статья из журнала "Морской флот"
Техника морского флота
ПАРОМЫ ДЛЯ КАСПИЯ (типа «Советский Дагестан»)
В. Кузовкин
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА КАСПИИ
действует морская железнодорожная
паромная переправа между портами
Баку и Красноводск протяженностью
около 160 миль, которая обслуживается
паромами типов "Советский
Азербайджан" и "Гамид Султанов",
построенными в 1962-1968 гг.
Учитывая ежегодный рост грузопотока
через Каспийское море на действующей
паромной линии, а также возраст
существующих судов, возникла
необходимость в строительстве новых
паромов. С этой целью на верфи
"Ульяник" (Югославия) заказаны
железнодорожные паромы со сроками
поставки в 1984-1986 гг. Они имеют
значительные отличия от предыдущих,
что вызвано изменением базы
строительства судов и дополнительными
ограничениями при проектировании
паромов, связанными с проводкой
судов на Каспий по внутренним водным путям.
Необходимость ограничения судна
по ширине находится в противоречии
с возможностью размещения четырех
железнодорожных путей на вагонной
палубе парома для обеспечения
его стыковки с существующим паромным
причалом и мостом. В связи
с этим было принято компромиссное
решение накатывать плети вагонов на
паром в корме по двум средним путям
с последующим распределением на
судне на четыре пути с помощью
стрелочных переводов в отличие от
существующих паромов, где накатка
с берега осуществляется по четырем путям.
Основные характеристики |
Новый паром |
"Советский Азербайджан" ( I серия / II серия ) |
Длина, м: |
|
|
наибольшая |
154,5 |
133,7 |
по КВЛ |
147,0 |
127,2 |
Ширина, м: |
|
|
по вагонной палубе |
17,5 |
17,8 |
наибольшая (с привальным брусом) |
18,3 |
18,3 |
Высота борта, м: |
|
|
до вагонной палубы |
7,3 |
6,2 |
до верхней палубы |
13,4 |
12.3 |
Осадка, м |
4,2 |
4,1 |
Дедвейт, т |
2970 |
2510 |
Автомобилевместимость
(по легковым автомобилям типа ВАЗ) |
70 |
40 |
Пассажировместимость, чел. |
202 |
289 |
Главные двигатели |
6К45 GFCA |
3Д100/14Д100 |
Скорость, уз |
17 |
16 / 17 |
Новые паромы предназначены для
перевозки грузовых вагонов
габаритов "1-Т" и "Т", рефрижераторных
секций, пассажирских вагонов, опасных
грузов, легковых и грузовых автомобилей.
Паромы имеют закрытую
вагонную надстройку на всей длине
судна и грузовой трюм под вагонной
палубой для перевозки легковых
автомобилей. Все каюты экипажа
расположены над вагонной надстройкой
в отличие от существующих паромов,
где часть экипажа размещалась
над вагонной палубой, что вызывало
справедливые нарекания моряков из-за
значительного шума от вагонов. Выше
вагонной надстройки расположены также
пассажирские каюты, салоны с
сидячими местами и общественные
помещения для пассажиров и экипажа.
Машинное отделение расположено
в кормовой части судна. Паром имеет
2 винта, 2 руля и бульбообразный нос.
Суда строят по Правилам и под наблюдением Регистра СССР
на класс
КМ*ЛЗ[I]1А2 (железнодорожный автомобильно-пассажирский паром).
Корпус судна набран по продольной
системе набора и до верхней палубы
включительно выполнен из стали.
Надстройки выше верхней палубы
изготовлены из алюминиево-магниевого
сплава для снижения массы судна
порожнем. При этом особое внимание
уделяется узлу соединения стального
корпуса с алюминиевой надстройкой
для его защиты от электрохимической коррозии.
Форма надводной части кормовой
оконечности судна выполнена аналогично
действующим паромам для стыковки
с паромным мостом, в портах
Баку и Красноводск. Прочность
вагонной палубы рассчитана на равномерно
распределенную нагрузку 2,5 тс/м2.
В качестве рельсов применен стальной
прокат квадратного сечения
60х60 мм, установленный заподлицо с палубой.
Судно имеет смешанное продольно-поперечное
разделение на водонепроницаемые
отсеки ниже вагонной палубы.
В районе грузового трюма установлены
бортовые продольные переборки
на расстоянии от борта, равном
1/5 ширины судна, что обеспечивает
удобство погрузки в трюм легковых
автомобилей. Вне трюма применена
поперечная разбивка на
водонепроницаемые отсеки. Машинное
отделение размещается в трех отсеках,
разделенных двумя водонепроницаемыми
переборками с клинкетными дверями.
Легковые автомобили грузят в трюм
через железнодорожный мост на ва-
гонную палубу парома, откуда через
стационарную аппарель - в трюм.
Длина аппарели 17,5, ширина 3,5 м.
В трюме можно перевозить 50 легковых
автомобилей "Жигули". Дополнительно
к вагонам в кормовой части
вагонной палубы можно еще разместить
20 легковых автомобилей.
Проем в вагонной палубе для проезда
автомобилей в трюм закрывается
водонепроницаемой крышкой, имеющей
гидравлический привод. Для удобства
и ускорения грузовых операций
с легковыми автомобилями при их
размещении в трюме в носовой части
трюма на двойном дне установлена
поворотная автомобильная платформа -
круг диаметром около 5 м
с гидравлическим приводом. Кормовой
проезд в вагонной надстройке
закрывается лацпортом шириной 13,3 м,
высотой 5,5 м, имеющим гидравлический привод.
