ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника морского флота


ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЛЕДОКОЛ "ЕРМАК"

А. Загю,
начальник отдела ледокольного, технического и вспомогательного флота
Управления по заказам и наблюдению за строительством флота ММФ

      В июле 1974 г. начал работу в Арктике новый линейный ледокол "Ермак" с дизель-электрической энергетической установкой мощностью около 40 тыс. л. с., построенный для нашей страны на финской верфи "Вяртсиля" в Хельсинки. Эта верфь - традиционный поставщик ледоколов для советского морского флота, с ее стапелей ранее сошли ледоколы типов "Капитан Белоусов" и "Москва", уже многие годы находящиеся в эксплуатации. Головной ледокол новой серии получил название "Ермак" в память о ветеране отечественного ледокольного флота, десятилетие тому назад закончившего свой долгий трудовой путь. Второй и третий ледоколы новой серии вступят в строй в 1975 и 1976 гг.
      При их проектировании получили дальнейшее развитие основные конструктивные решения, положенные в основу создания хорошо себя зарекомендовавших ледоколов типа "Москва", значительно повышена мощность энергетической установки и соответственно ледопроходимость новых судов.


           ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

  Длина  
наибольшая     135 м  
по КВЛ  
130 м
  Ширина  
наибольшая  
26 м
по КВЛ  
25,6 м
  Высота  
до верхней палубы  
16,7 м
до 2-й палубы  
14,3 м
  Осадка  
по КВЛ (наибольшая)  
11 м
доковая с минимальными запасами  
8,2 м
  Водоизмещение:  
по КВЛ (при у=1,25)  
20240 т
порожнем (без запасов)  
13280 т
  Длительная мощность:  
на фланцах главных дизелей  
41400 л. с.
на гребных валах  
36000 л. с.
  Скорость на чистой воде
19,5 узла
  Упор на швартовном режиме
315 т
  Частота вращения гребных электродвигателей (номин.)
115 об/мин
  Число гребных винтов
3 (в корме)
  Распределение мощности между валами
1:1:1


