статья из журнала «Морской флот»
Техника морского флота
ТАНКЕР ДЛЯ КАСПИЯ
( тип «Сергей Киров» )
Г. Вискэ
В ТЕКУЩЕМ пятилетии Социалистическая Республика Румыния
поставит Министерству морского флота серию новых танкеров.
Головной из них назван «Сергей Киров».
Танкеры нового типа предназначены для транспортировки сырой нефти
или нефтепродуктов одного сорта, включая вязкие мазуты, перевозимые
с подогревом. По условиям контракта постройка танкеров ведется
на базе проекта, разработанного советскими конструкторами, по
Правилам и под наблюдением Регистра СССР, на класс КМ*ЛЗ[1]II
(нефтеналивное). При строительстве судов выполняются требования
международных правил и конвенций, в которых участвует Советский Союз,
а также санитарные правила и требования техники безопасности для морских
транспортных судов СССР.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
|
Длина |
|
наибольшая |
147,0 м |
между перпендикулярами |
138,0 м |
Ширина |
17,4 м |
Высота борта до верхней палубы |
7,5 м |
Осадка: |
|
спецификационная |
4,5 м |
по грузовую марку |
5,3 м |
Дедвейт при осадке 4,5 м и дальности плавания 3 тыс. миль |
5630 т |
Чистая грузоподъемность при осадке 4,5 м и дальности плавания 3 тыс. миль |
5250 т |
Номинальная мощность главных двигателей |
2х1,53 МВт (2х2080 л.с.) |
Скорость на испытаниях при спецификационной осадке 4,5 м и номинальной мощности |
12,5 уз |
Район плавания танкеров - Каспийское, Черное и Средиземное моря.
Спецификационная дальность плавания судов составляет 3 тыс. миль,
максимальная - 5 тыс. миль; автономность плавания по запасам
провизии, питьевой и пресной мытьевой воды - 30 сут.
Непотопляемость обеспечена при затоплении одного любого отсека
во всех спецификационных случаях загрузки судна.
По архитектурпо-конструктивному типу новый танкер - мелкосидящий
двухвинтовой теплоход, с избыточным надводным бортом, с баком и
ютом, с двумя продольными переборками, с кормовым расположением
машинно-котельного отделения и жилой надстройки.
Корпус танкера цельносварной, из низколегированной (основной корпус
с набором) и углеродистой стали (надстройки и рубка). Система набора
корпуса - смешанная: в районе палубы и днища - продольная, у бортов и в оконечностях - поперечная.
В районе машинно-котельного отделения предусмотрено второе дно.
Главные продольные и поперечные переборки в районе грузовых трюмов выполнены гофрированными.
Судно имеет три средних и 10 бортовых танков. Для приема груза служат
средние и четыре бортовых танка общей вместимостью около
7900 м3. Прием балласта предусмотрен в остальные бортовые танки, а
также в пики и в носовой коффердам; общая вместимость танков и
цистерн чистого балласта составляет около 3440 м3. Для хранения моющего
раствора служат две бортовые корпусные цистерны, общей вместимостью
230 м3. Цистерны моющего раствора с находящимся между ними
грузовым насосным отделением расположены в корму от грузовых танков
и примыкают к носовой переборке машинно-котельного отделения.
Жилые, общественные и служебные помещения находятся в надстройке
юта и в расположенной на ней трехъярусной рубке. Здесь оборудованы
помещения для 28 членов экипажа, двух практикантов и лоцмана. Для
отдыха экипажа имеются салон комсостава, красный уголок, курительный салон, библиотека и т. п.
В качестве основного терло- и звукоизоляционного материала для жилых,
общественных, служебных и прочих помещений применена минеральная вата.
Стенки шахты и другие нагревающиеся поверхности машиннокотельного
отделения теплоизолированы с помощью асбоцементного покрытия. Отделка
помещений выполнена современными материалами.
Для окраски грузовых танков использована эпоксидная краска румынского
производства, стойкая против всех предусмотренных к перевозке на
танкере нефтепродуктов. Эпоксидной краской окрашены также танки и цистерны для балласта.
Палубные устройства танкера соответствуют Правилам Регистра СССР
и современному уровню техники. Для облегчения швартовных операций и
улучшения поворотливости судно оборудовано носовым подруливающим
устройством мощностью 220 кВт. В состав швартовного устройства
входят четыре лебедки типа WC82Z38 производства ПНР с автоматически
регулируемым тяговым усилием 78,5 кН (8,0 тс).
Шлюпочное устройство укомплектовано двумя спасательными шлюпками
типа АТ-30 производства СССР вместимостью по 30 чел.
Для работы с грузовыми шлангами в средней части судна установлены на
колонках четыре грузовые стрелы грузоподъемностью по 1,25 т,
обслуживаемые гидравлическими лебедками типа ЛГ2 отечественного производства.
