ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала «Морской флот»

Техника морского флота


КОНТЕЙНЕРОВОЗ «СИМОН БОЛИВАР»


Л. Дворовенко,
начальник технического отдела
Латвийского пароходства

      В 1982 Г. ЛАТВИЙСКОЕ ПАРОХОДСТВО ввело в эксплуатацию контейнеровоз «Симон Боливар» - головное судно новой серии контейнеровозов ячеистой конструкции, которые строит Болгарский судостроительный комбинат имени Георгия Димитрова в Варне. СУДНО предназначено для перевозки 20- и 40-футовых контейнеров международного стандарта типа 1C и 1А, в том числе рефрижераторных контейнеров типа 1C, оборудованных холодильными агрегатами, работающими от судовой электросети. Район плавания судна неограниченный, включая плавание за ледоколом и самостоятельное в мелкобитом льду.
      Судно построено на класс Регистра СССР КМ*Л2[1]А1 (контейнеровоз) и удовлетворяет требованиям международных правил и конвенций.



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
Длина  
наибольшая  
148,57 м
между перпендикулярами  
135,90 м
Ширина наибольшая
21,00 м
Высота борта
10,90 м
Осадка по летнюю грузовую марку
7,65 м
Дедвейт при осадке 7,65 м
9141 т
Регистровая вместимость:  
валовая 8694 per. т
чистая
3816 per. т
Мощность главного двигателя
7,5 МВт (10200 л.с.)
Скорость в грузу
17,8 уз
Дальность плавания
10 тыс. миль

