ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала «Морской флот»

Техника морского флота


КОНТЕЙНЕРОВОЗ «ХУДОЖНИК САРЬЯНС»


Г. Терентьев,
старший инженер Управления по заказам
и наблюдению за строительством флота

      СОВЕТСКИЙ МОРСКОЙ ФЛОТ начал пополняться контейнеровозами нового типа постройки ГДР. Первое судно серии - теплоход «Художник Сарьян» - вошло в состав флота Дальневосточного пароходства.
      Судно построено по Правилам Регистра СССР на класс КМ*Л2 под наблюдением Судоревизионной и Классификационной Организации ГДР.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
  Длина  
наибольшая     169,6 м  
между перпендикулярами  
157,2 м
  Ширина
25,4 м
  Высота борта до главной палубы
17,4 м
  Осадка  
спецификационная  
8,8 м
по грузовую марку  
9,22 м
  Дедвейт при осадке 9,22 м
14720 т
  Контейнеровместимость (20-футовые)
729 шт.
  Дальность плавания
10000/16000 миль
  Скорость
20 уз

      Контейнеровоз «Художник Сарьян» - одновинтовой теплоход с бульбовидной формой носовой оконечности, с главной палубой и бортовыми отсеками между наружной обшивкой и продольными переборками грузовых трюмов. Ходовой мостик, машинное отделение и все жилые помещения расположены в корме. Четыре основных грузовых трюма расположены в нос от кормовой надстройки, а два малых поднятых трюма - в корму.
      Корпус судна полностью сварной и разделен семью поперечными переборками на восемь водонепроницаемых отсеков. Поперечные переборки доведены до главной палубы. В районе бортовых проходов эти переборки прерваны, так как палубой непроницаемых переборок считается вторая палуба. Днище набрано по продольной системе, по этой же системе выполнены борта между второй и главной палубой. Остальной набор - поперечный. Главная палуба имеет седловатость и погиб по бортам люков. В соответствии с ледовым классом Л2 наружная обшивка подкреплена в районе ледового пояса по всей длине судна.
      Форштевень и носовой бульб - сварной конструкции за исключением участка стальной отливки в районе проектной грузовой линии. Надводная часть кормы выполнена в виде транца. Опора руля и ахтерштевень - сварной конструкции. Дейдвудная труба и кронштейны внутри опоры руля изготовлены из стального литья.
      Антикоррозионная защита корпуса осуществлена посредством анодов AlMg, установленных в подводной части судна по всей длине, и рассчитана на срок службы около двух лет.
      Остойчивость судна соответствует требованиям Регистра СССР. На судне предусмотрено устройство для контроля метацентрической высоты. Для повышения остойчивости контейнеровоз оборудован системой для выравнивания кренящих моментов, возникающих во время грузовых работ, которая состоит из нескольких бортовых танков балластной воды. Выравнивание производится с помощью балластного насоса производительностью 300 т/ч. Эффективность системы дает возможность обеспечить непрерывную работу причального контейнероперегружателя.
      Грузовые трюмы судна приспособлены для перевозки семи ярусов контейнеров при высоте контейнера 8 фут. Для погрузки контейнеров трюмы имеют направляющие, в качестве которых применены стальные угольники 150 х 150 х 14 мм. На высоте комингсов люков направляющие выполнены с развалом, и эти участки ячеек имеют сварную конструкцию. Трюмы № 1, 5 и 6 оборудованы для перевозки 20-футовых контейнеров, а трюмы № 2, 8 и 4 - для 40-футовых.
      Все грузовые трюмы закрываются водонепроницаемыми крышками понтонного типа. Крышки имеют обоймы для захвата их 20-футовыми (люки № 1, 2, 9 и 10) или 20- и 40-футовыми спредерами (люки № 3-8). Наибольшая масса крышек - 25 т. Допускаемая нагрузка на них составляет 1,75 тс/м2 для люков № 1-3, и 1,3 тс/м2 - для остальных. На крышках люков № 3-10 можно крепить и перевозить 20- и 40-футовые контейнеры в два яруса (второй ярус - пустые контейнеры). Крепление контейнеров производится крепежными элементами типа «твистлок». Крышки могут быть уложены друг на друга в три яруса. Ограничительные и указательные обоймы, установленные на поперечных и продольных комингсах люков, обеспечивают точную укладку крышек на комингсы. Все крышки закрываются вручную винтовыми задрайками.
      В трюмах № 2-4 размещается 278 40-футовых контейнеров, а в трюмах № 1, 5, 6 - 44 20-футовых (все контейнеры высотой 8 футов). На палубе устанавливается 55 40-футовых контейнеров с грузом и столько же порожних или по 112 20-футовых контейнеров соответственно.
