ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала «Морской флот»

Техника морского флота


МЕЛКОСИДЯЩИЙ ТАНКЕР
(типа «Мирзо Турсун-заде»)


Ю. Пронин,
старший инженер В/О «Мортехсудоремпром»

      В СЕНТЯБРЕ 1984 Г. ФЛОТ КАСПИЙСКОГО пароходства пополнился новым танкером «Мирзо Турсун-заде», построенным на заводе имени Илии Бояджиева в Бургасе (НРБ) по проекту, который разработан на базе советского проекта танкеров типа «Олег Кошевой».
      Танкер «Мирзо Турсун-заде» представляет собой стальной однопалубный теплоход полностью сварной конструкции с двойными бортами и двойным дном в районе грузовых танков, с кормовым расположением машинного и насосного отделений и трехъярусной жилой надстройки. Судно спроектировано и построено на класс Регистра СССР КМ*ЛЗ[1]I А2 (нефтеналивное).



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА

Длина  
наибольшая
125,0 м
между перпендикулярами
120,4 м
Ширина:
16,6 м
Высота борта
6,9 м
Осадка по летнюю грузовую марку
4,15 м
Дедвейт
5000 т
Водоизмещение порожнем
2490 т
Грузоподъемность
4600 т
Мощность главной энергетической установки
2200 кВт
Скорость в грузу
11,5 уз
Автономность плавания
15 сут