      Контейнеровоз «Симон Боливар» - одновинтовой однопалубный 6-трюмный теплоход с избыточным надводным бортом, транцевой кормой, бульбообразным носом, удлиненным баком, кормовым расположением машинного отделения и 6-ярусной надстройки. Между пиковыми переборками по всей длине судна имеется второе дно, а в районе грузовых помещений - двойные борта. Наличие сухих отсеков, образованных двойными бортами, обеспечивает повышенную живучесть судна.
      Корпус контейнеровоза набран по комбинированной системе. Продольная система принята для дна и второго дна, палубы (между бортом и линией люковых вырезов), промежуточных платформ в бортовых отсеках, бортов и продольных переборок на высоте от промежуточной платформы до палубы. В остальных районах корпуса и в конструкции надстройки - поперечная система набора. В оконечностях набор судна усилен с учетом вибрационных нагрузок и в соответствии с требованиями к судам ледового класса. Для уменьшения амплитуды бортовой качки судно оборудовано скуловыми килями.
      Девять поперечных водонепроницаемых переборок делят корпус судна на 10 отсеков. Фор- и ахтерпик, танки двойного дна в районе грузовых трюмов и диптанки по бортам трюма № 5 предназначены для приема водяного балласта. Общая вместимость балластных танков на судне 3088 м3. Диптанки № 10 правого и левого бортов входят в состав крен-балластной системы, предназначенной для выравнивания крена и обеспечения остойчивости судна. При всех эксплуатационных вариантах дифферент судна на корму поддерживается минимальным.
      Основные запасы топлива хранятся в танках двойного дна в районе машинного отделения и примыкающего к нему трюма и в диптанках, расположенных по бортам трюмов № 3 и 4. Топливные танки не приспособлены для замещения их под водяной балласт. Общая вместимость танков для запасов тяжелого топлива составляет 1113 м3.
      Для выполнения бункеровочных операций на судне оборудованы 2 бортовые станции, расположенные в надстройке, с выходом на главную палубу. В каждой станции установлен пульт управления топливо- и маслоперекачивающими насосами, световой и звуковой сигнализацией уровня топлива и масла в переливных цистернах, телефонной связью с ЦПУ, устройствами по предотвращению загрязнения моря с судна при бункеровке. Прием тяжелого топлива на судно обеспечивается с интенсивностью не менее 200 м3/ч.
      Конструкция специальных направляющих в трюмах делит каждый трюм на ячейки для укладки в них контейнеров. Трюмы № 3-6 оборудованы для укладки 40-футовых контейнеров, а также приспособлены для перевозки 20-футовых. В трюмах судна размещается 246 контейнеров (20-футовых). Каждый трюм имеет 2 люка, оборудованных закрытиями понтонного типа массой около 20 т каждое. Не люковых крышках приварены опорные гнезда и штыри с замками для крепления палубных контейнеров, которые укладываются в 8 рядов по ширине судна на всех люковых крышках, за исключением крышек двух носовых трюмов. При этом крайние ряды контейнеров несколько выступают за габариты люковых крышек и опираются на специальные стойки, приваренные к палубе. Полная вместимость судна 412 контейнеров (20-футовых) при 2-ярусном или 490 при 3-ярусном расположении их на палубе. Из общего числа контейнеров, перевозимых на палубе, 64 могут быть рефрижераторными. На палубе размещаются 81 контейнер (40-футовый) при 2-ярусном или 119 при 3-ярусном расположении. Общее количество палубных контейнеров, принимаемых на борт судна, зависит от их массы и вариантов размещения, определяемых условиями обеспечения остойчивости судна. Палубные контейнеры надежно крепят в продольном и поперечном направлениях с помощью комплектов крепежных приспособлений, состоящих из съемных планок, штанговых распорок и талрепов с оттяжками и быстрооткидными гаками, исключающими возможность самоотдачи.
      Специальные подъемные площадки с электроприводом, установленные на палубе между грузовыми люками, предназначены для доступа людей на палубные контейнеры.
      Снятие и установка люковых закрытий, грузовые операции с контейнерами на судне осуществляются береговыми грузоподъемными средствами. На судне имеются только вспомогательные грузоподъемные устройства, предназначенные для хозяйственных нужд и обслуживания ремонтных работ. В шахте машинного отделения оборудовано тельферное устройство грузоподъемностью 3,2 т. Для погрузки провизии и судового снабжения служат 2 электрические кран-балки грузоподъемностью 3,2 и 1,5 т, установленные на корме. Кран-балка грузоподъемностью 3,2 т предназначена также для спуска и подъема рабочей шлюпки, плота и обслуживания шахты машинного отделения.
