статья из журнала "Морской флот"
Уголок судомоделиста
МОДЕЛЬ ТАНКЕРА «КОМАНДАРМ ФЕДЬКО»
ТАНКЕРЫ — самый многочисленный
класс мирового торгового флота.
В последнее время в связи с
удорожанием нефти распространение
получили суда, приспособленные для
перевозки нескольких разрядов груза, в
том числе и сырой нефти. К ним
относится и танкер «Командарм Федько».
Проект 1596, тип «Командарм Федько».
Серия строилась в 1976-1984 г.г. на Херсонском судостроительном заводе (СССР, г.Херсон).
Всего было построено 12 судов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:
Длина наибольшая -178,5 м
Ширина — 25,3 м
Высота борта -15 м
Осадка — 9,74 м
Дедвейт — 27 500 т
Мощность главного двигателя — 10 600 л.с.
Скорость -15,4 узла
Водоизмещение – 36 000 т
Грузоподъемность – 18 500 т
Размеры модели (см. рисунок) в
масштабе 1:500 составляют: длина
наибольшая 357,6 мм и ширина
50,6 мм. Архитектура судна отвечает
современным направлениям и
свидетельствует о высоком уровне
судостроения и комфорта. Особенность
конструкции судна — закругленный
ширстрек в районе главной палубы.
Наиболее сложным в изготовлении
модели танкера является главная
палуба со всем многообразием
трубопроводов, с мостиками, люками,
горловинами, лебедками, стрелами и т.п.
Трубопроводы следует изготовить
из проволоки, предварительно вытянув
ее. Прежде чем крепить трубопроводы
на модель, их нужно прикрепить
(припаять) к скамейкам (показаны на
чертеже поперечными линиями в нос от
коллектора, в корму — не показаны).
Трубопроводы имеют различные диаметры,
и это необходимо учитывать при сборке.
Собирать лучше всего на ровной дощечке
с размеченными положениями участков
трубопроводов. На кормовой
части, где трубопроводы большего
диаметра перемежаются с трубопроводами
меньшего диаметра, сначала
закрепляют последние. Кроме трубопроводов,
на палубе расположено
много люков горловин, вентиляционные
головки. Выше трубопроводов
установлены переходные мостики,
площадки для мониторов — их легче
изготавливать клееными из целлулоида
либо паяными из латуни.
На танкере «Командарм Федько»
проход с кормы на нос устроен по
палубе, а не по специальному
переходному мостику, как на большинстве
танкеров. Но судно имеет слишком
низкий надводный борт, и при свежей
погоде волны свободно заливают палубу.
Защиту от них можно найти в
убежищах, расположенных вдоль прохода.
На рисунке показаны отдельные
фрагменты оборудования и устройств
главной палубы. Кнехты на всех
палубах обозначены прямоугольниками,
места расположения дверей в плане —
линиями, имитирующими открытую дверь.
Особенностью конструкции теплохода
является нависающая палуба бака.
На большой модели ее обязательно
нужно выполнить с палубным набором,
но в принятом масштабе это под
силу лишь ювелирам. Однако пиллерсы,
показанные на плане черными точками,
а также мостики грузовых лебедок
нужно попробовать установить.
Пиллерсы делают из проволоки,
вклеивая их в процессе окончательной сборки.
На рисунке довольно подробно
показаны механизмы швартовного,
якорного и спасательного устройств,
крана. Иллюминаторы рулевой рубки
на модели можно имитировать кусочками
черной бумаги. Двери наклеивают
из тонкой бумаги перед окраской.
Рубка образована плоскостями
плексигласа, фанеры толщиной 4,8 мм.
Окраска модели должна соответствовать
прототипу. Так, надводный
борт до уровня главной палубы в
кормовой части и до козырька в носовой
окрашивают в светло-серый цвет; пояс
переменных ватерлиний и палубы —
в зеленый; трубопроводы — в
темно-зеленый; борт юта, надстройку,
козырек бака, мачты, грузовые колонны
и стрелы, леера, укрытия, шлюпбалки
корпуса шлюпок до буртика —
в белый. Вся верхняя часть шлюпок,
спасательные круги окрашены в
оранжевый цвет. Красной краской
окрашивают лафетные стволы, ящики и
щиты с противопожарным инвентарем,
раструбы тифонов, полосу на трубе.
Грузовой кран на надстройке должен
быть светло-желтого цвета; якори,
кнехты, клюзы и верх дымовой трубы —
черного; лебедки, шпили — серые,
за исключением звездочек на
шпилях, турачек и барабанов на
лебедках, которые окрашивают в черный цвет.
И. Перестюк
|