статья из журнала «Морской флот»
Техника морского флота
МЕЛКОСИДЯЩИЙ ТАНКЕР (типа «Олег Кошевой» (2)
Б. Сушков,
ст. инж. Управления по заказам и
наблюдению за строительством флота ММФ;
В. Синицкии,
руководитель группы наблюдения
за строительством судов ММФ
ВОЛГОГРАДСКИЙ судостроительный завод открывает теплоходом
«Олег Кошевой» новую серию мелкосидящих танкеров, предназначенных
для круглогодичного плавания в Каспийском море. Они заменят ранее
построенные мелкосидящие танкеры и будут названы именами
героев-краснодонцев. Танкер нового типа удовлетворяет
требованиям международных конвенций и действующих
в СССР правил, относящихся к морским судам. Строятся
такие суда на класс Регистра СССР КМ*Л3[1] А2 (нефтен.).
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
|
Длина |
|
наибольшая |
125,6 м |
между перпендикулярами |
120,6 м |
Ширина: |
16,6 м |
Высота борта |
6,9 м |
Осадка |
4,2 м |
Дедвейт |
5000 т |
Вместимость танков |
5903 м3 |
Головной танкер вошел в состав нефтеналивного флота Каспийского
пароходства в конце 1979 г.
Судно предназначено для перевозки в шести грузовых танках нефти
и нефтепродуктов различных классов, но с одновременной их загрузкой
одним сортом. Это однопалубный теплоход с баком и с кормовым
расположением машинно-котельного и насосного отделений. Жилые и
служебные помещения находятся в кормовой надстройке судна.
Корпус имеет наклонный форштевень, транцевую корму, а в районе
грузовых танков — двойные дно и борта, что предотвращает потерю
груза при возможных повреждениях обшивки и, следовательно, уменьшает
угрозу загрязнения моря нефтью. Ровные, без набора стенки
и днище внутри танков ускоряют грузовые и зачистные операции.
Двойные борта и днище способствуют также сохранению температуры груза
вязких нефтепродуктов, которые подогреваются в танках во время
их транспортировки и выгрузки.
Непотопляемость судна обеспечивается при затоплении одного любого
отсека в полном грузу и в балласте, а остойчивость удовлетворяет
требованиям Регистра СССР. Скорость судна в грузу при осадке 4 м
на глубокой воде равна около 12 уз. Для уменьшения бортовой качки
на танкере установлены скуловые кили, а для улучшения маневренности
и облегчения швартовных операций — носовое подруливающее устройство
с ВРШ. Упор этого устройства около 1700 кгс. Управляют ими
дистанционно с бортовых постов.
Главная энергетическая установка судна двухвальная, состоящая из
двух дизель-редукторных агрегатов типа 64РПН 36/45. Номинальная мощность
каждого агрегата 1500 л. с. при 252 об/мин. Для обслуживания
главной энергетической установки на судне предусмотрены все необходимые
вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты, а также
аварийный дизель-генератор.
Вспомогательная установка состоит из четырех дизель-генераторов типа
ДГР 150/750 мощностью по 150 кВт.
В состав котельной установки входят два автоматизированных котло-агрегата
КАВ 1,6/7 производительностью по 1,6 т;ч, а также утилизационные
паровые котлы, работающие на выхлопных газах от главной энергетической установки.
Грузовая система танкера обслуживается двумя центробежными насосами
подачей по 850 м3/ч, а для зачистки танков после выгрузки
предусмотрен поршневой насос подачей 63 м3/ч. Для обеспечения
нормальной работы насосов при выкачке вязких нефтепродуктов на судне
применена система горячеструйного подогрева груза. Контроль за температурой
нефтепродуктов в танках осуществляется дистанционно с поста
управления грузовыми операциями.
Система грузовых трубопроводов позволяет производить выгрузку
одновременно двумя насосами суммарной подачей до 1000 м3/ч для
светлых нефтепродуктов и не менее 650 м3/ч — для темных. Пуск и остановка
насосов ведутся с поста контроля грузовыми операциями.
Судно оборудовано системой автоматизации для управления машинной
установкой на ходу без постоянной вахты в МО и безвахтенного обслуживания
на стоянке. На ходу контроль за работой механизмов обеспечивается
одним вахтенным механиком из ЦПУ. В рулевой рубке установлен
пульт, оборудованный средствами сигнализации и необходимыми
устройствами для дистанционного автоматизированного управления (ДАУ)
главными двигателями.
Система ДАУ двигателями позволяет производить все операции пуска,
реверса, изменения числа оборотов, выхода двигателя на режим и остановки
автоматически. Одновременно на пульте ЦПУ предусмотрено независимое
от ДАУ управление главными двигателями. Система аварийно-предупредительной сигнализации
выведена на пульты в ЦПУ и рулевой рубке для оповещения с помощью
звуковых и световых сигналов о нарушении режима работы главных двигателей.
Дизель-генераторы и другие вспомогательные механизмы также оборудованы
системами автоматического управления и сигнализации. В связи
с безвахтенным обслуживанием машинного отделения на стоянках предусмотрена
установка щитов обобщенной сигнализации в каютах механиков и электромеханика, а также в
помещениях красного уголка, салоне отдыха комсостава и в столовой.
Судно оборудовано современными средствами связи и радионавигации.
Каюты на танкере одно- и двух-местные с индивидуальными санблоками,
а для капитана и старшего механика предусмотрены блочные помещения
из кабинета и спальни.
|