статья из журнала "Морской флот"
Уголок судомоделиста
МОДЕЛЬ БАЛКТАНКЕРА «БОРИС БУТОМА»
Проект 1593, шифр "Октябрьск", тип "Борис Бутома".
Место постройки: судостроительный завод "Океан" (УССР, г. Николаев).
Головное судно: Борис Бутома, 1978 год.
Всего построено 4 судна: Борис Бутома (1978), Академик Сеченов (1979),
Академик Павлов (1980), Иван Тевосян (1982).
Тип судна: теплоход, балкер-нефтерудовоз (нефтерудонавалочное).
Конструктивный тип: однопалубное, без бака, с двойными бортами в районе трюмов,
с МО и жилой надстройкой в корме, бульбообразным носом и транцевой кормой..
Назначение: перевозка одного сорта нефти или нефтепродуктов, навалочных грузов, зерна, апатитов, руды.
Район плавания: неограниченный.
Дальность плавания, миль: 20000 (25000 — пониженная грузоподъёмность)
Экипаж: 35 чел.
Запасных мест:
для практикантов: 8 чел.
для лоцмана: 1 чел.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:
Класс регистра: КМ(*)Ice3[1]A2 нефтерудонавалочное
Длина, м: 258.6
Ширина, м: 39.9
Осадка, и: 15.7
Высота борта, м: 21.4
Валовая вместимость, т: 63200
Дедвейт, т: 109650
Водоизмещение, т: 132650
Количество и мощность ГД, кВт: 1х15530 (головное судно); 1х15900
Марка ГД: 9ДКРН84/180-3 (головное судно); 9ДКРН80/160-4 (Дания)
Скорость, уз: 15.2
Количество палуб: 1
Количество переборок: 11
Количество и (суммарная) кубатура наливных танков, м3: 2?12200; 6х12900; 1х12500 (Всего — 114300)
Суммарная вместимость грузовых помещений по нефти, м3: 114340
БАЛКТАНКЕР - комбинированное судно, способное перевозить
сыпучие и жидкие грузы. Как правило,
это довольно крупные суда, которые
имеют дедвейт до 250 тыс. т при
длине около 300 м. Однако наибольшее
распространение получили балктанкеры дедвейтом 100-150 тыс. т.
В 1977 г. судостроителями завода
"Океан" был сдан первый советский
балктанкер "Борис Бутома" названный
именем человека, который много сделал, чтобы
наше судостроение стало современным. Это судно,
предназначенное для перевозки зерна, рудных концентратов, апатитов,
а также нефти или нефтепродуктов,
во многом примечательно - образец современного судна как в
проектировании, так и в постройке.
Большинство деталей изготавливалось по перфокартам ЭВМ, их собирали
в секции и блоки, заранее насыщали оборудованием и только после
этого монтировали в сухом доке. Масса отдельных блоков доходила до
600 т. Тщательно продуманный процесс подготовки производства и сборки
позволил значительно сократить время нахождения судна в доке, повысить
качество сборки и сварки. В широком масштабе применена система
модульной зашивки помещений. При строительстве было внедрено много изобретений.
Наибольшая длина судна 258,2 м,
ширина 39,9, высота борта 21,4 м.
Дедвейт при осадке 14,5 м составляет
100 тыс. т, скорость - 15,3 уз.
Длина модели в масштабе 1:500 составит
502, а ширина 80 мм. Корпус
судна имеет форму, ставшую почти
классической,- гладкопалубный с
небольшим подъемом в носу и транцевой
кормой. Для снижения сопротивления
имеются бульб в носу и хорошо
проработанной винторулевой
комплекс в корме. В средине (в районе
цилиндрической части) ширстрек
выполнен скругленным. Палуба шатровая,
с двумя продольными сломами.
Все трюмы одинаковой длины по
19,6 м, форма которых способствует
самоукладке груза и облегчает зачистку
и мойку. Каждый трюм закрыт
двумя крышками, в которых имеются
вентиляционные головки, горловины.
При проведении грузовых операций
крышки сдвигают к бортам по особым направляющим.
Между крышками устроены переходные мостики и
площадки для лафетных стволов.
Комингсы люков довольно высоки
и подкреплены мощными контрафорсами.
Вдоль комингсов расположены
трубопроводы грузовой, водяной и
других систем, через которые в
некоторых местах переброшены переходные
мостики. Главный трубопровод грузовой системы (проходит по
левому борту) имеет диаметр 800 мм.
Комингсы грузовых люков необходимо
сделать из целлулоида, причем
носовую и кормовую стенки - заодно
с направляющими для ската крышек.
В выступающих частях нужно
заранее сделать вырезы, перемычки
между которыми будут имитировать
стойки. Направляющие со стойками
следует спаять либо выклеить из
кусочков, но в обоих случаях будет
трудно добиться соответствующего
качества. Перед сборкой каждого
люка неплохо сделать шаблон,
соответствующий внутреннему пространству люка. Вокруг этого шаблона
можно приклеивать друг к другу
комингсы люков. В свою очередь
каждый комингс должен иметь уже
наклеенные контрафорсы. Когда все
эти детали собраны, сверху наклеивают крышки и готовый люк можно
снять с шаблона. Возле каждого люка
по одной с каждого борта установлены моечные машинки (см. рисунок,
вид сбоку). Их имитируют кусочками проволоки.
Якорное устройство состоит из двух
брашпилей, сопряженных с автоматическими швартовными лебедками,
трех якорей Холла массой по 14 т.
К швартовному устройству относятся
семь автоматических швартовных лебедок (три в корме и по две в средней
части и в носу). Два крана КЭЗ-2
грузоподъемностью по 3,2 т установлены позади жилой рубки в районе
люка машинно-котельного отделения.
Они предназначены для погрузки
снабжения, спуска и подъема рабочей
шлюпки и доставки деталей в машинное отделение.
В средней части судна с помощью
грузовых стрел грузоподъемностью
по 12,5 т производятся операции со
шлангами.
Изготовление остальных устройств
модели балктанкера не отличается
от проводившихся ранее. Достаточно
подробно показаны рубки, причем
типовые ярусы-лишь одним сечением.
Особенностью шлюпочной
палубы являются вырезы, выполненные
как для облегчения, так и для улучшения инсоляции нижележащего яруса.
Борта судна можно окрасить в светло-серый цвет; подводную часть -
в зеленый; фальшборты, рубки, трубы, портал, мачты, стрелы, шлюпки
до буртика - в белый; комингсы и крышки люков, краны и рабочую
шлюпку, палубные механизмы - в серый; палубы - в зеленый. Красным
цветом красят противопожарное оборудование и полосы на трубе, торцы
турачек, лафетные стволы; черным - кнехты, клюзы, турачки лебедок,
бортовые якорные ниши (внутри), якори, верх дымовых труб; оранжевым -
шлюпки снаружи, спасательные круги; желтым - эмблему на трубе.
И. Перестюк
|