статья из журнала "Морской флот"
Техника морского флота
ЛЕСОВОЗ-ПАКЕТОВОЗ "ИГОРЬ ГРАБАРЬ"
Г. Терентьев, инженер
В 1973 г. в состав Северного пароходства вошел лесовоз-пакетовоз
"Игорь Грабарь", головной теплоход серии из 12 единиц, построенный
для Советского Союза на финской верфи "Холлминг".
Судно предназначено для перевозки круглого леса, пиломатериалов,
балансов в пакетах и навалочных грузов (в том числе зерна).
Предусмотрена также возможность перевозки контейнеров международного
стандарта типа "ИСО" -1C.
Основные характеристики судна
Длина, м
наибольшая ... 97,32
между перпендикулярами ... 90,08
Ширина по миделю, м ... 16,2
Высота борта до главной палубы, м ... 7,7
Осадка по летнюю грузовую марку, м:
с грузом леса. ... 6,71
с генеральным грузом ... 6,36
Дедвейт, т:
при осадке 6,71 м ... 4471
при осадке 6,36 м ... 4054
Количество перевозимых
контейнеров. шт. ... 144
Мощность главного двигателя. л. с. ... 3850
Скорость при осадке 6,5 м. узлы ... 14
Дальность плавания расчетная, мили ... 6000/8000
Судну присвоен класс Регистра СССР КМ * УЛ - лесовоз.
Район плавания неограниченный.
"Игорь Грабарь" - одновинтовой, однопалубный теплоход
с коротким баком и транцевой кормой. Ходовой мостик,
машинное отделение и все жилые помещения расположены в корме.
Полностью сварной корпус судна разделен на отсеки
непроницаемыми переборками. Для защиты корпуса от
коррозии применена протекторная защита.
Теплоход имеет три грузовых трюма следующих объемов: № 1 -
1069 м3, № 2 - 2425 м3, № 3 - 2438 м3.
Люк трюма No 1 переменной ширины с размерами в свету
10,5х10,5/7,2 м. размеры люков No 2 и 3-18,9х13 м. На судне
установлены люковые закрытия системы "Навире" с
гидравлическим приводом. Крышки люковых закрытий,
рассчитанные на давление 2,2 тс/м2, имеют утопленные
детали для крепления перевозимых на них контейнеров.
Для облегчения грузовых операций и крепления штучного груза
к бортовой обшивке приварены рымы. На настиле двойного дна
установлены в потай стандартные детали для крепления контейнеров.
На "Игоре Грабаре" имеется 30 кают на 37 мест, на них 3 блока,
19 одноместных и 7 двухместных, а также одна каюта для лоцмана.
Отделка и оформление интерьеров, общественных, бытовых и служебных
помещений выполнены с учетом современных требований. Теплоход,
помимо душевых, оборудован финской баней "Сауна".
Во все жилые каюты, кают-компанию, столовую команды, штурманскую-,
рулевую-, радио-рубку и лазарет подается горячий и холодный воздух
от центральной системы кондиционирования. Машинное отделение и
прочие помещения с механизмами, камбуз, санблоки, кладовые
обогреваются паровыми грелками.
Якорное устройство судна состоит из двух становых и одного
запасного якорей Холла массой 2250 кг каждый. Электрический
брашпиль типа WK4E, изготовленный в ПНР, используется и для швартовки.
На корме швартовые операции обслуживаются электрическим шпилем,
тяговое усилие которого составляет 5 тс, скорость выбирания - 15 м/мин.
Спасательные средства включают две шлюпки из стеклопластика,
одна из которых снабжена дизельным двигателем. Вместимость
шлюпок - 37 человек. Кроме того, имеется рабочая шлюпка
длиной 4 м с подвесным мотором.
Грузовые устройства состоят из трех грузовых стрел. Грузоподъемность
стрелы № 1 - 12,5 т, а стрел № 2 и 3 - 20 т (с переоснащением - 35 т).
Каждая стрела обслуживается одной грузовой и двумя топенантными
лебедками, которые расположены под палубой. Это обеспечивает
сохранность лебедок, увеличивает свободную площадь для палубного груза.
Крепление перевозимого на палубе леса осуществляется стензельными
стойками и тросовыми найтовами. Предусмотрена дистанционная
централизованная отдача найтовов крепления при аварийной ситуации.
Для очистки льяльных вод от загрязняющих их нефтепродуктов
имеется специальная система очистки, обслуживаемая сепаратором
льяльных вод производительностью 10 м3/ч фирмы "ДейчеВерфт" (ФРГ).
Отходы маслоотделения спускаются в танк отходов в двойном дне,
откуда затем выдаются на берег и баржу.
