статья из журнала "Морской флот"
Уголок судомоделиста
МОДЕЛЬ ТАНКЕРА «КУБАНЬ»
Танкер "Кубань" - второе судно проекта 1511 тип "Крым", супертанкер,
паротурбоход, класс Регистра СССР З 4/1 (нефтен). Разработан ЦКБ
"Балтсудопроект", построен на судостроительном заводе "Залив" (СССР, г.Керч).
Серия из 6 судов строилась в 1975-1980 г.г. Суда проекта 1511 стали самыми
большими из когда либо построенных в СССР.
Танкеры этого типа имеют некоторые характерные особенности. Это
прежде всего двойное дно, значительно снижающее опасность разлива
нефти при аварии судна, система
инертных газов, уменьшающая взрывоопасность и корродирование
свободных поверхностей в танках. На
судне имеется система зачистки танков, балласт можно принимать в
междудонное пространство.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:
Длина наибольшая -295,2 м
Ширина — 45,0 м
Высота борта - 24,5 м
Осадка — 17,0 м
Дедвейт — 150500 т
Мощность паротурбинной установки — 30 тыс. л.с.
Скорость - 15,5 узла
Водоизмещение – 180 тыс. т
Грузоподъемность – 143250 т
Экипаж - 36 чел.
Модель танкера в масштабе 1:500
имеет длину 590 и ширину 90 мм.
Танкер относительно других судов
имеет небольшой надводный борт всего около одной трети высоты
борта, что в масштабе составляет
15 мм. Принципиальных отличии в
изготовлении трубопроводов и устройств по сравнению с другими
танкерами ("МФ", № 5, 1980) нет. Модель этого танкера даже несколько
проще, особенно корпус и надстройка. Корпус - длинный низкий и
широкий с закругленным ширстреком,
тянущимся до самого транца. В носу
шпангоуты имеют довольно большой
развал лишь вблизи нулевого
шпангоута, который затем довольно
быстро переходит в вертикальный борт.
Форма рубки, состоящей из двух
частей (вертикальной и горизонтальной), достаточно ясна из чертежа.
Типовые ярусы показаны лишь одним
сечением. Затруднения могут представить площадки наружных трапов
вертикальной части. Их можно имитировать, надпилив шлицовкой и
надфилем, заклеив черной бумагой или нарисовав рейсфедером.
На мачте установлена антенна, состоящая из двух изогнутых острием
к ДП и носу длинных конусов, каждый из которых поддерживается
двумя опорами. На трубе (высота ее несколько увеличена по сравнению
с танкером "Крым" и изменена форма верхней части, выше диафрагмы
поднимается труба главной энергетической установки) имеются две реи
для лучевых антенн. Кормовая часть трубы занята четырьмя ярусами
жалюзи. По правому борту позади рулевой рубки установлена зонтичная
антенна, а возле крыла мостика - штыревая.
Модель довольно значительна по размерам и тем большее внимание
необходимо уделить трубопроводам. Они разного диаметра, и это заметно
по толщине линий. Некоторые из них идут на уровне переходного мостика
и имеют компенсаторы, показанные в нескольких местах. Основная же
часть трубопроводов идет на некоторой высоте над палубой, но на
модели в данном масштабе это возможно будет трудно выполнить
(припаивая к каждому трубопроводу через определенное расстояние
проволочку, конечно, несколько меньшего диаметра и накалывая ими палубу)
и их можно крепить прямо к палубе, но уже после окраски как
трубопроводов, так и палубы. Можно предложить и другой способ крепления -
сделать несколько "скамеек" и трубопроводы крепить непосредственно к ним.
Следует обратить внимание на то, что значительная часть
трубопроводов проходит под рубками, установленными на палубе, для
чего в них имеются специальные вырезы. Трубы грузового коллектора
проходят над основными трубопроводами и их опоры довольно заметны
(см. рисунок, сечение 1-1 ). Вероятно трудно будет выполнить достаточно
подробно переходные мостики для простоты их изготавливают из
полоски целлулоида и наклеивают непосредственно на трубы. Тот, кто
обладает большим трудолюбием и мастерством, может установить их на
опоры. Вдоль переходного мостика устроено несколько укрытий и
площадок для лафетных стволов. Несколько в корму от миделя установлены
грузовые стрелы для работы со шлангами, возле грузовых, колонн -
по две лебедки. По обоим бортам имеются места хранения двухпролетных
сходных трапов, вываливаемых за борт гидравлическими устройствами.
Кроме этого, на палубе установлены многочисленные горловины,
вентиляционные головки, кнехты, волнорезы. Швартовные лебедки (10 штук)
одинаковы на всем судне. Одна из них показана на рисунке в носовой
оконечности. Якорное устройство состоит из двух швартовно-якорных
лебедок, одна из которых вместе со стопором и палубным клюзом также
показана на рисунке. Перед носовой мачтой установлены четыре контроллера
швартовных и швартовно-якорных лебедок.
Несмотря на то, что танкер - судно грузовое, он не лишен своеобразной,
нарядности. Корпус до уровня полосы в носовой части имеет светло-серый
цвет; бак, фальшборт бака, рубки, нижняя часть трубы (до красной
полосы), мачты, колонны, стрелы, шлюпки до буртика и леерное
ограждение - белый; кран и рабочая шлюпка - серый; палубы, и мостики -
зеленый; трубопроводы, комингсы и крышки горловин, стоянки вентиляционных
головок - темно-зеленый; противопожарное оборудование, лафетные стволы,
внутренняя поверхкость раструба тифона (на правой грузовой колонне),
полоса на трубе и торцы турачек - красный; палубные механизмы - серый;
швартовое устройство, бортовые якорные ниши, швартовные и буксирные клюзы,
верх дымовой трубы - черный; верх спасательных шлюпок - оранжевый
и эмблема на трубе-желтый.
И. Перестюк
|