ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника Морского флота


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГРУЗОВЫЕ СУДА
типа "Юрий Клементьев"


Э. Фрик,
ведущий инженер Управления по заказам и
наблюдению за строительством флота ММФ


      Эстонское пароходство пополнилось тремя сухогрузными судами типа "Юрий Клементьев" для работы в районах Северного и Балтийского морей, а также по Сайменскому каналу.

      В ФИНЛЯНДИИ на верфи А/О "Раума-Репола", в 1981 г. принят головной теплоход серии из трех универсальных сухогрузных судов для эксплуатации на Сайменском канале. Головное названо "Юрий Клементьев", остальные - "Капитан Вооленс" и "Механик Круль".
      Суда предназначены для перевозки пакетного лесоматериала, целлюлозы, бумаги в рулонах, контейнеров, генеральных, навалочных грузов и угля. Они построены на класс Регистра СССР КМ*Л1 А1. Район плавания - 1-й ограниченный с учетом плавания в районах Северного и Балтийского морей и по Сайменскому каналу. При строительстве учитывались международные конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) и др.
      Судно имеет кормовое расположение машинного отделения. Жилые и служебные помещения также находятся в корме. Имеются восемь одноместных и четыре двухместные каюты.
      Грузовые люки фирмы "Навире" понтонного типа с гидроприводом, они рассчитаны на равномерную нагрузку 1,5 тс/м3 и на нагрузку от 20-футового контейнера массой 20 т. В трюме на высоте 5,6 м можно устанавливать промежуточную палубу легкой конструкции. Элементы люкового закрытия промежуточной палубы складируют, в носовой части грузового трюма.
      Между передней переборкой трюма и ахтерпиком имеется непрерывное двойное дно. В районе грузового трюма двойное дно подкреплено для возможности работы с грейфером, а также для перевозки контейнеров из расчета нагрузки на каждое гнездо контейнерного фитинга 24 тс. Предусмотрена возможность питания четырех рефрижераторных контейнеров. Корпус судна разделен четырьмя водонепроницаемыми поперечными переборками на пять основных отсеков. В носовой части корпуса имеется бульб.


Основные характеристики судна
Длина:
    наибольшая ... 82,3 м
    между перпендикулярами ... 78,9 м
Ширина наибольшая ... 12,7 м
Высота борта до верхней палубы ... 6,2 м
Осадка наибольшая ... 5,1 м
Дедвейт при осадке 5,1м ... 2680 т
Объем грузового трюма ... 4030 м3
Скорость при осадке 4,35 м ... 12,2 уз

