ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала «Морской флот»

Техника морского флота


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТЕПЛОХОД «АСТРАХАНЬ»


Ю. Пронин,
старший инженер В/О «Мортехсудоремпром»


      В КОНЦЕ 1983 Г. КОРАБЕЛЫ ГДР поставили Советскому Союзу головное многоцелевое сухогрузное судно «Астрахань». Это судно приспособлено для погрузки-выгрузки как вертикальным, так и горизонтальным способом и оборудовано кормовой рампой и мощным грузовым устройством.

      По конструктивному типу - это одновинтовой, двухпалубный теплоход с избыточным надводным бортом, с удлиненными баком и ютом, с носовым и кормовым бульбами. Машинное отделение и находящаяся над ним надстройка расположены в корме.
      Теплоход «Астрахань» предназначен для перевозки широкой номенклатуры генеральных и навалочных грузов, 20- и 40-футовых контейнеров (в том числе на открытой палубе до 30 рефрижераторных 20-футовых контейнеров с автономными холодильными агрегатами), тяжеловесных, длинномерных и громоздких грузов, а также трейлеров, колесной техники, грузовых и легковых автомобилей с топливом в баках. Судно можно использовать также для перевозки каменного угля, за исключением трюма № 1, который оборудован для перевозки опасных грузов в таре, взрывчатых веществ и легковоспламеняющихся грузов.
      Построено судно на класс Регистра СССР КМ*Л2А2 и отвечает требованиям международных правил и конвенций, а также национальных привил. Район плавания судна неограниченный.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
Длина  
наибольшая  
172,3 м
между перпендикулярами  
161,0 м
Ширина
23,05 м
Высота борта до верхней палубы
13,7 м
Осадка  
спецификационная
8,52 м
по грузовую марку
10,02 м
Дедвейт:
при осадке 8,52 м
13500 т
при осадке 10,02 м
18260 т
Вместимость грузовых трюмов (по генеральному грузу)
25030 м3
Площадь палубы для горизонтальной погрузки
2370 м2
Максимально допустимая вместимость (20-футовых)
531 шт.
Скорость в грузу
17,4 уз
Дальность плавания:
нормальная
14000 миль
увеличенная
20000 миль

