статья из журнала «Морской флот»
Техника морского флота
КОНТЕЙНЕРОВОЗ «СИМОН БОЛИВАР»
Л. Дворовенко,
начальник технического отдела Латвийского пароходства
В 1982 Г. ЛАТВИЙСКОЕ ПАРОХОДСТВО ввело в эксплуатацию контейнеровоз
«Симон Боливар» - головное судно новой серии контейнеровозов
ячеистой конструкции, которые строит Болгарский судостроительный
комбинат имени Георгия Димитрова в Варне. СУДНО предназначено для перевозки
20- и 40-футовых контейнеров международного стандарта типа 1C и 1А, в
том числе рефрижераторных контейнеров типа 1C, оборудованных холодильными
агрегатами, работающими от судовой электросети. Район плавания
судна неограниченный, включая плавание за ледоколом и самостоятельное
в мелкобитом льду.
Судно построено на класс Регистра СССР КМ*Л2[1]А1 (контейнеровоз)
и удовлетворяет требованиям международных правил и конвенций.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА |
Длина |
|
наибольшая |
148,57 м |
между перпендикулярами |
135,90 м |
Ширина наибольшая |
21,00 м |
Высота борта |
10,90 м |
Осадка по летнюю грузовую марку |
7,65 м |
Дедвейт при осадке 7,65 м |
9141 т |
Регистровая вместимость: |
|
валовая |
8694 per. т |
чистая |
3816 per. т |
Мощность главного двигателя |
7,5 МВт (10200 л.с.) |
Скорость в грузу |
17,8 уз |
Дальность плавания |
10 тыс. миль |
Контейнеровоз «Симон Боливар» - одновинтовой однопалубный
6-трюмный теплоход с избыточным надводным бортом, транцевой кормой,
бульбообразным носом, удлиненным баком, кормовым расположением
машинного отделения и 6-ярусной надстройки. Между пиковыми переборками
по всей длине судна имеется второе дно, а в районе грузовых
помещений - двойные борта. Наличие сухих отсеков, образованных двойными
бортами, обеспечивает повышенную живучесть судна.
Корпус контейнеровоза набран по комбинированной системе. Продольная
система принята для дна и второго дна, палубы (между бортом и линией
люковых вырезов), промежуточных платформ в бортовых отсеках, бортов
и продольных переборок на высоте от промежуточной платформы до палубы.
В остальных районах корпуса и в конструкции надстройки - поперечная
система набора. В оконечностях набор судна усилен с учетом вибрационных
нагрузок и в соответствии с требованиями к судам ледового класса. Для
уменьшения амплитуды бортовой качки судно оборудовано скуловыми килями.
Девять поперечных водонепроницаемых переборок делят корпус судна
на 10 отсеков. Фор- и ахтерпик, танки двойного дна в районе грузовых
трюмов и диптанки по бортам трюма № 5 предназначены для приема водяного
балласта. Общая вместимость балластных танков на судне 3088 м3. Диптанки
№ 10 правого и левого бортов входят в состав крен-балластной системы,
предназначенной для выравнивания крена и обеспечения остойчивости
судна. При всех эксплуатационных вариантах дифферент судна на корму
поддерживается минимальным.
Основные запасы топлива хранятся в танках двойного дна в районе машинного
отделения и примыкающего к нему трюма и в диптанках, расположенных
по бортам трюмов № 3 и 4. Топливные танки не приспособлены для
замещения их под водяной балласт. Общая вместимость танков для запасов
тяжелого топлива составляет 1113 м3.
Для выполнения бункеровочных операций на судне оборудованы 2 бортовые
станции, расположенные в надстройке, с выходом на главную палубу.
В каждой станции установлен пульт управления топливо- и
маслоперекачивающими насосами, световой и звуковой сигнализацией
уровня топлива и масла в переливных цистернах, телефонной связью
с ЦПУ, устройствами по предотвращению загрязнения
моря с судна при бункеровке. Прием тяжелого топлива на судно
обеспечивается с интенсивностью не менее 200 м3/ч.
