статья из журнала «Морской флот»
Техника морского флота
НОВОЕ СУДНО ТИПА «РО-РО» ( «Инженер Мачульский» )
В. Крестьянов,
инженер
В конце прошлого (1974) года состав советского морского
флота пополнился судами с горизонтальным способом
проведения грузовых операций (типа «ро-ро») — теплоходами
«Инженер Мачульский» и «Инженер Сухоруков», которые
построены в Финляндии на верфи фирмы «Холлминг» в г. Раума.
Судно, которому присвоен класс Регистра СССР с
символом КМ*Л2А2 (трейлер), спроектировано для
перевозки пакетированного генерального груза, колесной
техники, 20-футовых контейнеров международного
стандарта, а также пиломатериалов в пакетах. Кроме
того, на его верхней палубе можно перевозить до 20
рефрижераторных контейнеров.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА |
Длина |
|
наибольшая |
124,20 м |
между перпендикулярами |
110 м |
Ширина |
19,2 м |
Высота борта |
|
до главной палубы |
7,35 м |
до верхней палубы |
13,7 м |
Осадка |
|
конструктивная |
6 м |
наибольшая |
7,02 м |
Дедвейт |
3860/6249 т |
Скорость на испытаниях при осадке 6 м |
17,04 узла |
Мощность главного двигателя |
8000 л.с. |
Количество мест для команды |
36 чел. |
Вместимость грузовых трюмов, м3: |
|
По зерну |
По кипам |
Трюм № 1 |
1600 |
1480 |
Трюм № 2 |
3900 |
3750 |
Твиндек |
10500 |
10200 |
Итого |
16000 |
15430 |
Теплоход «Инженер Мачульский» представляет собой
судно полностью сварной конструкции, с одним
гребным винтом регулируемого шага, с носовым бульбовым
образованием и кормовым расположением машинного
отделения и жилой надстройки. Судно имеет
две палубы, под главной из которых находятся два
трюма, разделенные водонепроницаемой переборкой с
водонепроницаемыми воротами. В районе кормового
трюма предусмотрена двойная бортовая обшивка. Между
главной и верхней палубами располагается твиндек,
простирающийся почти на всю длину судна.
Грузовые устройства
Погрузка и разгрузка судна производятся горизонтальным
способом (по принципу «Ролл он — Ролл офф»). Для
этого теплоход оборудован угловой кормовой
аппарелью для въезда на борт колесной техники
с причала, параллельного ДП. Погрузочные машины
въезжают по этой аппарели на главную палубу.
Для обеспечения водонепроницаемости судно оборудовано
также кормовыми водонепроницаемыми воротами
с гидравлическим приводом.
Аппарель для въезда расположена под углом 45° к
ДП. Ее общая длина составляет 20,8 м, а ширина 5 м.
В месте стыка с корпусом судна ширина аппарели достигает
7,5 м. Аппарель состоит из трех частей: двух
18-метровых балок, дорожки и опорной въездной площадки.
На палубе юта установлены автоматические
гидравлические лебедки для подъема и опускания аппарели.
Для защиты кромки причала от перегрузки между
двумя балками установлены гидравлические цилиндры,
которые поднимают и опускают опорную площадку,
выравнивая таким образом нагрузку на причал.
Конструкция аппарели обеспечивает проведение грузовых
операцй при осадке судна 7,3 и дифференте
0,6 м на причал высотой от 0 до 2,2 м от уровня воды.
В случае осадки судна 4,8 и дифференте 2,5 м возможно
использование причалов высотой от 0,1 до 3,7 м.
т.е. уровень причала может быть на 1 м выше точки
крепления аппарели к корпусу и на 2,6 м ниже ее.
Время опускания аппарели составляет около 9 мин.
По левому борту для проезда погрузочных машин
на верхнюю палубу и в трюм расположены две внут-
ренние рампы длиной около 40 и шириной 5,1 м. Рампа,
ведущая в трюм, — стационарная. Рампа на верхнюю
палубу — подъемная. Для управления последней
под верхней палубой установлены две гидравлические
лебедки, которые с помощью тросов и направляющих
шкивов поднимают и опускают рампу за время порядка
1,5 мин. Посты управления гидравлическими лебедками
расположены по обоим концам рампы.
Для проезда на верхнюю палубу рампа поднимается
на кормовых шарнирах с носовой части. Для проезда
в трюм рампа поднимается с кормовой части до уровня
главной палубы (на носовых шарнирах). По окончании
грузовых операций она крепится с помощью гидравлики
на главной палубе, обеспечивая водонепроницаемость последней.
