ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника Морского флота


РОЛКЕРЫ В ЭСТОНСКОМ ПАРОХОДСТВЕ (типа "Хейнлайд")

      В 1974-1975 гг. флот Эстонского пароходства пополнился пятью ролкерами (судами типа "ро-ро"): "Вийрелайд", "Кессулайд", "Хейнлайд", "Манилайд" и "Суурлайд", построенными по одному проекту в 1971-1973 гг. в ФРГ и Турции на класс Германского Ллойда * 100А4, ЕЗ * МС ЕЗ.


Основные характеристики теплохода
Длина:
    наибольшая ... 80,2 м
    между перпендикулярами ... 70,8 м
Ширина на миделе ... 12,89 м
Высота борта
    до главной палубы ... 8,32 м
    до палубы твиндека ... 4,2
Осадка в грузу средняя ... 4,17 м
Дедвейт ... 1500 т
Водоизмещение при осадке 4,17 м ... 2726 т
Мощность главных двигателей ... 2110 э.л.
Скорость ... 13 уз
Район плавания теплохода по классификации Регистра СССР-1-й oграниченный.

      Судно - двухпалубное с надстройкой бака и кормовым расположением машинного отделения. Kоpмовая часть верхней палубы приподнята. Нижняя палуба в кормовой части имеет по бортам возвышенные участки, а в средней части - наклонный участок для въезда колесной и гусеничной техники. Двойное дно предусмотрено только в пределах грузовых помещений. Междудонное пространство используется под балластные и топливные танки.
      Грузовые помещения трюма и твиндека не разделены поперечными переборками. Кроме переборки форпика, простирающейся от киля до верхней палубы, имеются еще три водонепроницаемые переборки в кормовой части судна, идущие до нижней палубы. Ими выделяются помещения машинного отделения, диптанки пресной воды и румпельное отделение.
      Продольными выгородками на твиндеке в районе возвышенных участков нижней палубы выделены помещения для вспомогательных механизмов машинного отделения, механизмов гидроприводов, мастерская и др. Через эти помещения проходят шахты машинного отделения.
      Между продольными выгородками расположена проезжая часть твиндека.
      Двойные борта предусмотрены на твиндеке от форпиковой переборки до выгородок помещений вспомога- тельных механизмов, а в трюме - между 35- и 38-м шпангоутами. Пространство между бортами на твиндеке представляет собой сухие отсеки. В районе трюма это пространство используется под балластные танки. Отверстия в настиле внутреннего дна связывают их с балластными танками междудонного пространства.
      Корпус судна имеет ледовые подкрепления.
      Жилые помещения, рассчитанные на 20 человек экипажа, размещены в кормовой рубке. Каюты - одно- и двухместные с современной отделкой из пластика. Кают-компания и столовая экипажа имеют по семь посадочных мест. Камбуз находится между кают-компанией и столовой. что создает удобство для обслуживания. Рядом с камбузом в средней части рубки расположена провизионная кладовая, оборудованная вместительными холодильными шкафами. Рефрижераторной кладовой на судне не предусмотрено.
      Жилые помещения оборудованы искусственной вентиляцией. Отопление - водяное. На судне предусмотрена закрытая фановая система. Емкость фекальной цистерны 2,3 м3.
      Имеется бюро для грузового помощника.
      Вместимость грузового трюма (насыпью) составляет 1326 м3, а твиндека вместе с проезжей частью в корме-3380 м3. Ширина проезжей части твиндека 5,4 м. На кормовом транце на шарнирах на уровне твиндечной палубы укреплена аппарель.
      Ширина проезжей части аппарели 4,6 м, длина аппарели 8 м. Наибольший угол ее наклона 10° ниже горизонта.
      Люк верхней палубы размерами 43,8х10,2 м оборудован люковым закрытием системы Мак Грегор с гидроприводом. Люковое закрытие состоит из четырех одинаковых по размеру крышек. Две из них могут быть приподняты при помощи гидроподъемников, установленных на продольных комингсах люка. Две другие перемещаются на роликах при помощи гидромотора и цепной передачи и могут быть подведены под приподнятые крышки. В таком "спаренном" состоянии крышки можно перемещать вдоль люка.
      Таким образом, максимально просвет люка составляет 21,9х10,2 м. Подобное устройство люкового закрытия позволяет изменять просвет люка для грузовых операций или устраивать два просвета.
      На твиндечной палубе имеются три люка: люк №1 - 6,56х5,5 м. №2-23,2х10,2 м и №3 - 11,54х10,2 м.
      Люк № 1 закрывается тремя крышками понтонного типа при помощи берегового крана.
