статья из журнала "Морской флот"
Техника Морского флота
«ИВАН СКУРИДИН» — РОЛКЕР С НОСОВОЙ РАМПОЙ
В начале 1976 г. флот Камчатского
пароходства пополнился теплоходом
«Иван Скуридин», построенным, на судостроительном
заводе имени А. А. Жданова в Ленинграде.
Новое судно — первый ролкер
отечественной постройки — имеет
неограниченный район плавания и
предназначено для перевозки колесной
техники, легковых автомашин,
ролл-трейлеров, контейнеров
международного стандарта, в том
числе 20 рефрижераторных, а также
пакетированных генеральных грузов.
Теплоход спроектирован и построен
на класс Регистра СССР
KM * Л2 A2. Он оборудован
универсальной забортной носовой
рампой, внутренней аппарелью,
гидроподъемником, а также подъемными
платформами в твиндеке и в
трюме для перевозки легковых автомашин.
Основные характеристики
Длина:
наибольшая ... 139,6 м
между перпендикулярами ... 127,4 м
Ширина наибольшая ... 19,2 м
Высота борта до верхней палубы ... 13,1 м
Осадка по летнюю грузовую марку ... 6,62 м
Высота грузовых помещений в свету:
твиндека ... 5,22 м
трюма ... 4,25 м
Водоизмещение ... 10600 т
Дальность плавания ... 5000 миль
Дедвейт при осадке 6,62 м ... 4600 т
Скорость ... 17 уз
Возможны следующие варианты загрузки ролкера:
Контейнеры 20-футовые ... 242 шт.
Трейлеры (ролл-трейлеры) 20-футовые ... 125 шт.
Трейлеры (ролл-трейлеры) 40-футовые ... 64 шт.
Автомашины "Жигули» ... 493 шт.
Судно оборудовано пассивными
успокоителями (цистернами) качки
и автоматической антикреновой
системой, обеспечивающей минимальный
крен при проведении грузовых операций.
На судне размещаются экипаж
из 31 человека и 4 практиканта.
Для обеспечения необходимых
санитарно-гигиенических и
комфортных условий для работы и
отдыха экипажа судно оборудовано
соответствующими бытовыми системами.
Судовые устройства, установленные
на ролкере, обычного типа.
Имеются автоматические швартовные
лебедки и подруливающее устройство.
Предусмотрена бортовая погрузочная
техника финской фирмы «Валмет».
Для проезда колесной техники с
грузом с берега на судно и обратно
установлена носовая рампа с
электрогидравлическим приводом.
Длина проезжей части рампы около
23 м, ширина 5 м; габариты проезда
по рампе следующие: ширина
7 м (на высоте от 1 м), высота
4,5 м. Работа рампы возможна при
высоте причала от 1,8 до 3,5 м, ее
прочность обеспечивает проезд
колесной техники общей массой 65 т.
Рампа может поворачиваться на
оба борта на угол до 45°. Для
установки рампы в рабочее положение
предусмотрен подъем носовой части
корпуса судна, привод подъема гидравлический.
Проезд колесной техники на
верхнюю и главную палубы, а
также автомобильную платформу
твиндека обеспечивается при помощи
внутреннего аппарельного устройства,
состоящего из двух секций.
При въезде на верхнюю палубу
работают обе части аппарели
одновременно, для въезда на
главную палубу и автомобильную
платформу работает носовая часть
аппарели. Привод аппарели гидравлический.
Для перевозки легковых автомобилей
в трюме и твиндеке судна
предусмотрены подвесные
механизированные платформы с
гидравлическим приводом.
Грузовые операции между вторым
дном и главной палубой обеспечиваются
при помощи подъемника с гидравлическим
приводом грузоподъемностью 40 т с
платформой размерами 6,2х13 м. В
походном положении платформа
находится заподлицо с главной
палубой и служит водонепроницаемым
люковым закрытием проема
главной палубы. Подъемник имеет
одну промежуточную остановку на
уровне автомобильной платформы
в трюме. Управление подъемником
производится с пультов управления,
расположенных на всех палубах,
где останавливается его грузовая
платформа. Закрытия в переборках
при въезде на внутреннюю
аппарель (таранная переборка) и
на верхнюю палубу имеют
гидравлические приводы, прочность
закрытий удовлетворяет требованиям
Правил Регистра СССР.
Противопожарные средства судна
состоят из водяной, жидкостной
и углекислотной систем, а также
системы паротушения.
Кроме обычных общесудовых
систем, на судне имеется система
замера остойчивости.
Энергетическая установка ролкера
расположена в кормовой части.
Главный двигатель — дизель
5ДКРН62/140-3 мощностью
6100 э.л.с. при 140 об/мин,
изготовленный Брянским
машиностроительным заводом по
лицензии фирмы «Бурмейстер и Вайн».
