статья из журнала "Морской флот"
Техника Морского флота
ТАНКЕР "ВЕНТСПИЛС"
Ю. Пронин,
старший инженер В/О "Мортехсудоремпром"
В КОНЦЕ 1983 Г. ФЛОТ ЛАТВИЙСКОГО пароходства пополнился новым
головным танкером-продуктовозом "Вентспилс", построенным финскими
судостроителями на верфи А/О "Payма-Репола", "Вентспилс" -
традиционный танкер-продуктовоз, однако имеющий особенности, которые
выделяют его из судов такого типа. Кроме перевозки нефтепродуктов, танкер
предназначен также для перевозки метанола, а выбранная окраска грузовых
танков, материал трубопроводов и арматуры грузовой системы удовлетворяют
требованиям по перевозке других химических грузов, таких, как
бутанол, изобутанол, мета- и ортоксилол.
Судно неограниченного района плавания предназначено в основном для
работы в арктических морских районах и замерзающих портах Балтийского
моря и Дальнего Востока при температурах наружного воздуха зимой
до -40 °С (при производстве работ) и -50 °С (при отстое). В связи с
этим танкер построен на ледовый класс УЛ, с двойным дном в районе
грузовых танков, имеет в грузовой части 2 продольные переборки, за
исключением носовых танков № 1 правого и левого бортов. Носовая
оконечность судна усилена на 15 % и установлены дополнительные ребра
жесткости в этом районе для плавания под проводкой ледокола "за усы".
Предусмотрены устройство дистанционной отдачи буксирных канатов
("усов") и кормовой якорь.
Возможность приема дополнительного количества топлива за счет
грузоподъемности позволяет увеличить дальность плавания до 8 тыс. миль.
Судно построено на класс Регистра СССР и имеет символ класса: при
осадке 6,7 м - KM * УЛ |I| А1 (нефтеналивное); при осадке 7,2 м - KM * Л2А1
(нефтеналивное). Обводы корпуса судна выбраны из условий придания
ему хороших мореходных качеств, умеренной качки на чистой воде
и повышенной ледопроходимости.
Учитывая высокие требования по защите окружающей среды от загрязнений
в арктических морях, танкер оснащен системой изолированного
балласта общей вместимостью 2223 м3, которая обеспечивает в балластном
переходе при 10 % запасов осадку носом и кормой соответственно около 3,5 и 5,6 м.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
Длина:
наибольшая ... 113,0 м
между перпендикулярами ... 104,5 м
Ширина на миделе ... 18,3 м
Высота борта ... 8,5 м
Осадка:
арктического плавания ... 6,7 м
по летнюю грузовую марку ... 7,2 м
Дедвейт:
при осадке 6,7 м ... 5493 т
при осадке 7,2 м ... 6296 т
Скорость при осадке 6,7 м ... 14 уз
Дальность плавания по запасам ... 5 тыс. миль
Для приема груза судно имеет 11 танков, из которых 3 центральных
и 8 бортовых, общая их вместимость при заполнении до 98 % составляет 5943 м3.
Впервые на советских судах на танкере "Вентспилс" оборудована грузовая
система с погружными грузовыми насосами, которая обеспечивает
перевозку до четырех сортов груза в раздельных группах танков. Для
возможности погрузки одного сорта груза через приемный трубопровод на
манифолде устанавливается патрубок, соединяющий все группы танков, а на
грузовых трубопроводах кормовой выдачи-приемки устанавливаются заглушки "восьмерки".
В каждом грузовом танке установлено по грузовому насосу типа SDS
5-5А фирмы "Frank Mohn": 3 насоса подачей по 190 м3/ч и 8 насосов
подачей по 145 м3/ч при напоре 85 м водяного столба. Силовая станция,
обслуживающая эти насосы, состоит из трех гидронасосов подачей по
0,5 м3/мин при давлении 165 бар с электродвигателями мощностью
161 кВт. При нормальной работе двух насосов гидросистемы может быть
обеспечена работа трех - четырех грузовых насосов. Одновременно
может производиться погрузка или выгрузка четырех сортов нефтепродуктов.
Грузовая система автоматизирована. Управление грузовыми и балластными
операциями производится из поста управления грузовыми операциями. Для
замера уровня груза в танках применяются радиолокационные датчики
с обработкой информации с помощью микропроцессора. Данные об уровнях
груза поступают к находящейся в посту управления грузовыми операциями
системе дистанционного управления грузовыми и балластными операциями,
разработанной финской фирмой "Контрам". Система состоит из центрального
процессора и цветного видеодисплея. На пульте также размещены
мнемосхемы грузовой и балластной систем. Имеется возможность поочередного
вызова на дисплей четырех картинок, отображающих грузовую и
балластную системы, индикацию объема для каждого танка в кубометрах,
индикации уровня и положения клапанов в грузовых и балластных танках
и температуры груза.
