ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника морского флота


УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТЕПЛОХОД "ВИТАЛИЙ ДЬЯКОНОВ"


О. Никонов,
ведущий конструктор Ленинградского ЦПКБ;
Ю. Пронин,
старший инженер В/О "Мортехсудоремпром"


      ФЛОТ САХАЛИНСКОГО ПАРОХОДСТВА пополнился новым головным универсальным сухогрузным теплоходом с ограниченной осадкой "Виталий Дьяконов". Проект его разработан на базе судов типа "Василий Шукшин" с учетом возможности их эксплуатации в летний навигационный период в морях восточной Арктики.
      Судно "Виталий Дьяконов" построено по Правилам Регистра СССР на класс КМ*Л1[I]1A2 с учетом требований действующих международных конвенций и национальных правил.
      Носовая оконечность имеет ледовые усиления корпуса на категорию УЛ. Архитектурно-конструктивный тип судна четырехтрюмный двухвинтовой теплоход с ограниченной осадкой, дизель-редукторной энергетической установкой, с баком, ютом, двойными бортами, кормовым расположением машинного отделения и жилой надстройки, наклонным форштевнем и транцевой кормой.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
  Длина  
наибольшая     124,2 м  
между перпендикулярами  
113,9 м
  Ширина  
на уровне верхней палубы  
16,4 м
по КВЛ  
25,6 м
  Высота борта  
16,7 м
  Осадка  
по КВЛ  
4,5 м
по грузовую марку  
5,5 м
  Дедвейт:  
при осадке 4,5 м  
3370 т
при осадке 5,5 м  
5030 т
  Мощность энергетической установки:
2х1100 кВт
  Скорость на чистой воде
12,4 узла
  Автономность по запасам пресной воды и провизии
30 сут

