ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала «Морской флот»

Техника морского флота


КОНТЕЙНЕРОВОЗ-ПАКЕТОВОЗ («Василий Шукшин»)


В. Евстифеев, М. Керичев


      С 1978 г. советский морской флот начал пополняться новыми морскими мелкосидящими контейнеровозами-пакетовозами дедвейтом 4000/5500 т. Головное судно серии теплоход «Василий Шукшин» построено на судостроительном заводе «Ока» по проекту ЦКБ «Вымпел».
      Новый контейнеровоз-пакетовоз является дальнейшим развитием морских мелкосидящих судов типов «Инженер Белов» и «Кишинев», хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации в Каспийском, Советском Дунайском, Азовском и ряде других пароходств в условиях, когда имеются ограничения по глубинам судового хода.

      Судно предназначено для перевозки контейнеров международного стандарта и пакетированных грузов.
      Возможна также перевозка генеральных и навалочных грузов (кроме рудных концентратов) и эпизодическая перевозка тяжелых грузов без ограничения в закрытых морях и с ограничениями согласно знаку I Регистра СССР в открытых морях с заходом в устьевые порты рек и в порты с малыми глубинами у причалов.



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
Длина  
наибольшая  
124,4 м
между перпендикулярами  
117,0 м
Ширина  
по палубе
16,4 м
по КВЛ (при Т= 4,5 м)
15,8 м
Высота борта до главной палубы
7,5 м
Осадка максимальная
5,5 м
Дедвейт  
при осадке 4,5 м
3930 т
при осадке 5,5 м
5590
Водоизмещение при осадке 4,5 м
6480
Вместимость:  
валовая
4417 per. т
чистая
1994 per. т
Скорость при осадке 4,5м
(N=3000 э.л.с., n=252 об/мин)
13 уз
Дальность плавания
4000/6000 миль
Автономность
30 сут
Контейнеровместимость (20-футовых)
165 шт.