Над внутренней рампой на верхней палубе имеется
кап с отверстием для въезда на верхнюю палубу с
гидравлическим водонепроницаемым лацпортом.
В носовой части судна на главной и верхней палубах
расположены грузовые люки размером 12,4х6,4 м с
гидравлическими люковыми закрытиями. Люковые крышки,
выполненные заподлицо с палубами, разделены
на четыре секции. На верхней палубе они открываются
попарно в нос и корму, а на главной палубе все секции
складываются в нос.
Между верхней и главной палубами находится
подъемная площадка для автомашин общей площадью
около 900 м2. Въезд автомашин на площадку происходит
по специальной рампе, расположенной в кормовой
части судна.
Палубы и рампы судна рассчитаны на осевую нагрузку
до 3 тс/м2 , за исключением верхней палубы, на которой
равномерная нагрузка не должна превышать 2 тс/м2.
Для производства грузовых операций предусмотрены
бортовые погрузочные машины: два С-вана производства
фирмы «Валмет» (С-ван — автоконтейнеровоз, приспособленный
для установки контейнеров в два яруса внутри судна)
для 20-футовых контейнеров, а также вилочные
автопогрузчики грузоподъемностью 12 и 4 т.
С-ваны снабжены специальными захватами для перевозки
пакетированного генерального груза и рулонов.
Кроме того, для очистки палуб предусмотрена уборочная
машина с механическими щетками и устройством
для отсоса мусора. Все погрузочные и уборочные
машины оборудованы устройствами для нейтрализации
выхлопных газов.
При помощи этих погрузочных машин судно может
брать 5030 т генерального груза или 247 шт. 20-футовых
контейнеров со средней массой 14 т. На судне
можно также перевозить 486 легковых автомашин в
трюмах или 105 шт. 20-футовых ролл-трейлеров (47 шт.
40-футовых). Предусмотрена также перевозка 78
транспортных полуприцепов длиной 12 м.
На судне имеются необходимые детали для крепления
всех перечисленных видов груза.
Жилые помещения и корпусное оборудование
Жилые помещения соответствуют наивысшему финскому
стандарту. В их конструкциях и отделке приняты
во внимание существующие правила и нормы безопасности.
На судне имеется 36 каютных мест, при этом
весь экипаж размещается в одноместных каютах. Жилые
помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха.
Для отдыха экипажа на теплоходе, кроме салона и
красного уголка, оборудованы специальное помещение
для технического и художественного творчества и спорт-зал.
На открытой палубе имеются спортивная площадка
и плавательный бассейн. На борту есть также финская баня.
Якорно-швартовное устройство судна — гидравлическое,
оно включает в себя две комбинированных якорно-швартовных
лебедки. Отдачу якоря можно производить
дистанционно с мостика. В кормовой части судна
установлены две швартовные лебедки с автоматическим
натяжением троса. Максимальное тяговое усилие носовых
и кормовых лебедок — 8 тс.
Судно оборудовано системами пожаротушения согласно
существующим правилам. Поскольку твиндек судна
имеет сравнительно большой объем (10500 м3), то в
качестве системы пожаротушения теплохода выбрана
углекислотная низкого давления.
Количество углекислоты, требуемое для указанного
помещения согласно ИМКО, составляет 9200 кг.
Углекислота хранится в одном баллоне с давлением
18 кгс/см2 при температуре минус 21°С, которая
поддерживается компрессорами охлаждения. Система
противопожарной сигнализации обеспечивает подачу
звукового и светового сигналов в рулевую рубку и ЦПУ.
При всех нормальных случаях загрузки теплоход
удовлетворяет требованиям остойчивости, предъявляемым
к судам I категории. Для успокоения качки на ходу
теплоход оборудован двумя U-образными танками
стабилизации. В зависимости от общей остойчивости
могут использоваться один либо оба танка одновременно.
Успокоение качки производится принудительным
переливанием воды в танках, заполненных на 50% от
общего объема. Управление переливом воды произво-
дится специальным блоком управления системой
стабилизации, обеспечивающим максимальную
эффективность успокоения качки.
Для устранения крена судна, возникающего из-за
несимметричного расположения груза на разных стадиях
погрузки, на теплоходе имеется также система откренивания.
Для этой цели, кроме двух упомянутых U-образных
танков, используется третий танк, который по
принципу устройства также является U-образным — его
бортовые танки соединены между собой каналом, проходящим
под двойным дном. Установленная система позволяет
компенсировать кренящий момент до 1100 тс*м.