Главный двигатель (ГД) судна - пятицилиндровый, двухтактный,
реверсивный, прямого действия, крейцкопфный дизель "Бурмейстер и Вайн"
550-VT2BF-110 с газотурбинным наддувом, изготовленный финской
фирмой "Валмет". Двигатель оборудован системой ДАУ, а также
необходимыми средствами автоматизации. Максимальная длительная
мощность дизеля составляет 3850 э.л.с. при 176 об/мин, а
эксплуатационная - 3500 э.л.с. при 170 об/мин. Расход топлива
при работе ГД на дизельном топливе с теплотворной способностью
10000 ккал/кг составляет 160 г/э.л.с,-ч±5%.
Двигатель может работать и на тяжелом топливе. Для очистки тяжелого
и дизельного топлива, а также смазочного масла топливная
система, оборудована четырьмя сепараторами производительностью
по 2000 л/ч. Два из них с автоматической разгрузкой, самоочищающихся
предназначены для тяжелого топлива; два других, несамоочищающихся,
предназначены соответственно для дизельного топлива и смазочного масла.
Подвод тяжелого топлива к сепараторам производится из отстойной
цистерны, оборудованной змеевиком обогрева, а дизельного топлива -
из цистерн основного запаса.
Судовая электростанция состоит из трех дизель-генераторов.
В качестве привода используются двигатели типа 620МТВН-30
мощностью по 300 л. с. каждый при 600 об/мин. Генераторы "Дессау"
SSED-509-10а постройки ГДР вырабатывают переменный ток.
Все потребности судна в электроэнергии на ходу (при выключенном
компрессоре системы кондиционирования) обеспечивает один дизель-генератор.
Котельная установка судна состоит из автоматизированного
огнетрубного котла типа "UNEX В-2200" паропроизводительностью
2200 кг/ч при рабочем давлении 7 кгс/см2 и утилизационного
котла, работающего на выхлопных газах главного двигателя,
производительностью 900 кг/ч. Котлы имеют общий паросборник
и могут работать в параллель.
Машинное отделение оборудовано центральным постом управления
(ЦПУ), в котором расположен пост дистанционного управления
ГД и необходимые приборы дистанционного контроля и сигнализации
работы энергетической установки1. В ЦПУ также находится главный
распределительный щит судовой электростанции. Расположено ЦПУ
на платформе левого борта МО.
Управление ГД предусмотрено из двух постов - дистанционное
автоматизированное из ходовой рубки и дистанционное из ЦПУ.
Система ДАУ FAHM-1-6, разработанная шведской фирмой
"Юнгнер инструмент", обеспечивает три программы управления ГД:
маневрирование на море, в порту и аварийное. При этом программу
"Маневрирование на море" можно разбить еще на две подпрограммы:
нормального повышения частоты вращения ГД со 140 до 176 об/мин
за 5,5 мин и постепенного повышения частоты вращения со 140 до
176 об/мин в пределах двух часов. Плавное изменение числа
оборотов ГД и точное поддержание скоростного режима
обеспечивается регулятором скорости "Вудвард-UG-40-TL",
настроенным на нулевую остаточную неравномерность. К системе ДАУ
подключен реверсограф, выполняющий автоматическую регистрацию
команд и их выполнение.
В комплексную систему автоматизации энергетической установки также входят:
защита главного и вспомогательного двигателей по основным параметрам;
автоматический запуск резервного дизель-генератора, его синхронизация
и распределение нагрузки;
автоматический запуск резервных насосов, обслуживающих ГД;
автоматический и дистанционный из ЦПУ запуск и остановка
компрессоров пускового воздуха и вспомогательного компрессора:
автоматическое поддержание заданной вязкости топлива;
автоматическое терморегулирование различных систем энергетической установки;
дистанционный запуск и остановка пожарных насосов из ЦПУ и помещения палубной канцелярии;
автоматическая очистка фильтров топлива и масла ГД;
дистанционный запуск и остановка машинных вентиляторов.
Кроме того, расширена система сигнализации отклонения наиболее
ответственных параметров с выносом обобщенных сигналов в каюты
механиков, кают-компанию, рулевую рубку и столовую команды;
балластно-осушительная система оборудована пневматическими
клапанами. управление которыми осуществляется из ЦПУ.
Комплексная система автоматизации энергетической установки
обеспечивает ее обслуживание на ходу судна одним вахтенным из
ЦПУ без присутствия в машинном отделений обслуживающего
персонала в течение 16 ч в сутки непрерывно. При стоянке судна в
порту нахождение обслуживающего персонала в МО в течение 16 ч
не обязательно.
Судно укомплектовано современными средствами электронавигации
и связи, которые отвечают требованиям международных конвенций.
__________________________________________________________________________________________________
' Материал о системе автоматизации энергетической установки
подготовлен механиком-наставником Северного пароходства И. Кирпичниковым.
|