статья из журнала "Морской флот"
Уголок судомоделиста
МОДЕЛЬ ЛИХТЕРОВОЗА «ЮЛИУС ФУЧИК»
Лихтеровоз "Юлиус Фучик" работал в составе Дунайского морского пароходства ММФ СССР с 1978 по 1994 г.
Проект 602 (Финляндия), тип Юлиус Фучик.
Место постройки: Верфь "Valmet" (Финляндия, г. Хельсинки).
Класс Регистра: КМ*Л3А2
Всего было построено 2 судна.
Лихтеровоз вместимостью 26 лихтеров, мощностью 30600 кВт.
Тип судна: трёхпалубное, с двойным дном в районе МО и двойными
бортами в районе грузовых трюмов, с баком и ютом, МО в середине судна,
с бульбообразным носом, с кормой между 2-й и 3-й палубами,
ограниченный двойными водонепроницаемыми сдвигающимися воротами,
с П-образным, между бортами, проёмом в палубах и днище, открытым в
корму для размещения и движения в вертикальном направлении грузовой платформы.
Назначение судна: перевозка лихтеров типа ДМ (Дунай-море) весом до 1300 тонн,
на ВП контейнеров на поддонах и грузов, не требующих дополнительного крепления.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:
Длина: 266,44 м
Ширина: 35,04 м
Высота борта: 22,95 м
Водоизмещение в грузу: 60262 т
Осадка в грузу: 11 м
Водоизмещение порожнем: 22412 т
Осадка порожнем (макс): 7,76 м
Дедвейт: 37850 т
Чистая грузоподъёмность: 37800 т
Валовая вместимость: 35877 рег.т
Чистая вместимость: 15538 рег.т
Скорость в грузу: 17,1 уз
Скорость в балласте: 20,5 уз
Экипаж: 40 чел
Дальность плавания: 12000 миль
Марка ГД: дизель "Вяртсиля — Пильстик" 16PC25V400 (16ЧНП40/46)
Мощность ГД: 4х7650 кВт
Марка вспом. ДГ: "Валмет — Бурмейстер и Вайн" DM6S28LH (дизель 6S28LH (1100 кВт), генератор HSPTLR11/654B16 (1000 кВт))
Мощность ДГ: 4х1000 кВт
Марка авар. ДГ: АДГФ100/1500 (дизель 1Д6БГ (110 кВт), генератор МССФ92-4 (100 кВт))
Мощность ДГ: 1х100 кВт
Лихтеровоз «Юлиус Фучик».
как и однотипный с ним «Тибор
Самуэли»,— крупнейшие сухогрузные
суда советского морского флота.
Они обслуживают перевозки река —
море международного хозяйственного
судоходного предприятия «Интерлихтер».
Наибольшая длина судна
266,5 м, ширина — 35,0, высота борта — 23,
осадка — 11 м. Дедвейт
лихтеровоза достигает 37850 т, а
скорость хода — 19 уз. В масштабе
1:500 модель будет иметь длину
533 и ширину 70 мм.
Загружают лихтеровоз следующим
образом. Буксир подводит лихтер
к его корме, заталкивая в колодец,
образованный двумя кормовыми
выступами, к месту над погруженной
в воду подъемной платформой. Пока
первый лихтер протягивают вдоль
направляющих, облицованных резиновыми
полосами, и швартуют, подходит
второй. Через сложнейшую
систему полиспастов лебедки поднимают
груз в 2700 т, не считая массы
самой платформы (550 т). Лихтеры
размещаются на трех палубах и при
подходе к каждой из них платформа
точно стопорится и соединяется с
рельсовыми путями, проложенными
вдоль каждой палубы. На платформу
переезжает транспортер, поднимающий
лихтер и доставляющий его в
любой конец каждой грузовой палубы.
Самая нижняя палуба на ходу
закрыта специальными воротами
падающего типа. На второй, условно
открытой палубе можно увидеть
транцы двух лихтеров, частично набор
и пиллерсы (см. рисунок). На верхней
палубе расположено 10 лихтеров.
На люках каждого из них можно
установить 15 контейнеров длиной по
6,1 м. Контейнеры могут быть разного
типа, иметь различную окраску
и этим украсят модель.
Каждый лихтер длиной 38,2 м, шириной
11,0 и высотой борта 3,9 при
осадке 3,3 м может быть загружен
1100 т груза. В масштабе эти размеры
составят: длина 76 мм, ширина
22,0, высота борта 7,8 мм. Форма
корпуса ясна из рисунка, следует
лишь постараться аккуратно выполнить
скулы, срезы и нишу для якоря.
При достаточном старании лихтер
можно выполнить со всеми подробностями,
изготавливая корпус из твердого
дерева либо органического стекла,
комингсы люка, контрафорсы и крышку
из органического стекла и целлулоида.
Кнехты, вьюшки, шпиль и
прочее можно несколько упростить.
На лихтере чуть выше скулы расположены
специальные захваты для крепления
его к палубе и своеобразный
трап из утопленных в борт ниш для
ног. При темной окраске корпуса их
почти не видно, но можно наметить
иглой или рейсфедером.
Транспортер движется по рельсам,
каждый лихтер имеет на днище два
продольных равносторонних угольника,
установленных вершиной вниз.
Когда лихтер подвезен к своему штатному
месту, транспортер опускает
его на так называемые стулья — мощные
опоры. Стулья выполнены разными
по длине. Но когда лихтеры заполняют
палубу, их практически не
видно. Их можно ставить прямо на
палубу, так как высота стула в
масштабе будет всего около 1 мм.
