статья из журнала «Морской флот»
Техника морского флота
МЕЛКОСИДЯЩИЙ ТАНКЕР
(типа «Мирзо Турсун-заде»)
Ю. Пронин,
старший инженер В/О «Мортехсудоремпром»
В СЕНТЯБРЕ 1984 Г. ФЛОТ КАСПИЙСКОГО пароходства пополнился новым
танкером «Мирзо Турсун-заде», построенным на заводе имени Илии
Бояджиева в Бургасе (НРБ) по проекту, который разработан на базе советского
проекта танкеров типа «Олег Кошевой».
Танкер «Мирзо Турсун-заде» представляет собой стальной однопалубный
теплоход полностью сварной конструкции с двойными бортами и двойным
дном в районе грузовых танков, с кормовым расположением машинного
и насосного отделений и трехъярусной жилой надстройки. Судно спроектировано
и построено на класс Регистра СССР КМ*ЛЗ[1]I А2 (нефтеналивное).
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
|
Длина |
|
наибольшая |
125,0 м |
между перпендикулярами |
120,4 м |
Ширина: |
16,6 м |
Высота борта |
6,9 м |
Осадка по летнюю грузовую марку |
4,15 м |
Дедвейт |
5000 т |
Водоизмещение порожнем |
2490 т |
Грузоподъемность |
4600 т |
Мощность главной энергетической установки |
2200 кВт |
Скорость в грузу |
11,5 уз |
Автономность плавания |
15 сут |
В средней части корпус судна имеет упрощенные обводы, в корме — транец;
носовая оконечность особой формы с бульбовым образованием. В районе
цилиндрической вставки установлены скуловые кили протяженностью
65 м и высотой 200 мм. Система набора корпуса смешанная: днище, второе
дно, палуба, продольные переборки в районе грузовых танков — продольная;
остальные конструкции — поперечная. Палуба непрерывная, безседловатости;
погибь образована двумя продольными сломами. Для улучшения условий
зачистки танков второе дно имеет уклон от бортов к диаметральной плоскости,
а для увеличения грузовместимости вторые борта выполнены наклонными.
К особенностям конструкции относится также и то, что на танкере нет
юта и шахты машинного отделения. Вместо шахты по бортам на главной
палубе имеются съемные листы для обеспечения установки или снятия
крупногабаритного оборудования, в том числе главных двигателей. В
съемных листах имеются специальные люки, через которые возможен подъем мелких
механизмов, блоков и изделий электрооборудования при помощи
поворотных балок грузоподъемностью 0,5 т, с вылетом за борт около 2 м.
Корпус судна в грузовой части разделен на 6 приблизительно равных танков,
общая грузовместимость которых составляет 5827 м3. Грузовые танки
рассчитаны на прием груза с плотностью от 0,74 до 0,99 т/м3, в том числе мангышлакской нефти.
Для погрузки, выгрузки груза и зачистки грузовых танков имеется
совмещенная система трубопроводов, объединенная с системой горячеструйного
подогрева груза. Возможна одновременная погрузка (выгрузка) груза одного сорта.
На палубе имеется приемный манифолд, от которого отходят 2 магистральных
трубопровода, обслуживающих танки правого и левого бортов,
От магистральных труб отводятся в каждый танк патрубки с задвижками,
которые регулируют распределение груза по танкам.
Проектная производительность погрузки светлых нефтепродуктов составляет
2000 м3/ч, темных — 15ООм3/ч. Грузовая система обслуживается двумя
центробежными насосами типа 12 НДС-В подачей по 600-—850 м3/ч и напором 540 кПа.
Наличие наклонного второго дна и желоба в диаметральной плоскости
позволило отказаться от самостоятельной зачистной системы в грузовых танках,
так как небольшие остатки груза стекают по желобу к приемникам,
расположенным у кормовых поперечных переборок грузовых танков, и могут
выбираться двумя зачистными электронасосами типа ЭНП 63/10 подачей по
63 м3/ч при напоре 0,981 МПа. Управление работой грузовой системы осуществляется
из поста управления грузовыми операциями.
