статья из журнала "Морской флот"
Техника Морского флота
МОДЕЛЬ АВТОПАССАЖИРСКОГО СУДНА «БЕЛАРУССИЯ»
ШИРОКОЕ РАЗВИТИЕ автотранспорта и необходимость перевозок
способствовали строительству морских паромов. Серия автопассажирских
судов типа «Белоруссия», построенная на судоверфи фирмы
«Вяртсиля» (Финляндия),— уникальна. Судно, несмотря на развитые надстройки,
невелико, но сильно отклоненные назад мачты и передняя часть
кожуха выхлопных труб, носовая стенка надстройки подчеркивают легкость
и динамичность силуэта. Удачно расположены рулевая рубка и машинное отделение.
Проект P-1765 (Финляндия), тип "Белоруссия".
В 1975 году на верфи Wartsila в финском городе Турку состоялась передача заказчику -
Совкомфлоту СССР - нового судна автомобиле-пассажирского теплохода "Белоруссия".
Это судно являлось головным в серии из пяти теплоходов:
Белоруссия (1975), Грузия (1975), Азербайджан (1975), Казахтан (1976), Карелия (1976).
Первоначально все пять теплоходов были переданы Черноморскому Пароходству МинМорФлота СССР.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:
Длина наибольшая – 157,0 м
Ширина – 21,8 м
Высота борта (до шлюпочной палубы) – 19,1 м
Осадка – 5,75 м
Суммарная мощность главных двигателей – 18 000 л.с.
Скорость – 21 узел (39 км/час)
Пассажировместимость:
- В круизе – 350 пассажиров
- В линейном рейсе - 500 пассажиров
- В каботажном плавании – 1024 человека (на одной из палуб были установлены так называемые «самолетные» кресла)
Численность экипажа – более 200 человек.
Пассажиры могут расположиться в 173 каютах,
к их услугам два ресторана, три бара, три салона, два бассейна и сауны, гимнастический зал,
парикмахерские, магазин и киоски. Две автомобильные палубы рассчитаны на 255
легковых автомобилей, 23 грузовика с прицепами.
Модель в масштабе 1:500 будет иметь длину 314 мм. Форма корпуса
в надводной части не отличается особой сложностью. Большой наклон
форштевня, глубокие якорные ниши и почти транцевая корма, высокий
борт, практически не имеющий седловатости,— основные признаки формы
корпуса. Имеется слом в месте перехода подводной части в надводную
в кормовой оконечности и значительно менее резкий в носовой части,
начинающийся не на самом форштевне, а несколько в корму от него.
В средней части корпус имеет вертикальные борта. На каждом борту
ближе к ватерлинии размещено по два привальных бруса. В носу, корме
и в кормовой части с правого борта расположены аппарели для погрузки
и выгрузки автомобилей. На кормовой аппарели хорошо виден расположенный
снаружи набор, на аппарели правого борта он заделан. В носовой
части расположены двустворчатые ворота, которые раскрываются по
окончании швартовки и только затем опускается носовая (внутренняя)
аппарель. Таким образом, при изготовлении корпуса, после предварительной
разметки (в носовой части желательно применить шаблоны для обеспечения
точности и симметрии ворот), бортовую аппарель и носовые ворота
показывают лишь углубленной в корпус узкой канавкой. Ее можно прорезать
ножом, скальпелем, такую же канавку необходимо выполнить на
самом форштевне. Лацпорты можно обозначить таким же образом или
начертить. Набор кормовой аппарели делается из полосок бумаги,
целлулоида или выпаивается из проволоки.
Несмотря на высокую степень унификации значительного числа внутренних
помещений, все же расположение иллюминаторов на обоих
бортах неодинаково. Круглые иллюминаторы левого борта показаны
точками, расположенными под соответствующим рядом иллюминаторов
правого борта. Прямоугольные иллюминаторы кают третьей палубы
расположены симметрично на обоих бортах, за исключением района между
носовым и кормовым лацпортами.
На правом борту в этом промежутке расположено 10 пар иллюминаторов,
на левом — 11. Пропуск сделан за седьмой парой правого борта. На
третьей палубе имеются значительные по размерам ниши для забортных
трапов. Ниши правого и левого бортов неодинаковы. Об этом можно
судить по рисунку, помещенному в левой части. Здесь, как и на других
проекциях, светлые пропуски с чертой, проведенной с наружной
стороны, обозначают отверстия, забранные решетками типа жалюзи. По
высоте они, начинаясь почти у подволока, заканчиваются на уровне около
1 м от палубы.
