ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника морского флота


ТЕПЛОХОД НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ «КОЛХИДА»

Б. Павлюк,
главный инженер Потийского судоремонтно-
судостроительного завода имени С. Орджоникидзе

      ДВАДЦАТЬ ЛЕТ назад в морских портах Советского Союза, а затем и за границей появились белоснежные суда, привлекающие внимание необыкновенной архитектурой, высокой скоростью. Это были суда на подводных крыльях типа «Комета». Они прочно вошли в жизнь, и вот в 1981 г. испытан новый теплоход типа «Колхида» — второе поколение теплоходов типа «Комета».
      Для дальнейшего развития этих судов взято направление на повышение комфорта для пассажиров и команды, безопасности плавания, улучшение условий эксплуатации. Комфорт достигается благодаря использованию новых двигателей, снижающих уровень шума и вибрации в пассажирских и служебных помещениях, переносу основного источника шума (машинного отделения) в кормовую часть судна, а также установке главных двигателей на амортизаторах.


           ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

  Длина  
габаритная     34,5 м  
расчетная  
30,0 м
  Ширина  
габаритная  
10,3 м
корпуса  
5,8 м
  Высота габаритная (от уровня воды):  
на плаву  
8,9 м
при ходе на крыльях  
10,8 м
  Осадка габаритная:  
на плаву  
3,5 м
при ходе на крыльях  
1,9 м
  Водоизмещение:  
порожнем  
52,3 т
полное  
68,0 т
  Валовая вместимость
143 per. т
  Мощность главных двигателей:  
максимальная  
2x1050 кВт
длительная  
2x960 кВт
  Скорость:  
на крыльях в полном водоизмещении
35 уз
в водоизмещающем положении  
12 уз
  Пассажировместимость
120 чел.
  Дальность плавания
250 миль



