статья из журнала "Морской флот"
Уголок судомоделиста
МОДЕЛЬ РОЛКЕРА «МАГНИТОГОРСК»
РОЛКЕРЫ относятся к одним из самых сложных грузовых судов не только технически,
но и в организации их коммерческой эксплуатации. Не зря ролкеры эксплуатируют
только в странах где судоходство развито до самого высокого уровня.
Для ММФ Советского Союза В Финляндии, на судостроительном заводе «Валмет» в Хельсинки,
с 1976 по 1981 г были построены четыре ролкера проекта № Р-108D, которые получили названия:
«Магнитогорск», «Комсомольск», «Смоленск» и «Анатолий Васильев» – назван так в честь
Анатолия Лукича Васильева, начальника Балтийского морского пароходства с 1964 по 1973 гг.
По мере эксплуатации первых двух ролкеров на них выявляли допущенные в процессе
проектирования недочеты и следующие два ролкера «Смоленск» и «Анатолий Васильев»
уже были построены с их учетом, то есть в проект были внесены некоторые изменения,
направленные на улучшение их эксплуатационных качеств и обитаемость экипажа,
так например было изменено расположение спасательных шлюпок и они были установлены
перед надстройкой.
Все четыре ролкера данного проекта находились в эксплуатации в Балтийском морском
пароходстве и были его гордостью, работать на них было очень престижно и попасть
на них было ну очень трудно.
Они работали на линиях «BALTGULF», «BALTAUSTRALIA», «BALTATLANTIC».
Линия «BALTGULF» связывала Ленинград с портами Мексиканского залива, включая Кубу.
Проект Р-108D, тип «Магнитогорск».
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:
Класс Регистра СССР: КМ*Л3 А2 (накатное).
Длина – 205,80 м;
ширина – 31,40 м;
осадка – 9,70 м;
высота борта – 22,00 м;
дедвейт – 22691 т.;
вместимость грузовых помещений – 54395 куб. м;
эксплуатационная скорость в полном грузу – 21,6 узл.
Для своего времени — это были весьма быстроходные ролкеры.
Экипаж – 42 чел., также были предусмотрены места для 24 пассажиров.
Как и все другие ролкеры, данные суда имели двойное назначение и поэтому на
них имелось такое большое количество спальных мест.
На судне было установлено два главных двигателя марки Валмет – 18U50 HU,
мощностью – 12300 э. л. с., каждый, которые через редуктор работали на
один винт. Двигатели были изготовлены компанией Валмет по лицензии компании
«Бурмейстер и Вайн».
Как все советские крупнотоннажные ролкеры, суда данного проекта имели кормовую
грузовую рампу, разработанную компанией «Валмет», которая имела грузоподъёмность 52 тонн
и размеры: длину – 36 м, ширину 7 м, угол наклона до 9,5 градусов. Рампа открывалась
на правый борт.
ОДНИМ ИЗ САМЫХ больших ролкеров
является «Магнитогорск». Действительно,
на судне длиной около
пятой части километра можно разместить
200 трейлеров и 300 автомобилей.
Пока таких судов два: «Магнитогорск»
и «Комсомольск», работающие в
Балтийском пароходстве. Скоро
вступят в строй еще два, которые
строятся на верфи акционерного
общества «Валмет» в Финляндии.
Надстройка судна расположена в
корме, поэтому почти вся верхняя
палуба свободна, что позволяет
маневрировать колесной технике. Для
грузов больших габаритов в носовой
части предусмотрены два огромных
люка с крышками, выполненными
заподлицо с палубой. Очень удобна к
угловая рампа, при которой можно
обойтись без специальных причалов
и усложнения маневров судна.
Интересно, что в состав оборудования
судна входит специальная перегрузочная
техника. Это позволяет
разгружать судно в портах, где нет
подобных машин, а время погрузки-выгрузки
сокращается. Ввиду того
что эта техника как правило, на переходах
расположена под палубой, на
чертеже модели она не показана.
Длина модели (см. рисунок)
в масштабе 1:500 составит 412 мм,
а ширина — 62 мм. Корпус ее довольно
прост, но чтобы правильно
выполнить носовую часть, показано
сечение по шпангоуту 1/2 и две
ватерлинии I и II в надводной части.
Фальшборт в носовой части почти не
развален, т. е. образуется слом примерно
на половине его длины. Это следует
учесть при изготовлении. На
значительной части своей длины корпус
прямостенен, в кормовой части чуть
выше ватерлинии имеется слом (показан
на сечениях шпангоутов и боковом
виде), ниже которого шпангоуты резко сужаются.
Кроме необычного транцевого
окончания, в правой части которого
размещена рампа, особенностью корпуса
являются вырезы для ведения
швартовных операций со второй палубы.
На ней установлены швартовные
лебедки и клюзы. Вырез по левому
борту симметричен вырезу по правому,
а вырезы на левой части транца
показаны на его развертке рядом с
теоретическими шпангоутами. Вырезы
можно имитировать — углубить
на 2,0—2,5 мм, вставить кусочек
целлулоида и потом окрасить при
окраске всего корпуса.
