и грузоподъемность судна. Однако
благодаря рациональной планировке трюмов и твиндеков валовая регистровая вместимость возросла на
565 per. т, а грузовместимость трюмов по зерну — на 4096 м . Контейнеровместимость возросла на
30 контейнеров (20-футовых).
Начиная с третьего судна серии будет усилено днище машинного отделения, а также днище под
трюмами № 3 и 4 и в районе коллектора пневмообмыва путем увеличения толщины обшивки, а
также будет повышена жесткость шпангоутов в носовой части и повышена жесткость палубы бака.
Для улучшения эксплуатационных характеристик и повышения ремонтопригодности судна в его
конструкцию внесены изменения. Так, для обеспечения перевозок свежих продуктов в районы Крайнего
Севера оборудован рефрижераторный трюм № 5 вместимостью 550 м . В твиндеке № 5 вместо наклонной
имеется горизонтальная палуба, что позволяет лучше крепить груз. Трюм № 1 выполнен без твиндека
и ограждается двойным бортом до высоты топливного диптанка № 2. Пространства между бортами
используются как балластные отсеки. Ненадежная фанерная обшивка в трюме № 1 заменена на съемные
рыбинсы. Палуба в трюме покрыта синтетическим материалом «Полиамид». Для снижения высоты рампы
и уменьшения вибрации кормовой части судна рампа выполнена складывающейся. Она обеспечивает
постоянную нагрузку на причал или лед.
Все люковые закрытия трюмов и твиндеков оборудованы гидроприводом, что значительно уменьшает
трудозатраты экипажа при открытии и закрытии люков (на построенных судах типа «Норильск» люковые
закрытия только трюмов № 1—4 оборудованы гидравликой). Для обеспечения погрузки контейнеров с
фанштейном по всей площади трюма № 4 увеличена грузоподъемность крана № 3 с 20 до 40 т.
Наблюдательный пост в носу теплохода «Анатолий Колесниченко» имеет несколько пониженную высоту,
что улучшает обзорность с мостика. В отличие от судов предыдущей серии на новых судах оборудован
паровой обогрев всех балластных и топливных танков. Кроме того, частично изменено расположение
помещений в надстройке, что дало возможность увеличить количество мест на судне на 3 чел. Для
улучшения обитаемости экипажа переконструирована система кондиционирования воздуха. В
воздухонагревателях СКВ в качестве греющей среды применена термальная жидкость.
На палубе юта улучшены условия для швартовных операций: изменено расположение швартовых лебедок,
помещения углекислотных баллонов и сварочной перенесены в надстройку.
Для исключения поломок вибраторов эхолотов при движении судна во льдах шахта лага перенесена из
носовой части корпуса в район трюмов № 3 и 4.
Практика показала правильность выбора концепции энергетической установки и основных механизмов —
главных и вспомогательных дизелей, редуктора, пластинчатых и гидродинамических муфт, винта
регулируемого шага, вспомогательных котлов. Поэтому на судах типа «Анатолий Колесниченко»
сохранена такая же энергетическая установка, как и на судах предыдущей серии.
В машинном отделении частично изменено расположение и количество масляных и топливных цистерн:
расходные цистерны дизельного топлива перенесены на левый борт, благодаря чему, уменьшив лишнюю
вместимость отстойной цистерны тяжелого топлива, на месте расходных цистерн дизельного топлива
с правого борта удалось оборудовать масляный танк вместимостью 30 м3. Изменено расположение
танков запаса масла, расположение дизель-генератора.
На теплоходе «Анатолий Колесниченко» полностью переработана система охлаждающей забортной воды.
Перемычка между кингстонами выполнена в виде корпусной конструкции в междудонном пространстве,
в результате под настилом в носовой части машинного отделения высвободилось пространство и
уменьшилось количество трубопроводов. Приняты меры по снижению скорости прохода воды через
кингстонные решетки, тем самым исключено попадание шуги в книгстоны и перебои в работе насосов
охлаждающей забортной воды. Имеется возможность забора охлаждающей воды из балластного танка № 6.
Пересмотрено расположение и комплектация механизмов в машинном отделении с целью улучшения условий
работы машинной команды. Для снижения шумности в мастерских и центральном посту управления
механическая и электромастерская расположены рядом с центральным постом управления на площадке
вспомогательных дизель-генераторов. Изменена комплектация гидромуфт охладителями и насосами, что
упростило управление и обслуживание. Замеры шума и вибраций во время ходовых испытаний показали,
что они ниже, чем на судах предыдущей серии.
На основе опыта эксплуатации внесены изменения в комплектацию механизмов и элементов автоматики
с целью повышения надежности и улучшения управления энергетической установкой. Вместо пяти
вспомогательных двигателей установлено 4, из них 2 являются дизель-компрессорами—генераторами.
Значительно модернизирована система пускового воздуха с целью исключения попадания масла в
пусковую систему главного двигателя. Воздушные компрессоры имеют в 1,5 раза большую подачу,
чем ранее установленные.
Дейдвудное устройство выполнено на масляной смазке. Дейдвудное уплотнение — фирмы «Седервал»
торцевого типа. Применение разъемных уплотнительных колец позволит заменять их без выемки
гребного вала.
Пересмотрена комплектация аппаратуры радиосвязи и электрорадионавигации. На судне установлен
навигационный комплекс «Фуруно» японской фирмы «Джапан радио корпорэйшн», в который входят:
спутниковый приемоиндикатор систем «Лоран» и «Омега»; цветной видеоплоттер с компьютером,
который используется как индикатор РЛС «Фуруно», а также для автоматизированной прокладки
курса судна; устройство записи и воспроизведения информации на экране видеоплоттера.
Опыт эксплуатации судов типа «Норильск» показал, что в мировом судоходстве они не имеют себе
равных среди транспортных судов по ледопроходимости, мощности и грузоподъемности, а
усовершенствованные суда типа «Анатолий Колесниченко» должны показать себя, очевидно, еще более
эффективными.
|