      Закрытия люков № 2 и 3 системы Мак Грегор Эрманс состоят из отдельных крышек шириной около 800 мм. соединенных друг с другом специальными стяжками регулируемой длины. При открытии крышки скользят по специальным направляющим и складываются в "пакет". При этом "пакет" занимает определенную часть люка. Привод закрытий люков № 2 и 3 - электромеханический.
      При открывании люка №2 половина крышек собирается в нос и половина - в корму. Крайние крышки не смещаются, максимальный просвет люка составляет 18,7х10,2 м. При открывании люка № 3 все крышки собираются у крайней носовой неподвижной секции; максимальный просвет люка при этом 9,3х10,2 м.
      Кормовая аппарель опускается и поднимается при помощи тросового устройства с гидроприводом. В закрытом состоянии аппарель фиксируется при помощи гидрофиксаторов.
      Допускаемая нагрузка на люковые крышки верхней палубы 1,084-1,455 т/м2. На крышки можно грузить в один ряд двадцатифутовые контейнеры массой до 20 т или сорокафутовые массой до 30 т.
      Допускаемая нагрузка на люковые закрытия твиндечной палубы и аппарель 2,952 т/м2. Прочность люковых закрытий и аппарели допускает погрузку трейлеров с давлением на четырехколесную ось 18,5 т.
      На судно может быть погружено 100 двадцатифутовых контейнеров, из них 19-в трюм и 52-на твиндек. На внутреннем дне и на крышках люков предусмотрены специальные устройства для стандартных фитинговых креплений контейнеров. На палубе, в твиндеке и в трюме имеются розетки для подключения рефрижераторных контейнеров.
      Предусмотрена искусственная вентиляция трюма и твиндека. Четыре электровентилятора производительностью по 20 тыс. м3/ч подают воздух в твиндек и два - в трюм.
      На судне установлен брашпиль с гидроприводом фирмы "Стеен Хелмсхорн."
      Рулевая машина - гидравлическая фирмы "Баас", тип 3/65. Два гидроцилиндра рулевой машины работают от гидронасоса производительностью 22 л/мин.
      Имеется носовое подруливающее устройство туннельного типа фирмы "Кляйн Шанцлинт Бекер", типа РВО 1000.
      Спасательное устройство состоит из двух моторных шлюпок вместимостью 20 человек каждая и надувного спасательного плота на 20 человек. Шлюпбалки - шарнирного типа. Лебедка для спуска шлюпок - с ручным приводом.
      Главный двигатель судна - дизель "Бурмейстер и Вайн-Альфа" 16V23 HU, четырехтактный, V-образный, 16-цилиндровый, с наддувом, нереверсивный.
      Основные характеристики дизеля Мощность эффективная ... 2110 э.л.с. Частота вращения ... 800 об/мин Диаметр цилиндра ... 225 мм Ход поршня ... 300 мм Удельный расход топлмва ... 165± ±5 г/э.л.с.-ч
      На двигателе установлены два турбовоздухонагнетателя фирмы "Броун Бовери", типа VTR 250.
      Основное управление дизелем - ручное, из машинного отделения. Пневматическое дистанционное управление позволяет изменять частоту вращения с ходового мостика. Туда же выведена кнопка аварийной остановки двигателя.
      Система охлаждения дизеля - замкнутая. Насосы системы охлаждения, осушительный и масляный навешены на главный двигатель.
      Мощность к винту передается через эластичную муфту и редуктор с передаточным отношением 2,667. В дейдвудном устройстве применены уплотнения "Симплекс".
      На судне установлены трехлопастный вннт регулируемого шага диаметром 2570 мм. Частота вращения винта - 300 об/мин. Механизм изменения шага выполнен с гидроприводом. Управление им вынесено на ходовой мостик. Имеется также аварийное управление механизмом изменения шага из машинного отделения.
      С носового конца на двигатель навешен валогенератор (передача - ременная) мощностью 240 кВТ. Напряжение 231/400 В, ток переменный частотой 50 Гц.
      Кроме валогенератора, источниками электроэнергии на судне являются вспомогательный и стояночный дизель-генераторы фирмы "Клёкнер-Хумбольт-Дейтц". Первый из них, расположенный на твиндеке в выгородке по правому борту, типа F8L714 имеет мощность 120 л. с. при 1500 об/мин (мощность генератора 90 кВА). Второй, расположенный в надстройке бака. типа F6L912 имеет мощность 57 л. с. при 1500 об/мин (мощность генератора 41 кВА). Запуск вспомогательных дизелей - стартерный от аккумуляторных батарей, охлаждение - воздушное.
      На ходу потребности судна в электроэнергии полностью обеспечивает один валогенератор. При проходе узкостей и швартовках валогенератор работает на подруливающее устройство, а остальных потребителей обслуживает вспомогательный дизель-генератор.
      На судне установлен вспомогательный котел водяного отопления с автоматической форсункой теплопроизводительностью 130 тыс. ккал/ч.