      Остойчивость судна во всех эксплуатационных случаях загрузки удовлетворяет требованиям Правил Регистра СССР для судов I ограниченного района плавания, непотопляемость обеспечена при затоплении одного любого отсека. Для оценки остойчивости в процессе погрузочно-разгрузочных операций предусмотрена крен-балластная система. Период качки в зависимости от загрузки составляет 9-11 с. Для уменьшения бортовой качки предусмотрены скуловые кили высотой 300 мм и пассивные успокоители.
      Судно предназначено для перевозки контейнеров международного стандарта, пакетированных грузов, лесоматериалов россыпью и в пакетах, разнообразных генеральных, сыпучих и навалочных грузов, включая зерно, каменный уголь и сухие легковоспламеняющиеся грузы.
      Чистая грузоподъемность при осадке 4,5 м и дальности плавания 4000 миль составляет 2940 т, при дальности плавания 6000 миль - 2860 т. При осадке 5,5 м и дальности плавания 4000 миль чистая грузоподъемность составляет 4600 т, при дальности плавания 6000 миль - 4520 т. Суммарная киповая вместимость трюмов 6680 м3, насыпью - 6800 м3. Для исключения поперечных "карманов" и ускорения погрузочно-разгрузочных операций в трюмах имеются двойные борта. Судно способно перевозить 165 контейнеров (20-футовых), в том числе 111 контейнеров массой по 20 т в грузовых трюмах и 54 - массой по 16 т на закрытиях грузовых люков. Лесоматериалы с удельным погрузочным объемом 2,32 м3/т можно перевозить до 3770 т, в том числе 2875 т в трюмах и 895 т на верхней палубе. Контейнеры (20- и 40-футовые) в трюмах и на люковых закрытиях устанавливаются на вварные фитинги. Крепление палубного леса осуществляется стензельными стойками, устанавливаемыми в гнездах вдоль фальшборта в районе трюмов № 2, 3 и 4 и вдоль продольных комингсов грузового люка трюма № 1. Раскрепление палубного леса осуществляется стальными найтовами с талрепами. Для крепления палубного груза на верхней палубе имеются обухи.
      Грузовые операции осуществляются четырьмя электрогидравлическими кранами типа КЭГ8018 грузоподъемностью 8/3,2 т, установленными попарно между трюмами № 1 и 2, 3 и 4. Вылет стрел за ближайший борт 13 м, за противоположный - 6м. Работа кранов с номинальным грузом обеспечена при крене судна до 5° и дифференте до 2°.
      Раскрытие и закрытие каждого водонепроницаемого двухстворчатого люкового закрытия складывающегося типа осуществляются с помощью гидропривода, состоящего из четырех гидроцилиндров. Крепятся крышки в открытом (вертикальном) положении с помощью закладных штырей. Прочность люковых закрытий рассчитана на равномерно распределенную нагрузку 1,75 т/м2 и установку 20- и 40-футовых контейнеров в один ярус на люковых закрытиях трюмов № 1 и 4 и в два яруса на люковых закрытиях трюмов № 2 и 3.
      В средней части судна днище, двойное дно и верхняя палуба набраны по продольной системе, продольные переборки, борта, платформы, носовая и кормовая оконечности - по поперечной. Допустимая распределенная нагрузка на настил двойного дна 7,4 т/м2, на бортовые проходы верхней палубы - 4,0 т/м2.
      В качестве главных двигателей на судне установлены два четырехтактных, шестицилиндровых, рядных, реверсивных, тронковых, с газотурбинным наддувом дизель-редукторных агрегата марки 6ЧРПН 36/45 (ДРА Г74) общей мощностью 2200 кВт при частоте вращения 4,16 с-1. Один агрегат правой модели, другой - левой. Мощность от каждого дизель-редукторного агрегата через промежуточный и гребной валы передается на винт фиксированного шага диаметром 2,5 м. Гребные винты четырхлопастные, спроектированы на ледовую категорию УЛ Регистра СССР и изготовлены из коррозионностойкой стали марки 1х14НДЛ. На судне имеются по одному запасному гребному винту каждого направления вращения. Греб- ной и промежуточный валы соединены между собой и с валом редуктора главного дизель-редукторного агрегата с помощью фланцевых муфт. Выем гребных валов предусмотрен в корму. В качестве топлива для главных двигателей применяется дизельное топливо марок Л-0,2 и Л-0,5 и моторное марки ДТ.
      Для обеспечения бытовых и технических нужд в паре имеются 2 вспомогательных котла марки КВА 1,0/5-М паропроизводительностью по 1 т/ч при рабочем давлении 0,5 МПа, работающих на дизельном топливе, и 2 вертикальных водотрубных с принудительной циркуляцией утилизационных котла марки КУП 80С паропроизводительностью по 0,75 т/ч, использующих тепло выхлопных газов главных двигателей.
      Судовые потребности в электроэнергии обеспечиваются тремя дизель-генераторами ДГР 200/750 мощностью по 200 кВт с частотой вращения 12,5 с-1. Аварийным источником электроэнергии является дизель-генератор ДГА 50М-9Р мощностью 50 кВт с частотой вращения 25 с-1.
