статья из журнала "Морской флот"
Техника морского флота
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТЕПЛОХОД "ВИТАЛИЙ ДЬЯКОНОВ"
О. Никонов,
ведущий конструктор Ленинградского ЦПКБ;
Ю. Пронин,
старший инженер В/О "Мортехсудоремпром"
ФЛОТ САХАЛИНСКОГО ПАРОХОДСТВА пополнился новым головным
универсальным сухогрузным теплоходом
с ограниченной осадкой "Виталий Дьяконов". Проект его разработан на
базе судов типа "Василий Шукшин" с учетом возможности их эксплуатации
в летний навигационный период в морях восточной Арктики.
Судно "Виталий Дьяконов" построено по Правилам Регистра СССР на
класс КМ*Л1[I]1A2 с учетом требований действующих международных
конвенций и национальных правил.
Носовая оконечность имеет ледовые усиления корпуса на категорию УЛ.
Архитектурно-конструктивный тип судна четырехтрюмный двухвинтовой
теплоход с ограниченной осадкой, дизель-редукторной энергетической
установкой, с баком, ютом, двойными бортами, кормовым расположением
машинного отделения и жилой надстройки, наклонным форштевнем и
транцевой кормой.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА |
Длина |
|
наибольшая |
124,2 м |
между перпендикулярами |
113,9 м |
Ширина |
|
на уровне верхней палубы |
16,4 м |
по КВЛ |
25,6 м |
Высота борта |
16,7 м |
Осадка |
|
по КВЛ |
4,5 м |
по грузовую марку |
5,5 м |
Дедвейт: |
|
при осадке 4,5 м |
3370 т |
при осадке 5,5 м |
5030 т |
Мощность энергетической установки: |
2х1100 кВт |
Скорость на чистой воде |
12,4 узла |
Автономность по запасам пресной воды и провизии |
30 сут |
Остойчивость судна во всех эксплуатационных случаях загрузки
удовлетворяет требованиям Правил Регистра
СССР для судов I ограниченного района плавания, непотопляемость
обеспечена при затоплении одного любого отсека. Для оценки остойчивости в
процессе погрузочно-разгрузочных операций предусмотрена крен-балластная
система. Период качки в зависимости от загрузки составляет 9-11 с.
Для уменьшения бортовой качки предусмотрены скуловые кили высотой
300 мм и пассивные успокоители.
Судно предназначено для перевозки контейнеров международного стандарта,
пакетированных грузов, лесоматериалов россыпью и в пакетах,
разнообразных генеральных, сыпучих и навалочных грузов, включая зерно,
каменный уголь и сухие легковоспламеняющиеся грузы.
Чистая грузоподъемность при осадке 4,5 м и дальности плавания 4000 миль
составляет 2940 т, при дальности плавания 6000 миль - 2860 т. При осадке
5,5 м и дальности плавания 4000 миль чистая грузоподъемность составляет
4600 т, при дальности плавания 6000 миль - 4520 т. Суммарная киповая
вместимость трюмов 6680 м3, насыпью - 6800 м3. Для исключения
поперечных "карманов" и ускорения погрузочно-разгрузочных операций в
трюмах имеются двойные борта. Судно способно перевозить
165 контейнеров (20-футовых), в том числе 111
контейнеров массой по 20 т в грузовых трюмах и 54 - массой по 16 т на
закрытиях грузовых люков. Лесоматериалы с удельным погрузочным объемом
2,32 м3/т можно перевозить до 3770 т, в том числе 2875 т в трюмах
и 895 т на верхней палубе. Контейнеры (20- и 40-футовые) в трюмах и на
люковых закрытиях устанавливаются на вварные фитинги. Крепление палубного
леса осуществляется стензельными стойками, устанавливаемыми в
гнездах вдоль фальшборта в районе трюмов № 2, 3 и 4 и вдоль продольных
комингсов грузового люка трюма № 1. Раскрепление палубного леса
осуществляется стальными найтовами с талрепами. Для крепления палубного
груза на верхней палубе имеются обухи.