Конструкция специальных направляющих в трюмах делит каждый трюм
на ячейки для укладки в них контейнеров. Трюмы № 3-6 оборудованы для
укладки 40-футовых контейнеров, а также приспособлены для перевозки
20-футовых. В трюмах судна размещается 246 контейнеров (20-футовых).
Каждый трюм имеет 2 люка, оборудованных закрытиями понтонного типа
массой около 20 т каждое. Не люковых крышках приварены опорные гнезда
и штыри с замками для крепления палубных контейнеров, которые
укладываются в 8 рядов по ширине судна на всех люковых крышках, за
исключением крышек двух носовых трюмов. При этом крайние ряды контейнеров
несколько выступают за габариты люковых крышек и опираются на
специальные стойки, приваренные к палубе. Полная вместимость судна
412 контейнеров (20-футовых) при 2-ярусном или 490 при 3-ярусном расположении
их на палубе. Из общего числа контейнеров, перевозимых на палубе, 64 могут
быть рефрижераторными. На палубе размещаются 81 контейнер (40-футовый)
при 2-ярусном или 119 при 3-ярусном расположении. Общее количество
палубных контейнеров, принимаемых на борт судна, зависит от их
массы и вариантов размещения, определяемых условиями обеспечения
остойчивости судна. Палубные контейнеры надежно крепят в продольном
и поперечном направлениях с помощью комплектов крепежных приспособлений,
состоящих из съемных планок, штанговых распорок и талрепов с оттяжками
и быстрооткидными гаками, исключающими возможность самоотдачи.
Специальные подъемные площадки с электроприводом, установленные на
палубе между грузовыми люками, предназначены для доступа людей на
палубные контейнеры.
Снятие и установка люковых закрытий, грузовые операции с контейнерами
на судне осуществляются береговыми грузоподъемными средствами.
На судне имеются только вспомогательные грузоподъемные устройства,
предназначенные для хозяйственных нужд и обслуживания ремонтных
работ. В шахте машинного отделения оборудовано тельферное устройство
грузоподъемностью 3,2 т. Для погрузки провизии и судового снабжения
служат 2 электрические кран-балки грузоподъемностью 3,2 и 1,5 т,
установленные на корме. Кран-балка грузоподъемностью 3,2 т предназначена
также для спуска и подъема рабочей шлюпки, плота и обслуживания шахты
машинного отделения.
Судно снабжено тремя носовыми становыми якорями Холла массой по
5 т, включая запасной, и кормовым якорем Холла массой 2,5 т. В состав
якорного устройства входят 3 брашпиля, сопряженных с автоматическими
швартовными лебедками. Управляют комбинированными брашпилями с
командоконтроллеров, расположенных вблизи брашпилей на палубе бака
и палубе юта. Указатели длины вытравленной якорной цепи установлены на
командоконтроллерах, а для носовых якорей - также и в рулевой рубке.
Четыре автоматические электрические лебедки тяговым усилием 12,5 тс
каждая, 3 из которых сочленены с брашпилямм, предназначены для
швартовных операций. Сигнализация о работе лебедок в автоматическом
режиме выведена на пост вахтенного у забортного трапа.
Электрогидравлическая рулевая машина типа Р17-292-040-1 с номинальным
крутящим моментом 40 тс•м управляется двумя независимыми насосными
агрегатами. Машина обеспечивает перекладку обтекаемого
полубалансирного руля с борта на борт (±35°) за время, не
превышающее 28 с. Предусмотрено автоматическое управление рулевой
машиной посредством авторулевого устройства типа «Аист».
Указатели перекладки руля установлены в рулевой рубке, румпельном
отделении и ЦПУ.
В носовом отсеке судна оборудовано подруливающее устройство с
электроприводом мощностью 368 кВт (500 л.с.). Дистанционное управление
подруливающим устройством осуществляется из рулевой рубки, с крыльев
ходового мостика и ЦПУ. На судне имеется система автоматической защиты
механизмов подруливающего устройства с выведенными на посты управления
приборами световой и звуковой сигнализации.
