статья из журнала «Морской флот»
Техника морского флота
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТЕПЛОХОД «АСТРАХАНЬ»
Ю. Пронин,
старший инженер В/О «Мортехсудоремпром»
В КОНЦЕ 1983 Г. КОРАБЕЛЫ ГДР поставили Советскому Союзу головное
многоцелевое сухогрузное судно «Астрахань». Это судно приспособлено
для погрузки-выгрузки как вертикальным, так и горизонтальным способом
и оборудовано кормовой рампой и мощным грузовым устройством.
По конструктивному типу - это одновинтовой, двухпалубный теплоход
с избыточным надводным бортом, с удлиненными баком и ютом, с носовым
и кормовым бульбами. Машинное отделение и находящаяся над ним
надстройка расположены в корме.
Теплоход «Астрахань» предназначен для перевозки широкой номенклатуры
генеральных и навалочных грузов, 20- и 40-футовых контейнеров (в том
числе на открытой палубе до 30 рефрижераторных 20-футовых контейнеров
с автономными холодильными агрегатами), тяжеловесных, длинномерных
и громоздких грузов, а также трейлеров, колесной техники, грузовых и легковых
автомобилей с топливом в баках. Судно можно использовать также для
перевозки каменного угля, за исключением трюма № 1, который оборудован
для перевозки опасных грузов в таре, взрывчатых веществ и
легковоспламеняющихся грузов.
Построено судно на класс Регистра СССР КМ*Л2А2 и отвечает требованиям
международных правил и конвенций, а также национальных привил.
Район плавания судна неограниченный.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА |
Длина |
|
наибольшая |
172,3 м |
между перпендикулярами |
161,0 м |
Ширина |
23,05 м |
Высота борта до верхней палубы |
13,7 м |
Осадка |
|
спецификационная |
8,52 м |
по грузовую марку |
10,02 м |
Дедвейт: |
при осадке 8,52 м |
13500 т |
при осадке 10,02 м |
18260 т |
Вместимость грузовых трюмов (по генеральному грузу) |
25030 м3 |
Площадь палубы для горизонтальной погрузки |
2370 м2 |
Максимально допустимая вместимость (20-футовых) |
531 шт. |
Скорость в грузу |
17,4 уз |
Дальность плавания: |
нормальная |
14000 миль |
увеличенная |
20000 миль |
Корпус судна полностью сварной конструкции собран из плоскостных
и объемных секций и имеет 5 грузовых трюмов. Трюм № 1, расположенный
в носовой части судна, отделен от других трюмов поперечной переборкой.
Грузовые трюмы № 2-4 имеют общий твиндек и разделены
поперечными переборками, доходящими до нижней твиндечной палубы.
Трюм № 5 является как бы продолжением твиндека. Он расположен в
кормовой части судна над машинным отделением, между лацпортом и носовой
переборкой шахты машинного отделения.
Для осуществления грузовых операций вертикальным способом верхняя
и нижняя (твиндечная) палубы имеют грузовые люки. Люковые закрытия
грузовых трюмов на верхней открытой палубе состоят из складных крышек
с гидроприводом, складывание которых производится в нос и корму.
На люках трюмов № 2 и 3 можно по выбору открывать или закрывать
носовую или кормовую секцию крышек. Грузовой люк трюма № 3 в средней
части имеет дополнительно понтонную крышку, которую можно обслуживать
спаренными кранами или грузовой стрелой. Все люковые
закрытия на открытой палубе газо- и водонепроницаемые и уплотняются
клиновыми задрайками или барашками.
Твиндечные люковые закрытия состоят из откидных водонепроницаемых
крышек, которые открываются к бортам. Люковые крышки трюмов № 2 и 3
по длине трюма делятся на секции с опорой на съемные бимсы. В трюме
№ 1 крышки имеют гидравлический привод, в трюмах № 2-4 - тросовый
с использованием спаренных кранов или грузовой стрелы. В
вертикальном положении люковые крышки рассчитаны на горизонтальные
нагрузки от груза контейнеров, установленных в трюме, а также могут
служить переборками загрузочной шахты при погрузке навалочных грузов.