      Корпус судна полностью сварной конструкции собран из плоскостных и объемных секций и имеет 5 грузовых трюмов. Трюм № 1, расположенный в носовой части судна, отделен от других трюмов поперечной переборкой. Грузовые трюмы № 2-4 имеют общий твиндек и разделены поперечными переборками, доходящими до нижней твиндечной палубы. Трюм № 5 является как бы продолжением твиндека. Он расположен в кормовой части судна над машинным отделением, между лацпортом и носовой переборкой шахты машинного отделения.
      Для осуществления грузовых операций вертикальным способом верхняя и нижняя (твиндечная) палубы имеют грузовые люки. Люковые закрытия грузовых трюмов на верхней открытой палубе состоят из складных крышек с гидроприводом, складывание которых производится в нос и корму.
      На люках трюмов № 2 и 3 можно по выбору открывать или закрывать носовую или кормовую секцию крышек. Грузовой люк трюма № 3 в средней части имеет дополнительно понтонную крышку, которую можно обслуживать спаренными кранами или грузовой стрелой. Все люковые закрытия на открытой палубе газо- и водонепроницаемые и уплотняются клиновыми задрайками или барашками.
      Твиндечные люковые закрытия состоят из откидных водонепроницаемых крышек, которые открываются к бортам. Люковые крышки трюмов № 2 и 3 по длине трюма делятся на секции с опорой на съемные бимсы. В трюме № 1 крышки имеют гидравлический привод, в трюмах № 2-4 - тросовый с использованием спаренных кранов или грузовой стрелы. В вертикальном положении люковые крышки рассчитаны на горизонтальные нагрузки от груза контейнеров, установленных в трюме, а также могут служить переборками загрузочной шахты при погрузке навалочных грузов. В открытом и закрытом положениях люковые крышки надежно фиксируются.
      Грузовые операции осуществляются устройством, в состав которого входят тяжеловесная стрела грузоподъемностью 125 т, установленная между трюмами № 2 и 3; две стрелы грузоподъемностью по 25 т, расположенные в районе тяжеловесной стрелы, из которых одна работает на трюм № 2, другая - на трюм № 3; четыре крана грузоподъемностью по 12,5 т, расположенные между трюмами № 1 и 2, № 3 и 4.
      Тяжеловесная стрела может работать на трюмы № 2 и 3. Она имеет на ноке специальную конструкцию, допускающую перекидывание стрелы с одного трюма на Другой через плоскость колонн. Грузовые тали стрелы имеют 2 ходовых конца, топенант - двойной. Два ходовых конца грузового и топенантного шкентелей заведены на тяжеловесные барабаны с тяговым усилием 200 кН комбинированных 3-барабанных тяжеловесных лебедок типа SKW 200/70 кН производства ГДР, установленных на крыше палубной рубки между трюмами № 2 и 3. Один барабан каждой лебедки имеет номинальное тяговое усилие 200 кН и 2 барабана - по 70 кН. Минимальный угол подъеме стрелы к плоскости горизонта 25°, максимальный - 65°. Вылет стрелы за борт при минимальном угле подъема и максимальном повороте от диаметральной плоскости (60°) - 7 м. Подъем и поворот тяжеловесной стрелы осуществляются последовательно, и ее работа возможна при крене до 5° и дифференте до 2°.
      Ходовые концы грузовых и топенантных шкентелей стрелы грузоподъемностью 25 т заведены на легковесные барабаны с тяговым усилием 70 кН тяжеловесных комбинированных лебедок. Минимальный угол подъема стрелы 15°, максимальный - 70°. Вылет стрелы за борт при минимальном угле подъема и максимальном угле поворота от диаметральной плоскости (60°) - 5,5 м.
      Два электрических крана типа DSW U 12,5х2-3,5-22 производства ГДР, установленные на общей поворотной площадке, могут работать в спаренном варианте. Для перегрузки генеральных грузов спаренные краны оборудуются гаковой траверзой.
      В этом случае их общая грузоподъемность - 25 т. Для перегрузки навалочных грузов краны оборудуются грейферной траверзой и челюстным моторным грейфером.
      Судно снабжено двумя грейферами вместимостью по 6,3 м3 которые хранятся на открытой палубе в доступных для кранов местах. Краны, установленные между трюмами № 1 и 2, конструктивно отвечают требованиям погрузки-выгрузки опасных грузов.
      Минимальный вылет стрелы крана - 3,5 м, максимальный - 22,0 м, скорость подъема груза при номинальной нагрузке - 18 м/мин, скорость поворота крана при отсутствии крена - 1,2 об/мин, время изменения вылета стрелы от максимального до минимального - 46 с.
      Для погрузки и выгрузки накатных грузов, размещаемых на твиндечной палубе, судно оборудовано трехсекционной угловой кормовой рампой, подъем и опускание которой осуществляются тросовым приводом; складывание, фиксация и обеспечение определенного расстояния от причала производятся с помощью гидравлики. В поднятом состоянии нижняя часть первой секции служит водонепроницаемым закрытием кормового проема. Общая длина рампы - 25,0 м, ширина проезжей части - 5,8 м, максимальная высота колесного транспорта - 4,5 м. Рампа при загрузке и разгрузке судна автоматически устанавливается а правильное положение относительно причала с помощью гидроприводных шарниров и упорных гидроцилиндров. Они управляются датчиком положения аппарели. Тяговое усилие автоматических рамповых лебедок предусмотрено такое, чтобы при полной нагрузке аппарели давление на причал не превышало 20 кПа (2 т/м2). Управление рамповым устройством осуществляется с центрального поста, расположенного на шлюпочной палубе (палуба надстройки «А»).