Кормовая часть третьей палубы показана на чертеже слева. На ней
расположены два шпиля, их контроллеры, многочисленные кнехты, вьюшки.
В фальшбортах установлены швартовные клюзы. Черными точками
показаны места установки пиллерсов.
При изготовлении корпуса нужно обратить внимание на выполнение
сломов и точность наклейки привальных брусьев (бумага, целлулоид, проволока).
Характерной особенностью судов этой серии является нависание верхней
палубы над бортами по всей длине судна. Палубу желательно
выполнить из латуни. В этом случае к ней легко подпаять фальшборты и
продольные стенки прогулочной палубы, которые также легче выполнить
из тонкой латуни. Пиллерсы крепят к нижней поверхности палубы.
Подгонку палубы к корпусу осуществляют после припайки к ней
стенок и фальшбортов, которые, в свою очередь, крепят, начиная с
одного из концов и время от времени давая пропаянному участку остыть.
Палубу после пайки прикладывают к корпусу, добиваясь плотного
прилегания. Следует предусмотреть и способ крепления — мелкие гвозди
и шурупы хороши для тех мест, которые будут закрыты рубками, механизмами,
открытые же участки крепят предварительно припаянными к ним шпильками.
Для изготовления рубок и стенок наиболее приемлема тонкая латунь —
материал, легко обрабатывающийся, прочный и с хорошей поверхностью.
На латуни легко разметить, просверлить и распилить необходимые отверстия.
Форма рубок достаточно ясна и нет необходимости особо останавливаться
на ней. Отдельные ярусы удобно изготавливать также из кусочков
органического стекла соответствующей толщины.
НЕБОЛЬШИЕ иллюминаторы можно имитировать одним из способов,
приведенных в описаниях других моделей. Большие иллюминаторы в
стенке третьей палубы можно сделать из латуни, тогда после разметки круглое
отверстие, полученное сверлением, распиливается под размер.
Для тех, кто хочет показать свое мастерство, в распиленный иллюминатор
можно впаять заподлицо по две проволоки. Концы их фиксируют в
специальных запилах в верхней и нижней части каждого проема. После
пайки стенку моют и зачищают, а после окраски — с внутренней стороны
заклеивают засвеченной фотопленкой. Более простой способ — после
заклеивания пленкой поверхность ее процарапывают милом, понятно,
что при этом проволочки не впаивают. При изготовлении стенок
из органического стекла его размечают и наклеивают либо сплошную
ленту фотопленки, убирая лишние промежутки, либо клеят сразу
подготовленные из той же пленки иллюминаторы.
Прямоугольные иллюминаторы меньших размеров выполнить труднее.
Здесь может помочь рейсфедер либо трафарет (из лавсановой пленки),
по которому тампоном натирают иллюминаторы. Тоже можно
порекомендовать и для таких же иллюминаторов, расположенных на корпусе.
Вообще же ввиду многочисленности иллюминаторов и необходимости
их особо аккуратного нанесения (любая небрежность при большом числе
иллюминаторов особенно заметна), лучше сделать шаблон.
Рубки можно сделать из органического стекла соответствующей толщины
или выпаивать из предварительно нарезанных полосок. Для облегчения
работы и улучшения качества в местах сгибов полоску надрезают
(процарапывают) либо специальным резаком, либо ножом. Полосы,
идущие по кромке палубы, можно заменить проволокой. При палубах из
других материалов необходимости в такой полоске нет. Затруднительным
может быть изготовление ветрозащитных стенок, защищающих район
бассейна (расположены в кормовой части надстройки) и среднюю часть
палубы мостика (спортпалуба) и снабженных большими квадратными
иллюминаторами. Если стенки из латуни, стойки между иллюминаторами
можно сделать из проволоки, впаянной между верхним и нижним краем
выреза для иллюминаторов, а затем подклеить прозрачную фотопленку.
Если впаивание стоек затруднительно. Если впаивание стоек затруднительно,
их можно прочертить непосредственно на пленке или нанести краской
с помощью рейсфедера. При изготовлении стенок из органического стекла
остекленный проем заклеивают липкой лентой, прорезая в ней промежутки
в месте стоек, затем окрашивают (заклеить необходимо и изнутри)
и после этого снимают ленту — получается полная иллюзия ряда прозрачных
иллюминаторов. Очевидно, здесь аккуратность в работе — необходимое
условие. Подгонка всех деталей должна быть окончена до окраски.
Если все делается из бумаги, то вычертив расположение иллюминаторов,
пользуясь рейсфедером, их можно залить черной тушью, размешанной с синей или голубой.