Вентиляция трюмов осуществляется принудительно.
Во время грузовых операций воздух поступает через
погрузочные отверстия в трюмы, откуда он затем
отсасывается наружу при помощи 10 вентиляторов.
При этом достигается 20-кратный обмен воздуха в час.
На ходу, при закрытых погрузочных отверстиях,
5 вентиляторов работают на нагнетание и 5 на всасывание,
что обеспечивает 10-кратный обмен.
Энергетическая установка
Главный двигатель (ГД) судна — среднеоборотный
нереверсивный дизель Вяртсиля-Пилстик типа 16 PC 2 V 400
с продолжительной эксплуатационной мощностью
8000 л. с. при 520 об/мин. Главный двигатель,
работающий на винт регулируемого шага, подключен к
редуктору через эластичную муфту.
Предусмотрена работа ГД на тяжелом топливе вязкостью
300 с Редвуда I при 100*F. Выхлопные газы ГД
направляются через утилизационный котел производительностью
1400 кг пара в час при давлении 7 кгс/см2.
Регулирование паропроизводительности осуществляется
ручным отключением секций и сбросом лишнего пара
на конденсатор. В качестве паросборника служит полностью
автоматизированный вспомогательный котел
паропроизводительностью 2200 кг/ч при давлении
7 кгс/см2 , который, как и главный двигатель, работает
на топливе ДТ.
Электростанция судна состоит из двух дизель-генераторов
мощностью по 750 л.с. при 750 об/мин, валогенератора
мощностью 800 кВА, который обеспечивает потребности
судна в электроэнергии на ходу, а также
аварийного дизель-генератора мощностью 64 кВТ с
системой автоматического запуска. Проведение всех
грузовых операций обеспечивает один дизель-генератор.
Для удовлетворения потребностей в сжатом воздухе
на судне установлено три компрессора производительностью
110 м3/ч каждый при давлении 30 кгс/см2.
Два из этих компрессоров обслуживают пусковую систему,
а один обеспечивает хозяйственные нужды.
Для сепарирования масла и топлива на судне имеются
два самоочищающихся автоматизированных сепаратора
для тяжелого топлива, один для смазочного масла
и один для дизельного топлива. Кроме того, установлен
сепаратор льяльных вод.
Автоматизация и дистанционное управление
Объем автоматизации обеспечивает обслуживание
энергетической установки одним вахтенным на ходу судна
и безвахтенное обслуживание на стоянке (без производства
грузовых работ). Для этой цели предусмотрена
система контроля и сигнализации на 110 точек
с регистрацией выбегов параметров.
В ЦПУ размещено дистанционное управление главным
и вспомогательными двигателями, пульт контроля,
измерительные и сигнальные приборы. Обобщенные
сигналы подаются из ЦПУ в машинное отделение,
рулевую рубку, каюты механиков, кают-компанию
и столовую команды.
Главный двигатель запускается из ЦПУ при помощи
пневматической системы. В аварийных случаях имеется
возможность произвести запуск с места. Поста
управления на главном двигателе нет.
Управление шагом винта и оборотами двигателя может
производиться либо из рулевой рубки, либо из
ЦПУ. При этом на режиме «маневрирование» плавно
изменяется только шаг винта при постоянной частоте
его вращения. В случае внезапного реверса винта частота
вращения изменяется в пределах, допустимых для нормальной
работы валогенератора. В рулевой рубке находится
кнопка аварийной остановки главного двигателя.
После дистанционного запуска дизель-генератора
происходит автоматическая синхронизация и подключение
генератора. Перевод нагрузки генераторов осуществляется вручную.
В ЦПУ выведена сигнализация уровня воды в льялах
и колодцах машинного отделения.
Все резервные насосы, обслуживающие главный двигатель,
дизель-генераторы, котлы, ВРШ и др., запускаются автоматически.
Радио- и электронавигацнонные приборы
Судно оборудовано необходимыми средствами навигации
и радиосвязи, включая радиостанцию с широкополосной
аппаратурой приема и передачи, радиотелефон
УКВ, командно-вещательную и фототелеграфную установки.
Для руководства грузовыми операциями на судне
имеются переносные радиостанции с самостоятельной
централью в пост управления грузовыми операциями.
Все радио- и электронавигационные приборы на судне
советского производства.
До конца 1975 г. фирма «Холлминг» поставит советскому
морскому флоту еще три судна такого типа.
|