      В средней части корпус судна имеет упрощенные обводы, в корме — транец; носовая оконечность особой формы с бульбовым образованием. В районе цилиндрической вставки установлены скуловые кили протяженностью 65 м и высотой 200 мм. Система набора корпуса смешанная: днище, второе дно, палуба, продольные переборки в районе грузовых танков — продольная; остальные конструкции — поперечная. Палуба непрерывная, безседловатости; погибь образована двумя продольными сломами. Для улучшения условий зачистки танков второе дно имеет уклон от бортов к диаметральной плоскости, а для увеличения грузовместимости вторые борта выполнены наклонными.
      К особенностям конструкции относится также и то, что на танкере нет юта и шахты машинного отделения. Вместо шахты по бортам на главной палубе имеются съемные листы для обеспечения установки или снятия крупногабаритного оборудования, в том числе главных двигателей. В съемных листах имеются специальные люки, через которые возможен подъем мелких механизмов, блоков и изделий электрооборудования при помощи поворотных балок грузоподъемностью 0,5 т, с вылетом за борт около 2 м. Корпус судна в грузовой части разделен на 6 приблизительно равных танков, общая грузовместимость которых составляет 5827 м3. Грузовые танки рассчитаны на прием груза с плотностью от 0,74 до 0,99 т/м3, в том числе мангышлакской нефти.
      Для погрузки, выгрузки груза и зачистки грузовых танков имеется совмещенная система трубопроводов, объединенная с системой горячеструйного подогрева груза. Возможна одновременная погрузка (выгрузка) груза одного сорта.
      На палубе имеется приемный манифолд, от которого отходят 2 магистральных трубопровода, обслуживающих танки правого и левого бортов, От магистральных труб отводятся в каждый танк патрубки с задвижками, которые регулируют распределение груза по танкам.
      Проектная производительность погрузки светлых нефтепродуктов составляет 2000 м3/ч, темных — 15ООм3/ч. Грузовая система обслуживается двумя центробежными насосами типа 12 НДС-В подачей по 600-—850 м3/ч и напором 540 кПа.
      Наличие наклонного второго дна и желоба в диаметральной плоскости позволило отказаться от самостоятельной зачистной системы в грузовых танках, так как небольшие остатки груза стекают по желобу к приемникам, расположенным у кормовых поперечных переборок грузовых танков, и могут выбираться двумя зачистными электронасосами типа ЭНП 63/10 подачей по 63 м3/ч при напоре 0,981 МПа. Управление работой грузовой системы осуществляется из поста управления грузовыми операциями.
      Для лучшего сбора и перетекания остатков груза на поперечных переборках, разделяющих танки, в желобах установлено по одной перепускной задвижке. Через отростки грузовой магистрали специальным или одним из грузовых насосов холодный груз из танков правого борта пропускается через паровой теплообменник и разогретым подается в танки левого и правого бортов. Арматура магистрали подогрева имеет дистанционные валиковые приводы с главной палубы, за исключением отдельных задвижек, расположенных в насосном отделении.
      Для обеспечения циркуляционной промывки теплообменников от отложений нефтепродуктов на трубопроводе подогрева имеются патрубки для подключения системы промывки дизельным топливом. Выпуск газов и впуск воздуха в грузовые танки во время грузовых операций, а также «малое дыхание» танков на ходу судна обеспечиваются газоотводной системой.
      Для снижения потерь груза из-за испарения и выброса его в атмосферу имеются гидравлические дыхательные клапаны — по одному на 2 смежных танка. Чтобы не было выброса масла из дыхательных клапанов, а также чрезмерного повышения или понижения давления в танках при грузовых операциях, каждый дыхательный клапан имеет обводную магистраль с клинкетной задвижкой. Задвижки открываются только при грузовых операциях.
      Для охлаждения палубы забортной водой в жаркое время и снижения тем самым испарения груза в танках, а также понижения пожароопасности в районе главной палубы имеется система орошения.
      На судне есть противопожарные системы: водяная, пенотушения и жидкостного тушения. Питание водой систем водо- и пеногушения осуществляется двумя насосами типа 45 КВ55x2 и 28 КВ55x2 общей подачей 260 м3/ч при напоре 1 МПа. Пуск насосов — ручной (с места установки насосов) и дистанционный (из ЦПУ, ходовой рубки и канцелярии). В качестве аварийного сродства питания системы водой может быть использован насос типа 11 КВ40x2. Управляют насосом с места его установки (в районе 18—25-го шпангоутов) и с главной палубы.
      На танкере имеется система пенотушения средней кратности, питание которой осуществляется от насосов водопожарной системы. В качестве пенообразующего состава используется 6 %-ный раствор пенообразователя ПО-1 в воде. Получение пены средней кратности (до 70—100) осуществляется ручными пеногенераторами ГВП-600.
      Для подачи пены к очагу пожара имеются лафетные стволы, установленные у носовой переборки надстройки, на переходном мостике и на баке. Стационарный воздушно-пенный аппарат на 45 л установлен в машинном отделении для тушения местных очагов пожара. Система жидкостного тушения обеспечивает тушение пожара в машинном отделении, ЦПУ, в помещении аварийного дизель-генератора, в глушителях главных двигателей и дизель-генераторов, в искрогасителях паровых котлов. В комплекс противопожарных мероприятий входят также электростатическая защита и применение негорючих материалов для межкаютных переборок и зашивки металлических поверхностей.