      Судно снабжено тремя носовыми становыми якорями Холла массой по 5 т, включая запасной, и кормовым якорем Холла массой 2,5 т. В состав якорного устройства входят 3 брашпиля, сопряженных с автоматическими швартовными лебедками. Управляют комбинированными брашпилями с командоконтроллеров, расположенных вблизи брашпилей на палубе бака и палубе юта. Указатели длины вытравленной якорной цепи установлены на командоконтроллерах, а для носовых якорей - также и в рулевой рубке.
      Четыре автоматические электрические лебедки тяговым усилием 12,5 тс каждая, 3 из которых сочленены с брашпилямм, предназначены для швартовных операций. Сигнализация о работе лебедок в автоматическом режиме выведена на пост вахтенного у забортного трапа.
      Электрогидравлическая рулевая машина типа Р17-292-040-1 с номинальным крутящим моментом 40 тс•м управляется двумя независимыми насосными агрегатами. Машина обеспечивает перекладку обтекаемого полубалансирного руля с борта на борт (±35°) за время, не превышающее 28 с. Предусмотрено автоматическое управление рулевой машиной посредством авторулевого устройства типа «Аист». Указатели перекладки руля установлены в рулевой рубке, румпельном отделении и ЦПУ.
      В носовом отсеке судна оборудовано подруливающее устройство с электроприводом мощностью 368 кВт (500 л.с.). Дистанционное управление подруливающим устройством осуществляется из рулевой рубки, с крыльев ходового мостика и ЦПУ. На судне имеется система автоматической защиты механизмов подруливающего устройства с выведенными на посты управления приборами световой и звуковой сигнализации.
      Спасательные средства судна состоят из двух спасательных пластмассовых моторных шлюпок закрытого типа 3СШПМ37 вместимостью по 37 чел. и двух надувных плотов типа РФ-12Б-У для 12 чел. каждый. Спуск и подъем спасательных шлюпок осуществляются с помощью шлюпбалок гравитационного типа и шлюпочных лебедок с электроприводом типа РЕЛ-63, с тяговым усилием 6,3 тс. Кроме спасательных шлюпок и плотов, на судне имеются рабочая пластмассовая шлюпка с подвесным мотором и пластмассовый рабочий плот грузоподъемностью 400 кг.
      Главный двигатель, построенный по лицензии фирмы «Бурмейстер и Вайн» на Брянском машиностроительном заводе, типа 6 ДКРН 67/140-4, реверсивный, 2-тактный, крейцкопфный, с турбонаддувом и встроенным упорным подшипником. Двигатель приспособлен для работы на всех сортах жидкого топлива вязкостью до 3500 с Редвуда 1 при 100° F и развивает длительную эксплуатационную мощность 7,5 МВт (10200 л.с.) при частоте вращения 2,33 с-1 (140 об/мин).
      Вспомогательная энергетическая установка состоит из трех однотипных генераторов переменного тока типа GD 8-630-50 мощностью 630 кВт (400 В, 50 Гц) с приводом от 4-тактных тронковых нереверсивных с турбонаддувом двигателей типа AL25/30 фирмы «Цегельски-Зульцер». Мощность каждого двигателя 552 кВт (750 л.с.) при частоте вращения 12,5 с-1 (750 об/мин). В качестве аварийного источника электроэнергии на судне в помещении надстройки, на палубе юта, установлен генератор типа SSED 408-6а мощностью 150 кВт с приводом от 4-тактного нереверсивного двигателя с наддувом типа АВА-140 мощностью 132 кВт (180 л.с.) при частоте вращения 16,67 с-1 (1000 об/мин). Вспомогательные двигатели работают на дизельном топливе. Очистка топлива для главного и вспомогательных двигателей производится самоочищающимися сепараторами типа МАРХ 309-В24, два из которых установлены в системе подготовки тяжелого топлива и один - в системе дизельного топлива. Вязкость тяжелого топлива поддерживается в заданных пределах автоматическим регулятором вязкости типа VISK-21P фирмы «Евроконтроль». Система охлаждения вспомогательных двигателей полностью автономна. Предусмотрена возможность утилизации тепла охлаждающей воды работающего вспомогательного двигателя для прогрева резервного двигателя.
      Все потребности судна в электрической энергии в ходовом режиме рефрижераторными контейнерами на борту обеспечивают 1-2 дизель-генератора в зависимости от количества подключенных к электросети контейнеров. Ходовой режим без рефрижераторных контейнеров при работе системы летнего кондиционирования обеспечивается одним дизель-генератором.
