ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Уголок судомоделиста


МОДЕЛЬ ПАРОМА «ГЕРОИ ШИПКИ»



Проект 6/74 (СФРЮ), тип "Героите на Одеса".
Проект разработан КБ судоверфи "Uljanik" (СФРЮ, г.Пула) по заказу СССР и Болгарии для перевозки ж/д вагонов на паромной переправе Ильичевск (СССР) — Варна (НРБ).

В 1977-1978 г.г. построено 4 парома: по 2 для СССР (ЧМП, Ильичевск) и НРБ (Navibulgar, Варна). В виду срочности заказа суда строились одновременно на 3-х судоверфях:
1. Fredriksstad Mekaniske Verksted (Норвегия, г.Фредрикстад) — т/х "Героите на Одеса" (Герои Одессы).
2. Framnaes Mekaniske Verksted (Норвегия, г.Сандефьорд) — т/х "Героите на Севастопол" (Герои Севастополя).
3. Brodogradiliste "Uljanik" (СФРЮ, г.Пула) — т/х "Герои Шипки" и т/х "Герои Плевны".

Тип судна: теплоход, морской железнодорожный паром.
Конструктивный тип: двухпалубное, со смещённой к носу надстройкой, с МО в корме, с комбинированным бульбообразным носом и транцевой кормой.
Назначение: перевозка железнодорожных вагонов, трейлеров, ролл-трейлеров, автомашин и рефрижераторных секций. На верхней палубе возможна перевозка нефтепродуктов в железнодорожных цистернах.
Класс Регистра: КМ(*)Л3 I А2 паром накатное.
ХАРАКТЕРИСТИКИ: При расчётной осадке 6,5 м / при осадке по грузовую марку 7,4 м
Длина: 184,5 м
Ширина: 26,49 м
Высота борта: 1,4 м
Высота габаритная: 6,8 м
Водоизмещение в грузу: 19650/23060 т
Осадка в грузу макс.: 6,5/7,4 м
Водоизмещение порожнем: 10900 т
Осадка порожнем макс.: 4 м
Дедвейт: 8750/12160 т
Чистая г/п: 7560/10040 т
Валовая рег. вместимость: 10096 рег.т
Чмстая рег. вместимость: 4585 рег.т
Экипаж: 45 чел
Скорость в грузу: 19,5/18,7 км/ч
Дальность плавания: 3000/6000 миль
Марка ГД: дизель "Бурмейстер и Вайн" 10K45GF (10ДКРН45/90)
Мощность ГД: 2х6480 кВт
Марка ДГ: дизель "Зульцер-Юготурбина" 8AL25/30 (8ЧН25/30)(1090 кВт), генератор IP44 (880 кВт)
Мощность ДГ: 3х880 кВт
Вагоновместимость: обычных 108/70 или тяжеловесных -/26 ед.