В открытом и закрытом положениях люковые крышки надежно фиксируются.
Грузовые операции осуществляются устройством, в состав которого входят
тяжеловесная стрела грузоподъемностью 125 т, установленная между
трюмами № 2 и 3; две стрелы грузоподъемностью по 25 т, расположенные
в районе тяжеловесной стрелы, из которых одна работает на трюм № 2,
другая - на трюм № 3; четыре крана грузоподъемностью по 12,5 т,
расположенные между трюмами № 1 и 2, № 3 и 4.
Тяжеловесная стрела может работать на трюмы № 2 и 3. Она имеет на ноке
специальную конструкцию, допускающую перекидывание стрелы с одного
трюма на Другой через плоскость колонн. Грузовые тали стрелы имеют
2 ходовых конца, топенант - двойной. Два ходовых конца грузового и
топенантного шкентелей заведены на тяжеловесные барабаны с тяговым усилием
200 кН комбинированных 3-барабанных тяжеловесных лебедок типа SKW
200/70 кН производства ГДР, установленных на крыше палубной рубки
между трюмами № 2 и 3. Один барабан каждой лебедки имеет номинальное
тяговое усилие 200 кН и 2 барабана - по 70 кН. Минимальный угол
подъеме стрелы к плоскости горизонта 25°, максимальный - 65°. Вылет
стрелы за борт при минимальном угле подъема и максимальном повороте
от диаметральной плоскости (60°) - 7 м. Подъем и поворот тяжеловесной
стрелы осуществляются последовательно, и ее работа возможна при
крене до 5° и дифференте до 2°.
Ходовые концы грузовых и топенантных шкентелей стрелы грузоподъемностью
25 т заведены на легковесные барабаны с тяговым усилием 70 кН
тяжеловесных комбинированных лебедок. Минимальный угол подъема стрелы
15°, максимальный - 70°. Вылет стрелы за борт при минимальном угле
подъема и максимальном угле поворота от диаметральной плоскости (60°) - 5,5 м.
Два электрических крана типа DSW U 12,5х2-3,5-22 производства
ГДР, установленные на общей поворотной площадке, могут работать
в спаренном варианте. Для перегрузки генеральных грузов спаренные краны
оборудуются гаковой траверзой.
В этом случае их общая грузоподъемность - 25 т. Для перегрузки навалочных
грузов краны оборудуются грейферной траверзой и челюстным моторным грейфером.
Судно снабжено двумя грейферами вместимостью по 6,3 м3 которые
хранятся на открытой палубе в доступных для кранов местах. Краны,
установленные между трюмами № 1 и 2, конструктивно отвечают требованиям
погрузки-выгрузки опасных грузов.
Минимальный вылет стрелы крана - 3,5 м, максимальный - 22,0 м, скорость
подъема груза при номинальной нагрузке - 18 м/мин, скорость
поворота крана при отсутствии крена - 1,2 об/мин, время изменения
вылета стрелы от максимального до минимального - 46 с.
Для погрузки и выгрузки накатных грузов, размещаемых на твиндечной
палубе, судно оборудовано трехсекционной угловой кормовой рампой,
подъем и опускание которой осуществляются тросовым приводом;
складывание, фиксация и обеспечение определенного расстояния от причала
производятся с помощью гидравлики. В поднятом состоянии нижняя часть
первой секции служит водонепроницаемым закрытием кормового проема.
Общая длина рампы - 25,0 м, ширина проезжей части - 5,8 м, максимальная
высота колесного транспорта - 4,5 м. Рампа при загрузке и разгрузке
судна автоматически устанавливается а правильное положение относительно
причала с помощью гидроприводных шарниров и упорных гидроцилиндров.