Вырез для размещения рампы показан
на развертке правой части
транца. Сама рампа — сложное
сооружение, и, прежде чем приступить
к ее изготовлению, необходимо ясно
представить себе, что показана она
в сложенном состоянии, причем часть,
прилегающая к причалу, находится
снаружи и прикрывает днищевую
часть мостовой рампы. Набор ее
показан горизонтальными наклонными
и вертикальными линиями. Мостовая
часть имеет высокие реборды,
снабженные мощным набором, который
показан на боковой (крайняя слева)
проекции рампы. Эти реборды входят
в вырезы в верхней палубе. Рампа
поддерживается, опускается и
поднимается с помощью мощных талей,
укрепленных на прочном портале
(показан вид сбоку и общий рисунок).
На ригеле портала установлена
штыревая антенна (на ролкере
«Комсомольск» она находится возле
бассейна) и кормовая мачта для
радиоантенн. Рампу можно изготовить из
картона, целлулоида, показав набор
наклееным из тонких полосок плотной
бумаги либо надрезами острого
ножа. Портал лучше изготовить из
органического стекла, целлулоида.
Изготовление надстройки не требует
особых указаний, следует лишь
помнить, что рисунки надстройки (как
и другие) не масштабны, поэтому для
размещения дверей или иллюминаторов
по левому борту и в кормовых
стенках ярусов необходима
предварительная разметка. На плане
навигационного мостика черными точками
показаны места штыревых антенн и
антенных снижений. При изготовлении
надстройки нужно обратить внимание
на изготовление тентов (оба по левому
борту), трапов (из целлулоида
со ступеньками, накрашенными
рейсфедером или надпиленными
надфилем, ножом). Шлюпочное устройство
не отличается чем-либо особенным,
а вот расположение бортовых
отличительных огней на крыльях волнолома
и мостик от них (на рисунке не показан)
к шлюпкам, характерны для этого судна.
В нос от надстройки расположен
блок вентиляторов и станция СО2,
жалюзи воздухозаборников которых
выходят в основном на правый борт
и частично на левый. Кап, прикрывающий
пандус на вторую палубу, рассчитан
на установку поверх него
20-футовых контейнеров и поэтому
имеет довольно мощную конструкцию.
Чтобы не увеличивать габариты
проезда, набор правого борта вынесен
наружу. Он состоит из мощных
Т-образных балок (показаны на плане)
и промежуточных жесткостей,
расположенных между ними. Набор
левого борта расположен внутри,
наружная стенка гладкая. Здесь же
установлена специальная мачта для
освещения палубы при загрузочно-разгрузочных
работах. Носовой блок
вентиляторов снабжен жалюзями на
кормовой стенке. В носовой стенке
расположена короткая коробчатая
мачта с закрытым наблюдательным
постом, на котором установлены два
тифона и огни.
Вдоль бортов расположены многочисленные
вентиляционные головки.
Они одинаковы, за исключением тех,
что находятся по левому борту за
капом пандуса. Если корпус деревянный,
то заранее разметив расположение
головок, необходимо просверлить
неглубокие (2,0—2,5 мм) отверстия
диаметром 0,9—1,0 мм, в которые
затем вставить сами головки. Для
изготовления их используют проволоку
диаметром 1,0—1,1 мм. Головки
можно нарезать из предварительно
изготовленной из дерева или
органического стекла палочки диаметром
3,5 мм. Если есть возможность, то
лучше всего выточить головки на станке
или используя электродрель.
По обоим бортам в нос от надстройки
расположены большие двухсекционные
трапы, а еще дальше в нос —
по два шкафа для подключения на
каждый из них 24 рефрижераторных
контейнеров. Тут же размещены люки
запасных выходов (обозначены квадратами)
и кнехты с клюзами. Расположение
якорно-швартовного устройства
видно на чертеже и отдельных
рисунках. В вырезе верхней палубы
показаны две проекции мачты.
Корпус модели должен быть черным
с белой надписью линии на борту
и названием судна. Название наносится
на борту в носовой и кормовой
частях судна и обозначено на чертеже
штрих-пунктирной линией, под названием
в кормовой части пишут порт
приписки. В носовой части корпуса
с помощью ресфедера наносятся
знаки бульба с соответствующими
надписями и подруливающего устройства.
Пояс переменных ватерлиний
красят в красно-коричневый цвет;
палубы и покрытие рампы — в зеленый;
стенки капа, реборды на его
палубе, стенки вентиляторных, головки,
шкафы, люки аварийных выходов,
шлюпбалки, шлюпочные лебедки,
контейнеры плотов, портал, реборды,
рампы, кран, основания штыревых
антенн, дымовая труба в нижней части,
мачты — в белый. Оранжевым
окрашены спасательные шлюпки выше
привального бруса и спасательные
круги. В красный цвет окрашивают
марку на дымовой трубе (козырек ее
и диафрагма с выхлопами — черные)
и противопожарные щиты, установленные
возле крана и на шахте МО
(обозначены точками), огнетушители,
расположенные напротив второй от
кормы вентиляционной головки, на
стенках вентиляторной и капа. Двери,
так же как и доска (она с подсветкой)
для названия, имитируются под цвет
натурального красного дерева. Тенты
должны быть светло-серого цвета,
палубные механизмы и трапы — серыми,
якорно-швартовное оборудование
(клюзы, кнехты) — черного.
Модель такого судна интересно
сделать стоящей у пирса под погрузкой.
Разноцветные машины, контейнеры,
погрузчики, тягачи как на судне,
так и на пирсе при опущенной рампе
сделали бы ее еще более привлекательной.
И. Перестюк
|