Для прохода танкера по внутренним водным путям мачты и кожух
дымовой трубы судна приспособлены для заваливания или частичного
демонтажа. Габаритная высота танкера, измеренная от киля до верха
несъемных частей, составляет 19 м.
Главная энергетическая установка судна - двухвальная и состоит из
двух дизелей типа 8ТАД36 (один - правого вращения, другой - левого)
производства ПНР. Двигатели реверсивные, с механическим дистанционным
управлением из ЦПУ и автоматизированным ДАУ из рулевой
рубки. В качестве горючего будет использоваться дизельное или моторное топливо.
Вспомогательная энергетическая установка судна состоит из трех
дизель-генераторов типа ДГР 320/500-4 советского производства мощностью
по 300 кВт каждый. В качестве аварийного источника электроэнергии
предусмотрен дизель-генератор.
В состав котельной установки входят два котлоагрегата КАВ 2,5/5
производительностью по 2,5 т/ч, работающие на моторном топливе, и два
утилизационных котла, использующих тепло выхлопных газов главных двигателей.
Для обслуживания главной энергетической установки и дизель-генераторов
на судне имеются все необходимые вспомогательные механизмы
и теплообменные аппараты советского производства или стран - членов
СЭВ. На судне установлена опреснительная установка производительностью
10 т/сут, которая использует тепло охлаждающей воды главных
двигателей. Расположение механизмов и прокладка трубопроводов судовых
систем в машинном отделении выполнены с учетом удобства их обслуживания и ремонта.
Объем автоматизации энергетической установки обеспечивает ее обслуживание
на ходу судна одним вахтенным механиком и одним мотористом из ЦПУ,
а также безвахтенное обслуживание на стоянке без грузовых операций.
Степень автоматизации энергетической установки выполнена
на знак А2 в символе класса Регистра СССР.
Кроме автоматизации энергетической установки и других обслуживающих
ее механизмов в машинном отделении, предусмотрено автоматизированное
управление швартовными лебедками, дистанционное управление
насосами и клинкетами грузовой, зачистной и балластной систем.
Контроль за работой энергетической установки и других механизмов
осуществляется с помощью системы аварийно-предупредительной сигнализации
с выводом показаний на пульты управления и щиты сигнализации в рулевой
рубке и в ЦПУ. При безвахтенном обслуживании на стоянке судна
звуковые и световые сигналы будут поступать по выбору в каюты механиков,
столовую команды и кают-компанию.
Грузовая система танкера обслуживается двумя грузовыми и одним
балластным насосами производительностью около 900 м3/ч каждый
с приводом от электродвигателей, установленных в машинном отделении.
Грузовой трубопровод состоит из двух участков - носового и кормового,
соединенных между собой перемычкой с запорной арматурой.
Принятая схема трубопроводов грузовой системы позволяет вести
заполнение танков с помощью береговых насосов; осуществлять выкачку
груза судовыми средствами на берег и одновременно прием балласта в
танки; вести прием груза с откачкой балласта из танков, а также
осуществлять другие варианты грузовых операций. Управление
ими - дистанционное из ЦПУ.
Во всех грузовых танках установлены паровые змеевики для подогрева
груза вязких сортов. Замер уровня груза в танках производится
дистанционно из поста управления грузовыми операциями, а в балластных
цистернах установлены сигнализаторы верхнего и нижнего уровней.
Для очистки танков от нефтепродуктов предусмотрена механизированная
их мойка по замкнутому циклу с применением моющих растворов.
Выкачка остатков из цистерн моющего раствора на берег осуществляется
с помощью эжектора. Для сбора льяльных и загрязненных нефтепродуктами
балластных вод на судне имеются две цистерны, из которых
эти воды выкачиваются судовыми насосами в береговые очистные
сооружения или плавучие емкости.
С целью обеспечения противопожарной защиты на танкере предусмотрена
водяная система, подключенная к двум пожарным насосам, расположенным
в машинном отделении (в качестве резервного средства
для этой системы служит аварийная мотопомпа, установленная в носовой
части судна); система пенотушения и лафетных стволов, являющаяся
основным средством пожаротушения в грузовых танках (питание
системы от пожарных насосов водяной системы). В машинно-котельном
отделении имеется стационарная система высокократного
воздушно-механического пенотушения с патрубками для подключения
переносных пеногенераторов. Для тушения пожара в грузовых танках,
насосном отделении и некоторых других помещениях, а также в
искрогасителях котлов и выхлопных коллекторах двигателей
служит система паротушения.
На танкере имеется широко разветвленная система искусственной и
естественной вентиляции всех судовых помещений, а в жилые и служебные
помещения поступает кондиционированный воздух. Судно оборудовано
современными средствами электрорадионавигации и связи отечественного
производства.
|