      САМЫЕ КРУПНЫЕ в мире советские железнодорожные паромы "Герои Шипки" и "Герои Плевны" построены в Югославии. Наибольшая длина парома 184,2 м, ширина 26,7, высота борта до палубы, на которую принимают вагоны, 9,0, до верхней палубы - 15,2, осадка 7,4 м, водоизмещение 23060 т. Два главных двигателя мощностью по 6,47 МВт (8800 л.с.) обеспечивают скорость 21 уз. Для повышения маневренности в носовой части установлено подруливающее устройство. Паром может принять на борт 193 автотрейлера типа ЗИЛ-130 или 108 грузовых вагонов, платформ, цистерн. Вагоны вкатывают по двум путям на среднюю палубу при поднятой кормовой крышке. С помощью судового лифта грузоподъемностью 170 т вагоны подают на нижнюю и верхнюю палубы.
      Модель парома в масштабе 1:500 будет иметь длину 368 мм и ширину 53 мм. Корпус парома имеет некоторые отличительные особенности, которые следует учитывать при изготовлении. В носовой части значительный развал переходит в довольно большой по высоте вертикальный ширстречный пояс, который в районе носовой стенки рубки резко переходит в вертикальную часть борта. Линии сопряжении различных участков корпуса показаны на чертеже. Дальше в корму ширина корпуса не изменяется и лишь в районе ватерлинии - ниже короткого отрезка горизонтальной прямой на участке между транцем и кормовой стенкой трубы - сужается. Несколько выше ватерлинии расположен широкий привальный брус, переходящий у транца в широкую массивную паделку (ее хорошо видно на рисунке). На плоской носовой части борта расположены жалюзи вентиляционных каналов.
      Необходимо обратить внимание на носовую часть палубы, находящейся под палубой бака: вдоль бортов расположены прямоугольники вентиляционных каналов, а дальше в нос - служебные помещения. Между ними расположена стрелка, которой перераспределяют вагоны на разные пути. Вдоль пути, идущего от лифта, черными двутаврами показаны пиллерсы. Такие подробности в маленькой модели трудны для выполнения и рассчитаны на опытных моделистов. Поэтому бак можно условно "закрыть" черной вертикальной стенкой, расположив ее в нос от конца бака.
      На открытой части палубы видны 5 путей, заканчивающихся у тупиковых упоров. Вдоль путей точками отмечены места установки съемных креплений вагонов. Рельсы утоплены в палубу, и лучше всего их можно изобразить расчертив палубу рейсфедером. Таким же образом можно обозначить крышку над лифтом.
      Вдоль бортов расположены многочисленные вентиляционные колонны прямоугольного сечения. Их можно изготовить нарезав из заготовки соответствующего сечения. В средней части корпуса установлен фальшборт, значительную часть которого занимает ниша для двухмаршевого забортного трапа. Его можно изготовить из тонкой целлулоидной пластинки. Фальшборт подкреплен кницами - их расположение показано на отдельном рисунке. Вокруг верхней палубы проходит трубопровод, показанный жирной линией.
      В кормовой четверти длины судна побортно установлены огромные кожухи дымовых труб, на внутренних и кормовых стенках которых расположены жалюзи вентиляционных каналов. Между трубами устроен мостик, поддерживаемый четырьмя стойками (на палубе обозначены черными точками). На мостике установлены кормовая мачта и прожекторы для освещения палубы. Трубы можно изготовить из органического стекла, мостик - из целлулоида, опоры - из проволоки. В корму от труб расположены вентиляционные колонны, рабочая шлюпка и плот, тамбур схода на среднюю палубу, позади тупиковых упоров - 2 швартовные лебедки, кнехты, клюзы, вьюшки, вентиляционные головки, кранбалки. Часть этого оборудования показана отдельными рисунками. Выше верхней палубы показан план палубы бака с четырехъярусной рубкой. На этой палубе расположены якорное и швартовное оборудование, кранбалки, запасной якорь. Перед рубкой защищенные специальным ограждением установлены контроллеры якорно-швартовных лебедок. По обоим бортам, вдоль стенок рубки, расположены: швартовное оборудование, кранбалки, надувные спасательные плоты, шлюпбалки. В кормовой части палубы бака установлены прожекторы для освещения палубы, а под ними - светофоры. Для изготовления механизмов и устройств используют целлулоид, органическое стекло и проволоку разного диаметра.
      Четырехъярусная рубка представлена на чертеже достаточно полно. При изготовлении ее необходимо обратить внимание на двери, расположенные в нишах, воздухозаборные шахты у носовой и бортовых стенок рубки. Рубку можно изготовить из органического стекла, дерева. Самые опытные судомоделисты могут попробовать спаять ее из латуни или жести. Следует также обратить внимание на подкрепление крыльев мостика и иллюминаторы рулевой рубки, сгруппированные в трех группах по три. Над крыльями мостика устанавливают тенты (на чертеже не показаны).
      На рубке, в кормовой части 2-го яруса, установлены антенные стойки, перед которыми находятся ручные лебедки для натягивания антенн, протянутых от носовой мачты к стойкам, их изготавливают из тонкой проволоки, вставляя между ними кольца. На боковом виде штрих-пунктирной линией показаны контуры вагонов. Моделист сам должен решить, что и как показывать на палубе модели.
      Интересна окраска этого судна. Весь его борт - черный, включая фальшборт на верхней палубе и часть кожухов дымовых труб ниже уровня фальшборта. Черным окрашены кожухи дымовых труб выше красной полосы, запасной якорь, кнехты, швартовные клюзы. Рубка, кожухи дымовых труб ниже красной полосы, а с внутренней стороны - ниже черной и до палубы, фальшборт на баке, мостик и его опоры, мачты, антенные стойки, надписи и знаки бульба, подруливающего устройства, декоративные полосы на бортах, полосы "крыльев" и круг под звездой на форштевне, кранбалки, вентиляционные головки, шлюпки до буртика, шлюпбалки окрашены в белый цвет. Светло-серые - вентиляционные колонны на верхней палубе, палубные механизмы, забортный трап, рабочий плотик и шлюпка. Палубы и подводная часть - красно-коричневые. Полосы на кожухах дымовых труб, щиты с противопожарным инвентарем, звезда на форштевне - красные, спасательные круги и буртики шлюпок - оранжевые, серп и молот - желтые.

И. Перестюк


Источники: И. Перестюк. «Герои Шипки» / ж. "Морской флот" 10'1982, 74-75 с.   
https://fleetphoto.ru/projects/2012/   
Scan & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024