Грузовые операции осуществляются четырьмя электрогидравлическими
кранами типа КЭГ8018 грузоподъемностью 8/3,2 т, установленными
попарно между трюмами № 1 и 2, 3 и 4. Вылет стрел за ближайший борт 13 м,
за противоположный - 6м. Работа кранов с номинальным грузом обеспечена
при крене судна до 5° и дифференте до 2°.
Раскрытие и закрытие каждого водонепроницаемого двухстворчатого люкового
закрытия складывающегося типа осуществляются с помощью гидропривода,
состоящего из четырех гидроцилиндров. Крепятся крышки в открытом
(вертикальном) положении с помощью закладных штырей. Прочность
люковых закрытий рассчитана на равномерно распределенную нагрузку
1,75 т/м2 и установку 20- и 40-футовых контейнеров в один ярус на
люковых закрытиях трюмов № 1 и 4 и в два яруса на люковых закрытиях трюмов № 2 и 3.
В средней части судна днище, двойное дно и верхняя палуба набраны
по продольной системе, продольные переборки, борта, платформы,
носовая и кормовая оконечности - по поперечной. Допустимая распределенная
нагрузка на настил двойного дна 7,4 т/м2, на бортовые проходы верхней палубы - 4,0 т/м2.
В качестве главных двигателей на судне установлены два четырехтактных,
шестицилиндровых, рядных, реверсивных, тронковых, с газотурбинным
наддувом дизель-редукторных агрегата марки 6ЧРПН 36/45 (ДРА Г74)
общей мощностью 2200 кВт при частоте вращения 4,16 с-1. Один агрегат
правой модели, другой - левой. Мощность от каждого дизель-редукторного
агрегата через промежуточный и гребной валы передается на
винт фиксированного шага диаметром 2,5 м. Гребные винты четырхлопастные,
спроектированы на ледовую категорию УЛ Регистра СССР и изготовлены
из коррозионностойкой стали марки 1х14НДЛ. На судне имеются
по одному запасному гребному винту каждого направления вращения. Греб-
ной и промежуточный валы соединены между собой и с валом редуктора
главного дизель-редукторного агрегата с помощью фланцевых муфт.
Выем гребных валов предусмотрен в корму. В качестве топлива для главных
двигателей применяется дизельное топливо марок Л-0,2 и Л-0,5 и моторное марки ДТ.
Для обеспечения бытовых и технических нужд в паре имеются 2 вспомогательных
котла марки КВА 1,0/5-М паропроизводительностью по 1 т/ч при
рабочем давлении 0,5 МПа, работающих на дизельном топливе, и 2
вертикальных водотрубных с принудительной циркуляцией утилизационных котла
марки КУП 80С паропроизводительностью по 0,75 т/ч, использующих тепло
выхлопных газов главных двигателей.
Судовые потребности в электроэнергии обеспечиваются тремя дизель-генераторами
ДГР 200/750 мощностью по 200 кВт с частотой вращения 12,5 с-1.
Аварийным источником электроэнергии является дизель-генератор ДГА
50М-9Р мощностью 50 кВт с частотой вращения 25 с-1.
Управление и контроль за работой главных двигателей и другого оборудования
машинного отделения осуществляются из звукоизолированного
ЦПУ. Управление движением судна выполняется из рулевой рубки, откуда
с помощью системы ДАУ осуществляется и пуск предварительно подготовленных
главных двигателей, изменение режимов их работы, реверсирование и
остановка двигателей. Уровень автоматизации и контроля соответствует
требованиям Правил Регистра на знак А2, обеспечивая возможность
безвахтенного обслуживания машинного отделения.
Управляемость судна обеспечивается двумя обтекаемыми полубалансирными
рулями площадью по 7 м2, приводимыми в действие электрогидравлическими
рулевыми машинами Р16, обеспечивающими перекладку
обоих рулей с 35° одного борта до 30° другого за 28 с при полном
переднем ходе. Электрическое управление рулевыми машинами предусмотрено
из рулевой рубки, ручное - с местного поста в румпельном отделении.