В случае выхода из строя дисплея имеется двойное резервирование:
уровень груза можно определить либо с помощью стрелочных приборов
"Контрам", либо дигитальных приборов "SAAB SCANIA". Система
автоматически следит за давлением в грузовом трубопроводе и заполнением
танков. В аварийных ситуациях - при обрыве грузовых шлангов или
превышении давления в грузовой магистрали - автоматически закрываются
соответствующие клапаны и останавливаются грузовые насосы.
Система газоотвода автономная. Для каждой группы танков выведена труба
на высоту около 7 м от верхней палубы, обеспечивающая эффективный
газоотвод при спецификационной интенсивности погрузки. Срабатывание
выпускного клапана происходит при повышении давления в танке свыше допустимого.
Примененная на танкере "Вентспилс" конструкция грузовой системы
исключила необходимость устройства отдельного грузового насосного
отделения, а наличие струйной системы обогрева груза в центральных танках и
танках № 1 правого и левого бортов исключило необходимость установки в
этих танках трубопроводов обогрева. Струйная система обогрева груза
осуществляется путем циркуляции груза насосами через палубные подогреватели.
При этом температура груза, принятого с температурой +55°С, может
поддерживаться на том же уровне при наружной температуре -40°С.
Система обогрева бортовых грузовых танков принята обычной конструкции
и обеспечивает обогрев груза лишь для перекачки легких сортов топлива.
В слоп-танке установлен погружной насос подачей 40 м3/ч, предназначенный
для мойки грузовых танков. Система механизированной мойки обеспечивает
мойку танков горячей водой по замкнутому циклу.
В схеме отстойных танков предусмотрены трубопровод и арматура
сброса нефтесодержащих вод. Для контроля нефтесодержания сливаемой
за борт моечной воды впервые на судах Минморфлота установлен прибор
контроля "Серес" типа O.D.M.E.S633 (Франция). В системе
мойки в слоп-танках установлены ультразвуковые датчики раздела сред
вода - масло фирмы "Мобрей Сенсал" типа 442S.
На танкере имеется установка биологической очистки сточно-фекальных
вод UNEX B10-40. Оборудование и системы, предусмотренные на судне,
полностью обеспечивают выполнение требований Международной конвенции
МАРПОЛ-73 и учитывают требования по обеспечению предотвращения
загрязнения моря нефтью в соответствии с Правилами для судоходных вод США.
Трубопроводы судовых систем, проложенные от кормовой жилой надстройки
в сторону бака, в районе открытой грузовой палубы закрыты металлическим
кожухом, предохраняющим их от воздействия низких температур и морской воды.
Работа всех судовых устройств, расположенных на открытых палубах,
обеспечивается при температуре наружного воздуха до -40°С. Гарантируется
работоспособность гидравлических палубных кранов грузоподъемностью 3 т
в средней части судна и 0,9 т в корме при наружной температуре -50°С.
Судно снабжено всем необходимым для проведения якорных, швартовных
и буксирных операций.
На палубах бака и юта установлено по 2 швартовных электрических лебедки
типа SMV-80 ручного управления с наибольшим тяговым усилием 80 кН,
изготовленных А/О "Раума-Репола".
В носу каждая лебедка снабжена брашпильной приставкой, на корме одна
из лебедок имеет брашпильную приставку, а вторая - швартовную
турачку. Носовые брашпильные приставки оборудованы счетчиками длины
вытравленной цепи с установкой указателей в районе поста управления
якорным устройством и в рулевой рубке.
Предусмотрена также дистанционная отдача носовых якорей из рулевой
рубки после подготовки якорного устройства вручную. Устройство отдачи
снабжено системой автоматического подтормаживания, которая управляет
лебедками и следит за тем, чтобы скорость травления якорной цепи не
превышала 80 м/мин. Указатели скорости травления носовых якорных цепей
установлены в рулевой рубке. Судно снабжено тремя якорями Холла, один
из которых запасной.
Для швартовки танкера к судам в море предусмотрены 4 резиновых
пневматических кранца, которые крепятся по-походному в зоне обслуживания
палубным грузовым краном.
В качестве привода рулевого устройства на судне установлена
электрогидравлическая рулевая машина типа Р16 советского производства.
Она приводит в движение полубалансирный, полуподвесной обтекаемый
руль с двумя штырями.
Спасательные устройства танкера отвечают требованиям Международной
конвенции СОЛАС-74 и включают в себя 2 моторные спасательные шлюпки
танкерного типа, изготовленные из стеклопластика, 4 самонадувных
спасательных плота шведской фирмы "Викинг" вместимостью по 10 чел.,
расположенных попарно с каждого борта, а также спасательные круги,
нагрудники и другое необходимое снабжение.
В качестве главного двигателя на судне установлен дизель фирмы
"МАН - Бурмейстер и Вайн" модели 6L45GFCA, 2-тактный, реверсивный,
малооборотный, с повышенным наддувом постоянного давления,
изготовленный в Дании. На судах данной серии, начиная со второго,
должны устанавливаться двигатели этой же модели, изготовленные
на Брянском машиностроительном заводе. Номинальная мощность
двигателя составляет 4,35 МВт при частоте вращения
175 об/мин. Встроенные электроприводные воздуходувки обеспечивают
маневренный режим при мощности на гребном валу до 460 кВт.
