статья из журнала «Морской флот»
Техника морского флота
КОНТЕЙНЕРОВОЗ-ПАКЕТОВОЗ («Василий Шукшин»)
В. Евстифеев, М. Керичев
С 1978 г. советский морской флот начал пополняться новыми морскими
мелкосидящими контейнеровозами-пакетовозами дедвейтом 4000/5500 т.
Головное судно серии теплоход «Василий Шукшин» построено на
судостроительном заводе «Ока» по проекту ЦКБ «Вымпел».
Новый контейнеровоз-пакетовоз является дальнейшим развитием морских
мелкосидящих судов типов «Инженер Белов» и «Кишинев», хорошо
зарекомендовавших себя в эксплуатации в Каспийском, Советском
Дунайском, Азовском и ряде других пароходств в условиях, когда
имеются ограничения по глубинам судового хода.
Судно предназначено для перевозки контейнеров международного
стандарта и пакетированных грузов.
Возможна также перевозка генеральных и навалочных грузов (кроме
рудных концентратов) и эпизодическая перевозка тяжелых грузов без
ограничения в закрытых морях и с ограничениями согласно знаку
I Регистра СССР в открытых морях с заходом в устьевые порты рек
и в порты с малыми глубинами у причалов.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА |
Длина |
|
наибольшая |
124,4 м |
между перпендикулярами |
117,0 м |
Ширина |
|
по палубе |
16,4 м |
по КВЛ (при Т= 4,5 м) |
15,8 м |
Высота борта до главной палубы |
7,5 м |
Осадка максимальная |
5,5 м |
Дедвейт |
|
при осадке 4,5 м |
3930 т |
при осадке 5,5 м |
5590 |
Водоизмещение при осадке 4,5 м |
6480 |
Вместимость: |
|
валовая |
4417 per. т |
чистая |
1994 per. т |
Скорость при осадке 4,5м (N=3000 э.л.с., n=252 об/мин) |
13 уз |
Дальность плавания |
4000/6000 миль |
Автономность |
30 сут |
Контейнеровместимость (20-футовых) |
165 шт. |
Судно спроектировано и построено на класс Регистра СССР KM*Л2[I]1A2.
Контейнеровоз-пакетовоз «Василий Шукшин» - двухвинтовой, однопалубный
четырехтрюмный теплоход с дизель-редукторной энергетической
установкой, баком, ютом, наклонным форштевнем и транцевой кормой.
Ходовой мостик, машинное отделение и все жилые помещения размещены в корме.
Корпус судна полностью сварной и разделен 8 поперечными переборками
на 9 водонепроницаемых отсеков. Корпус изготовлен из низколегированной
стали марки 09Г2 (основной корпус с набором), низколегированной стали
повышенной прочности 10Г2С1Д-40 (комингсы грузовых люков, палубный
стрингер в районе грузовых трюмов, ширстрек, верхние
листы продольных переборок), судостроительной углеродистой стали
марки ВСтЗСП2 (рубки, надстройки и другие неответственные конструкции)
и набран по смешанной системе: для днища, второго дна, палубы
в районе грузовых трюмов - продольная, для бортов, продольных
переборок и в оконечностях - поперечная.
В соответствии с ледовым классом Л2 наружная обшивка подкреплена
в районе ледового пояса по всей длине судна.
Конструкция грузовых трюмов ящичной формы, образованных продольными
бортовыми переборками с максимальным раскрытием палубы, позволяет
быстро и удобно осуществлять погрузку и разгрузку
разнообразных грузов, в том числе трех ярусов контейнеров в пять
рядов. Во втором дне предусмотрены устройства для крепления контейнеров.
Грузовые трюмы закрываются водонепроницаемыми стальными
механизированными крышками. Открывание и закрывание каждого из
четырех люков производится гидравлическим приводом. Задраивание
осуществляется быстродействующими задрайками. Прочность створок
люковых закрытий обеспечивает прием на них грузов с удельной нагрузкой
1,75 тс/м2 и 20-футовых контейнеров массой 16 т. Предусмотрена
возможность перевозки 40-футовых контейнеров. Аварийное открытие
люковых закрытий производится береговыми грузовыми кранами, для
чего в снабжении судна предусмотрены специальные грузовые стропы.