Они управляются датчиком положения аппарели. Тяговое усилие автоматических
рамповых лебедок предусмотрено такое, чтобы при полной нагрузке аппарели давление
на причал не превышало 20 кПа (2 т/м2). Управление рамповым устройством
осуществляется с центрального поста, расположенного на шлюпочной палубе
(палуба надстройки «А»).
Для обеспечения правильной загрузки судна и безопасности плавания
предусмотрена возможность контроля остойчивости судна. Имеется система
с танком, который может использоваться для кренования. При этом сразу же
можно определить метацентрическую высоту по отсчитанному углу
крена и соответствующим данным прилагаемой таблицы. Для ограничения
возникающих при грузовых операциях углов крена имеется пара бортовых
балластных цистерн, расположенных перед машинным отделением
и являющихся цистернами выравнивания крена. В эту систему входят
также 2 балластных насоса типа SMV 125/290 производства ГДР, с
помощью которых осуществляется перекачка балластной воды с одного
борта на другой. Эта антикреновая система позволяет накатывать трейлеры
максимальной массой 45 т со скоростью 5 км/ч и интервалом не более 5 мин.
При перевозке отдельных опасных грузов во время рейса требуется
многократно замерять их температуру.
С этой целью на судне имеется система, позволяющая дистанционно измерять
температуры груза в трюмах, в том числе в нижней части грузовых трюмов № 2-4.
Вентиляция грузовых помещений может работать в девяти режимах.
Трюм № 1 оборудован искусственной вытяжной вентиляцией без возможности
реверсирования вентиляторов и естественной приточной, что
обеспечивает 11-кратный обмен воздуха в час. С учетом возможности
транспортировки в трюме опасных грузов в каналах приточной и вытяжной
вентиляции устанавливаются пламепрерывающие сетки.
Грузовое пространство трюмов № 2-4, расположенное под нижней
твиндечной палубой, оборудовано искусственной вентиляцией,
обеспечивающей 6-кратный обмен воздуха в час либо на вытяжку, либо на приток
в зависимости от рода перевозимого груза. Вентиляторы вытяжного воздуха
(30%) и приточного (70%) - реверсивные. Для каналов вентиляции грузовых
помещений под нижней твиндечной палубой установлены съемные
пламепрерывающие сетки, устанавливаемые в специальных креплениях,
расположенных между вентилятором и грузовым трюмом.
Грузовые помещения на твиндечной палубе в районе трюмов № 2-4
имеют 20-кратный обмен воздуха в час вытяжной вентиляцией и 8-кратный -
приточной, что обеспечивает погрузку и выгрузку накатного груза, и 13-кратный
обмен воздуха в час вытяжной вентиляцией и 9-кратный - приточной
в период транспортировки накатного груза.
В варианте загрузки судна с вертикальным положением твиндечных
люковых закрытий обеспечивается 19-кратный обмен воздуха в час
вытяжной вентиляцией и 7-кратный - приточной в грузовых помещениях
на твиндечной палубе в районе трюмов № 2-4. При этом также работают
вентиляторы для грузовых помещений под твиндечной палубой.
Разность в обменах приточного и вытяжного воздуха выравнивается
поступающим свежим воздухом через открытый кормовой проем при
опущенной на причал аппарели. Этот режим вентиляции можно использовать
при погрузке и выгрузке накатного груза в бортовые грузовые пространства
твиндека при открытых люковых крышках твиндечной палубы.
Перевозимый в трюмах и на открытой палубе груз требует надежного
крепления. В снабжении судна предусмотрено для этого все необходимое,
в том числе детали крепления контейнеров. Для крепления накатных
грузов на палубе и на люковых крышках вварены гнезда типа «слоновая
нога», а между шпангоутами бортового набора имеются места для хранения
оттяжек; для перевозки генеральных грузов на открытой палубе
и в трюмах есть рымы; в трюме № 1 вместо рымов к набору приварены обухи.