      Для обеспечения правильной загрузки судна и безопасности плавания предусмотрена возможность контроля остойчивости судна. Имеется система с танком, который может использоваться для кренования. При этом сразу же можно определить метацентрическую высоту по отсчитанному углу крена и соответствующим данным прилагаемой таблицы. Для ограничения возникающих при грузовых операциях углов крена имеется пара бортовых балластных цистерн, расположенных перед машинным отделением и являющихся цистернами выравнивания крена. В эту систему входят также 2 балластных насоса типа SMV 125/290 производства ГДР, с помощью которых осуществляется перекачка балластной воды с одного борта на другой. Эта антикреновая система позволяет накатывать трейлеры максимальной массой 45 т со скоростью 5 км/ч и интервалом не более 5 мин.
      При перевозке отдельных опасных грузов во время рейса требуется многократно замерять их температуру.
      С этой целью на судне имеется система, позволяющая дистанционно измерять температуры груза в трюмах, в том числе в нижней части грузовых трюмов № 2-4.
      Вентиляция грузовых помещений может работать в девяти режимах. Трюм № 1 оборудован искусственной вытяжной вентиляцией без возможности реверсирования вентиляторов и естественной приточной, что обеспечивает 11-кратный обмен воздуха в час. С учетом возможности транспортировки в трюме опасных грузов в каналах приточной и вытяжной вентиляции устанавливаются пламепрерывающие сетки.
      Грузовое пространство трюмов № 2-4, расположенное под нижней твиндечной палубой, оборудовано искусственной вентиляцией, обеспечивающей 6-кратный обмен воздуха в час либо на вытяжку, либо на приток в зависимости от рода перевозимого груза. Вентиляторы вытяжного воздуха (30%) и приточного (70%) - реверсивные. Для каналов вентиляции грузовых помещений под нижней твиндечной палубой установлены съемные пламепрерывающие сетки, устанавливаемые в специальных креплениях, расположенных между вентилятором и грузовым трюмом.
      Грузовые помещения на твиндечной палубе в районе трюмов № 2-4 имеют 20-кратный обмен воздуха в час вытяжной вентиляцией и 8-кратный - приточной, что обеспечивает погрузку и выгрузку накатного груза, и 13-кратный обмен воздуха в час вытяжной вентиляцией и 9-кратный - приточной в период транспортировки накатного груза.
      В варианте загрузки судна с вертикальным положением твиндечных люковых закрытий обеспечивается 19-кратный обмен воздуха в час вытяжной вентиляцией и 7-кратный - приточной в грузовых помещениях на твиндечной палубе в районе трюмов № 2-4. При этом также работают вентиляторы для грузовых помещений под твиндечной палубой. Разность в обменах приточного и вытяжного воздуха выравнивается поступающим свежим воздухом через открытый кормовой проем при опущенной на причал аппарели. Этот режим вентиляции можно использовать при погрузке и выгрузке накатного груза в бортовые грузовые пространства твиндека при открытых люковых крышках твиндечной палубы.
      Перевозимый в трюмах и на открытой палубе груз требует надежного крепления. В снабжении судна предусмотрено для этого все необходимое, в том числе детали крепления контейнеров. Для крепления накатных грузов на палубе и на люковых крышках вварены гнезда типа «слоновая нога», а между шпангоутами бортового набора имеются места для хранения оттяжек; для перевозки генеральных грузов на открытой палубе и в трюмах есть рымы; в трюме № 1 вместо рымов к набору приварены обухи.
      Для якорных и швартовных операций используются автоматические якорно-швартовные лебедки типа AVW 125/70 на номинальное тяговое усилие 125 кН и автоматические швартовные лебедки типа AVW 80 на номинальное тяговое усилие 80 кН, изготовленные в ГДР. На каждой лебедке имеется устройство задания тягового усилия. После окончания швартовки судна лебедки переключаются на автоматический режим удержания судна у причала.
      Рулевое устройство обеспечивает хорошие маневренные характеристики. Руль обтекаемой полуподвесной сварной конструкции. Перо руля можно демонтировать без предварительной выемки баллера. Для привода руля имеется электрогидравлическая двухцилиндровая машина типа Ra 32/48 производства ГДР с максимальным моментом на баллере 480 кН-м. Машина имеет 2 автономно работающих насосных агрегата, из которых один - резервный. При маневрах оба агрегата могут работать одновременно. В этом случае время перекладки руля с борта на борт сокращается примерно вдвое. Для улучшения управляемости судна на малых ходах и при маневрах в комплект рулевого устройства входит также носовое подруливающее устройство типа BU 4/4 производства ГДР мощностью 740 кВт.