      Судно спроектировано и построено на класс Регистра СССР KM*Л2[I]1A2.
      Контейнеровоз-пакетовоз «Василий Шукшин» - двухвинтовой, однопалубный четырехтрюмный теплоход с дизель-редукторной энергетической установкой, баком, ютом, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Ходовой мостик, машинное отделение и все жилые помещения размещены в корме.
      Корпус судна полностью сварной и разделен 8 поперечными переборками на 9 водонепроницаемых отсеков. Корпус изготовлен из низколегированной стали марки 09Г2 (основной корпус с набором), низколегированной стали повышенной прочности 10Г2С1Д-40 (комингсы грузовых люков, палубный стрингер в районе грузовых трюмов, ширстрек, верхние листы продольных переборок), судостроительной углеродистой стали марки ВСтЗСП2 (рубки, надстройки и другие неответственные конструкции) и набран по смешанной системе: для днища, второго дна, палубы в районе грузовых трюмов - продольная, для бортов, продольных переборок и в оконечностях - поперечная.
      В соответствии с ледовым классом Л2 наружная обшивка подкреплена в районе ледового пояса по всей длине судна.
      Конструкция грузовых трюмов ящичной формы, образованных продольными бортовыми переборками с максимальным раскрытием палубы, позволяет быстро и удобно осуществлять погрузку и разгрузку разнообразных грузов, в том числе трех ярусов контейнеров в пять рядов. Во втором дне предусмотрены устройства для крепления контейнеров.
      Грузовые трюмы закрываются водонепроницаемыми стальными механизированными крышками. Открывание и закрывание каждого из четырех люков производится гидравлическим приводом. Задраивание осуществляется быстродействующими задрайками. Прочность створок люковых закрытий обеспечивает прием на них грузов с удельной нагрузкой 1,75 тс/м2 и 20-футовых контейнеров массой 16 т. Предусмотрена возможность перевозки 40-футовых контейнеров. Аварийное открытие люковых закрытий производится береговыми грузовыми кранами, для чего в снабжении судна предусмотрены специальные грузовые стропы.
      В трюмах № 2-4 размещается 60, а в трюме № 1-24 20-футовых контейнера (высотой 8 фут). На палубе устанавливается 54 таких контейнера. Там же могут перевозиться и рефрижераторные контейнеры, для чего установлены штепсельные розетки и групповые щиты.
      На судне оборудованы каюты для 30 человек: 18 одноместных и 6 двухместных кают. Из них 12 кают, включая 4 блок-каюты, предназначены для комсостава. Предусмотрена каюта для лоцмана. Отделка и оформление интерьеров общественных, бытовых и служебных помещений выполнены с учетом современных требований, предъявляемых для судов такого типа.
      Якорное устройство судна состоит из двух якорей массой по 2500 кг и одного запасного. Подъем и отдача становых якорей производятся электрическим брашпилем Б7. Указатели длин вытравленных цепей установлены в рулевой рубке и на баке.
      Для швартовки контейнеровоза-пакетовоза установлены три электрические швартовные лебедки с тяговым усилием 8 тс: две лебедки без турачек - в носовой части и одна лебедка с турачкой - в кормовой части (с 5-го судна серии в носовой части будут устанавливаться по две якорно-швартовные лебедки с дистанционным управлением ленточными тормозами для экстренной отдачи якоря).
      Спасательные средства судна состоят из двух пластмассовых закрытых моторных шлюпок вместимостью 37 чел. каждая, установленных на шлюпочной палубе по одной с каждого борта. Кроме того, имеются два надувных спасательных плота в пластмассовых контейнерах вместимостью по 10 чел. Плоты снабжены гидравлическими разобщающими устройствами. На шлюпочной палубе установлена рабочая пластмассовая моторная шлюпка ШРПМ5.5.
      Судно имеет два полубалансирных руля обтекаемой формы литосварной конструкции площадью 7 м2 каждый. Привод обоих рулей осуществляется с помощью одной электрогидравлической рулевой машины Р16 с аварийным насосным приводом. Рулевая машина при работе одного основного насосного агрегата развивает номинальный крутящий момент до 25 тсм. Управление рулевой машиной может осуществляться дистанционно (электрическое) из рулевой рубки и вручную из румпельного отделения.
      Для обеспечения грузовых операций на судне установлены четыре электрогидравлических крана типа КЭГ 8/18 грузоподъемностью 8/3,2 т с вылетом стрелы 18/2,5 м. Стрелы кранов по-походному укладываются над трюмами № 1 и 4.
      Спуск и подъем рабочей шлюпки, а также погрузка провизии через провизионный люк производятся при помощи грузового устройства грузоподъемностью 1600 кг, состоящего из стрелы и трех электрических лебедок типа Л769.
      Для несения сигнальных средств и радионавигационного оборудования на судне установлены две мачты съемной конструкции - носовая и средняя.
      В качестве главных двигателей используются два дизель-редукторных агрегата ДРАГ-74 с дизелями марки 6 ЧРПН 36/45 мощностью по 1500 л.с. при 250 об/мин на винте. Агрегаты ДРАГ-74 приспособлены для работы на моторном топливе, что повышает эксплуатационно-экономические показатели судна. Для снижения шумности агрегаты установлены на амортизаторах.
      Степень автоматизации судна, которая соответствует знаку А2 в символе класса, обеспечивает работу энергетической установки без постоянной вахты в машинном отделении.