Серьезное внимание нужно уделить изготовлению палуб, особенно в кормовой
части. Для них можно использовать авиационную фанеру толщиной
1 мм, тонкое органическое стекло, латунь или картон. Выбор материала
для палуб должен быть увязан с выбранным материалом для рубок
и стенок. Участки палубы, покрываемые в натуре деревянным настилом,
до окраски прочерчивают концом остро заточенного надфиля (на латуни,
органическом стекле), на деревянной палубе для расчерчивания
пользуются рейсфедером и тушью, но уже после окраски.
Для изготовления мачт лучше использовать органическое стекло.
Фок-мачту выпиливают по контуру вместе с мостиками (ширину их
можно увеличить за счет наклеек из целлулоида) для антенн РЛС и затем
обрабатывают. Реи можно изготовить из органического стекла, целлулоида
или проволоки. Штыревые антенны делают из проволоки, положенной
на фанеру либо кусок органического стекла и стачиваемой к концу надфилем, а затем шкуркой.
При изготовлении кожуха дымовых труб следует учесть, что практически
он состоит из двух продольных стенок, которые вместе с жалюзи, в
передней и задней частях образуют объем. Такое решение достаточно
сложно и, вероятно, проще изготовить трубу из органического стекла и после
окраски ее наметить жалюзи рейсфедером. Можно еще до окраски нанести
горизонтальные штрихи вместо жалюзи, так же как и для обозначения
красной полосы. Это придаст необходимую рельефность этой важной
детали и улучшит вид модели. Для диафрагмы можно использовать
органическое стекло, латунь, целлулоид и наклеить ребра жесткости и выходы
выхлопов (колечки из проволоки).
Сборку модели лучше вести отдельными крупными узлами: корпус,
верхняя палуба с рубками первого яруса, шлюпочной палубой со
шлюпбалками и шлюпками, остальные палубы и рубки, мачты, труба.
Предварительная сборка необходима до окраски для подгонки узлов друг
к другу. По окончании подгонки модель разбирается на узлы для
облегчения окраски. При окраске можно использовать клейкие ленты для
отделения одного поля окраски от другого. Клеить ленту на краску можно
лишь после полного высыхания ее. В зависимости от условий и
свойств краски период полного становления ее может быть значительным.
Если понадобится лента в виде узкой полоски либо кусок сложной формы,
ее наклеивают на органическое стекло или слоистый пластик, острым
скальпелем под линейку или лекало вырезают необходимую заготовку,
снимают и ставят на модель.
Корпус, надстройки, мачты, штыревые антенны, труба, шлюпбалки,
шлюпки (корпус и чехол) окрашивают в белый цвет, нижнюю часть корпуса
чуть выше ватерлинии, кормовую мачту выше точки крепления вант
и штагов — в ярко-голубой. На корпусе с обоих бортов нанесено по две
параллельные голубые линии, прерывающиеся на названии того же цвета.
По правому борту они тянутся до бортовой аппарели, но левому —
за бортовой пиллерс. На корпусе у кормовой палубы названия нанесен
знак бульба (голубым), в носу, чуть ниже палубы, расположена красная звезда.
Палубы окрашены довольно разнообразно — в темно-зеленый и в
темно-коричневый цвет, там, где показан деревянный настил, возле
плавательных бассейнов — в серо-голубой, в нишах и в нос от них —
в светло-коричневый. Эта часть палубы очерчена на чертеже тонкой линией. Металли-
ческие двери — белые, под цвет стен, на которых они находятся, а те, которые
ведут в душевые (в нишах, в нос от бассейнов), — светло-коричневые.
Ступеньки трапов окрашены коричневым цветом, отличительная полоса
на трубе за исключением мест, занимаемых жалюзи, поручни трапов
и леерного ограждения — красным, буртики шлюпок и шлюпки внутри —
оранжевым. Носовая шлюпка по правому борту и моторная (носовая) —
по левому (обе ресчехленные) внутри и снаружи имеют оранжевую окраску.
Спасательные круги и плоты, размещенные на навигационном мостике,
также окрашены в оранжевый цвет, палубные механизма — в светло-серый,
фундаменты — в темно-зеленый, верхняя часть диафрагмы и выхлопные
трубы — в серебристый.
В целом, модель красивая и нарядная, нужно лишь постараться аккуратно
выполнить ее. Для тех, кто больше любит игровые ситуации, можно
порекомендовать изобразить модель в порту во время погрузки или выгрузки
легковых и грузовых автомобилей, автобусов.
И. Перестюк
|