Спасательные средства судна состоят из двух спасательных пластмассовых
моторных шлюпок закрытого типа 3СШПМ37 вместимостью по 37 чел.
и двух надувных плотов типа РФ-12Б-У для 12 чел. каждый. Спуск и подъем
спасательных шлюпок осуществляются с помощью шлюпбалок гравитационного
типа и шлюпочных лебедок с электроприводом типа РЕЛ-63, с тяговым усилием
6,3 тс. Кроме спасательных шлюпок и плотов, на судне
имеются рабочая пластмассовая шлюпка с подвесным мотором и пластмассовый
рабочий плот грузоподъемностью 400 кг.
Главный двигатель, построенный по лицензии фирмы «Бурмейстер и Вайн»
на Брянском машиностроительном заводе, типа 6 ДКРН 67/140-4, реверсивный,
2-тактный, крейцкопфный, с турбонаддувом и встроенным упорным подшипником.
Двигатель приспособлен для работы на всех сортах
жидкого топлива вязкостью до 3500 с Редвуда 1 при 100° F и развивает
длительную эксплуатационную мощность 7,5 МВт (10200 л.с.) при частоте
вращения 2,33 с-1 (140 об/мин).
Вспомогательная энергетическая установка состоит из трех однотипных
генераторов переменного тока типа GD 8-630-50 мощностью 630 кВт (400 В,
50 Гц) с приводом от 4-тактных тронковых нереверсивных с турбонаддувом
двигателей типа AL25/30 фирмы «Цегельски-Зульцер». Мощность каждого
двигателя 552 кВт (750 л.с.) при частоте вращения 12,5 с-1 (750 об/мин).
В качестве аварийного источника электроэнергии на судне в помещении
надстройки, на палубе юта, установлен генератор типа SSED 408-6а
мощностью 150 кВт с приводом от 4-тактного нереверсивного двигателя с
наддувом типа АВА-140 мощностью 132 кВт (180 л.с.) при частоте
вращения 16,67 с-1 (1000 об/мин). Вспомогательные двигатели работают
на дизельном топливе. Очистка топлива для главного и вспомогательных
двигателей производится самоочищающимися сепараторами типа МАРХ 309-В24,
два из которых установлены в системе подготовки тяжелого топлива и один -
в системе дизельного топлива. Вязкость тяжелого топлива поддерживается
в заданных пределах автоматическим регулятором вязкости типа
VISK-21P фирмы «Евроконтроль». Система охлаждения вспомогательных
двигателей полностью автономна. Предусмотрена возможность утилизации
тепла охлаждающей воды работающего вспомогательного двигателя для
прогрева резервного двигателя.
Все потребности судна в электрической энергии в ходовом режиме
рефрижераторными контейнерами на борту обеспечивают 1-2 дизель-генератора
в зависимости от количества подключенных к электросети контейнеров.
Ходовой режим без рефрижераторных контейнеров при работе системы
летнего кондиционирования обеспечивается одним дизель-генератором.
Главный и вспомогательные двигатели оборудованы дистанционным упралением
из ЦПУ и автоматическим - из рулевой рубки. В ЦПУ, расположенном
на платформе машинного отделения по левому борту, сосредоточены
средства управления, приборы контроля и аварийно-предупредительной
сигнализации энергетической установки и вспомогательных механизмов,
главный распределительный щит.
Система ДАУ главным двигателем типа PAHM-S шведской фирмы ASEA,
построенная на электронно-пневматическом принципе, обеспечивает пуск
и регулировку нагрузки двигателя по двум программам: нормальной и
экстренной. Система аварийно-предупредительной сигнализации типа
«Сигнал-3» производства НРБ автоматически срабатывает при отклонении от
нормы основных параметров работы энергетической установки и
вспомогательных механизмов. Световые и звуковые сигналы подаются
в ЦПУ, рулевую рубку, машинное отделение, каюты механиков, столовую
команды, кают-компанию, коридор, палубную канцелярию. Электрофицированные
средства автоматического управления, контроля и сигнализации получают питание
от главного и аварийного распределительных щитов и аккумуляторной батареи.
