ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала «Морской флот»

Техника морского флота

ТЕПЛОХОД «АНАТОЛИЙ КОЛЕСНИЧЕНКО»

С. Семенов,
(В/О «Мортехсудоремпром»)

      ФЛАГ НА ТЕПЛОХОДЕ «АНАТОЛИЙ КОЛЕСНИЧЕНКО» был поднят в апреле 1985 г. Судно построено на финской верфи «Валмет» (г. Хельсинки) и вошло в состав флота Дальневосточного пароходства.
      Проект этого теплохода разработан на основе проекта судов типа «Норильск» с учетом всех изменений, осуществленных в процессе их строительства на верфях «Валмет» и «Вяртсиля», и опыта эксплуатации. При проектировании учитывались все последние поправки к международным конвенциям и требования новых руководящих документов.



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
Длина  
наибольшая  
173,5 м
по КВЛ  
164,9 м
Ширина на миделе
24,5 м
Осадка  
расчетная  
8,5 м
арктическая  
9,0 м
максимальная  
10,5 м
Дедвейт  
при осадке 8,5 м  
12450 т
при осадке 9,0 м  
14250 т
при осадке 10,5 м 
19550 т
Валовая вместимость: 18574per.т.
Контейнеровместимость (20-футовых)
562 ед.

      Скорость судна в балласте при максимальной длительной мощности главного двигателя 13,8 МВт и частоте вращения 560 об/мин, при отключенных гидромуфтах, осадке носом 5 м и кормой 7 м составила 18,6 уз. На судне в качестве главных двигателей установлены 2 дизеля типа 14ZV 40/48 с максимальной мощностью по 7,7 МВт; 4 вспомогательных двигателя «Вяртсиля-Вааса» 624Т мощностью по 810 кВт и 4 генератора «Электросила» СБФ-800-750-ОМ4 мощностью по 1000 кВ*А.
      На основании опыта арктических навигаций (особенно 1983—1984 гг.) судов первой серии выявилась необходимость усиления отдельных конструкций их корпуса. Так, усилена носовая оконечность путем установки в конструкции форштевня дополнительных плоскостей (брештуков) и продления горизонтальных платформ в форпике до форштевня. Днищевая обшивка в носовой части подкреплена промежуточными шпангоутами. В районе выхода гребного вала, а также в поясах обшивки, примыкающих к ледовому поясу (выше и ниже пояса), увеличена толщина листов наружной обшивки с 13 до 16 мм. Усилена конструкция кормового «ледового зуба». В результате из-за увеличения массы корпуса снизились дедвейт и грузоподъемность судна. Однако благодаря рациональной планировке трюмов и твиндеков валовая регистровая вместимость возросла на 565 per. т, а грузовместимость трюмов по зерну — на 4096 м . Контейнеровместимость возросла на 30 контейнеров (20-футовых).
      Начиная с третьего судна серии будет усилено днище машинного отделения, а также днище под трюмами № 3 и 4 и в районе коллектора пневмообмыва путем увеличения толщины обшивки, а также будет повышена жесткость шпангоутов в носовой части и повышена жесткость палубы бака.
      Для улучшения эксплуатационных характеристик и повышения ремонтопригодности судна в его конструкцию внесены изменения. Так, для обеспечения перевозок свежих продуктов в районы Крайнего Севера оборудован рефрижераторный трюм № 5 вместимостью 550 м . В твиндеке № 5 вместо наклонной имеется горизонтальная палуба, что позволяет лучше крепить груз. Трюм № 1 выполнен без твиндека и ограждается двойным бортом до высоты топливного диптанка № 2. Пространства между бортами используются как балластные отсеки. Ненадежная фанерная обшивка в трюме № 1 заменена на съемные рыбинсы. Палуба в трюме покрыта синтетическим материалом «Полиамид». Для снижения высоты рампы и уменьшения вибрации кормовой части судна рампа выполнена складывающейся. Она обеспечивает постоянную нагрузку на причал или лед.
      Все люковые закрытия трюмов и твиндеков оборудованы гидроприводом, что значительно уменьшает трудозатраты экипажа при открытии и закрытии люков (на построенных судах типа «Норильск» люковые закрытия только трюмов № 1—4 оборудованы гидравликой). Для обеспечения погрузки контейнеров с фанштейном по всей площади трюма № 4 увеличена грузоподъемность крана № 3 с 20 до 40 т.