      На танкере выполнен комплекс мероприятий по защите окружающей среды от загрязнения. Грузовые танки отделены от наружных бортов и днища отсеками чистого балласта, объем которых составляет 2767 м3. Для сбора льяльных, фекальных и сточных вод служат отдельные цистерны.
      Для удифферентовки судна в грузу по мере расходования топлива жидкий балласт принимается в чистые цистерны в районе машинного отделения. Все выходные отверстия от перечисленных систем пломбируются.
      Для сбора сухого мусора и отходов пищевых продуктов на судне размещают контейнеры. Отсепарированные остатки топлива и масла собирают в специально предназначенные для этого емкости и выкачивают затем на береговые приемные станции.
      Механическая установка судна — двухвальная. В качестве главных двигателей используются 2 дизель-редукторных агрегата (один правой, другой левой модели) марки 6 ЧРПН 36/45, четырехтактные, шестицилиндровые, реверсивные, тронковые, с газотурбинным наддувом и автоматизированным дистанционным управлением из рулевой рубки и дистанционным управлением из ЦПУ.
      Комплекс автоматизации позволяет осуществлять управление энергетической установкой в ходовых режимах без постоянной вахты в течение 24 ч с контролем за работой механизмов машинного отделения из ЦПУ и безвахтенное обслуживание на стоянке.
      Для уменьшения времени реверса дизель-редукторные агрегаты оборудованы комбинированной системой торможения, которая входит в состав системы ДАУ главных двигателей. Каждый дизель-редукторный агрегат имеет мощность 1100 кВт при частоте вращения фланца редуктора 252 об/мин и может работать как на дизельном, так и на моторном топливе.
      Вспомогательная энергетическая установка состоит из четырех дизель-генераторов типа ДГР 150/750 трехфазного переменного тока напряжением 400 В мощностью по 150 кВт с воздушным запуском дизелей; двух вспомогательных котлов типа КАВ 1,6/ 7, автоматизированных водотрубных с естественной циркуляцией производительностью по 1,6 т/ч пара, оборудованных системой автоматического регулирования, защиты и сигнализации; двух утилизационных котлов типа КУП 80/6-4 с принудительной циркуляцией, работающих от главных двигателей. Возможна длительная параллельная совместная работа котловгрегатов и утилизационных котлов с суммарной паропроизводительностью 5 т/ч. Имеется также аварийный дизель-генератор типа ДГФА 150/1500.
      Все основные механизмы и оборудование установлены в машинном отделении. При их размещении и прокладке трубопроводов в машинном отделении учитывалось удобство обслуживания, осмотра и ремонта.
      Движйтельно-рулевой комплекс судна состоит из гребных винтов фиксированного шага диаметром 2,2 м и двухопорных полуподвесных рулей; площадь каждого руля составляет 9,3 м2. В качестве привода рулей используется электрогидравлическая рулевая машина Р 16 с номинальным крутящим моментом на баллере 245 кН•м.
      Для обеспечения швартовных операций в каналах и у причалов в носовой части судна установлено подруливающее электро гидравлическое устройство типа ПА-130 с ВРШ, создающим номинальную тягу 16,7 кН•м.
      Якорное устройство состоит из двух носовых якорно-швартовных шпилей, двух становых якорей Холла массой по 2,5 т и якорных цепей калибром 44 мм, в также одного якорно-швартовного шпиля, стоп-анкера массой 1 т и цепи калибром 34 мм. Тормоза цепных носовых брашпилей оборудованы системой дистанционной отдачи из рулевой рубки с указателем длин вытравленных цепей.
      Спасательное устройство включает в себя 2 спасательные танкерные моторные шлюпки типа LRT-R1SZZ вместимостью 32 чел., установленные на палубе второго яруса надстройки, и 2 надувных плота типа РТ-8/1 В-УУ вместимостью по 8 чел. Имеется моторная разъездная шлюпка.
      На судне устанавливается современная аппаратура для внешней связи и радионавигации, включающая в себя 4 радиостанции, 2 из которых —УКВ, аварийный комплекс, радиопеленгатор, 2 радиолокационные станции, гирокомпасную систему и др. Для несения сигнальных средств и радионавигационного оборудования на судне установлены 3 заваливающиеся навигационные мачты. Управление заваливанием мачт — дистанционное при помощи гидроцилиндров.
      Большое внимание уделено обитаемости судна. Для уменьшения шума и тепловой радиации выхлопные трубы от главных и вспомогательных механизмов вынесены за пределы блока жилых помещений. Каюты расположены преимущественно на втором ярусе надстройки. Мебель в жилых и служебных помещениях деревянная, облицованная слоистым пластиком.
      Экипаж размещается в 12 одноместных и трех двухместных каютах с индивидуальными санблоками и в пяти двухместных каютах с умывальниками. Для капитана и старшего механика имеются блок-каюты. Все каюты и общественно-бытовые помещения обеспечены системой кондиционирования воздуха.
      Танкеры типа «Мирзо Турсун-заде» предназначены в основном для обеспечения перевозок нефти и нефтепродуктов I, II и III разрядов между портами Каспийского моря.




ФОТОГРАФИИ




Источник: Ю. Пронин. Танкер для каспия. / ж. "Морской флот" № 11, 1985, 45-47 с.   
Scan, Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024