В трюмах № 2-4 размещается 60, а в трюме № 1-24 20-футовых контейнера
(высотой 8 фут). На палубе устанавливается 54 таких контейнера.
Там же могут перевозиться и рефрижераторные контейнеры, для чего
установлены штепсельные розетки и групповые щиты.
На судне оборудованы каюты для 30 человек: 18 одноместных
и 6 двухместных кают. Из них 12 кают, включая 4 блок-каюты,
предназначены для комсостава. Предусмотрена каюта для лоцмана.
Отделка и оформление интерьеров общественных, бытовых и служебных помещений
выполнены с учетом современных требований, предъявляемых для
судов такого типа.
Якорное устройство судна состоит из двух якорей массой по 2500 кг
и одного запасного. Подъем и отдача становых якорей производятся
электрическим брашпилем Б7. Указатели длин вытравленных
цепей установлены в рулевой рубке и на баке.
Для швартовки контейнеровоза-пакетовоза установлены три электрические
швартовные лебедки с тяговым усилием 8 тс: две лебедки без
турачек - в носовой части и одна лебедка с турачкой - в кормовой
части (с 5-го судна серии в носовой части будут устанавливаться по две
якорно-швартовные лебедки с дистанционным управлением ленточными
тормозами для экстренной отдачи якоря).
Спасательные средства судна состоят из двух пластмассовых закрытых
моторных шлюпок вместимостью 37 чел. каждая, установленных на
шлюпочной палубе по одной с каждого борта. Кроме того, имеются
два надувных спасательных плота в пластмассовых контейнерах
вместимостью по 10 чел. Плоты снабжены гидравлическими разобщающими
устройствами. На шлюпочной палубе установлена рабочая пластмассовая
моторная шлюпка ШРПМ5.5.
Судно имеет два полубалансирных руля обтекаемой формы литосварной
конструкции площадью 7 м2 каждый. Привод обоих рулей осуществляется
с помощью одной электрогидравлической рулевой машины
Р16 с аварийным насосным приводом. Рулевая машина при работе
одного основного насосного агрегата развивает номинальный крутящий
момент до 25 тсм. Управление рулевой машиной может осуществляться
дистанционно (электрическое) из рулевой рубки и вручную из румпельного отделения.
Для обеспечения грузовых операций на судне установлены четыре
электрогидравлических крана типа КЭГ 8/18 грузоподъемностью
8/3,2 т с вылетом стрелы 18/2,5 м. Стрелы кранов по-походному
укладываются над трюмами № 1 и 4.
Спуск и подъем рабочей шлюпки, а также погрузка провизии через
провизионный люк производятся при помощи грузового устройства
грузоподъемностью 1600 кг, состоящего из стрелы и трех
электрических лебедок типа Л769.
Для несения сигнальных средств и радионавигационного оборудования
на судне установлены две мачты съемной конструкции - носовая и средняя.
В качестве главных двигателей используются два дизель-редукторных
агрегата ДРАГ-74 с дизелями марки 6 ЧРПН 36/45 мощностью по
1500 л.с. при 250 об/мин на винте. Агрегаты ДРАГ-74 приспособлены
для работы на моторном топливе, что повышает эксплуатационно-экономические
показатели судна. Для снижения шумности агрегаты установлены на амортизаторах.
Степень автоматизации судна, которая соответствует знаку А2 в символе
класса, обеспечивает работу энергетической установки без постоянной
вахты в машинном отделении.
Судовая электростанция укомплектована тремя дизель-генераторами
с генераторами трехфазного тока типа ГСС114-8м мощностью по
160 кВт (400 В, 50 Гц) при 750 об/мин. Ходовой режим судна обеспечивается
работой одного дизель-генератора.
Судно оснащено двумя сепараторами тяжелого топлива типа
СЦС-ЗМ/П самоочищающегося типа производительностью по 3000 л/ч.