Непрерывное питание током устройств аварийно-предупредительной
сигнализации и других установок ответственного назначения обеспечивается
от специального токопитающего устройства напряжением 24 В. Питание
пневматических установок осуществляется от баллонов сжатого воздуха.
Два автоматизированных паровых котла полностью обеспечивают судовые
потребности в паре. Вспомогательный вертикальный водотрубный котел
типа КСВВ 2500/7 паропроизводительностью 2,5 т/ч при давлении насыщенного
пара 0,7 МПа работает на тяжелом топливе вязкостью до 3500 с
Редвуда 1 при 100°F. Утилизационный котел типа КУП 2500/7 вертикальный,
водотрубный, секционный, с принудительной циркуляцией воды, с отдельно
установленным сепаратором пара, полностью удовлетворяет судовые потребности
в паре в ходовом режиме. Вспомогательный и утилизационный котлы
оборудованы устройствами автоматического управления режимом их работы,
регулирования паропроизводительности, системой автоматической
защиты по основным параметрам, приборам контроля и аварийно-предупредительной
сигнализации. Автоматическое управление работой котлов
обеспечивает возможность их безвахтенного обслуживания.
Для пополнения запасов пресной воды предназначена судовая опреснительная
вакуумная установка типа Д4У производительностью 10-15 т/сут,
которая работает используя тепло охлаждающей воды главного
двигателя. Установка оборудована системой светозвуковой сигнализации,
автоматически срабатывающей при увеличении солености опресненной
воды, и автоматическим переключением на возврат конденсата в испаритель.
Система сжатого воздуха для нужд энергетической установки включает в
себя 2 электрических 2-ступенчатых компрессора типа SC2-115 подачей по
140 м3/ч, давлением 3 МПа и подкачивающий компрессор типа 2S1-750
СКРЕ подачей 34 м3/ч, давлением 3 МПа. Управление работой компрессоров в
системе сжатого воздуха автоматическое. Предусмотрено также дистанционное
управление компрессорами из ЦПУ. Для хозяйственных нужд используется
компрессор типа ЭК-16/11 подачей 160 м3/ч, давлением 0,7 МПа.
Дейдвудный подшипник - чугунная втулка, залитая белым металлом, смазывается
маслом под давлением, создаваемым гравитационным путем. Дейдвудное
устройство гребного вала оборудовано сальниковым уплотнением
типа 630 МК11 фирмы «Ваукеша ЛИПС- 68».
Движитель судна - винт фиксированного шага диаметром 5 м, изготовленный
из высокопрочной бронзы.
Рефрижераторная установка предназначенная для охлаждения провизионных
камер и поддержания в них заданных температур, состоит из двух
компрессорно-конденсатных агрегатов типа АПК 12С6-31,2 холодопроизводительностью
7 тыс. ккал/ч каждый. Подача компрессоров регулируется автоматически
из расчета работы каждого из них не более 18 ч в сутки.
В основном режиме работа рефрижераторной установки полностью автоматизирована.
Предусмотрена циркуляция по замкнутому циклу охлаждающей воды из архтерпика для работы
установки при нахождении судна в доке.
В жилых и служебных помещениях надстройки оборудована одноканальная
система кондиционирования воздуха, обеспечивающая подачу свежего
воздуха из расчета не менее 33 м3/ч на человека. Систему обслуживают 2
автоматизированных кондиционера типа К 6,711-Д производительностью по
6700 м3/ч, 2 компрессорно-конденсатных агрегата типа АФ 232
холодопроизводительностью по 90 тыс. ккал/ч. Для помещения ЦПУ предназначен
автономный кондиционер типа КТС-2. Управление работой холодильной
установки системы кондиционирования полностью автоматизировано.
Обобщенная сигнализация о неисправностях работы холодильной установки
выведена в ЦПУ.
Противопожарная защита судна обеспечивается системами водотушения,
пенотушения и углекислотного тушения.
