статья из журнала "Морской флот"
Техника морского флота
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СУХОГРУЗНЫЕ СУДА ТИПА "ЮНЫЙ ПАРТИЗАН"
О. Дидоренко,
старший приемщик В/О "Судоимпорт" в г. Турну-Северин (Румыния)
Наряду с пополнением советского морского флота
крупнотоннажными специализированными судами в его
состав поступают суда небольшого тоннажа многоцелевого назначения.
В настоящее время на двух верфях Социалистической
Республики Румынии - в Турну-Северине и Олтенице -
строится большая серия (24 единицы) таких
судов. Головное судно этой серии, теплоход "Юный партизан",
плавает в Эстонском пароходстве.
Суда типа "Юный партизан" предназначены для
перевозки генеральных грузов (в том числе на поддонах
и в пакетах), контейнеров, цитрусовых и других
фруктов без охлаждения, а также легковоспламеняющихся
грузов типа хлопка, спичек и т. д. во всех трюмах.
Кроме того, в трюме № 1 предусмотрена возможность
перевозки горюче-смазочных материалов в таре.
Судно приспособлено также для перевозки в трюмах
и на крышках люков 58 двадцатифутовых контейнеров.
Теплоход, спроектированный и построенный на класс
Регистра СССР КМ*Л2, имеет неограниченный район
плавания. Запасы топлива и масла обеспечивают дальность
плавания 4000 миль, запасы пресной воды рассчитаны на 30 сут.
Основные характеристики:
Длина, м |
|
наибольшая |
88,75 |
между перпендикулярами |
80, 25 |
Ширина, м |
12,8 |
Высота, м |
|
до главной палубы |
6,7 |
до промежуточной палубы |
4,2 |
Осадка, м |
|
максимальная |
5,2 |
по тоннажную марку |
4,15 |
Вместимость, рег. т |
|
валовая |
2079 |
чистая |
918 |
Объем трюмов, м3 |
3200 |
Мощность главного двигателя при
300 об/мин, л.с. |
2080 |
Скорость в грузу, уз |
12,9 |
Экипаж, чел. |
25 |
"Юный партизан" - одновинтовой теплоход с избыточным
надводным бортом, транцевой кормой, баком
и удлиненной палубой юта. Машинное отделение и
помещения для экипажа находятся в корме.
Корпус судна, изготовленный из углеродистой стали,
имеет две палубы. Пять поперечных непроницаемых
переборок образуют три грузовых трюма, машинное
отделение, форпик и ахтерпик. Грузовые трюмы
делятся промежуточной палубой на трюм и твиндек.
В двойном дне в районе грузовых трюмов расположены
балластные и топливные танки, а в районе машинного
отделения - топливные, масляные и сточные танки.
На баке находятся малярная, шкиперская, плотницкая
и электрогазосварочная мастерские. Рулевая рубка,
радиорубка, жилые и общественные помещения, а
также различные кладовые расположены в кормовой
надстройке; помещения лебедок, станция углекислотного
тушения, магнитные станции - на главной палубе
между трюмами № 2 и 3.
Размеры грузового трюма № 1 в свету составляют
8,8х7,7 м, а трюмов № 2 и 3 - 12,9х10,2 м.
Трюмы на главной и промежуточной палубах
закрываются крышками типа "Фольдинг" с гидроприводом
"Гидростер" (изготовлен по лицензии фирмы "Мак-Грегор")
с двумя насосами. Управление верхними и
нижними крышками происходит с постов управления
на верхней палубе у комингсов люков.
Грузовые мачты судна Т-образные, безвантовые. Одна
такая мачта находится на баке, другая - между
трюмами № 2 и 3. Грузовое устройство состоит из
трех механизированных стрел. Грузоподъемность стрел,
обслуживающих трюмы № 1 и 3 - 5/10 т, а трюм
№ 2 - 10/20 т. На каждую стрелу работает одна
грузовая лебедка ЛЭ-72 и две топенантные ЛЭ-71 (для
трюма № 2 - ЛЭ-72).
Грузовые трюмы оборудованы системой принудительной
вдувной вентиляции, которая обслуживается
шестью осевыми двухступенчатыми вентиляторами,
обеспечивающими в каждом трюме 25 обменов воздуха
в час. Электровентиляторы трюма № 1 реверсивные -
вдувные/вытяжные взрывобезопасного исполнения.