Для якорных и швартовных операций используются автоматические
якорно-швартовные лебедки типа AVW 125/70 на номинальное тяговое
усилие 125 кН и автоматические швартовные лебедки типа AVW 80 на
номинальное тяговое усилие 80 кН, изготовленные в ГДР. На каждой
лебедке имеется устройство задания тягового усилия. После окончания
швартовки судна лебедки переключаются на автоматический режим
удержания судна у причала.
Рулевое устройство обеспечивает хорошие маневренные характеристики.
Руль обтекаемой полуподвесной сварной конструкции. Перо руля
можно демонтировать без предварительной выемки баллера. Для
привода руля имеется электрогидравлическая двухцилиндровая машина типа
Ra 32/48 производства ГДР с максимальным моментом на баллере
480 кН-м. Машина имеет 2 автономно работающих насосных агрегата,
из которых один - резервный. При маневрах оба агрегата могут
работать одновременно. В этом случае время перекладки руля с борта
на борт сокращается примерно вдвое. Для улучшения управляемости судна
на малых ходах и при маневрах в комплект рулевого устройства входит также
носовое подруливающее устройство типа BU 4/4 производства ГДР мощностью 740 кВт.
В состав спасательных средств, имеющихся на судне, входят шлюпочные
устройства со шлюпками, плоты и необходимое снабжение. На
шлюпочной палубе надстройки по левому и правому бортам расположено по одному
шлюпочному устройству с моторной спасательной шлюпкой вместимостью
44 чел. из стеклопластика, изготовленной в ГДР.
На палубе надстройки «В» по правому и левому борту имеются по три
надувных спасательных плота вместимостью по 16 чел. Один плот вместимостью
6 чел. установлен в носовой части судна.
Дополнительно к спасательным средствам на палубе надстройки «В»
расположены рабочий плот со съемными площадками и леерным ограждением
и рабочая шлюпка из стеклопластика на 2 чел. с кормовым подвесным
двигателем. Плот и шлюпка обслуживаются кран-балкой грузоподъемностью 1 т.
Машинное отделение расположено в зауженной кормовой части судна,
в районе 12-48-го шпангоутов. При этом оборудование и трубопроводы
выполнены так, чтобы обеспечивался нормальный доступ к механизмам,
агрегатам, аппаратам, арматуре и устройствам для управления,
технического обслуживания и ремонта.
Надежная работа энергетической установки должна обеспечиваться при
сложных условиях: при дифференте, не превышающем 5°, крене до 15°,
при максимальной температуре забортной воды +32°С и воздуха
а машинном отделении до +45 °С, при относительной влажности воздуха 75%.
В качестве главного двигателя на судне установлен пятицилиндровый двухтактный
дизель типа K5SZ 70/125 В простого действия, крейцкопфной
конструкции с петлевой продувкой и наддувом, осуществляемыми с помощью
газотурбонагнетателя и двух воздуходувок, реверсивный, правого исполнения,
с прямой передачей упора на гребной винт. Он может работать на тяжелом
топливе вязкостью 3500 с Редвуда 1 при 100°F. Его номинальная мощность
составляет 7,6 МВт (10330 л.с.) при частоте вращения 145 об/мин и
максимальная - 8,4 МВт (11370 л.с.) при 149 об/мин.
Гребной четырехлопастный винт выполнен из многокомпонентной бронзы.
Его характеристики рассчитаны на работу при 85% номинальной мощности
и номинальных оборотах главного двигателя. Крепление гребного
винта на валу конусное без шпонки, концевая гайка застопорена. Посадка
и съемка винта осуществляются гидропрессовым способом с помощью
кольцевого гидродомкрата, который входит в снабжение судна.
Для производства электроэнергии на судне оборудована электростанция, в
состав которой входят 4 дизель-генератора. Дизель типа 6VD 26/20 AL-11.