Снабжение судна паром обеспечивается котельной установкой, состоящей
из вспомогательного и двух утилизационных котлов. Вспомогательный
водотрубный котел с водоподогревателем типа КВА1,0/5м имеет
производительность 1,0 т/ч при рабочем давлении 5 кгс/см2. Котел
работает на дизельном топливе. Утилизационные котлы типа
КУП 80/6-3 имеют паропроизводительность 0,9 т/ч каждый при
давлении 6 кгс/см2. Оба котла автоматизированы, они могут
работать в параллельном режиме.
Предусмотрена возможность пополнения запаса пресной воды от
опреснительной установки Д4У производительностью 10 т/сут. Для
минерализации опресненной воды перед поступлением ее в запасные
цистерны предусмотрен минерализатор производительностью 5 т/сут.
Пресная вода, подаваемая из запасных цистерн, проходит
санитарно-гигиеническую обработку озоном, для
чего установлена станция «Озон-05А».
Для удовлетворения потребностей в сжатом воздухе на судне имеются
два компрессора производительностью по 70 м3/ч при давлении
25 кгс/см2 и один компрессор для хозяйственных нужд производительностью 60 м3/ч.
Система рефрижераторных провизионных камер обслуживается двумя
фреоновыми компрессорно-конденсационными агрегатами
холодопроизводительностью 4500 ккал/ч каждый.
Предусмотрено взаимное резервирование агрегатов, а также
возможность работы одного агрегата на все камеры.
Все жилые помещения, кают-компания, столовая команды, медицинский
блок, радиорубка, трансляционная оборудованы двухканальной
высокоскоростной системой круглогодичного кондиционирования воздуха,
обеспечивающей индивидуальное регулирование температуры в каждом
из обслуживаемых помещений. Система кондиционирования воздуха
включает в себя два кондиционера «Бриз-56» производительностью
5600 м3/ч каждый, расположенных в специальном помещении на главной палубе.
Для очистки льяльных вод машинного отделения от нефтепродуктов
на судне предусмотрена установка унифицированного сепаратора
льяльных вод СК-2,5, обеспечивающего их очистку до нефтесодержания
100 мг/л. Для сбора льяльных вод машинного отделения на судне
предусмотрена специальная цистерна емкостью около 20 м3, а также
могут быть использованы балластные цистерны. Льяльная вода из цистерн
выдается на суда-сборщики через патрубки международного образца.
Надежность работы судовых механизмов, высокая эффективность
судна при эксплуатации и безопасность плавания в открытом море
обеспечиваются многочисленными судовыми системами.
Водяная противопожарная система обслуживается двумя центробежными
насосами НЦВ-63/80 производительностью по 63 м3/ч, размещенными
в машинном отделении. В качестве аварийного средства питания
системы водой используется дизель-насос производительностью 45 м3/ч,
установленный в носовом отсеке. В качестве дополнительного средства
борьбы с пожаром предусмотрена система высокократного пенотушения.
Для тушения местных очагов пожара в машинно-котельном отделении
установлен стационарный аппарат высокократной пены типа СО-11.
Система жидкостного тушения обеспечивает тушение пожара в
машинно-котельном отделении, ЦПУ и грузовых трюмах. Система паротушения
обеспечивает тушение пожара в искрогасителях главных двигателей
и дымоходе котла, а также в утилизационных котлах и глушителях
вспомогательных дизелей.
Балластная система обслуживается двумя насосами НЦВС-100/30А (они
же используются в качестве осушительных) производительностью по
100 м3/ч каждый.
Проветривание грузовых трюмов судна обеспечивается двумя
двухскоростными электровентиляторами 28/50СО1МК (с возможностью их
реверсирования), обеспечивающими 12- и 25-кратный обмен воздуха в час.
На судне установлена мощная радиоаппаратура, обеспечивающая
двухстороннюю связь с судами и береговыми радиостанциями,
аварийную связь, подачу и прием
аварийных сигналов и сигналов бедствия. Имеется также
аппаратура громкоговорящей связи. В жилых и общественных
помещениях установлены радиоприемники и телевизоры. Широко
разветвленная радиотрансляционная сеть охватывает практически
все судовые помещения. Внутрисудовая связь обеспечивается телефонной сетью.
Судно оснащено современным электрорадионавигационным
оборудованием в необходимом объеме, обеспечивающим
безопасность мореплавания.
|