      Имеется также сепаратор льяльных вод - четырехкамерный, отстойного типа, производительностью 0,4 м3/ч, обеспечивающий содержание нефтепродуктов на выходе до 20 мг/л. Емкость цистерны для сбора льяльных вод и остатков сепарации 1,5 м3.
      Все вспомогательные механизмы машинного отделения - электроприводные. Предусмотрена искусственная вентиляция машинного отделения. Производительность электровентиляторов составляет 2х20 тыс. м3/ч.
      Судно оборудовано противопожарными системами: водотушения, углекислотного тушения и высокократного пенотушения.
      Посты и приборы управления судном в основном собраны на специальном пульте, смонтированном вдоль лобовой переборки рулевой рубки. На пульте размещены дистанционные посты изменения частоты вращения главного двигателя, управления механизмом изменения шага ВРШ и управления работой подруливающего устройства. Там же установлен миниатюрный машинный телеграф на случай передачи управления главным двигателем и механизмом изменения шага ВРШ в машинное отделение и др.
      На судне установлено следующее электрорадионавигационное оборудование: гирокомпас фирмы "Арма/Браун" типа МК-10 (весь прибор смонтирован в пульте). Время прихода в меридиан - два часа. Имеются также два курсоуказателя (на самом приборе и перед рулевым); радиолокатор фирмы "Келвин Хюджес" типа 17. Рабочие диапазоны от 2,5 до 24 миль. РЛС расположена по правому борту в рубке. Рядом с РЛС размещен дублирующий пост рулевого управления, что позволяет судоводителю выполнить маневр, не отрываясь от экрана РЛС; радиопеленгатор фирмы "Плат/Хагенук" типа GPE 52Г, размещен в штурманской рубке над штурманским столом; эхолот фирмы "Келвин Хюджес" типа MS 39 F/м с диапазоном до 680 м, оборудованный самописцем, расположен на кормовой переборке рулевой рубки; авторулевой фирмы "Триге Титан" типа ВЗ. Размещается на пульте в рулевой рубке.
      Судно оборудовано современной однополосной радиоаппаратурой: главный передатчик фирмы "Дебег" типа SE-748A1 с фиксированными частотами; главный приемник той же фирмы типа SE-748 работает в диапазоне от 1,6 до 22 МГц; комплекс аварийной аппаратуры фирмы "Дебег" типа SE-735 мощностью 135 Вт с фиксированными частотами.
      В каждый передатчик встроены автоподатчики сигналов тревоги и бедствия. Имеется также автоматический приемник сигналов тревоги и бедствия.
      Установленная на пульте управления в рулевой рубке УКВ радиостанция SM-41 имеет 28 каналов. Мощность радиостанции может регулироваться в диапазоне от 0,5 до 20 Вт.
      В радиорубке установлен также всеволновый радиоприемник фирмы "Дебег" типа 7201, работающий в Диапазоне от 69 кГц до 30 МГц.
      Шлюпочные радиостанции фирмы "Маринетта" типа 371А16.
      Судно обладает хорошими мореходными качествами. Наличие носового подруливающего устройства обеспечивает ему достаточную маневренность. Благодаря большой вместимости балластных танков и их удачной компоновке судно остойчиво даже при таком неблагоприятном случае загрузки: контейнеры общей массой 130 т-на люке верхней палубы, 20 трейлеров по 25 т каждый - на твиндеке, трюм - пустой.
      К числу существенных недостатков теплохода следует отнести ограниченную высоту помещения грузового трюма, что не позволяет перевозить контейнеры американского стандарта, повышенную вибрацию и высокий уровень шума в машинном отделении, в жилых и служебных помещениях, а также отсутствие системы летнего кондиционирования воздуха. Кроме того, устройство аппарели на транце предопределяет необходимость ошвартовки судна кормой.
      Опыт эксплуатации этих судов в Эстонском пароходстве показал, что они могут быть эффективно использованы на перевозках контейнеров. колесной и гусеничной техники, генеральных грузов, строительных конструкций. Так, выгрузка контейнеров в Ленинградском порту занимает не более 10 ч.
      При перевозке бумаги в рулонах или генеральных грузов автопогрузчик из трюма подает груз на твиндек, откуда другие автопогрузчики через аппарель выгружают его на берег.
      Усиленная вентиляция грузовых помещений позволяет перевозить на этих судах цитрусовые.

В. Барон,
начальник технического отдела Эстонского пароходства





ФОТОГРАФИИ




Источник: В. Барон. Ролкеры в Эстонском пароходстве. / ж. "Морской Флот" № 10, 1975, 44-48 с.   
Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024