      Управление и контроль за работой главных двигателей и другого оборудования машинного отделения осуществляются из звукоизолированного ЦПУ. Управление движением судна выполняется из рулевой рубки, откуда с помощью системы ДАУ осуществляется и пуск предварительно подготовленных главных двигателей, изменение режимов их работы, реверсирование и остановка двигателей. Уровень автоматизации и контроля соответствует требованиям Правил Регистра на знак А2, обеспечивая возможность безвахтенного обслуживания машинного отделения.
      Управляемость судна обеспечивается двумя обтекаемыми полубалансирными рулями площадью по 7 м2, приводимыми в действие электрогидравлическими рулевыми машинами Р16, обеспечивающими перекладку обоих рулей с 35° одного борта до 30° другого за 28 с при полном переднем ходе. Электрическое управление рулевыми машинами предусмотрено из рулевой рубки, ручное - с местного поста в румпельном отделении. В рулевой рубке имеется аппаратура авторулевого. Указатели положения рулей установлены в румпельном отделении, ЦПУ и рулевой рубке.
      Якорное и швартовное устройства укомплектованы двумя якорями Холла массой по 2,5 т с якорными цепями калибром 46 мм, длиной 250 м каж- дая; двумя носовыми автоматическими швартовными лебедками производства ПНР с якорными приставками, обеспечивающими подъем якорей с глубины 100 м со скоростью 0,17 м/с; одной кормовой автоматической швартовной лебедкой производства ПНР с одной турачкой. Каждая швартовная лебедка в автоматическом режиме обеспечивает тяговое усилие на швартовном барабане 78,5 кН. Скорость выбирания швартовного каната при номинальном тяговом усилии составляет 0,31 - 0,35 м/с.
      В состав спасательных средств входят 2 моторные пластмассовые спасательные шлюпки ЗСШМП37 вместимостью по 37 чел., обслуживаемые гравитационными склоняющимися шлюпбалками Ш62Ш6, 3В с помощью электрических шлюпочных лебедок ЛШЗД с тяговым усилием 39,2 кН, два десятиместных самонадувных спасательных плота ПСН-10М, 10 спасательных кругов и 36 спасательных жилетов. На судне предусмотрена рабочая моторная пластмассовая шлюпка РШПМ 5,5.
      Погрузка провизии, спуск и подъем рабочей шлюпки осуществляются грузовой двухтопенантной стрелой грузоподъемностью 1,6 т, навешенной на вертикальной колонне, установленной в кормовой части палубы ходового мостика. Вылет стрелы за борт 2,5 м.
      На судне имеются 2 блочные каюты с ванными, 2 блочные каюты с душем, 8 одноместных, 5 двухместных кают и каюта лоцмана. Для обеспечения нормальных условий быта и отдыха экипажа на судне есть кают-компания и столовая команды, салоны отдыха комсостава и команды, библиотека, фотолаборатория, каюта для занятий спортом, сауна, достаточное количество душевых и прачечная. Столовая команды приспособлена для демонстрации кинофильмов. Киноаппаратура установлена в отдельном помещении. Жилые и общественные помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха с индивидуальным регулированием температуры в помещениях, обслуживаемой двумя автоматизированными центральными кондиционерами.
      Для снабжения судна водой имеются системы бытовой пресной и забортной воды. Запас пресной воды хранится в двух вкладных расходных цистернах, внутренняя поверхность которых изготовлена из нержавеющей стали, и в трех цистернах, выполненных в составе корпуса и окрашенных лаком по грунту. Пополнение запасов пресной воды осуществляется от опреснительной установки Д4У производительностью 10 т/сут. Для минерализации опресненной воды имеется минерализатор МВ-5. Забортная вода для бытовых нужд принимается санитарным агрегатом от кингстонной перемычки.
      Очистка трюмных нефтесодержащих вод осуществляется сепарационной установкой УСА-1,6 со степенью очистки 15 частей нефти на 1 млн. частей смеси. При выходе из строя сепарационной установки и при стоянке в портах нефтесодержащие воды поступают в специальные цистерны общей вместимостью 80 м3. Очистка и обеззараживание сточных и хозяйственно-бытовых вод выполняются установкой электрохимической обработки ЭОС-15, после которой они сливаются за борт. Шлам собирается в сточную цистерну вместимостью 5,5 м3, в которую предусмотрен слив необработанных вод при выходе из строя установки. Для сбора мусора в кормовой части палубы юта установлены 3 контейнера общей вместимостью 1,5 м3.
      Судно оборудовано современной радио- и электронавигационной аппаратурой отечественного производства.


Общее расположения судна



ФОТОГРАФИИ  




Источник: О. Никонов, Ю. Пронин. Универсальный теплоход "Виталий Дьяконов". / ж. "Морской флот" № 7, 1984, 42-45 с.   
Scan, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024