      На палубе могут перевозиться рефрижераторные контейнеры, для чего там установлена 81 штепсельная розетка (18 из них предназначены для 40-футовых контейнеров). Питание контейнеров осуществляется от бортовой сети - двух трехфазных трансформаторов типа DTK260 мощностью по 250 кВА, 380/880/220В. Розетки питаются от шести групповых щитов. Щиты группами (по три) могут получать питание напряжением 380 и 220В.
      На судне оборудованы каюты для 62 человек, включая 39 членов экипажа, лоцмана, 8 пассажиров, 4 практикантов. В состав жилых помещений входят 2 блок-каюты для капитана и старшего механика (кабинет, спальня, прихожая, санузел с ванной); 2 блок-каюты для первого помощника капитана и старшего помощника (кабинет, спальня, прихожая, санузел с душем); 5 аналогичных кают без прихожей; 9 одноместных кают (санузел с душем); 16 одноместных кают, оборудованных санузлами с душем на каждую пару кают, с умывальниками в каждой каюте; 9 двухместных кают (санузел с душем). Отделка и оформление интерьеров общественных, бытовых и служебных помещений выполнены с учетом современных требований, предъявляемых для судов такого типа.
      Якорное устройство судна состоит из двух якорей повышенной держащей силы (каждый массой 4500 кг) и одного запасного. Для подъема якорей установлено два якорных шпиля на главной палубе с общим приводом. Шпили имеют указатели длины вытравленной цепи. Можно производить и дистанционную отдачу предварительно подготовленного якоря с мостика.
      Для швартовки контейнеровоза в носу на главной палубе и в корме на второй палубе установлено по три автоматических лебедки с турачкой типа 3AVW8L(R) с тяговым усилием 8 тс. В районе поста вахтенного матроса на главной палубе по обоим бортам имеется световая и звуковая сигнализация, оповещающая об изменении заданного автоматического режима работы лебедок.
      Спасательные средства судна состоят из двух пластмассовых полузакрытых моторных шлюпок вместимостью 51 человек каждая и скоростью 4 уз. Кроме того, имеются надувные спасательные плоты в пластмассовых контейнерах с автоматическим пусковым устройством, один из которых рассчитан на 12, а другой - на 20 человек. Имеются также плот на 8 человек и пластмассовая моторная рабочая шлюпка. Для погрузки провизии, судового снабжения, спуска рабочей шлюпки и обслуживания шахты МО на корме установлены две грузовые стрелы длиной 16 м и грузоподъемностью 5/3 т. Грузовое устройство обслуживается электрогрузовыми лебедками с тяговым усилием 3 тс.
      Для погрузки продуктов в рефрижераторные камеры и подачи их на камбуз предусмотрен подъемник грузоподъемностью 150 кг. Для подъема пищи с камбуза в буфет имеется лифт. Рядом с шахтой МО с левого борта установлен пассажирский лифт, который работает между палубой платформы и палубами надстройки. Лифт рассчитан на подъем трех человек.
      Рулевая машина, установленная на судне, - электрогидравлическая двухцилиндровая типа ZRa 40/60U 35 с рабочим моментом на баллере руля 40 тсм. При нормальном режиме работает один насосный агрегат, второй - резервный. В помещении рулевой машины установлены распределительные щиты с аппаратурой управления, контроля и защиты.
      Главный двигатель судна - двухтактный, крейцкопфный, простого действия, с петлевой продувкой и турбокомпрессорным наддувом реверсивный дизель типа Зульцер 6RND90, мощностью 17400 э. л. с. при 122 об/мин, изготовленный заводом X. Цегельски, ПНР. Двигатель может работать на тяжелом топливе с вязкостью до 1500 с Редвуда 1 при 100°F. Турбонагнетатели типа VTR-631-1 создают давление наддувочного воздуха 2,25-2,75 кгс/см2. Для работы двигателя на режимах «малого хода» имеется специальная воздуходувка с электроприводом. Главный двигатель оборудован стационарной системой мойки подпоршневых полостей, продувочного ресивера, воздушной полости воздухоохладителей, зарубашечного пространства и полости охлаждения поршней при помощи химических средств, а проточной части турбин - пресной водой.
      Судовая электростанция укомплектована четырьмя дизель-генераторами, где в качестве привода установлены двигатели типа 8VD36/24-A-1 мощностью по 600 э. л. с. каждый при 500 об/мин. Расход топлива - 160 г/э.л.с.-ч +5%. Ходовой режим судна обеспечивается работой двух дизель-генераторов. Электрические генераторы - производства ГДР типа SSED639-12V. Их мощность 500 кВА, напряжение 390 В, ток переменный, частотой 50 Гц. Предусмотрена автоматическая и ручная точная синхронизация генераторов. Приводом аварийного дизель-генератора является двигатель типа 6VD21/15-2 мощностью 137 э.л.с. при 1000 об/мин, который работает на генератор типа ED-408-6 мощностью 150 кВА.