В рулевой рубке имеется аппаратура авторулевого. Указатели положения
рулей установлены в румпельном отделении, ЦПУ и рулевой рубке.
Якорное и швартовное устройства укомплектованы двумя якорями Холла
массой по 2,5 т с якорными цепями калибром 46 мм, длиной 250 м каж-
дая; двумя носовыми автоматическими швартовными лебедками производства
ПНР с якорными приставками, обеспечивающими подъем якорей с глубины
100 м со скоростью 0,17 м/с; одной кормовой автоматической швартовной
лебедкой производства ПНР с одной турачкой. Каждая швартовная лебедка
в автоматическом режиме обеспечивает тяговое усилие на швартовном
барабане 78,5 кН. Скорость выбирания швартовного каната при номинальном
тяговом усилии составляет 0,31 - 0,35 м/с.
В состав спасательных средств входят 2 моторные пластмассовые спасательные
шлюпки ЗСШМП37 вместимостью по 37 чел., обслуживаемые
гравитационными склоняющимися шлюпбалками Ш62Ш6, 3В с помощью
электрических шлюпочных лебедок ЛШЗД с тяговым усилием 39,2 кН, два
десятиместных самонадувных спасательных плота ПСН-10М, 10 спасательных
кругов и 36 спасательных жилетов. На судне предусмотрена рабочая
моторная пластмассовая шлюпка РШПМ 5,5.
Погрузка провизии, спуск и подъем рабочей шлюпки осуществляются грузовой
двухтопенантной стрелой грузоподъемностью 1,6 т, навешенной на
вертикальной колонне, установленной в кормовой части палубы ходового
мостика. Вылет стрелы за борт 2,5 м.
На судне имеются 2 блочные каюты с ванными, 2 блочные каюты с душем,
8 одноместных, 5 двухместных кают и каюта лоцмана. Для обеспечения
нормальных условий быта и отдыха экипажа на судне есть кают-компания и
столовая команды, салоны отдыха комсостава и команды, библиотека,
фотолаборатория, каюта для занятий спортом, сауна, достаточное количество
душевых и прачечная. Столовая команды приспособлена для демонстрации
кинофильмов. Киноаппаратура установлена в отдельном помещении. Жилые
и общественные помещения оборудованы системой кондиционирования
воздуха с индивидуальным регулированием температуры в помещениях,
обслуживаемой двумя автоматизированными центральными кондиционерами.
Для снабжения судна водой имеются системы бытовой пресной и забортной
воды. Запас пресной воды хранится в двух вкладных расходных цистернах,
внутренняя поверхность которых изготовлена из нержавеющей стали,
и в трех цистернах, выполненных в составе корпуса и окрашенных лаком
по грунту. Пополнение запасов пресной воды осуществляется от опреснительной
установки Д4У производительностью 10 т/сут. Для минерализации
опресненной воды имеется минерализатор МВ-5. Забортная вода для
бытовых нужд принимается санитарным агрегатом от кингстонной перемычки.
Очистка трюмных нефтесодержащих вод осуществляется сепарационной
установкой УСА-1,6 со степенью очистки 15 частей нефти на 1 млн. частей
смеси. При выходе из строя сепарационной установки и при стоянке в
портах нефтесодержащие воды поступают в специальные цистерны общей
вместимостью 80 м3. Очистка и обеззараживание сточных и хозяйственно-бытовых
вод выполняются установкой электрохимической обработки ЭОС-15,
после которой они сливаются за борт. Шлам собирается в сточную цистерну
вместимостью 5,5 м3, в которую предусмотрен слив необработанных вод
при выходе из строя установки. Для сбора мусора в кормовой части палубы
юта установлены 3 контейнера общей вместимостью 1,5 м3.
Судно оборудовано современной радио- и электронавигационной
аппаратурой отечественного производства.
|