ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника морского флота


УНИВЕРСАЛЬНОЕ СУДНО "ВАВЧУГА"


Н. Круталевич, В. Владимирцев


      ГОЛОВНОЕ универсальное судно «Вавчуга» построено на Архангельском судоремонтном заводе «Красная Кузница» по проекту Ленинградского ЦПКБ и предназначено для перевозки летом контейнеров международного стандарта типа 1С, железнодорожных контейнеров, подвижной техники и дизельного топлива наливом в порты Белого, Баренцева и Карского морей. Предусмотрена возможность выгрузки подвижной техники на необорудованный берег. Зимой судно будет эксплуатироваться на международных линиях Балтийского бассейна.      
Потребность в создании такого универсального судна вызвана тем, что порты Белого, Баренцева и Карского морей отличаются мелководьем, большими амплитудами приливов и отливов, крутыми углами скоса берега, множеством необорудованных портов, через которые за короткую летнюю навигацию проходит большое количество грузов. Доставка грузов в эти пункты малыми транспортными судами требует рейдовой перевалки на мелкосидящие плавсредства и применения тяжелого ручного труда. Теплоход «Вавчуга» способен доставлять различные грузы без рейдовых перегрузок, применения дополнительных плавсредств и перегружать их на необорудованный берег собственными механизмами. Генеральные и массовые грузы выгружают с судна с помощью крана, грейфера и выдвижного ленточного транспортера. Подвижную технику перегружают через подъемный нос и аппарельное устройство, контейнеры — с помощью крана и тракторного вилочного погрузчика, а наливные грузы перекачивают судовым грузовым насосом через специальные шланги общей длиной 800 м.


Основные характеристики судна
Длина:
    наибольшая ... 72,5 м
    между перпендикулярами ... 65,6 м
Ширина ... 13,0 м
Высота борта:
    до верхней палубы ... 4,4 м
    » нижней » ... 3,0 м
    до палубы квартердека ... 5,9 м
Осадка при перевозке 400 т груза ... 1,8 м
Водоизмещение при осадке 1,8 м ... 1365т
Грузоподъемность при осадке 3,0 м ... 1269т
Дедвейт:
    при осадке 3,0 м ... 1360т
    » осадке 1,8 м ... 460 т
Скорость ... 10,4 уз