      Теплоход «Колхида» полностью отвечает требованиям ИМКО по безопасности судов с динамическими принципами поддержания. Теплоход «Колхида» — морской пассажирский теплоход на подводных крыльях, предназначенный для перевозки пассажиров в светлое время суток. Он может плавать на морях и крупных озерах в странах с тропическим и умеренным климатом. Судно спроектировано на класс Регистра СССР KM*[2]А1А с пасс. СПК.
      Теплоход можно эксплуатировать на крыльях при высоте волны до 2 м и ветре до 5 баллов, а в водоизмещающем состоянии при высоте волны до 3 м (при 3% обеспеченности) и ветре 6 баллов.
      Корпус и надстройка судна сварной конструкции. Обводы корпуса — остроскулые с двумя реданами, V-образном днищем, наклонным форштевнем и обтекаемой надстройкой. Материал корпуса и надстройки — алюминиево-магниевые сплавы. Поперечный набор корпуса состоит из рамных шнангоутов таврового, углотаврового и двутаврового профиля.
      Продольный набор по днищу, бортам, палубам состоит из ребер жесткости, кильсонов, стрингеров и карлингсов. Корпус судна ниже главной палубы разделен по длине водонепронецаемыми переборками на девять отсеков.
      Остойчивость теплохода во всех режимах движения удовлетворяет требованиям Кода безопасности судов с динамическими принципами поддержания, непотопляемость обеспечивается при затоплении любых двух смежных отсеков. Эффективность средств управления достаточна для маневрирования судна при всех условиях эксплуатации.
      На главной палубе расположены пассажирские салоны: носовой на 29 и кормовой на 91 место, между ними — посадочные площадки, две агрегатные, а также трап входа в рубку. В кормовой части судна расположены машинное отделение, вспомогательные агрегатные, станции заправки, воздухозаборники, буфет, две прогулочные и тентовая палубы. На последней располагается ходовая рубка, выполненная полуутопленной в надстройку, мачтовое и антенное устройства и т. д.
      Наличие крыльевого устройства — особенность этого типа судов. Оно состоит из двух основных несущих подводных крыльев (носового и кормового), среднего крыла, стабилизатора. Крыльевое устройство изготавливается из нержавеющей стали и алюминиево-магниевых сплавов разной толщины. Оно имеет поворотные закрылки, которые предназначены для уменьшения качки на волнении, оптимизации режимов выхода на крылья и циркуляции. Расположены закрылки в средней части носового крыла и на бортовых участках кормового крыла. Перекладка закрылков осуществляется посредством тяг, идущих вдоль соответствующих стоек крыльев и системы автоматического движения судна.
      На теплоходе установлены два главных двигателя марки 12 У396ТС82 (двенадцатицилиндровые, четырехтактные, простого действия, с V-образным расположением цилиндров, газотурбинным наддувом и водяным охлаждением). Ресурс дизеля до первой переборки — 9 тыс. ч, предельный срок службы — 12 лет. Каждый валопровод жестко соединен с фланцем реверсивной муфты двигателей, наклон их к основной линии 14°, диаметр шеек 85 мм. Опорные подшипники резинометаллические, гребные винты фиксированного шага левого и правого вращения.
      В качестве вспомогательной электрической установки на теплоходе установлен комбинированный агрегат фирмы «Антон Кайзер», состоящий из четырехцилиндрового дизеля мощностью 33 кВт, шестицилиндрового фреонового компрессора, генератора постоянного тока мощностью 4,5 кВт, самовсасывающего циркуляционного насоса и компрессора пускового воздуха. Весь агрегат смонтирован на одной раме. Комбинированный агрегат служит также для обеспечения работы системы кондиционирования и для пополнения пусковых баллонов сжатым воздухом.
      Основными источниками электроэнергии на судне служат генераторы, навешенные на главные двигатели, аварийные генераторы системы кондиционирования воздуха, а также аккумуляторные батареи. Распределение электроэнергии осуществляется по фидерно-групповой системе, а передача — по двухпроводной с коммутацией и защитой в двух полюсах.
      Полный запас топлива хранится в цистерне в средней части корпуса, 380 кг масла — в картерах главных двигателей (70 кг аварийного запаса масла находится в запасном баке). Питьевая вода (420 л) хранится в цистерне, расположенной в буфете под подволоком. Имеется также запас провизии.
      Для обеспечения двухсторонней связи с судами и берегом установлены приемо-передающие радиостанции, для громкоговорящей связи — унифицированная коротковолновая установка. На судне имеются навигационная радиолокационная станция, гирокурсоуказатель, индукционный лаг.
      Теплоход снабжен одним якорем Матросова массой 75 кг, подъем которого осуществляется гидролебедкой ЛГЯ 20M1, а также соответствующими швартовными, буксирными и якорными устройствами.
      На теплоходе установлен литой балансирный руль из алюминиево-магниевого сплава толщиной 40 мм. Перекладка руля осуществляется посредством основной электрогидравлической (нажатием кнопок) и запасной (ручной) гидросистем, а также (как отличительная особенность) от авторулевого, входящего в систему автоматики.
      Наряду с системами (топливная, масляная, сжатого воздуха, газоотводы, охлаждение забортной и пресной водой, дистанционного управления главными двигателями с рубки), обслуживающими механическую установку, на судне предусмотрены системы объемного химического и пенного пожаротушения; осушительная, нефтесодержащих трюмных, хозяйственно-бытовых, сточных вод; питьевой воды; охлаждения судового оборудования; вентиляции; а также гидравлики, предназначенная для питания гидроприводов управления рулем, закрылками и якорной лебедкой. Система кондиционирования воздуха фирмы «Антон Кайзер» работает в режиме охлаждения и подогрева. На судне предусмотрена также система автоматического управления движением, предназначенная для демпфирования колебаний по крену и дифференту с целью снижения перегрузок, автоматической стабилизации курса, выполнения координированного разворота, задания оптимальных углов дифферента в режиме выхода на крылья при управлении от задающих датчиков закрылками, следящего дистанционного управления рулем.
      На теплоходе установлены шесть импортных двадцатипятиместных спасательных плотов, а также индивидуальные спасательные средства.
      Пассажирские салоны, дежурная каюта команды, буфет и рубка отделываются авиационной винилискожей. слоистым пластиком и поливинилхлоридной декоративной пленкой с клеевым слоем. Помещения имеют вибродемпфирующие покрытия, противопожарную изоляцию. В пассажирских и служебных помещениях полы покрываются ковровым материалом «Авистра». Пассажирские салоны оборудованы мягкими авиационными креслами со склоняющимися спинками Дежурные каюты, контрольный пост, буфет, ходовая рубка и другие помещения оборудованы всем необходимым, что создает максимальные удобства для пассажиров и членов экипажа.

Общее расположение судна:
а — боковой вид; б — вид сверху; в — план палубы; г, д, е - поперечные сечения


Источник: Б. Павлюк. Теплоход на подводных крыльях «Колхида». / ж. "Морской флот" № 6, 1981, 34-35, 37 с.   
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU   

© ReSim Laboratory   2006-2024