      Главный и вспомогательные двигатели оборудованы дистанционным упралением из ЦПУ и автоматическим - из рулевой рубки. В ЦПУ, расположенном на платформе машинного отделения по левому борту, сосредоточены средства управления, приборы контроля и аварийно-предупредительной сигнализации энергетической установки и вспомогательных механизмов, главный распределительный щит.
      Система ДАУ главным двигателем типа PAHM-S шведской фирмы ASEA, построенная на электронно-пневматическом принципе, обеспечивает пуск и регулировку нагрузки двигателя по двум программам: нормальной и экстренной. Система аварийно-предупредительной сигнализации типа «Сигнал-3» производства НРБ автоматически срабатывает при отклонении от нормы основных параметров работы энергетической установки и вспомогательных механизмов. Световые и звуковые сигналы подаются в ЦПУ, рулевую рубку, машинное отделение, каюты механиков, столовую команды, кают-компанию, коридор, палубную канцелярию. Электрофицированные средства автоматического управления, контроля и сигнализации получают питание от главного и аварийного распределительных щитов и аккумуляторной батареи. Непрерывное питание током устройств аварийно-предупредительной сигнализации и других установок ответственного назначения обеспечивается от специального токопитающего устройства напряжением 24 В. Питание пневматических установок осуществляется от баллонов сжатого воздуха.
      Два автоматизированных паровых котла полностью обеспечивают судовые потребности в паре. Вспомогательный вертикальный водотрубный котел типа КСВВ 2500/7 паропроизводительностью 2,5 т/ч при давлении насыщенного пара 0,7 МПа работает на тяжелом топливе вязкостью до 3500 с Редвуда 1 при 100°F. Утилизационный котел типа КУП 2500/7 вертикальный, водотрубный, секционный, с принудительной циркуляцией воды, с отдельно установленным сепаратором пара, полностью удовлетворяет судовые потребности в паре в ходовом режиме. Вспомогательный и утилизационный котлы оборудованы устройствами автоматического управления режимом их работы, регулирования паропроизводительности, системой автоматической защиты по основным параметрам, приборам контроля и аварийно-предупредительной сигнализации. Автоматическое управление работой котлов обеспечивает возможность их безвахтенного обслуживания.
      Для пополнения запасов пресной воды предназначена судовая опреснительная вакуумная установка типа Д4У производительностью 10-15 т/сут, которая работает используя тепло охлаждающей воды главного двигателя. Установка оборудована системой светозвуковой сигнализации, автоматически срабатывающей при увеличении солености опресненной воды, и автоматическим переключением на возврат конденсата в испаритель.
      Система сжатого воздуха для нужд энергетической установки включает в себя 2 электрических 2-ступенчатых компрессора типа SC2-115 подачей по 140 м3/ч, давлением 3 МПа и подкачивающий компрессор типа 2S1-750 СКРЕ подачей 34 м3/ч, давлением 3 МПа. Управление работой компрессоров в системе сжатого воздуха автоматическое. Предусмотрено также дистанционное управление компрессорами из ЦПУ. Для хозяйственных нужд используется компрессор типа ЭК-16/11 подачей 160 м3/ч, давлением 0,7 МПа.
      Дейдвудный подшипник - чугунная втулка, залитая белым металлом, смазывается маслом под давлением, создаваемым гравитационным путем. Дейдвудное устройство гребного вала оборудовано сальниковым уплотнением типа 630 МК11 фирмы «Ваукеша ЛИПС- 68».
      Движитель судна - винт фиксированного шага диаметром 5 м, изготовленный из высокопрочной бронзы.
      Рефрижераторная установка предназначенная для охлаждения провизионных камер и поддержания в них заданных температур, состоит из двух компрессорно-конденсатных агрегатов типа АПК 12С6-31,2 холодопроизводительностью 7 тыс. ккал/ч каждый. Подача компрессоров регулируется автоматически из расчета работы каждого из них не более 18 ч в сутки. В основном режиме работа рефрижераторной установки полностью автоматизирована. Предусмотрена циркуляция по замкнутому циклу охлаждающей воды из архтерпика для работы установки при нахождении судна в доке.
      В жилых и служебных помещениях надстройки оборудована одноканальная система кондиционирования воздуха, обеспечивающая подачу свежего воздуха из расчета не менее 33 м3/ч на человека. Систему обслуживают 2 автоматизированных кондиционера типа К 6,711-Д производительностью по 6700 м3/ч, 2 компрессорно-конденсатных агрегата типа АФ 232 холодопроизводительностью по 90 тыс. ккал/ч. Для помещения ЦПУ предназначен автономный кондиционер типа КТС-2. Управление работой холодильной установки системы кондиционирования полностью автоматизировано. Обобщенная сигнализация о неисправностях работы холодильной установки выведена в ЦПУ.