Система углекислотного тушения предназначена для тушения очагов
пожара 6 грузовых трюмах, машинном отделении, помещении аварийного
дизель-генератора, подруливающего устройства, малярной, утилизационном
котле, выхлопном коллекторе главного двигателя, глушителях дизель-генераторов,
искрогасителе вспомогательного котла. На судне оборудованы
4 станции углекислотного тушения, в том числе главная станция,
расположенная в кормовой надстройке, в которой хранятся баллоны с
углекислотой, предназначенной для тушения очагов пожара в машинном отделении
и грузовых трюмах. Предусмотрена световая и звуковая сигнализация,
предупреждающая о выпуске углекислого газа в охраняемое помещение,
а также звуковая сигнализация о его выбросе в атмосферу.
Система водотушения обслуживается двумя центробежными электроприводными
пожарными насосами типа 17 KB 40х2 подачей 40-90 м3/ч при напоре
86-50 м вод. ст. В помещении подруливающего устройства установлен
аварийный центробежный насос типа 11 КВС 40х2 подачей 32-54 м3/ч
при напоре 85-65 м вод. ст. Предусмотрено дистанционное управление
пожарными насосами из ЦПУ, рулевой рубки и палубной канцелярии.
Система пенотушения средней кратности предназначена для тушения очагов
пожара в машинном отделении, на палубе и в надстройке. Система работает
на пенообразователе ПО-1, запас которого хранится в станции пенотушения,
расположенной в кормовой надстройке. Для образования пенообразующей
эмульсии в систему включены 2 эжектора-смесителя, в которых
пенообразователь смешивается с водой, подаваемой пожарным насосом.
В качестве дополнительного средства тушения пожара в машинном отделении
имеется стационарный пенный аппарат вместимостью пенообразователя 136 л.
Судно оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации типа
BWZ производства ГДР, которая в случае возникновения очага пожара
выдает световой и звуковой сигналы.
Выполнение требований по предотвращению загрязнения моря обеспечивается
наличием сборной цистерны нефтесодержащих вод вместимостью 50 м3,
сепаратора льяльных вод, установки по обработке сточных вод, инсинератора
и двух контейнеров вместимостью по 0,5 м3 для мусора.
Сепаратор льяльных вод типа ОВ-10 производства ГДР, включенный в
осушительную систему судна, оборудован средствами автоматического
управления пуском и остановкой его по датчикам уровня воды в колодцах,
сбросом очищенных вод, переключением потока воды после сепаратора в
сборную цистерну при содержании нефтепродуктов, превышающем установленную
норму. Контроль очистки льяльных вод и сигнализация о превышении
содержания нефтепродуктов в воде после сепаратора осуществляются приборами
автоматики голландской фирмы «Конофлоу ВАФ».
Система очистки сточных вод закрытого типа. В состав системы входит
установка биологической обработки типа LK-50 с автоматическим и ручным
управлением. Обобщенные сигналы о неисправности и отклонении работы
установки выведены в ЦПУ.
Для сжигания мусора, отходов сепарации топлива и масла на судне установлен
инсинератор типа OG-400 фирмы «Голар». Производительность инсинератора
по сжиганию твердых отходов 100 кг/ч, жидких отходов сепарации топлива
и масла - 80 л/ч. Для подачи мусора и твердых отходов с палубы юта к
инсинератору, установленному в машинном отделении, оборудован мусоропровод.
Судно оснащено современными средствами электрорадионавигации
и связи, обеспечивающими безопасное судовождение и бесперебойную
связь с берегом. На судне установлены 2 радиолокационные станции,
авторулевой, радионавигационные приемники, радиопередатчики, буквопечатающие
аппараты, радиостанции и другое электрорадионавигационное оборудование.
Жилые места на судне предусмотрены для 30 членов экипажа, четырех
практикантов и лоцмана. Все члены экипажа размещаются в одноместных, а
практиканты - в 2-местных каютах. Для старшего командного состава
оборудованы блок-каюты. На судне имеются медицинский блок, салоны
для индивидуальных занятий в часы досуга. Компоновка, отделка и
оборудование жилых и служебных помещений выполнены с учетом современных
требований.
|