ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала «Морской флот»

Техника морского флота


МЕЛКОСИДЯЩИЙ ТАНКЕР (типа «Олег Кошевой» (2)


Б. Сушков,
ст. инж. Управления по заказам и
наблюдению за строительством флота ММФ;
В. Синицкии,
руководитель группы наблюдения
за строительством судов ММФ

      ВОЛГОГРАДСКИЙ судостроительный завод открывает теплоходом «Олег Кошевой» новую серию мелкосидящих танкеров, предназначенных для круглогодичного плавания в Каспийском море. Они заменят ранее построенные мелкосидящие танкеры и будут названы именами героев-краснодонцев. Танкер нового типа удовлетворяет требованиям международных конвенций и действующих в СССР правил, относящихся к морским судам. Строятся такие суда на класс Регистра СССР КМ*Л3[1] А2 (нефтен.).


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА

Длина  
наибольшая
125,6 м
между перпендикулярами
120,6 м
Ширина:
16,6 м
Высота борта
6,9 м
Осадка
4,2 м
Дедвейт
5000 т
Вместимость танков
5903 м3

      Головной танкер вошел в состав нефтеналивного флота Каспийского пароходства в конце 1979 г.
      Судно предназначено для перевозки в шести грузовых танках нефти и нефтепродуктов различных классов, но с одновременной их загрузкой одним сортом. Это однопалубный теплоход с баком и с кормовым расположением машинно-котельного и насосного отделений. Жилые и служебные помещения находятся в кормовой надстройке судна.
      Корпус имеет наклонный форштевень, транцевую корму, а в районе грузовых танков — двойные дно и борта, что предотвращает потерю груза при возможных повреждениях обшивки и, следовательно, уменьшает угрозу загрязнения моря нефтью. Ровные, без набора стенки и днище внутри танков ускоряют грузовые и зачистные операции. Двойные борта и днище способствуют также сохранению температуры груза вязких нефтепродуктов, которые подогреваются в танках во время их транспортировки и выгрузки.
      Непотопляемость судна обеспечивается при затоплении одного любого отсека в полном грузу и в балласте, а остойчивость удовлетворяет требованиям Регистра СССР. Скорость судна в грузу при осадке 4 м на глубокой воде равна около 12 уз. Для уменьшения бортовой качки на танкере установлены скуловые кили, а для улучшения маневренности и облегчения швартовных операций — носовое подруливающее устройство с ВРШ. Упор этого устройства около 1700 кгс. Управляют ими дистанционно с бортовых постов.
      Главная энергетическая установка судна двухвальная, состоящая из двух дизель-редукторных агрегатов типа 64РПН 36/45. Номинальная мощность каждого агрегата 1500 л. с. при 252 об/мин. Для обслуживания главной энергетической установки на судне предусмотрены все необходимые вспомогательные механизмы и теплообменные аппараты, а также аварийный дизель-генератор.
      Вспомогательная установка состоит из четырех дизель-генераторов типа ДГР 150/750 мощностью по 150 кВт.
      В состав котельной установки входят два автоматизированных котло-агрегата КАВ 1,6/7 производительностью по 1,6 т;ч, а также утилизационные паровые котлы, работающие на выхлопных газах от главной энергетической установки.
      Грузовая система танкера обслуживается двумя центробежными насосами подачей по 850 м3/ч, а для зачистки танков после выгрузки предусмотрен поршневой насос подачей 63 м3/ч. Для обеспечения нормальной работы насосов при выкачке вязких нефтепродуктов на судне применена система горячеструйного подогрева груза. Контроль за температурой нефтепродуктов в танках осуществляется дистанционно с поста управления грузовыми операциями.
      Система грузовых трубопроводов позволяет производить выгрузку одновременно двумя насосами суммарной подачей до 1000 м3/ч для светлых нефтепродуктов и не менее 650 м3/ч — для темных. Пуск и остановка насосов ведутся с поста контроля грузовыми операциями.
      Судно оборудовано системой автоматизации для управления машинной установкой на ходу без постоянной вахты в МО и безвахтенного обслуживания на стоянке. На ходу контроль за работой механизмов обеспечивается одним вахтенным механиком из ЦПУ. В рулевой рубке установлен пульт, оборудованный средствами сигнализации и необходимыми устройствами для дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) главными двигателями.
      Система ДАУ двигателями позволяет производить все операции пуска, реверса, изменения числа оборотов, выхода двигателя на режим и остановки автоматически. Одновременно на пульте ЦПУ предусмотрено независимое от ДАУ управление главными двигателями. Система аварийно-предупредительной сигнализации выведена на пульты в ЦПУ и рулевой рубке для оповещения с помощью звуковых и световых сигналов о нарушении режима работы главных двигателей.
      Дизель-генераторы и другие вспомогательные механизмы также оборудованы системами автоматического управления и сигнализации. В связи с безвахтенным обслуживанием машинного отделения на стоянках предусмотрена установка щитов обобщенной сигнализации в каютах механиков и электромеханика, а также в помещениях красного уголка, салоне отдыха комсостава и в столовой.
      Судно оборудовано современными средствами связи и радионавигации.
      Каюты на танкере одно- и двух-местные с индивидуальными санблоками, а для капитана и старшего механика предусмотрены блочные помещения из кабинета и спальни.


Схема общего расположения судна:
а, б, в — ярусы I—III;
1 — помещение АДГ; 2 — каюты; 3 — помещение для курения; 4 — помещение станции пенотушения;
5 — пост управления грузовыми операциями; 6 — помещение аварийного имущества; 7 — канцелярия;
8 - камбуз; 9 - столовая команды; 10 — аккумуляторные; 11 — каюта старшего механика;
12 - каюта капитана; 13 - кают-номпания; 14 — радиорубка; 15 — агрегатная



Источник: Б. Сушков, В. Синицкии. Мелкосидящий танкер. / ж. "Морской флот" № 1, 1980, 34-36 с.   
Scan: ??? Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024