Это шестицилиндровый дизельный двигатель, четырехтактный тронковый с
наддувом и охлаждением наддувочного воздуха забортной водой, нереверсивный,
с охлаждением цилиндров пресной водой. Мощность одного дизеля
составляет 596 кВт (810 л. с.) при частоте вращения 1000 об/мин. Мощность
генератора производства объединения ЭЛМО (ГДР) составляет 675 кВ-А.
В качестве аварийного дизель-генератора установлен дизель типа
6VD 18/15 А-1 мощностью 215 кВт при частоте вращения 1500 об/мин
с генератором типа SRED 409-4а.
В шахте машинного отделения установлены вспомогательный и утилизационный
котлы, изготовленные в ГДР. Вспомогательный котел типа ESH-4,0
по конструкции однобарабанный водотрубный с топкой для сжигания
топлива с помощью ротационной форсунки типа OR 2 паропроизводительностью
4 т/ч, с давлением пара 500-700 кПа (5-7 кгс/см2 ).
Утилизационный котел типа AKSR 2,0-16/16 с ребристыми змеевиками
и сборными коллекторами подвода и отвода воды, в которые вварены концы
змеевиков, с системой принудительной циркуляции типа Ла-Монт
паропроизводительностью 2 т/ч при 85% номинальной мощности главного двигателя.
Вспомогательный котел покрывает (судовые потребности в паре при
температуре наружного воздуха -25°С и одновременно обеспечивает обогрев
цистерн балластной воды, расположенных выше балластной ватерлинии; обогрев
и поддержание температуры тяжелого топлива в запасных цистернах.
На стоянке и при маневрах потребности судна в паре обеспечивает
вспомогательный котел. На ходовом режиме утилизационный котел обеспечивает
судно паром при плавании в балласте и без обогрева цистерн балластной
воды. В других случаях используется параллельная работа утилизационного
и вспомогательного котлов. При ком вспомогательный котел автоматически
включается в работу, когда давление в утилизационном котле
падает ниже определенного предела.
Работу главной энергетической установки обеспечивают специальные
ситемы с отдельными трубопроводами, оборудованием и механизмами. Воздух
для рабочей воздушной системы вырабатывают 2 главных воздушных
компрессора типа 2 S 2-125 подачей по150м3/ч и давлением около 3,1 МПа,
для хозяйственных нужд установлен самостоятельный воздушный компрессор
типа AHV 1-90/125 подачей 160 м3/ч и давлением воздуха 0,6 МПа.
Для подготовки топлива и масла для главного и вспомогательных двигателей
установлены 4 самоочищающихся сепаратора типа SOZB с навешенными
подкачивающим и откачивающим насосами (два - для тяжелого топлива,
один - для тяжелого и дизельного топлива, один - для дизельного топлива)
и 2 самоочищающихся сепаратора типа SOZB с отдельно установленным
подкачивающим и навешенным откачивающим насосами (один - для смазочного
масла главного двигателя и один - для смазочного масла дизель-генератора,
утечки масла сальников поршневых штоков и диафрагмы главного двигателя
и как резервный сепаратор смазочного масла главного двигателя).
Изготовлены сепараторы предприятиями ГДР.
Для балластных операций имеются 2 насоса типа SMV-200/350 подачей
по 300 м3/ч при давлении 0,24 МПа. В пожарную систему забортную воду
подают 2 пожарных насоса типа KRZ 17-80/250 подачей 90 м3/ч при
напоре 0,85 МПа.
В мастерских машинного отделения установлены токарный, сверлильный,
фрезерный, заточный, шлифовальный, намоточный станки.
Для надежной работы всех механизмов и оборудования в машинном
отделении, мастерских и других помещениях и создания необходимых
климатических условий имеется приточная и вытяжная вентиляция
с учетом тепло- и газовыделений.