      В состав спасательных средств, имеющихся на судне, входят шлюпочные устройства со шлюпками, плоты и необходимое снабжение. На шлюпочной палубе надстройки по левому и правому бортам расположено по одному шлюпочному устройству с моторной спасательной шлюпкой вместимостью 44 чел. из стеклопластика, изготовленной в ГДР.
      На палубе надстройки «В» по правому и левому борту имеются по три надувных спасательных плота вместимостью по 16 чел. Один плот вместимостью 6 чел. установлен в носовой части судна.
      Дополнительно к спасательным средствам на палубе надстройки «В» расположены рабочий плот со съемными площадками и леерным ограждением и рабочая шлюпка из стеклопластика на 2 чел. с кормовым подвесным двигателем. Плот и шлюпка обслуживаются кран-балкой грузоподъемностью 1 т.
      Машинное отделение расположено в зауженной кормовой части судна, в районе 12-48-го шпангоутов. При этом оборудование и трубопроводы выполнены так, чтобы обеспечивался нормальный доступ к механизмам, агрегатам, аппаратам, арматуре и устройствам для управления, технического обслуживания и ремонта.
      Надежная работа энергетической установки должна обеспечиваться при сложных условиях: при дифференте, не превышающем 5°, крене до 15°, при максимальной температуре забортной воды +32°С и воздуха а машинном отделении до +45 °С, при относительной влажности воздуха 75%.
      В качестве главного двигателя на судне установлен пятицилиндровый двухтактный дизель типа K5SZ 70/125 В простого действия, крейцкопфной конструкции с петлевой продувкой и наддувом, осуществляемыми с помощью газотурбонагнетателя и двух воздуходувок, реверсивный, правого исполнения, с прямой передачей упора на гребной винт. Он может работать на тяжелом топливе вязкостью 3500 с Редвуда 1 при 100°F. Его номинальная мощность составляет 7,6 МВт (10330 л.с.) при частоте вращения 145 об/мин и максимальная - 8,4 МВт (11370 л.с.) при 149 об/мин.
      Гребной четырехлопастный винт выполнен из многокомпонентной бронзы. Его характеристики рассчитаны на работу при 85% номинальной мощности и номинальных оборотах главного двигателя. Крепление гребного винта на валу конусное без шпонки, концевая гайка застопорена. Посадка и съемка винта осуществляются гидропрессовым способом с помощью кольцевого гидродомкрата, который входит в снабжение судна.
      Для производства электроэнергии на судне оборудована электростанция, в состав которой входят 4 дизель-генератора. Дизель типа 6VD 26/20 AL-11. Это шестицилиндровый дизельный двигатель, четырехтактный тронковый с наддувом и охлаждением наддувочного воздуха забортной водой, нереверсивный, с охлаждением цилиндров пресной водой. Мощность одного дизеля составляет 596 кВт (810 л. с.) при частоте вращения 1000 об/мин. Мощность генератора производства объединения ЭЛМО (ГДР) составляет 675 кВ-А.
      В качестве аварийного дизель-генератора установлен дизель типа 6VD 18/15 А-1 мощностью 215 кВт при частоте вращения 1500 об/мин с генератором типа SRED 409-4а.
      В шахте машинного отделения установлены вспомогательный и утилизационный котлы, изготовленные в ГДР. Вспомогательный котел типа ESH-4,0 по конструкции однобарабанный водотрубный с топкой для сжигания топлива с помощью ротационной форсунки типа OR 2 паропроизводительностью 4 т/ч, с давлением пара 500-700 кПа (5-7 кгс/см2 ).
      Утилизационный котел типа AKSR 2,0-16/16 с ребристыми змеевиками и сборными коллекторами подвода и отвода воды, в которые вварены концы змеевиков, с системой принудительной циркуляции типа Ла-Монт паропроизводительностью 2 т/ч при 85% номинальной мощности главного двигателя.
      Вспомогательный котел покрывает (судовые потребности в паре при температуре наружного воздуха -25°С и одновременно обеспечивает обогрев цистерн балластной воды, расположенных выше балластной ватерлинии; обогрев и поддержание температуры тяжелого топлива в запасных цистернах.
      На стоянке и при маневрах потребности судна в паре обеспечивает вспомогательный котел. На ходовом режиме утилизационный котел обеспечивает судно паром при плавании в балласте и без обогрева цистерн балластной воды. В других случаях используется параллельная работа утилизационного и вспомогательного котлов. При ком вспомогательный котел автоматически включается в работу, когда давление в утилизационном котле падает ниже определенного предела.
      Работу главной энергетической установки обеспечивают специальные ситемы с отдельными трубопроводами, оборудованием и механизмами. Воздух для рабочей воздушной системы вырабатывают 2 главных воздушных компрессора типа 2 S 2-125 подачей по150м3/ч и давлением около 3,1 МПа, для хозяйственных нужд установлен самостоятельный воздушный компрессор типа AHV 1-90/125 подачей 160 м3/ч и давлением воздуха 0,6 МПа.
      Для подготовки топлива и масла для главного и вспомогательных двигателей установлены 4 самоочищающихся сепаратора типа SOZB с навешенными подкачивающим и откачивающим насосами (два - для тяжелого топлива, один - для тяжелого и дизельного топлива, один - для дизельного топлива) и 2 самоочищающихся сепаратора типа SOZB с отдельно установленным подкачивающим и навешенным откачивающим насосами (один - для смазочного масла главного двигателя и один - для смазочного масла дизель-генератора, утечки масла сальников поршневых штоков и диафрагмы главного двигателя и как резервный сепаратор смазочного масла главного двигателя). Изготовлены сепараторы предприятиями ГДР.