      Наблюдательный пост в носу теплохода «Анатолий Колесниченко» имеет несколько пониженную высоту, что улучшает обзорность с мостика. В отличие от судов предыдущей серии на новых судах оборудован паровой обогрев всех балластных и топливных танков. Кроме того, частично изменено расположение помещений в надстройке, что дало возможность увеличить количество мест на судне на 3 чел. Для улучшения обитаемости экипажа переконструирована система кондиционирования воздуха. В воздухонагревателях СКВ в качестве греющей среды применена термальная жидкость.
      На палубе юта улучшены условия для швартовных операций: изменено расположение швартовых лебедок, помещения углекислотных баллонов и сварочной перенесены в надстройку.
      Для исключения поломок вибраторов эхолотов при движении судна во льдах шахта лага перенесена из носовой части корпуса в район трюмов № 3 и 4.
      Практика показала правильность выбора концепции энергетической установки и основных механизмов — главных и вспомогательных дизелей, редуктора, пластинчатых и гидродинамических муфт, винта регулируемого шага, вспомогательных котлов. Поэтому на судах типа «Анатолий Колесниченко» сохранена такая же энергетическая установка, как и на судах предыдущей серии.
      В машинном отделении частично изменено расположение и количество масляных и топливных цистерн: расходные цистерны дизельного топлива перенесены на левый борт, благодаря чему, уменьшив лишнюю вместимость отстойной цистерны тяжелого топлива, на месте расходных цистерн дизельного топлива с правого борта удалось оборудовать масляный танк вместимостью 30 м3. Изменено расположение танков запаса масла, расположение дизель-генератора.
      На теплоходе «Анатолий Колесниченко» полностью переработана система охлаждающей забортной воды. Перемычка между кингстонами выполнена в виде корпусной конструкции в междудонном пространстве, в результате под настилом в носовой части машинного отделения высвободилось пространство и уменьшилось количество трубопроводов. Приняты меры по снижению скорости прохода воды через кингстонные решетки, тем самым исключено попадание шуги в книгстоны и перебои в работе насосов охлаждающей забортной воды. Имеется возможность забора охлаждающей воды из балластного танка № 6.
      Пересмотрено расположение и комплектация механизмов в машинном отделении с целью улучшения условий работы машинной команды. Для снижения шумности в мастерских и центральном посту управления механическая и электромастерская расположены рядом с центральным постом управления на площадке вспомогательных дизель-генераторов. Изменена комплектация гидромуфт охладителями и насосами, что упростило управление и обслуживание. Замеры шума и вибраций во время ходовых испытаний показали, что они ниже, чем на судах предыдущей серии.
      На основе опыта эксплуатации внесены изменения в комплектацию механизмов и элементов автоматики с целью повышения надежности и улучшения управления энергетической установкой. Вместо пяти вспомогательных двигателей установлено 4, из них 2 являются дизель-компрессорами—генераторами.
      Значительно модернизирована система пускового воздуха с целью исключения попадания масла в пусковую систему главного двигателя. Воздушные компрессоры имеют в 1,5 раза большую подачу, чем ранее установленные.
      Дейдвудное устройство выполнено на масляной смазке. Дейдвудное уплотнение — фирмы «Седервал» торцевого типа. Применение разъемных уплотнительных колец позволит заменять их без выемки гребного вала.
      Пересмотрена комплектация аппаратуры радиосвязи и электрорадионавигации. На судне установлен навигационный комплекс «Фуруно» японской фирмы «Джапан радио корпорэйшн», в который входят: спутниковый приемоиндикатор систем «Лоран» и «Омега»; цветной видеоплоттер с компьютером, который используется как индикатор РЛС «Фуруно», а также для автоматизированной прокладки курса судна; устройство записи и воспроизведения информации на экране видеоплоттера.
      Опыт эксплуатации судов типа «Норильск» показал, что в мировом судоходстве они не имеют себе равных среди транспортных судов по ледопроходимости, мощности и грузоподъемности, а усовершенствованные суда типа «Анатолий Колесниченко» должны показать себя, очевидно, еще более эффективными.





ФОТОГРАФИИ




Источник: С. Семенов. Теплоход «Анатолий Колесниченко». / ж. "Морской флот" № 5, 1986, 43-47 с.   
Scan, Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024