Для лучшего сбора и перетекания остатков груза на поперечных переборках,
разделяющих танки, в желобах установлено по одной перепускной
задвижке. Через отростки грузовой магистрали специальным или одним из
грузовых насосов холодный груз из танков правого борта пропускается
через паровой теплообменник и разогретым подается в танки левого и
правого бортов. Арматура магистрали подогрева имеет дистанционные
валиковые приводы с главной палубы, за исключением отдельных задвижек,
расположенных в насосном отделении.
Для обеспечения циркуляционной промывки теплообменников от отложений
нефтепродуктов на трубопроводе подогрева имеются патрубки для
подключения системы промывки дизельным топливом. Выпуск газов и
впуск воздуха в грузовые танки во время грузовых операций, а также
«малое дыхание» танков на ходу судна обеспечиваются газоотводной системой.
Для снижения потерь груза из-за испарения и выброса его в атмосферу
имеются гидравлические дыхательные клапаны — по одному на 2 смежных
танка. Чтобы не было выброса масла из дыхательных клапанов, а также
чрезмерного повышения или понижения давления в танках при грузовых операциях,
каждый дыхательный клапан имеет обводную магистраль с клинкетной
задвижкой. Задвижки открываются только при грузовых операциях.
Для охлаждения палубы забортной водой в жаркое время и снижения тем
самым испарения груза в танках, а также понижения пожароопасности в районе
главной палубы имеется система орошения.
На судне есть противопожарные системы: водяная, пенотушения и жидкостного
тушения. Питание водой систем водо- и пеногушения осуществляется
двумя насосами типа 45 КВ55x2 и 28 КВ55x2 общей подачей 260 м3/ч
при напоре 1 МПа. Пуск насосов — ручной (с места установки насосов)
и дистанционный (из ЦПУ, ходовой рубки и канцелярии). В качестве
аварийного сродства питания системы водой может быть использован насос
типа 11 КВ40x2. Управляют насосом с места его установки (в районе 18—25-го
шпангоутов) и с главной палубы.
На танкере имеется система пенотушения средней кратности, питание
которой осуществляется от насосов водопожарной системы. В качестве
пенообразующего состава используется 6 %-ный раствор пенообразователя
ПО-1 в воде. Получение пены средней кратности (до 70—100) осуществляется
ручными пеногенераторами ГВП-600.
Для подачи пены к очагу пожара имеются лафетные стволы, установленные
у носовой переборки надстройки, на переходном мостике и на баке.
Стационарный воздушно-пенный аппарат на 45 л установлен в машинном
отделении для тушения местных очагов пожара. Система жидкостного тушения
обеспечивает тушение пожара в машинном отделении, ЦПУ, в помещении
аварийного дизель-генератора, в глушителях главных двигателей и
дизель-генераторов, в искрогасителях паровых котлов. В комплекс противопожарных
мероприятий входят также электростатическая защита и применение
негорючих материалов для межкаютных переборок и зашивки металлических
поверхностей.
На танкере выполнен комплекс мероприятий по защите окружающей
среды от загрязнения. Грузовые танки отделены от наружных бортов и днища
отсеками чистого балласта, объем которых составляет 2767 м3. Для сбора
льяльных, фекальных и сточных вод служат отдельные цистерны.
Для удифферентовки судна в грузу по мере расходования топлива жидкий
балласт принимается в чистые цистерны в районе машинного отделения.
Все выходные отверстия от перечисленных систем пломбируются.
Для сбора сухого мусора и отходов пищевых продуктов на судне размещают
контейнеры. Отсепарированные остатки топлива и масла собирают в
специально предназначенные для этого емкости и выкачивают затем на
береговые приемные станции.
Механическая установка судна — двухвальная. В качестве главных
двигателей используются 2 дизель-редукторных агрегата (один правой, другой
левой модели) марки 6 ЧРПН 36/45, четырехтактные, шестицилиндровые,
реверсивные, тронковые, с газотурбинным наддувом и автоматизированным
дистанционным управлением из рулевой рубки и дистанционным управлением из ЦПУ.