      Для балластных операций имеются 2 насоса типа SMV-200/350 подачей по 300 м3/ч при давлении 0,24 МПа. В пожарную систему забортную воду подают 2 пожарных насоса типа KRZ 17-80/250 подачей 90 м3/ч при напоре 0,85 МПа.
      В мастерских машинного отделения установлены токарный, сверлильный, фрезерный, заточный, шлифовальный, намоточный станки.
      Для надежной работы всех механизмов и оборудования в машинном отделении, мастерских и других помещениях и создания необходимых климатических условий имеется приточная и вытяжная вентиляция с учетом тепло- и газовыделений.
      На судне оборудована система обогрева некоторых танков и цистерн, в том числе топливных и масляных, балластных, расположенных над балластной ватерлинией, танков пресной питьевой воды. Система пресной воды состоит из раздельных систем мытьевой и питьевой воды, имеющих самостоятельные насосы типа 2 KSEY-40, свои гидрофоры и обеззараживающие ультрафиолетовые устройства типов А2-50 и В2-50 производства ГДР. Запасы мытьевой воды, которая поступает в умывальники, душевые и к другим потребителям, могут пополняться от опреснительной установки типа SEA 25 Р производительностью 20 т/сут.
      На теплоходе «Астрахань» есть комплекс систем и оборудования, обеспечивающих защиту окружающей среды от загрязнения. Имеются простые мусоросборники, содержимое которых обычно сжигается в инсинераторе, так же как и нефтеотходы топливных и масляных сепараторов и отходы с камбуза, которые транспортируются в помещение инсинератора по прямой мусорной шахте.
      Сточные воды поступают на обработку в специальную установку типа KA-MR1,5S50. На судне установлен сепаратор трюмных вод типа ТЕ5-1 с фильтром очистки производительностью 5 м3/ч для обработки трюмных вод, загрязненных нефтепродуктами.
      На судне имеется удобные одноместные каюты с индивидуальными санузлами для 29 членов экипажа, а также 4 одноместные каюты с санузлом на каждые 2 каюты. Кроме того, предусмотрены 3 двухместные каюты с индивидуальными санузлами для практикантов и каюта для лоцмана. В помещениях жилой надстройки круглогодично создаются нормальные климатические условия двумя центральными двухканальными групповыми кондиционерами типа KSG63-3 подачей 5700 м3/ч. Полностью климатизированные помещения объединены в 16 групп, для которых подается кондиционированный воздух различных температур в зависимости от расположения помещений. В центральной станции кондиционирования воздуха для каждой группы помещений установлены двухканальная системе и автоматический регулируемый смесительный клапан, от которого смешанный воздух идет по одному воздушному каналу в каждую группу помещений.
      В помещениях расположены эжекторные настенные воздухораспределители с одноканальным подключением и электрогрелками. Возможность уменьшения выхода воздуха примерно вдвое. Когда система кондиционирования воздуха отключена, каютные грелки воздухораспределителей могут быть использованы как обычные электрические обогреватели. Установка кондиционирования воздуха работает как с использованием только свежего воздуха, так и с 20%-ной рециркуляцией воздуха из коридоров чистых помещений при уменьшении общего количества подаваемого воздуха до 90%. Все главные магистрали приточного воздуха системы кондиционирования и все каютные грелки в радиорубке, изоляторе и амбулатории оборудованы глушителями. Для отопления помещений есть паровая и электрическая системы (в зависимости от рода оборудования, находящегося в этих помещениях). На судне имеется пассажирский лифт на 3 чел., который обеспечивает перевозку людей с уровня твиндечной палубы до ходового мостика с остановками на палубе юта и всех палубах надстройки. Для размещения на судне необходимого количества провизии на палубе юта оборудованы рефрижераторные провизионные камеры, которые соединены с камбузом провизионным лифтом грузоподъемностью 150 кг.
      Внутрисудовую связь обеспечивают автоматическая телефонная станция на 38 абонентов и радиотрансляционная установка для подачи команд на все каюты, общественные помещения, мастерские и открытые палубы, а также для трансляции радиопрограмм.
      Электро- и радионавигационное оборудование в основном советского производства.
      Конструкция судна, устройства и системы, комплектация механизмами и оборудованием, уровень автоматизации главной механической установки, а также процессов управления движением судна, грузовыми операциями и швартовкой, состав служебных, общественных и жилых помещений отвечают требованиям хорошей морской практики и создают на судне условия для высокопроизводительного труда и приятного отдыха экипажа.


Схема общего расположения судна



ФОТОГРАФИИ




Источник: Ю. Пронин. Многоцелевой теплоход «Астрахань» / ж. «Морской флот» № 8, 1984, 38-41 с.   
Scan, Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024