Включение и выключение вентиляторов осуществляется
из рулевой рубки.
В состав якорного устройства входит брашпиль
советского производства типа Б6, два якоря Холла (плюс
один запасной) массой 1750 кг каждый, две якорные
цепи калибра 43 длиной 225 м.
Спасательное устройство включает в себя две
пластмассовые шлюпки, одна из которых моторная,
а другая с ручным приводом, и два спасательных плота
вместимостью по 10 чел. Имеется также алюминиевая
рабочая шлюпка с подвесным мотором и рабочий плот.
Для размещения экипажа оборудованы две блок-каюты,
десять одноместных кают для комсостава, пять
одноместных и четыре двухместных каюты для команды,
а также лоцманская каюта.
В качестве главного двигателя установлен восьмицилиндровый
реверсивный двигатель Зульцер 8 ТАД36
польского производства. Мощность двигателя составляет
2080 л. с. при частоте вращения 300 об/мин,
удельный расход топлива 168 г/л.с.-ч.
Управление главным двигателем осуществляется с
двух постов - автоматизированное из навигационной
рубки и неавтоматизированное (с помощью механических
тяг) из центрального поста управления (ЦПУ) в
машинном отделении. Система дистанционного управления
обеспечивает пуск, реверс, экстренный реверс,
изменение режима, остановку и аварийную остановку
главного двигателя. Для регистрации маневров установлен
реверсограф польского производства.
В ЦПУ находится комплекс систем дистанционного
контроля за работой энергетической установки,
включающий в себя стрелочные приборы, многоточечные
приборы по вызову, аварийно-предупредительную
сигнализацию. Отсюда же осуществляется запуск
механизмов. В ЦПУ находится и главный распределительный щит.
Судовая электростанция состоит из трех дизель-генераторов
ДГР 150/750 (дизель 6Ч 18/22 и генератор
ГСС 114-8М). Потребности в паре обеспечиваются двумя
котлами: автоматизированным производительностью
800 кг/ч при давлении 5 кгс/см2, работающим на жидком
топливе, и утилизационным производительностью
400 кг/ч с регулировкой производительности сбросом
излишков пара на конденсатор.
Для автоматического поддержания температур масла
в системе смазки и воды в системе охлаждения
применены терморегуляторы "Глориус".
Система топливоподготовки, позволяющая работать
на топливе ДТ-1, включает в себя сепаратор МАРХ 207,
топливные насосы, подогреватели с автоматическим
поддержанием заданных температур, визкозиметр
"Конофлоу" и др.
В систему сжатого воздуха входят два баллона для
пуска главного двигателя, два - для дизель-генераторов,
два компрессора, навешенных на главный двигатель,
один автоматизированный электрокомпрессор,
ручной аварийный компрессор. Имеется также
автоматизированный компрессор с баллоном для
хозяйственных нужд.
Система кондиционирования воздуха обеспечивает
вентиляцию, нагрев и охлаждение воздуха во всех
жилых, общественных и служебных помещениях, в том
числе в ЦПУ и на камбузе.
Пожарная безопасность обеспечивается водопожарной
системой (включающей в себя два центробежных
насоса и один аварийный с дизельным приводом),
воздушно-пенной установкой для машинного отделения,
системой высокократной пены и системой углекислотного
пожаротушения.
Судно оборудовано необходимыми средствами электрорадионавигации и связи.
В электрорадионавигационное оборудование судна
входят: авторулевой АТР2-10, гирокомпас "Курс-4",
радиолокатор "Дон", радиоприемник для радионавигационных
систем "Пирс-1". Судно оборудовано эхолотом
НЭЛ-5 и гидродинамическим лагом МГЛ-25М.
Радионавигационное оборудование включает в себя
передатчики "Муссон" и "Корвет", аварийный
радиопередатчик АСП-4, автоматический податчик сигналов
АПСТБ-1М, два приемника "Шторм", резервный
радиоприемник ПАС-ЗМ. автоматический приемник
сигналов тревог АПМ-3, радиотелефоны "Корабль-3" и "Акация".
Теплоходы типа "Юный партизан" пополняют состав
флота Эстонского, Латвийского, Литовского и Дунайского пароходств.
|