Потребности судна в электроэнергии
обеспечивают три вспомогательных
дизель-генератора ДГР 400/500-2
с генераторами типа ГМС-14-29-12
трехфазного тока, синхронными,
номинальной мощностью по 400 кВт при 400 В,
50 Гц, 500 об/мин с автоматическим
регулированием напряжения
и системой самовозбуждения. Сеть
освещения и бытовых приборов
получает питание от двух трехфазовых
трансформаторов типа ТСЗ-100/0,5
мощностью по 100 кВА каждый.
Котельная установка ролкера
включает в себя автоматизированный
агрегат КАВ 1,6/7, работающий
на жидком топливе, паропроизводительностью
1,6 т/ч и утилизационный котел КУП 150/8
паропроизводительностью 1,8 т/ч.
Для обеспечения двусторонней
связи с судами и берегом на судне
установлены радиопередатчики
средних воли «Муссон» и
коротковолновый «Бриг», радиоприемник
«Шторм-1», буквопечатающая и
фототелеграфная аппаратура, а
также другое оборудование для
внешней связи и средства аварийной
радиосвязи. В состав радионавигационных
средств входят радиопеленгатор «Румб»,
радиолокатор «Океан-11», а также
корабельные приемоиндикаторы.
Электронавигацнонное оборудование
включает в себя гирокомпас «Курс-4»,
лаг МГЛ-25М, эхолот НЭЛ-10, магнитный компас КМО-Т.
Управление судном осуществляется
из совмещенной ходовой рубки,
все приборы судовождения
встроены в специальный пульт.
Объем средств автоматизации,
централизация управления и контроля
энергетической установки
позволяют обеспечивать ее обслуживание
на ходу одному вахтенному из ЦПУ
с периодическим обходом машинного
отделения и безвахтенное обслуживание на стоянке.
Главный двигатель оборудован
системами дистанционного управления
из ЦПУ и дистанционным
автоматизированным управлением
из ходовой рубки. Системы ДУ и
ДАУ обеспечивают пуск, изменение
режимов, реверсирование и
остановку двигателя.
В ЦПУ размещены пульты управления
и контроля за работой
технических средств, щиты систем
управления главным двигателем и
вспомогательными механизмами и
другое оборудование.
Первые месяцы эксплуатации
ролкера «Иван Скуридин» между
портами Латвии и Европы показали
его хорошие эксплуатационные
качества благодаря относительно
большой скорости хода (свыше
17 уз), удобству проведения
грузовых работ через поворотную
носовую рампу и др.
Ролкеры получают все большее
распространение в международной
практике и в настоящее время
являются одними из самых рентабельных
судов. Однако для получения
наибольшего экономического
эффекта от их эксплуатации в
составе отечественного морского
флота нам представляется необходимым
провести некоторые организационные
мероприятия, которые бы позволили
сократить стояночное время ролкеров.
Для этого участки обработки таких
судов должны быть полностью
подчинены выполнению их рейсовых
заданий. Так как грузовые работы
на ролкерах можно начинать
уже через 10—15 мин после их
швартовки, то должны быть обеспечены
как готовность груза, так
и необходимая численность
обслуживающего персонала для работы
с подвижной техникой. Без этого
экономический эффект, который
может быть получен от эксплуатации
ролкеров, практически сводится
на нет. Очевидно, что все
нужды судна по обеспечению его
снабжением, топливом, продуктами
питания и т.п. должны быть
удовлетворены в период проведения
грузовых операций.
Подготовку ролкера к грузовым
операциям, по-видимому, следует
начинать еще при подходе к причалу,
в частности производить вентиляцию
трюмов, их освещение, готовить
специализированную гидравлическую систему и др.
Учитывая, что ролкеры работают
«на коротком плече» и очень
мало стоят в портах, для обеспечения
нормального отдыха экипажа
в море и на берегу целесообразно
организовать подменные экипажи,
которые выходили бы в рейсы, а
также специализированные ремонтные
бригады, выполняющие профилактический
ремонт механизмов, покраску и т.д.
В составы экипажей должны быть включены
специалисты по гидравлическим системам,
которые существенно отличаются от обычных судовых.
Опыт сдачи и начальный период
эксплуатации головного ролкера
«Иван Скуридин» показали, что
необходимо выполнить ряд мер по
улучшению последующих судов серии.
Так, пост управления рампой
и подъемным носовым устройством,
а также пост управления антикреновой
системой следует разместить в одном
помещении, с хорошим обзором на оба борта
в направлении опорной секции рампы.
В районе въезда на судно (с рампы)
желательно предусмотреть
грузовую канцелярию, так как ее
существующее расположение в
надстройке неудобно. Следует также
предусмотреть место для вахтенного
матроса и тальмана, оборудованное
постом внутрикорабельной связи.
В дальнейшем вместо двух носовых
подруливающих устройств
следует устанавливать одно с
суммарным упором, так как два
агрегата требуют больших трудозатрат
на обслуживание, чем один.
В заключение следует отметить,
что, несмотря на указанные недостатки,
приемная комиссия, и экипаж,
участвовавший в приемке
ролкера, дали ему высокую оценку.
С. Ухин,
руководитель группы наблюдения ММФ на судостроительном заводе имени А.А. Жданова.
|