Рельсы можно имитировать, наклеив
вытянутую проволоку, либо начертить
рейсфедером. На подъемной платформе
на ходу лихтеров нет и она
фиксируется на уровне верхней палубы.
Стулья на ней значительно короче
по длине, чем на верхней палубе.
В кормовой части верхней палубы,
на приподнятой платформе находится
пост управления опускными мостками,
соединяющими верхнюю палубу с
платформой во время грузовых
операций. Главный пост управления
погрузкой и выгрузкой находится в
специальной рубке на левом кормовом
выступе. На правом и левом выступах
установлено по четыре мощных
рамы грузоподъемного устройства
со шкивами, являющимися частями
гигантских полиспастов. Нет смысла
подробно описывать устройство всей
системы, достаточно изготовить из
целлулоида и органического стекла
сами рамы.
В носовой части, в районе короткого
бака имеется слом борта для
предупреждения чересчур большого
развала носовых шпангоутов. На рисунке
видны два коридора, уходящие в
глубь бака, выше их устроены волноломы.
На самом баке установлены
две лебедки, кнехты, запасный якорь
и фок-мачта. Далее в корму корпус
несколько повышается, чтобы
закончиться двумя мощными выступами,
образующими колодец для подъемной
платформы. Вдоль наклонной
части палубы проложен трап, а внутри
короткой ниши установлены двери,
ведущие в помещение лебедок. На
внутренних сторонах каждого кормового
выступа имеются вырезы, через
которые осуществляется контроль
и швартовка барж на платформе.
Здесь же устроены направляющие
для нее. В районе ватерлинии
внутренние и кормовые части выступов
облицованы резиновыми полосами,
несколько выступающими внутрь
колодца.
С наружной стороны вдоль корпуса
группами по три расположены
12 проемов и еще по одному — на
транце, ведущие в помещения со
швартовным оборудованием: лебедками,
кнехтами, вьюшками. У борта
установлены швартовные клюзы. Вырезы
можно имитировать нишами,
углубленными в корпус на 1,5—2,0 мм.
В средней части корпуса и в районе
кормовой стенки бака показаны
лацпорты (по три на борт), которые
имитируются рейсфедером либо
процарапыванием иглой. Круглые
иллюминаторы намечают коротким
концом иглы от циркуля.
Рулевая рубка и часть жилых
помещений расположены в башнях и на
мосту носовой надстройки. Форма ее
достаточно понятна, следует лишь
отметить, что вдоль внутренней стороны
первого яруса башен устроены
вырезы, через которые в этом районе
крепятся лихтера к палубе. Вырезы
имитируют наклейками из черной
бумаги или рейсфедером до установки
рубки на палубу (это удобнее
и для окраски). Мост рубки
поддерживается четырьмя пиллерсами (из
проволоки), для которых предварительно
намечаются и накалываются
углубления в палубе и для большей
прочности мост соединяют с башнями
многочисленными кницами, изготовленными
из бумаги, или целлулоида.
По левому борту, вначале по носовой
стенке, затем по палубе рубки
проходит вентиляционный трубопровод,
заканчивающийся отростком под левой
мачтой. Сами мачты можно выполнить
как треноги — основной ствол
с раскосами.
В корму от рубки расположено
шлюпочное устройство, надувные
спасательные плоты, тамбуры и забортные
трапы. Шлюпочное устройство достаточно
ясно и не требует комментариев.
Второй ярус блока вспомогательных
помещений со стороны диаметральной
плоскости занят вентиляционными
решетками (имитация рейсфедером
или наклейка из бумаги). На
кормовой стенке каждой фальштрубы
имеется по две вентиляционных
решетки. Между фальштрубами по
диаметральной плоскости установлена
осветительная мачта с квадратными
светильниками. Такие же установлены
на носовом фальшборте ходового мостика.
Пояс переменных ватерлиний окрашен
в красно-коричневый цвет; корпус
снаружи и на транцах до линии,
продолжающей уровень верхней
палубы,— в черный; выше нее, внутри
колодца, боковые стенки вырезов,
название линии, судна, порта приписки,
знаки бульба и подруливающего
устройства, шлюпбалки и шлюпки
ниже буртика, фальшборт бака снаружи
и изнутри, волнорезы на баке,
мачты, контейнеры спасательных
плотов, рубка, тамбуры, блоки
вспомогательных помещений, помост поста
управления откидными площадками,
пост управления погрузкой, вентиляционные
головки, ниши входа в кормовые
выступы, кран на левом из них,
кормовая стенка бака — в белый.
Палубы окрашены в серо-зеленый
цвет; рамы подъемного устройства —
в темно-серый; платформа (резиновая
облицовка ее — черная),
якорно-швартовные и шлюпочные
лебедки — в серый; кнехты, швартовные
клюзы, якоря и стопоры — в черный.
Оранжевым окрашены шлюпки выше
буртика и понтон, расположенный под
краном на левом выступе (чехол
его — желтый), и спасательные круги.
Красным нанесена полоса на трубе,
выше ее снова белая полоса и только
край — черный. Серп и молот на трубе,
гнезда на верхней палубе,
расположенные вдоль линии бортов
лихтеров, соответственно расположению
захватов на бортах лихтеров красят
желтым цветом.
Окраска лихтеров своеобразна.
Корпус и комингсы их коричнево-черного
цвета; марки осадок, буквы, номера —
белого; полоса — ярко-желтая;
палубное оборудование, включая
кнехты и крышки люков,— светло-серые;
якорь — черный. Спасательные
круги навешены на носовую и кормовую
стенки комингса грузового люка
и выкрашены в оранжевый цвет.
И. Перестюк
|