      Универсальное судно «Вавчуга» построено на класс КМ * Л31 Регистра СССР. Оно представляет собой двухпалубный, двухвинтовой теплоход с минимальным надводным бортом, баком, квартердеком, кормовым расположением машинного отделения, жилых и служебных помещений, подъемным носом и носовой аппарелью. Корпус судна разделен водонепроницаемыми переборками на семь отсеков. Запасы топлива, смазочного масла и пресной воды обеспечивают судну автономность плавания до 10 сут. Запасы провизии рассчитаны на 30 сут.
      Остойчивость судна удовлетворяет требованиям Регистра СССР к судам неограниченного района плавания. Непотопляемость теплохода обеспечивается при затоплении грузового трюма или любого другого отсека.
      Экипаж судна размещается в хорошо оборудованных одноместных и двухместных каютах, предусмотрены также необходимые служебные и санитарно-бытовые помещения.
      На судне имеются два гребных цельнолитых четырехлопастных винта и два полых обтекаемых полуподвесных руля. Электрогидравлическая рулевая машина развивает на баллере крутящий момент 2,5 тс-м. В качестве запасного привода в румпельном отделении смонтирован насос. Пост управления основным рулевым приводом установлен в рулевой рубке. Система управления — электрическая, дистанционная, с авторулевым.
      Судно снабжено двумя становыми и одним кормовым якорями Холла массой по 1250 кг каждый. Аварийная отдача якорей осуществляется с помощью дистанционных приводов, расположенных на верхней палубе и в румпельном отделении.
      В судовые спасательные средства входят две шлюпки СШАМ20, два плота ПСН-6М. Рабочую пластмассовую шлюпку длиной 3,5 м можно использовать с подвесным двигателем. На судне установлен грузовой электрогидравлический кран КЭГ12018 грузоподъемностью 12 т, с вылетом стрелы 19 м. Кран обеспечивает выгрузку сыпучих грузов одноканатным грейфером вместимостью 2,5 м3.
      Для выгрузки сыпучих грузов на необорудованный берег на судне имеется ленточный выдвижной транспортер длиной 26 м, скоростью перемещения груза 1,5 м/с, с бункером и питателем. Транспортер размещен в специальном помещении на нижней палубе с правого борта.
      Для хранения шланга передачи дизельного топлива служит специальная вертикальная вьюшка, барабан которой смонтирован на колонне грузового крана и с помощью водила соединен с поворотной частью крана.
      В носовой части судна установлена складная аппарель шириной 4 м, суммарной длиной в рабочем положении около 9 м, убирающаяся по-походному в носовой отсек. Для выдвижения аппарели носовая часть судна с помощью двух гидроцилиндров с тяговым усилием 76 тс каждый и двух электрогидравлических насосов поднимается, вращаясь вокруг горизонтальной оси. Подъемный нос соединен с корпусом с помощью петель, расположенных под палубой бака. Аппарель и поворотный нос связаны по бортам тягами, которые обеспечивают одновременное их открытие или закрытие за 5 мин при работе одного насоса. Аппарельное устройство рассчитано на проезд автомобилей с нагрузкой на ось 20 тс и гусеничной техники массой 50 т.
      Грузовые люки закрываются пятью съемными крышками. Для крепления стандартных 20-футовых контейнеров на настиле второго дна наварены специальные планки, а в крышках грузовых люков вварены гнезда, в которые устанавливают стопоры крепления контейнеров; для крепления лесного груза на крышках грузовых люков вдоль продольных комингсов приварены палубные станины и обухи, установлены съемные скобы и цепные стяжки с талрепами.
      Судно снабжено двумя контейнерами вместимостью по 0,5 м3 для сбора мусора и грузовым устройством, обеспечивающим передачу их на причал.
      Энергетическая установка состоит из двух дизель-реверсредукторных агрегатов с двигателями 6VD26/20 AL-1 мощностью по 720 л.с., трех вспомогательных дизель-генераторов ДГР 100/750 мощностью по 100 кВт, парового котла производительностью 1 т/ч, двух утилизационных котлов производительностью 330 кг/ч каждый, вспомогательных механизмов и оборудования, обслуживающих дизель-реверсредукторные агрегаты и дизель-генераторы, а также механизмов и оборудования общесудового назначения.
      Теплоход располагает балластной системой для регулирования осадки и дифферентовки судна в грузу и без него. Система обслуживается одним электроприводным самовсасывающим, вертикальным, центробежным насосом НЦВС-40/30М подачей 40 м3/ч, который обеспечивает заполнение и откачку балластных цистерн, охлаждение вспомогательных дизель-генераторов в условиях работы на «обсушке».
      Осушение машинного и румпельного отделений, грузового трюма, цистерн льяльных, сточных вод, спуска отстоя и отходов, сепарации, грузового тамбура, цепных ящиков и выгородки вибраторов эхолотов производится с помощью двух насосов НЦВС-40/30М подачей по 40 м3/ч, двух водоструйных эжекторов ВЭЖ-6/7 подачей 6 м3/ч каждый.
      На судне предусмотрена система очистки льяльных вод, которая обслуживается одним электроприводным поршневым насосом подачей 1 м3/ч и одним сепаратором льяльных вод типа СК-1 подачей 1 м3/ч.
      Судно способно перевозить до 400 т дизельного топлива, которое принимают с верхней палубы у лобовой переборки рубки в бортовые и днищевую цистерны. Система перекачки топлива обслуживается одним электроприводным вертикальным насосом марки ЭПН7/3 подачей 55 м3/ч.
      Уровень автоматизации энергетической установки позволяет обслуживать механизмы без несения постоянной вахты в машинном отделении. Органы дистанционного управления дизель-реверсредукторными агрегатами, вспомогательными дизель-генераторами, приборы дистанционного контроля за важнейшими параметрами энергетической установки, а также средства сигнализации размещены на пульте управления в рулевой рубке. Дистанционный пост управления позволяет запускать подготовленные и прокаченные двигатели, изменять частоту вращения дизеля и управлять реверс-редуктором, а также останавливать дизель. На случай выхода из строя системы дистанционного управления на судне установлены машинные телеграфы. Главные параметры дизель-реверсредукторных агрегатов и обслуживающих их систем контролируются через пульт управления в рулевой рубке, где имеются также приборы сигнализации о работе главных и вспомогательных механизмов, ГРЩ, рулевой машины, цистерн и других механизмов.
      Судовая электростанция состоит из трех дизель-генераторов ДГР 100/750 с генераторами типа ГСС-103-8М мощностью 100 кВт, с системой самовозбуждения и саморегулирования напряжения. Предусмотрена станция электропитания с берега. Судно оборудовано также современными радионавигационными приборами.




ФОТОГРАФИИ




Источник: Н. Круталевич, В. Владимирцев. Универсальное судно "Вавчуга" / "Морской Флот" № 9, 1979, 33-35 с.   
Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024