Особенность систем машинной установки танкера - применение
конструкции кингстонной коробки и ледового ящика с повышенной степенью
рециркуляции охлаждающей забортной воды. Главный двигатель может
работать на дизельном, а также на тяжелом топливе вязкостью 3500 с
Редвуда 1 при 100°F. Усилие от главного двигателя передается на гребной
винт из нержавеющей стали, со съемными лопастями. Линия валопровода
состоит из промежуточного и гребного валов, муфты СКФ, подшипников
на масляной смазке и дейдвудного устройства с уплотнениями фирмы
"Цедерваль", конструкция которого учитывает работу судна на мелководье.
Судовая электростанция состоит из четырёх дизель-генераторов SKL,
установленных на амортизаторы, мощностью по 250 кВ•А при частоте
вращения 1000 об/мин. Генераторы брызгозащищенного типа, самовозбуждающиеся,
снабжены стояночным прогревом. Дизели работают на легком топливе с
запуском сжатым воздухом при давлении 3 МПа. Напряжение сети силового
тока 380 В, 50 Гц.
В качестве аварийного источника электроэнергии применен дизель-генератор
мощностью 125 кВ•А при частоте вращения 1500 об/мин.
Для обеспечения потребности в сжатом воздухе имеются 3 компрессора
с баллонами: один первичный электрокомпрессор с воздушным охлаждением
подачей 10 м3/ч, рабочим давлением 2 МПа и 2 электрокомпрессора
пускового воздуха подачей не менее 100 м3/ч. рабочим давлением
3 МПа с охлаждением морской водой. Имеется также электрокомпрессор
рабочего воздуха подачей 100 м3/ч, рабочим давлением 1 МПа. Компрессоры
пускового и рабочего воздуха пускаются и останавливаются автоматически
по достижении в баллонах определенного давления.
На судне имеется автоматический, самоочищающийся сепаратор тяжелого
топлива производительностью около 2 м3/ч при вязкости сепарируемого
топлива 3500 с Редвуда 1 при 100°F. Сепаратор дизельного топлива
по конструкции аналогичен сепаратору тяжелого топлива. Сепаратор
смазочного масла имеет производительность около 1,3 м3/ч. Каждый
сепаратор оснащен стационарным всасывающим и нагнетательным насосом.
Для очистки льяльных вод предусмотрен сепаратор производительностью 2,5 м3/ч.
Котельная установка состоит из двух вспомогательных водотрубных паровых
котлов типа UNEX А-2200 с вертикальным размещением топочного устройства.
Тип топочного устройства РР-200М фирмы "Ойлон" (Финляндия).
Паропроизводительность одного котла 2200 кг/ч при давлении 70 Па. Котлы
этой модели впервые установлены на судах Минморфлота.
В машинном отделении установлены опреснитель производительностью
15 м3/сут, который работает на тепле системы охлаждающей воды главного
двигателя или системы пара, и печь для сжигания отходов сепарации топлива и
масла, бытового мусора и камбузных отходов, которая работает автоматически
после подготовки и ручного пуска.
Холодильная установка провизионных камер обслуживается двумя компрессорами,
работающими на хладагенте фреон-22. Работа установки автоматическая.
Для создания в жилых и служебных помещениях комфортабельных условий
на танкере имеется станция кондиционирования, которая включает в
себя фильтр, батареи первичного и вторичного обогрева, вентилятор и
батарею охлаждения. Обогрев производится термальной жидкостью. Увлажнение
воздуха осуществляется паром. Эффективность подогрева системы
кондиционирования рассчитана на поддержание внутренней температуры
+20°С при наружной температуре -30°С. В дополнение к системе
кондиционирования в жилых помещениях имеется водяное отопление. Работая
вместе, эти системы обеспечивают поддержание внутренней температуры
+20°С при наружной температуре -50°С. Охлаждающий агрегат установки
кондиционирования установлен в машинном отделении и работает на
хладагенте фреон-22.
Жилые и служебные помещения расположены в кормовой надстройке и
спроектированы с учетом размещения 27 чел. экипажа и четырех
практикантов. Предусмотрены 14 кают с санузлами для комсостава,
в том числе 2 блок-каюты, 13 одноместных кают с умывальниками
для команды (в четырех каютах команды предусмотрены
дополнительные верхние откидные кровати) и 2 двухместные каюты для
практикантов.
Кроме жилых помещений, для экипажа оборудованы другие помещения,
необходимые для нормального быта и хорошего отдыха, в том числе
спортивный зал, библиотека, фотолаборатория, комната для личных
занятий, финская баня.
Оснащение судна современными средствами радиосвязи и электронавигации
создает хорошие условия для его надежной и безопасной эксплуатации.
|