      Ледокол "Ермак" построен на класс и под наблюдением Регистра СССР с учетом всех правил и требований, обязательных для советских судов. Он имеет четыре непрерывных палубы, две платформы и пятиярусную надстройку, палубой переборок является 2-я палуба.
      В средней надстройке расположена обычная для наших ледоколов закрытая ходовая рубка. В кормовой части надстройки имеется небольшая кормовая ходовая рубка. На уровне 1-й палубы оборудована взлетно-посадочная площадка размерами 26х18 м и ангар для бортового вертолета с необходимым оборудованием.
      Поперечными переборками корпус разделен на 9 водонепроницаемых отсеков, из них два - дизельные отделения и два - отделения гребных электродвигателей. На судне имеется 20 водонепроницаемых клинкетных дверей, которые можно закрывать из ходовой рубки. Непотопляемость обеспечивается при затоплении двух любых смежных отсеков. Продольные переборки образуют двойной борт в средней части судна и бортовые танки, которые наряду с междудонными используются для хранения топлива (запасы его составляют около 5 тыс. т). Имеются креновые и дифферентные танки со своими системами и насосами и небольшой танк для хранения топлива вертолета.
      Форма и конструкция корпуса принципиально не отличаются от ранее отработанных для ледоколов типа "Москва". Отношение длины к ширине - около 5, что обеспечивает устойчивость судна на курсе во льду.
      На основе опыта эксплуатации ранее построенных ледоколов проектанты частично перераспределили расчетные нагрузки по длине судна и усилили прочность днища. Для корпуса применены хорошо свариваемые стали с пределом текучести 26 и 33 кгс/мм2. Наибольшая толщина обшивки в носовой части по ледовому поясу составляет 52 мм. в средней части корпуса - 40 мм и в корме - 45 мм.
      Конструкция носовой и кормовой оконечностей и прочность штевней рассчитаны на возможность работы "тандем" (в паре с другим ледоколом), а также буксировку "вплотную" судов различных размерений. Для этого на ледоколе имеется однобарабанная буксирная лебедка с тяговым усилием 60 тс.
      Два десятитонных крана в районе вертолетной площадки и два трехтонных крана на носовой палубе обеспечивают необходимые грузовые операции.
      Четыре из девяти главных дизель-генераторов расположены в носовом и пять - в кормовом дизельных отделениях. Главные двигатели "Вяртсиля Зульцер" типа Z 40/48. двенадцатицилиндровые, двухтактные, тронковые, с прямоточно-клапанной продувкой развивают длительную мощность по 4600 л. с. каждый при 380 об/мин и средне-эффективном давлении 7,5 кгс/см2. Эти двигатели значительно дефорсированы против номинальных параметров. Кроме того. каждый двигатель, помимо газотурбинного наддува, снабжен дополнительными продувочными насосами с электроприводом. Все это обеспечивает их надежную работу в специфических условиях эксплуатации ледоколов.
      Двигатели могут работать на смеси моторного ДТ-1 и дизельного ДЗ топлив, а также на одном моторном ДТ-1 (для чего предусмотрена соответствующая система топливоподготовки и подогрев топлива в танках на приеме). Для очистки топлива и циркуляционного масла применены фильтровальные установки.
      Главные генераторы постоянного тока имеют мощность по 3080 кВт при напряжении 800 В. На платформах в дизельных отделениях расположены шесть вспомогательных дизель-генераторов переменного тока мощностью по 1126 кВт при напряжении 400 В, которые приводятся восьмицилиндровыми, четырехтактными с наддувом дизелями "Вяртсиля" 824 TS мощностью по 1200 л. с. при 750 об/мин. Там же находятся два вспомогательных огнетрубных вертикальных котла типа "Вяртсиля" производительностью по 5 т/ч. с рабочим давлением 7 кгс/см2. Четыре дизель-генератора установлены в носовом, а два дизель-генератора и два вспомогательных котла - в кормовом дизельных отделениях.
      Прием забортной охлаждающей воды. в отличие от обычных для ледоколов решений, осуществляется только через два бортовых ледовых ящика, расположенных по каждому борту за миделем в местах, наиболее защищенных от попадания льда, и один донный для системы охлаждения гребных электродвигателей.
      Из трех сдвоенных двухъякорных гребных электродвигателей постоянного тока номинальной мощностью 2Х4410 кВт напряжением 2х1200 В один (средний) расположен в кормовом, а два бортовых - в носовом моторных отделениях.
      Дейдвудные подшипники имеют резино-эбонитовые вкладыши (как на последних ледоколах типа "Москва") с непрерывной фильтрацией прокачиваемой воды. Такие вкладыши, как показал опыт эксплуатации, способны выдерживать значительные динамические нагрузки. возникающие при соударении винтов со льдом, и обладают удовлетворительной износоустойчивостью при работе на мелководье в абразивной среде.
      Гребные валы изготовлены из стали с пределом текучести 60 кгс/см2, гребные винты диаметром 5,4 м - стальные со съемными лопастями. Упорные подшипники снабжены специальными устройствами, позволяющими дистанционно замерять упор винтов.
      Автоматизация, дистанционное управление и контроль позволяют исключить необходимость постоянного пребывания людей непосредственно в дизельных и моторных отделениях. Кроме ЦПУ. в котором расположены щиты электродвижения и сосредоточен контроль за работой всей энергетической установки, в каждом дизельном отделении имеется хорошо изолированный от шума местный пост для вахтенного персонала, обслуживающего это помещение. Туда поступает необходимая информация о работе механизмов (обобщающий контроль и сигнализация). Из ЦПУ могут производиться пуск и остановка главного и вспомогательного дизелей.
      Система электродвижения выполнена на постоянном токе в виде трех самостоятельных контуров главного тока. При нормальном соединении в каждый контур подключены три главных генератора и один гребной электродвигатель. С помощью переключателей могут быть получены и другие необходимые в эксплуатации схемы соединения. Для возбуждения генераторов и гребных электродвигателей применены статические преобразователи. Питание на обмотки возбуждения главных генераторов и гребных электродвигателей подается из сети через трансформаторы и тиристорные мосты, управляемые системами авторегулирования. Конструкция электрических машин рассчитана на длительные перегрузки. на самые тяжелые условия ледового плавания.
      На ледоколе имеется пять постов управления гребной установкой: главный в ЦПУ, три в ходовой рубке и один в кормовой рубке.
      Объем статьи не позволяет даже сжато остановиться на всех многочисленных системах и устройствах, обеспечивающих эффективную эксплуатацию и безопасность плавания такого сложного судна, каким является "Ермак". Поэтому мы кратко расскажем только о тех из них, которые представляют наибольший интерес.
      На головном ледоколе предусмотрено экспериментальное пневмоомывающее устройство (ПОУ), разработанное фирмой "Вяртсиля". Оно состоит из двух компрессоров с двигателями TS мощностью по 1200 л. с. каждый, расположенных в выгородке на платформе носового дизельного отделения, и воздухопроводов с необходимой арматурой. Воздух (с давлением немного выше гидростатического) подается к отверстиям-соплам диаметром около 100 мм. расположенным по 12 с каждого борта от носа до миделя ниже уровня ватерлинии (1,9-2 м от основной линии).
      Пузырьки воздуха создают восходящий ток воды вдоль корпуса, который в определенных ледовых условиях, например в заснеженном льду, должен предотвратить застревание ледокола и обеспечить его непрерывное движение на малых скоростях. Эффективность этого устройства еще будет проверяться в эксплуатации.
      Компрессоры ПОУ могут быть также использованы для быстрого осушения (продувки) носовой и кормовой дифферентных цистерн, что является эффективной мерой для освобождения корпуса ледокола при застревании во льдах. В отдельных случаях ПОУ может быть использовано в качестве подруливающего устройства.
      Пожарная безопасность обеспечивается кольцевой системой водотушения с присоединяемыми пеногенераторами, системами углекислотного паротушения, орошения, пожарной сигнализацией и делением судна на противопожарные отсеки, а также применением негорючих материалов.
      Сточно-фановая система закрытого типа позволяет, когда это необходимо, полностью исключить слив фекальных и сточных вод за борт и сдавать их. так же как и сухой мусор, на суда-сборщики или на берег. Для сжигания в котлах отходов нефтепродуктов предусмотрена их предварительная обработка в гомогенизаторе, а для уничтожения твердых отходов предусмотрена специальная печь.
      Особое внимание на ледоколе уделено удобному размещению личного состава. Жилые и общественные помещения расположены в надстройке и на второй палубе. На судне имеется 12 блок-кают. 58 одноместных и 24 двухместные каюты для экипажа, летного, экспедиционного состава и ремонтных бригад. Во всех каютах, кроме 14 двухместных, есть индивидуальные или сдвоенные (на две каюты) санузлы с душами. Кроме того, предусмотрены два запасных кубрика на 28 мест. в которых могут быть размещены практиканты.
      Просторные и удобные кают-компания и столовая команды с салонами отдыха, кинозал, помещения для учебы и спортивных занятий, закрытый плавательный бассейн, финская баня - все это обеспечивает хорошие бытовые условия при длительном арктическом плавании.
      Оборудование медицинского блока дает возможность оказывать различные виды медицинской помощи.
      Система водяного отопления и зимнее кондиционирование воздуха, двойные рамы на окнах и иллюминаторах сохранят комфортные условия в жилых помещениях при низких температурах наружного воздуха в зимнее время.
      Комплектация ледокола средствами связи и электро-радионавигации позволяет обеспечивать уверенную связь с другими судами, берегом, самолетами ледовой разведки, бортовым вертолетом, а также плавание и проводку судов в полярных широтах, в сложной метеорологической и навигационной обстановке.
      Новый "Ермак" завершил лишь свою первую навигацию, и еще рано делать окончательные выводы о его достоинствах. Но даже этот короткий срок его эксплуатации показал, что использование ледоколов такого типа наряду с атомоходами "Ленин" и "Арктика" будет успешно способствовать повышению надежности проводки судов в трудных условиях Арктики, решению важной задачи - увеличению объема перевозок народнохозяйственных грузов.