На судне оборудована система обогрева некоторых танков и цистерн,
в том числе топливных и масляных, балластных, расположенных над балластной
ватерлинией, танков пресной питьевой воды. Система пресной воды
состоит из раздельных систем мытьевой и питьевой воды, имеющих самостоятельные
насосы типа 2 KSEY-40, свои гидрофоры и обеззараживающие
ультрафиолетовые устройства типов А2-50 и В2-50 производства ГДР.
Запасы мытьевой воды, которая поступает в умывальники, душевые и к другим
потребителям, могут пополняться от опреснительной установки типа
SEA 25 Р производительностью 20 т/сут.
На теплоходе «Астрахань» есть комплекс систем и оборудования, обеспечивающих
защиту окружающей среды от загрязнения. Имеются простые
мусоросборники, содержимое которых обычно сжигается в инсинераторе, так
же как и нефтеотходы топливных и масляных сепараторов и отходы с
камбуза, которые транспортируются в помещение инсинератора по прямой
мусорной шахте.
Сточные воды поступают на обработку в специальную установку типа
KA-MR1,5S50. На судне установлен сепаратор трюмных вод типа ТЕ5-1
с фильтром очистки производительностью 5 м3/ч для обработки трюмных
вод, загрязненных нефтепродуктами.
На судне имеется удобные одноместные каюты с индивидуальными
санузлами для 29 членов экипажа, а также 4 одноместные каюты с
санузлом на каждые 2 каюты. Кроме того, предусмотрены 3 двухместные
каюты с индивидуальными санузлами для практикантов и каюта для лоцмана.
В помещениях жилой надстройки круглогодично создаются нормальные
климатические условия двумя центральными двухканальными групповыми
кондиционерами типа KSG63-3 подачей 5700 м3/ч. Полностью климатизированные
помещения объединены в 16 групп, для которых подается
кондиционированный воздух различных температур в зависимости от
расположения помещений. В центральной станции кондиционирования воздуха
для каждой группы помещений установлены двухканальная системе и
автоматический регулируемый смесительный клапан, от которого смешанный
воздух идет по одному воздушному каналу в каждую группу помещений.
В помещениях расположены эжекторные настенные воздухораспределители
с одноканальным подключением и электрогрелками. Возможность
уменьшения выхода воздуха примерно вдвое. Когда система кондиционирования
воздуха отключена, каютные грелки воздухораспределителей могут
быть использованы как обычные электрические обогреватели. Установка
кондиционирования воздуха работает как с использованием только свежего
воздуха, так и с 20%-ной рециркуляцией воздуха из коридоров чистых помещений
при уменьшении общего количества подаваемого воздуха до 90%.
Все главные магистрали приточного воздуха системы кондиционирования и все
каютные грелки в радиорубке, изоляторе и амбулатории оборудованы глушителями.
Для отопления помещений есть паровая и электрическая системы
(в зависимости от рода оборудования, находящегося в этих помещениях). На
судне имеется пассажирский лифт на 3 чел., который обеспечивает перевозку
людей с уровня твиндечной палубы до ходового мостика с остановками
на палубе юта и всех палубах надстройки. Для размещения на судне необходимого
количества провизии на палубе юта оборудованы рефрижераторные
провизионные камеры, которые соединены с камбузом провизионным
лифтом грузоподъемностью 150 кг.
Внутрисудовую связь обеспечивают автоматическая телефонная станция на
38 абонентов и радиотрансляционная установка для подачи команд на все
каюты, общественные помещения, мастерские и открытые палубы, а также
для трансляции радиопрограмм.
Электро- и радионавигационное оборудование в основном советского производства.
Конструкция судна, устройства и системы, комплектация механизмами и
оборудованием, уровень автоматизации главной механической установки,
а также процессов управления движением судна, грузовыми операциями и
швартовкой, состав служебных, общественных и жилых помещений отвечают
требованиям хорошей морской практики и создают на судне условия для
высокопроизводительного труда и приятного отдыха экипажа.
|