      Для крепления пакетированного лесоматериала на люковых крышках с обоих бортов предусмотрены гнезда под съемные стойки. На комингсах грузового люка, внутренних бортах и поперечных переборках трюма имеется необходимое количество рымов для крепления груза. В передней части надстройки по обоим бортам устанавливается по одному гидравлическому крану грузоподъемностью 1 т. Краны служат для погрузки провизии, снабжения и обслуживания люка машинного отделения.
      Для улучшения маневренных качеств и облегчения проведения швартовных операций в носовой части судна установлено подруливающее устройство фирмы "Раума-Репола" с винтом фиксированного шага и упором 14,5 кН. Привод винта гидравлический. Гидродвигатель находится над туннелем винта. Насосный агрегат приводится во вращение от главного двигателя через повышающий редуктор и разъединительную муфту "Вулкан". Управление частотой вращения и направлением вращения винта осуществляется с трех постов, один из которых расположен в рулевой рубке и два - на крыльях мостика.
      Главная энергетическая установка состоит из одного нереверсивного среднеоборотного дизеля с наддувом типа "Вяртсиля-Вааса" 6R32 максимальной продолжительной мощностью 1850 кВт (2500 л.с.) при частоте вращения 750 об/мин. Двигатель может работать на тяжелом топливе. Расход топлива при максимальной продолжительной мощности 214, 98 г/(кВт ч). Передача на вал осуществляется через понижающий редуктор фирмы "Раума-Репола" и эластичную муфту. Гребной винт имеет частоту вращения 190 об/мин. Винт четырехлопастной, регулируемого шага, из нержавеющей стали, диаметром 3,1 м. Понижающий редуктор имеет отбор мощности на валогенератор производства фирмы "Станфорд" Англия мощностью 160 кВт при частоте вращения 1500 об/мин.
      Валогенератор подсоединен непосредственно к редуктору. Имеется блокировка, исключающая изменение частоты вращения главного двигателя, если валогенератор работает на сеть. При экстренном реверсе с полного переднего хода на задний провал частоты валогенератора не превышает допустимой величины и валогенератор от сети не отключается.
      В состав вспомогательной электростанции входят также два дизель-генератора фирмы "Волво" мощностью по 160 кВт при частоте вращения 1500 об/мин. Генераторы бесщеточные фирмы "Станфорд" со съемными воздушными фильтрами.
      В машинном отделении имеется, центральный пост управления (ЦПУ), размещенный в шумозащищенной выгородке. Число оборотов главного двигателя и шаг винта могут изменяться как из рулевой рубки, так и из ЦПУ. На пульте рулевой рубки установлен переключатель, при помощи которого управление можно передавать из ЦПУ в рулевую рубку и наоборот. Имеется также переключатель, при помощи которого можно выбрать "морскую" или "маневренную" программу. Во время "морской" программы дистанционное управление из рулевой рубки производится без понижения частоты вращения главного двигателя, а только регулировкой шага гребного винта, и валогенератор может быть подключен к судовой сети. Во время "маневренной" программы управление главным двигателем и гребным винтом производится совместно при помощи комбинатора, который регулирует частоту вращения главного двигателя, а также шаг лопастей гребного винта согласно определенной программе. Дистанционное управление между рулевой -39- рубкой и машинным отделением пневматическое. Кроме рулевой рубки, посты управления главным двигателем расположены на крыльях мостика. Посты связаны между собой механически. Предусмотрена защита главного двигателя от перегрузки путем автоматического уменьшения шага винта. При понижении давления в нагнетательных трубопроводах резервные насосы, обеспечивающие ход судна, запускаются автоматически. На судне установлен сепаратор льяльных вод со степенью очистки 15 мг/л. Котельная установка состоит из одного вертикального комбинированного котла фирмы "Раума-Репола" типа "Юнекс" КН-500/500 производительностью 500 кг/ч при давлении 0,7 МПа. Объем автоматизации обеспечивает работу главной энергетической установки без вахты в машинном отделении как на ходу, так и на стоянке судна. Автоматика электростанции финской фирмы "Стрёмберг" предусматривает автоматический пуск дизелей, синхронизацию генераторов, подключение их к сети и автоматическое распределение нагрузки между ними. При понижении нагрузки происходит автоматическая остановка дизель-генератора с выдержкой времени. Параллельная работа валогенератора с дизель-генераторами допускается только на время перевода нагрузки. Когда нагрузка сети передается от валогенератора к дизель-генератору, первый от сети отключается автоматически. Если частота вологенератора ниже определенного установленного значения, запускается дизель-генератор, в валогенератор отключается от сети. Выбор резервного генератора производится с ГРЩ. Предусмотрен автоматический последовательный ввод в работу механизмов и насосов, обеспечивающих ход судна, после обесточивания и восстановления напряжения на шинах ГРЩ. Автоматика электростанции получает питание от отдельной аварийной батареи. Контроль за работой всего оборудования выполняется системой централизованного контроля, сигнальные табло которой, выведены в каюты механиков, столовую и рулевую рубку. При отсутствии вахты в ЦПУ сигнализацию можно переключить в столовую, а также в каюту любого механика. Система сигнализации расположена на пульте в ЦПУ. Сигналы разделены на две группы: "критические" и "некритические".
      В рулевой рубке имеется устройство регистрации команд, связанных с управлением судном (фирмы "Семко", Дания). Предусмотрена дистанционная отдача якорей с указателем длины вытравленной цепи.
      Судно оснащено новейшим электрорадионавигационным оборудованием и приборами, обеспечивающими безопасность мореплавания и надежную радиосвязь.





ФОТОГРАФИИ





      ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КЛЕМЕНТЬЕВ прожил недолгую (56 лет), но полную смысла и содержания жизнь. Около четверти века он отдал работе в Министерстве морского флота...
      Ю. В. Клементьев родился в Москве. В годы Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт, затем учился в военном училище. В 1946 г. поступил в Станкоинструментальный институт, после окончания которого работал в аппарате Совета Министров СССР.
      С 1956 г. Ю. В. Клементьев работал в Министерстве морского флота: сначала заместителем начальника отдела внешних сношений, затем управляющим делами министерства - первым помощником министра. За это время он принимал активное участие в подготовке некоторых международных договоров и соглашений по мореплаванию, многих важных решений о развитии советского морского флота, в разработке текста Договора о передаче Советским Союзом в аренду Финляндии Сайменского канала.
      В 1973 г. Ю. В. Клементьев был назначен Уполномоченным СССР по Сайменскому каналу. Он многое сделал для увеличения перевозок грузов по каналу, превращению его в важную транспортную магистраль для развития экономического сотрудничества и укрепления дружественных отношений между СССР и Финляндией.
      Ю. В. Клементьева отличали внимательное отношение к людям, доброта. Человек большой работоспособности и высокой требовательности к себе, он делал все хорошо и с интересом, много сил и энергии отдавал общественной работе.
      Ю. В. Клементьев был награжден орденами Красной Звезды. "Знак Почета" и Трудового Красного Знамени.
      Умер Ю. В. Клементьев в 1980 г. Его именем назван головной теплоход новой серии сухогрузных судов Эстонского пароходства.

Источник: Э. Фрик. Универсальные грузовые суда / "Морской Флот" № 9, 1982, 37-40 с., вкл. 1.   
Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024