Комплекс автоматизации позволяет осуществлять управление энергетической
установкой в ходовых режимах без постоянной вахты в течение 24 ч
с контролем за работой механизмов машинного отделения из ЦПУ и
безвахтенное обслуживание на стоянке.
Для уменьшения времени реверса дизель-редукторные агрегаты
оборудованы комбинированной системой торможения, которая входит в состав
системы ДАУ главных двигателей. Каждый дизель-редукторный агрегат имеет
мощность 1100 кВт при частоте вращения фланца редуктора 252 об/мин
и может работать как на дизельном, так и на моторном топливе.
Вспомогательная энергетическая установка состоит из четырех
дизель-генераторов типа ДГР 150/750 трехфазного переменного тока напряжением
400 В мощностью по 150 кВт с воздушным запуском дизелей; двух
вспомогательных котлов типа КАВ 1,6/ 7, автоматизированных водотрубных
с естественной циркуляцией производительностью по 1,6 т/ч пара,
оборудованных системой автоматического регулирования, защиты и сигнализации;
двух утилизационных котлов типа КУП 80/6-4 с принудительной
циркуляцией, работающих от главных двигателей. Возможна длительная
параллельная совместная работа котловгрегатов и утилизационных котлов
с суммарной паропроизводительностью 5 т/ч. Имеется также аварийный
дизель-генератор типа ДГФА 150/1500.
Все основные механизмы и оборудование установлены в машинном отделении.
При их размещении и прокладке трубопроводов в машинном отделении
учитывалось удобство обслуживания, осмотра и ремонта.
Движйтельно-рулевой комплекс судна состоит из гребных винтов
фиксированного шага диаметром 2,2 м и двухопорных полуподвесных рулей;
площадь каждого руля составляет 9,3 м2. В качестве привода рулей
используется электрогидравлическая рулевая машина Р 16 с номинальным
крутящим моментом на баллере 245 кН•м.
Для обеспечения швартовных операций в каналах и у причалов в носовой
части судна установлено подруливающее электро гидравлическое устройство
типа ПА-130 с ВРШ, создающим номинальную тягу 16,7 кН•м.
Якорное устройство состоит из двух носовых якорно-швартовных шпилей,
двух становых якорей Холла массой по 2,5 т и якорных цепей калибром
44 мм, в также одного якорно-швартовного шпиля, стоп-анкера массой 1 т и
цепи калибром 34 мм. Тормоза цепных носовых брашпилей оборудованы
системой дистанционной отдачи из рулевой рубки с указателем длин вытравленных цепей.
Спасательное устройство включает в себя 2 спасательные танкерные
моторные шлюпки типа LRT-R1SZZ вместимостью 32 чел., установленные на
палубе второго яруса надстройки, и 2 надувных плота типа РТ-8/1 В-УУ
вместимостью по 8 чел. Имеется моторная разъездная шлюпка.
На судне устанавливается современная аппаратура для внешней связи и
радионавигации, включающая в себя 4 радиостанции, 2 из которых —УКВ,
аварийный комплекс, радиопеленгатор, 2 радиолокационные станции, гирокомпасную
систему и др. Для несения сигнальных средств и радионавигационного
оборудования на судне установлены 3 заваливающиеся навигационные
мачты. Управление заваливанием мачт — дистанционное при помощи
гидроцилиндров.
Большое внимание уделено обитаемости судна. Для уменьшения шума
и тепловой радиации выхлопные трубы от главных и вспомогательных механизмов
вынесены за пределы блока жилых помещений. Каюты расположены
преимущественно на втором ярусе надстройки. Мебель в жилых и служебных
помещениях деревянная, облицованная слоистым пластиком.
Экипаж размещается в 12 одноместных и трех двухместных каютах с
индивидуальными санблоками и в пяти двухместных каютах с умывальниками.
Для капитана и старшего механика имеются блок-каюты. Все каюты и
общественно-бытовые помещения обеспечены системой кондиционирования воздуха.
Танкеры типа «Мирзо Турсун-заде» предназначены в основном для
обеспечения перевозок нефти и нефтепродуктов I, II и III разрядов
между портами Каспийского моря.
|