      Сепарация топлива обеспечивается двумя сепараторами тяжелого топлива типа МАРХ-309 производительностью по 4550 л/ч и сепаратором дизельного топлива типа МАРХ-207 производительностью 5750 л/ч. Сепаратор МАРХ-207 взаимозаменяем с сепаратором смазочного масла. Все сепараторы самоочищающегося типа.
      Снабжение судна паром обеспечивается котельной установкой. Вспомогательный однобарабанный водотрубный котел с воздухоподогревателем имеет производительность 2,6 т/ч при рабочем давлении 5-7 кгс/см2. Котел работает на жидком топливе, он оборудован форсункой типа «Сааке». Утилизационный котел типа «Ла-Монт» с многократной принудительной циркуляцией имеет паропроизводительность 2,5 т/ч при давлении 7-8 кгс/см2 и 85% нагрузки главного двигателя. Оба котла автоматизированы, они могут работать в параллельном режиме.
      На судне установлена опреснительная установка типа SEA-25P производительностью 20/24 т в сутки, которая использует тепло охлаждающей воды цилиндров главного двигателя.
      Для удовлетворения потребностей в сжатом воздухе на судне имеются два главных компрессора производительностью по 410 м3/ч при давлении 30 кгс/см2, вспомогательный компрессор (63 м3/ч, 30 кгс/см2) и компрессор для хозяйственных нужд (160 м3/ч, 6 кгс/см2).
      Холодильная установка провизионных камер обслуживается двумя компрессорами. Поддержание заданной температуры обеспечивается работой одного компрессора. Применяемый хладагент - фреон-12.
      Система кондиционирования воздуха включает в себя три центральных кондиционера, которые подают воздух в жилые и общественные помещения, госпиталь, радиорубку, ЦПУ и спортзал. Имеются также вдувная и вытяжная вентиляция служебных помещений и система естественной вентиляции.
      Сепаратор трюмных вод обеспечивает высокую степень их очистки. Для слива трюмных вод в порту на судне есть специальная цистерна емкостью 10,4 м3 и цистерна для сборки фекальных вод, а также система сдачи этих вод в береговые емкости.
      На судне оборудованы механическая, электрическая и газоэлектросварочная мастерские, что дает возможность экипажу выполнять большую долю ремонтно-профилактических работ своими силами. На платформе в машинном отделении расположен ЦПУ, который звукоизолирован и подключен к системе кондиционирования. В ЦПУ находятся пост управления главным двигателем, пульт контроля, шкаф управления пневмоэлектрической системой ДАУ, релейный шкаф автоматики насосов, главный распределительный щит, шкаф управления автоматикой котлов, пост управления клапанами осушительно-балластной и топливной систем, а также устройство для измерения уровня в цистернах.
      Для автоматизации эксплуатации машинной установки классификационный знак автоматизации не определен, но объем автоматизации позволяет производить обслуживание установки на ходу судна с вахтой только в ЦПУ и круглосуточное безвахтенное обслуживание на стоянке в порту. Работа машинной установки при безвахтенном обслуживании контролируется системой аварийно-предупредительной сигнализации, которая извещает о состоянии установки вахтенного штурмана на ходовом мостике и дежурного механика.
      Подготовка, запуск и остановка механизмов, обслуживающих главный двигатель, производятся вручную с местного поста, но насосы и воздушные компрессоры основных систем и дизель-генераторы могут быть включены из ЦПУ. Все системы, обеспечивающие работу главного двигателя, оборудованы приборами дистанционного контроля давлений и температуры.
      Главный двигатель 6RND90 оборудован системой дистанционного пневмоэлектрического автоматизированного управления типа ZSPN23 из рулевой рубки и управлением с помощью механических тяг из ЦПУ. Система ДАУ обеспечивает пуск, реверс, изменение частоты вращения и остановку главного двигателя при помощи одной рукоятки датчика машинного телеграфа на пульте ходового мостика. Эти функции могут также выполняться машинными телеграфами, которые установлены в рулевой рубке с левого и правого бортов и механически связаны с машинным телеграфом пульта ходового мостика.
      Контейнеровоз оснащен необходимой аппаратурой электрорадионавигации и связи, отвечающей требованиям ВАКР.


Схема общего расположения судна



ФОТОГРАФИИ  




Источник: Г. Терентьев. Контейнеровоз «Художник Сарьянс». / ж. "Морской флот" № 1, 1977, 41-45 с.  
Scan: ??? Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024