статья из журнала "Морской флот"
Уголок судомоделиста
ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС МОДЕЛЕЙ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ
ТРУДНО представить себе возможность
встречи в одной гавани одновременно
кораблей и судов разных стран и эпох.
Но такая встреча состоялась
в... Москве, в зале Дворца культуры
завода имени Владимира Ильича.
Здесь в январе 1982 года по инициативе
Федерации судомодельного
спорта СССР Московский городской
комитет ДОСААФ организовал и провел
Первый Всесоюзный конкурс моделей кораблей и судов.
Легендарный крейсер «Аврора» и
поморская ладья, парусный корабль
«Ингерманланд» и венецианская галера,
современный противолодочный
корабль и фрегат «Паллада», судно
на подводных крыльях, флотилия
каравелл Колумба и участник русской
антарктической экспедиции шлюп
«Восток», а также другие модели
наглядно продемонстрировали многовековую
историю развития флота и мореплавания.
Конкурс убедительно доказал, что
судомоделизм популярен в нашей
стране, что его география не
ограничивается приморскими городами.
Ведь мини-флот может «бороздить»
воды небольших водоемов и озер.
Далеко от моря расположен Ташкент,
но судомоделисты столицы Узбекистана
принимают участие даже в таких
крупных соревнованиях, как чемпионаты мира.
Увлечение судомоделизмом захватывает
людей самых разных профессий
и возрастов. Ему посвящают свой
досуг москвич скульптор Александр
Богословский и токарь Александр
Ермаков из Кирова, инженеры и
колхозники, школьники и рабочие,
молодые моряки и ветераны флота.
Самому юному участнику конкурса
школьнику Владиславу Крашевскому
из Алма-Аты только исполнилось
14 лет, а москвич Александр Иванович
Авдеенко уже перешагнул 60-летний рубеж.
В просторном светлом зале,
украшенном флагами расцвечивания,
вместе с моделями были выставлены
работы современных художников-маринистов.
Это картины ленинградского
художника Евгения Войшвилло и
москвичей Владимира Науменко и Евгения
Кобзева. С большим интересом участники
и гости конкурса осмотрели редкие
экспонаты и репродукции из собрания
известного московского любителя
судомоделизма Игоря Иванова.
Демонстрировались также чертежи и
фотографии судов, работы на морскую
тематику из металла и по дереву.
Конкурс вызвал живой интерес
москвичей и гостей столицы. За
несколько дней во Дворце культуры
побывали тысячи посетителей. Среди
них много молодежи. Это позволяет
надеяться, что ряды судомоделистов
пополнятся новыми энтузиастами.
На конкурсе было представлено 66
моделей, разделенных на три группы
согласно классификации.
В первой группе — модели парусных
и гребных судов — победителями стали
москвичи Алексей Захаров (модель
шлюпа «Восток») и Георгий Писаренко
(модель фрегата «Паллада»).
Во второй группе — корабли и суда
с механическими двигателями — первое
место также разделили два моделиста,
оба мастера спорта СССР
международного класса, участники
чемпионатов мира и Европы Андрей
Разумовский (Ташкент) — модель
сторожевого корабля и Юрий Перебейнос
(Киев) — модель большого
противолодочного корабля «Керчь». Андрей
Разумовский получил также приз
Москворецкого райкома комсомола
за лучшую модель советского военного корабля.
В третью группу вошли миниатюрные
модели всех классов. Здесь первое
место завоевал ленинградец Герман
Шапиро, показавший на конкурсе
модель эскадренного миноносца.
Интересны и сложны требования,
предъявляемые правилами к конкурсным
моделям: они должны быть выполнены
в определенном масштабе
на выбор моделиста и полностью, до
мельчайших деталей, соответствовать
своему прототипу. Каждая модель
оценивается пятью судьями по 100-балльной
системе. Общее впечатление,
объем работы, сложность, масштабность,
полнота изображения, конструктивное
исполнение и окраска — вот те
требования, по которым оценивается модель.
Судейская коллегия конкурса была
и представительна, и высококвалифицированна.
Ее возглавляли судьи
всесоюзной международной категорий,
известные судомоделисты и тренеры
Владимир Ланский (Таллин),
Леонид Сатруков (Новокузнецк),
Тадеуш Стефаняк и Игорь Перестюк (Киев).
В ходе конкурса судейская коллегия
не только беспристрастно оценила
каждую модель по ее достоинствам,
но и указала спортсменам на имеющиеся недостатки.
Высокие оценки получили модели
знаменитого эсминца «Гремящий»,
океанского спасателя «Ягуар», судна на
подводных крыльях «Восход», многие
модели боевых кораблей, транспортных
и рыбопромысловых судов.
В группе старинных судов, кроме
упомянутых шлюпа «Восток» и фрегата
«Паллада», с большим искусством
изготовлены модели галеры петровского
флота венецианской галеры,
каравеллы Колумба «Санта Мария» и
французского фрегата «Флора».
Подводя итоги конкурса, председатель
президиума Федерации судомодельного
спорта СССР Герой Советского Союза адмирал Владимир
Николаевич Алексеев отметил возросшее
мастерство судомоделистов и
поставил перед ними задачу шире
демонстрировать современный флот.
Очередной Всесоюзный конкурс
намечено провести в феврале 1983
года. Организационный комитет знает,
что многие моряки нашего флота
посвящает свой досуг изготовлению
моделей, надеется увидеть их среди
участников будущего соревнования.
А. Дадашев
|