      Противопожарная защита судна обеспечивается системами водотушения, пенотушения и углекислотного тушения.
      Система углекислотного тушения предназначена для тушения очагов пожара 6 грузовых трюмах, машинном отделении, помещении аварийного дизель-генератора, подруливающего устройства, малярной, утилизационном котле, выхлопном коллекторе главного двигателя, глушителях дизель-генераторов, искрогасителе вспомогательного котла. На судне оборудованы 4 станции углекислотного тушения, в том числе главная станция, расположенная в кормовой надстройке, в которой хранятся баллоны с углекислотой, предназначенной для тушения очагов пожара в машинном отделении и грузовых трюмах. Предусмотрена световая и звуковая сигнализация, предупреждающая о выпуске углекислого газа в охраняемое помещение, а также звуковая сигнализация о его выбросе в атмосферу.
      Система водотушения обслуживается двумя центробежными электроприводными пожарными насосами типа 17 KB 40х2 подачей 40-90 м3/ч при напоре 86-50 м вод. ст. В помещении подруливающего устройства установлен аварийный центробежный насос типа 11 КВС 40х2 подачей 32-54 м3/ч при напоре 85-65 м вод. ст. Предусмотрено дистанционное управление пожарными насосами из ЦПУ, рулевой рубки и палубной канцелярии.
      Система пенотушения средней кратности предназначена для тушения очагов пожара в машинном отделении, на палубе и в надстройке. Система работает на пенообразователе ПО-1, запас которого хранится в станции пенотушения, расположенной в кормовой надстройке. Для образования пенообразующей эмульсии в систему включены 2 эжектора-смесителя, в которых пенообразователь смешивается с водой, подаваемой пожарным насосом. В качестве дополнительного средства тушения пожара в машинном отделении имеется стационарный пенный аппарат вместимостью пенообразователя 136 л.
      Судно оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации типа BWZ производства ГДР, которая в случае возникновения очага пожара выдает световой и звуковой сигналы.
      Выполнение требований по предотвращению загрязнения моря обеспечивается наличием сборной цистерны нефтесодержащих вод вместимостью 50 м3, сепаратора льяльных вод, установки по обработке сточных вод, инсинератора и двух контейнеров вместимостью по 0,5 м3 для мусора.
      Сепаратор льяльных вод типа ОВ-10 производства ГДР, включенный в осушительную систему судна, оборудован средствами автоматического управления пуском и остановкой его по датчикам уровня воды в колодцах, сбросом очищенных вод, переключением потока воды после сепаратора в сборную цистерну при содержании нефтепродуктов, превышающем установленную норму. Контроль очистки льяльных вод и сигнализация о превышении содержания нефтепродуктов в воде после сепаратора осуществляются приборами автоматики голландской фирмы «Конофлоу ВАФ».
      Система очистки сточных вод закрытого типа. В состав системы входит установка биологической обработки типа LK-50 с автоматическим и ручным управлением. Обобщенные сигналы о неисправности и отклонении работы установки выведены в ЦПУ.
      Для сжигания мусора, отходов сепарации топлива и масла на судне установлен инсинератор типа OG-400 фирмы «Голар». Производительность инсинератора по сжиганию твердых отходов 100 кг/ч, жидких отходов сепарации топлива и масла - 80 л/ч. Для подачи мусора и твердых отходов с палубы юта к инсинератору, установленному в машинном отделении, оборудован мусоропровод.
      Судно оснащено современными средствами электрорадионавигации и связи, обеспечивающими безопасное судовождение и бесперебойную связь с берегом. На судне установлены 2 радиолокационные станции, авторулевой, радионавигационные приемники, радиопередатчики, буквопечатающие аппараты, радиостанции и другое электрорадионавигационное оборудование.
      Жилые места на судне предусмотрены для 30 членов экипажа, четырех практикантов и лоцмана. Все члены экипажа размещаются в одноместных, а практиканты - в 2-местных каютах. Для старшего командного состава оборудованы блок-каюты. На судне имеются медицинский блок, салоны для индивидуальных занятий в часы досуга. Компоновка, отделка и оборудование жилых и служебных помещений выполнены с учетом современных требований.


Схема общего расположения судна



ФОТОГРАФИИ




Источник: Л. Дворовенко. Контейнеровоз «Симон Боливар». / ж. "Морской флот" № 1, 1983, 42-46 с.   
Scan, Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024