Схема общего расположения ледокола:
1 - 4 главных дизель-генератора, 2 - 5 главных дизель-генераторов, 3 - 2 бортовых гребных электродвигателя,
4 - средний гребной электродвигатель, 5 - центральный пост управления, 6 - румпельное отделение, 7 - финская баня,
8 - плавательный бассейн, 9 - буксирная лебедка, 10 - агрегатная, 11 - прачечная, 12 - грузовой трюм, 13 - кладовая,
14 - трансформаторная, 15 - лаборатория, 16 - мастерская, 17 - кондиционеры, 18 - сушилка, 19 - операционная,
20 - амбулатория, 21 - кинозал, 22 - проекторная, 23 - ангар вертолета, 24 - глушители, 25 - углекислотная установка,
26 - малярная, 27 - плотницкая, 28 - машинная кладовая, 29 - аудитория и библиотека, 30 - 2 вспомогательных котла,
31 - электротехническая кладовая, 32 - 6 вспомогательных дизель-генераторов, 33 - аккумуляторная, 34 - радиорубка,
35 - ходовая рубка, 36 - буфетные, 37 - камбуз, 38 - каюта и салон капитана, 39 - каюты старшого командного состава,
40 - кают-компания, 41 - столовая и салон команды, 42 - провизионные кладовые, 43 - насосы,
44 - трубопроводы креновой системы, 45 - насосные отделения, 46 - якорные шпили, 47 - цепные ящики, 48 - кладовая,
49 - кормовая ходовая рубка.



ФОТОГРАФИИ




Источник: А. Загю. "Ермак" - потомок "Ермака". / ж. "Морской флот" № 12, 1974, 34-38 с.   
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024