      Судовая электростанция укомплектована тремя дизель-генераторами с генераторами трехфазного тока типа ГСС114-8м мощностью по 160 кВт (400 В, 50 Гц) при 750 об/мин. Ходовой режим судна обеспечивается работой одного дизель-генератора.
      Судно оснащено двумя сепараторами тяжелого топлива типа СЦС-ЗМ/П самоочищающегося типа производительностью по 3000 л/ч.
      Снабжение судна паром обеспечивается котельной установкой, состоящей из вспомогательного и двух утилизационных котлов. Вспомогательный водотрубный котел с водоподогревателем типа КВА1,0/5м имеет производительность 1,0 т/ч при рабочем давлении 5 кгс/см2. Котел работает на дизельном топливе. Утилизационные котлы типа КУП 80/6-3 имеют паропроизводительность 0,9 т/ч каждый при давлении 6 кгс/см2. Оба котла автоматизированы, они могут работать в параллельном режиме.
      Предусмотрена возможность пополнения запаса пресной воды от опреснительной установки Д4У производительностью 10 т/сут. Для минерализации опресненной воды перед поступлением ее в запасные цистерны предусмотрен минерализатор производительностью 5 т/сут. Пресная вода, подаваемая из запасных цистерн, проходит санитарно-гигиеническую обработку озоном, для чего установлена станция «Озон-05А».
      Для удовлетворения потребностей в сжатом воздухе на судне имеются два компрессора производительностью по 70 м3/ч при давлении 25 кгс/см2 и один компрессор для хозяйственных нужд производительностью 60 м3/ч.
      Система рефрижераторных провизионных камер обслуживается двумя фреоновыми компрессорно-конденсационными агрегатами холодопроизводительностью 4500 ккал/ч каждый. Предусмотрено взаимное резервирование агрегатов, а также возможность работы одного агрегата на все камеры.
      Все жилые помещения, кают-компания, столовая команды, медицинский блок, радиорубка, трансляционная оборудованы двухканальной высокоскоростной системой круглогодичного кондиционирования воздуха, обеспечивающей индивидуальное регулирование температуры в каждом из обслуживаемых помещений. Система кондиционирования воздуха включает в себя два кондиционера «Бриз-56» производительностью 5600 м3/ч каждый, расположенных в специальном помещении на главной палубе.
      Для очистки льяльных вод машинного отделения от нефтепродуктов на судне предусмотрена установка унифицированного сепаратора льяльных вод СК-2,5, обеспечивающего их очистку до нефтесодержания 100 мг/л. Для сбора льяльных вод машинного отделения на судне предусмотрена специальная цистерна емкостью около 20 м3, а также могут быть использованы балластные цистерны. Льяльная вода из цистерн выдается на суда-сборщики через патрубки международного образца.
      Надежность работы судовых механизмов, высокая эффективность судна при эксплуатации и безопасность плавания в открытом море обеспечиваются многочисленными судовыми системами.
      Водяная противопожарная система обслуживается двумя центробежными насосами НЦВ-63/80 производительностью по 63 м3/ч, размещенными в машинном отделении. В качестве аварийного средства питания системы водой используется дизель-насос производительностью 45 м3/ч, установленный в носовом отсеке. В качестве дополнительного средства борьбы с пожаром предусмотрена система высокократного пенотушения. Для тушения местных очагов пожара в машинно-котельном отделении установлен стационарный аппарат высокократной пены типа СО-11. Система жидкостного тушения обеспечивает тушение пожара в машинно-котельном отделении, ЦПУ и грузовых трюмах. Система паротушения обеспечивает тушение пожара в искрогасителях главных двигателей и дымоходе котла, а также в утилизационных котлах и глушителях вспомогательных дизелей.
      Балластная система обслуживается двумя насосами НЦВС-100/30А (они же используются в качестве осушительных) производительностью по 100 м3/ч каждый.
      Проветривание грузовых трюмов судна обеспечивается двумя двухскоростными электровентиляторами 28/50СО1МК (с возможностью их реверсирования), обеспечивающими 12- и 25-кратный обмен воздуха в час.
      На судне установлена мощная радиоаппаратура, обеспечивающая двухстороннюю связь с судами и береговыми радиостанциями, аварийную связь, подачу и прием аварийных сигналов и сигналов бедствия. Имеется также аппаратура громкоговорящей связи. В жилых и общественных помещениях установлены радиоприемники и телевизоры. Широко разветвленная радиотрансляционная сеть охватывает практически все судовые помещения. Внутрисудовая связь обеспечивается телефонной сетью.
      Судно оснащено современным электрорадионавигационным оборудованием в необходимом объеме, обеспечивающим безопасность мореплавания.


Схема общего расположения судна
1 - рулевая штурманская рубка; 2 - операторная; 3 - аппаратная; 4 - радиолокационная; 5 - каюта капитана; 6 - каюты комсостава; 7 - медблок; 8 - кают-компания; 9 - столовая команды; 10 - камбуз; 11 - каюты команды; 12 - шкиперская; 13 - станция пенотушения; 14 - провизионные кладовые; 15 - санитарно-гигиенические помещения; 16 - помещение кондиционеров; 17 - шахта МО.



ФОТОГРАФИИ




Источник: В. Евстифеев, М. Керичев. Контейнеровоз-пакетовоз / ж. "Морской флот" № 1, 1979, 35-39 с.  
Scan: ???Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024