Для крепления вагонов применяются
домкраты и цепные стяжки с
пневматическим натяжением, для крепления
легковых автомобилей - синтетические ремни.
Для растормаживания вагонов на
пароме предусмотрен подвод воздуха
к собственной тормозной системе каждой
вагонной плети с использованием
стандартного железнодорожного
оборудования, применяемого в нашей стране.
Для уменьшения бортовой качки
на паромах применена активная система
успокоения качки с бортовыми
управляемыми рулями. Система позволяет
снизить амплитуду качки с 19 до 4° при
скорости 17 уз и волнении моря 7 баллов.
С целью выравнивания крена парома
во время грузовых операций и
поддержания его в допустимых пределах
(не более 3°) из условия работы
берегового моста установлена
автоматизированная антикреновая система с
использованием U-образных танков.
Система обеспечивает несимметричную
загрузку без крена парома при
разновесе вагонов по путям противоположного борта в 1470 кН.
Якорно-швартовное устройство паромов
включает в себя 2 комбинированные
якорно-швартовные лебедки,
швартовную лебедку на баке и 2 швартовные
лебедки в кормовой части вагонной
палубы. Два якоря Холла массой
по 3,3 т укладываются по-походному
непосредственно на палубу бака.
Возможна дистанционная отдача якорей из рулевой рубки.
Для улучшения маневренных характеристик
при частых швартовках паромы
оборудованы носовым подруливающим
устройством с ВРШ мощностью 588 кВт (800 л. с.).
Спасательное оборудование судна
состоит из двух частично закрытых
пластмассовых моторных спасательных
шлюпок вместимостью по 50
и 60 чел. и 11 надувных спасательных
плотов вместимостью по 25 чел.
Плоты спускаются вместе с людьми.
Для их спуска установлены 2 крана.
Экипаж судна состоит из 57 чел.
Шесть кают старшего комсостава -
блочные, 13 кают для комсостава -
одноместные, 19 кают рядового состава -
двухместные. Все каюты оборудованы
санблоками. Кроме того, на
судне имеется 16 запасных мест в
четырехместных каютах для ремонтных бригад.
Пассажиры размещаются в двух
и четырехместных каютах, а также
в двух салонах с креслами авиационного
типа вместимостью по 59 мест.
Для пассажиров имеются ресторан
самообслуживания с баром, салон
отдыха, багажное помещение, камера
хранения, каюты матери и ребенка.
Все жилые и общественные помещения
экипажа и пассажиров, а также
часть служебных помещений оборудованы
системой кондиционирования
воздуха, рассчитанной для работы в
условиях Каспийского моря.
Посадка-высадка пассажиров
осуществляется либо по судовому
забортному парадному трапу либо
через бортовые посадочные лацпорты
шириной около 2 м. Посадка через
бортовые лацпорты более удобна для
большого количества пассажиров, чем
использование длинного и узкого
забортного трапа. Однако для этой цели
необходимо на паромном причале
устанавливать стационарный трап-портал.
Пропульсивная установка паромов
состоит из двух 6-цилиндровых дизелей
типа 6К45 GFCA, соединенных напрямую
с винтами регулируемого шага.
Максимальная длительная мощность
каждого двигателя 4,35 МВт
(5910 л. с.) при частоте вращения
234 об/мин. Двигатели изготовлены
югославской фирмой "Ульяник" по
лицензии фирмы "Бурмейстер и Вайн".
Котельная установка судов состоит
из вспомогательного котла
производительностью 3 т/ч и утилизационного
котла производительностью 2,5 т/ч.
Электростанция судов состоит из
трех вспомогательных дизель-генераторов
мощностью по 690 кВ•А и аварийного
дизель-генератора мощностью 125 кВ•А.
Энергетическая установка паромов
автоматизирована в соответствии с
классом А2 Регистра СССР для
безвахтенного обслуживания машинного
отделения и с вахтой в ЦПУ. Балластная
система паромов, в том числе
и для использования в процессе грузовых
операций с вагонами, обслуживается
двумя балластно-осушительными насосами подачей 250 м3/ч.
Для тушения пожара в вагонной
надстройке, трюме и машинном отделении
имеется углекислотная система
низкого давления. Дополнительно
установлена система пенотушения
средней кратности 1:100.
Особые условия Каспийского моря
требуют строгих мер по предотвращению
загрязнения его мусором,
сточными нефтесодержащими и фекальными
водами. На паромах можно
либо обрабатывать и уничтожать отходы,
либо их собирать с последующей
выдачей на берег. Для этой цели
паромы оборудованы инсинератором
для сжигания твердых и жидких отходов,
танками сбора льяльных и сточных
вод, в том числе грязной воды от мытья палуб.
Для контроля за остойчивостью,
загрузкой и посадкой паромы оборудованы
сталодикагором, который измеряет
исправленную метацентрическую
высоту, дедвейт и дифферент судна.
Навигационное оборудование паромов
включает в себя 2 радиолокационные
станции, радиопеленгатор,
радионавигационную систему, 2 гирокомпаса,
эхолот, индукционный лаг,
обеспечивающие безопасность мореплавания.
|