статья из журнала «Морской флот»
Техника морского флота
НОВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО «ГЕРОИ ПАНФИЛОВЦЫ»
Б. Сушков,
инженер
В состав флота Черноморского пароходства вошло новое сухогрузное
судно — теплоход «Герои панфиловцы», построенный на Херсонском
судостроительном заводе и являющийся головным серии судов,
которым присвоены имена героев Великой Отечественной войны.
«Герои панфиловцы» — одновинтовой, двухпалубный теплоход
с избыточным надводным бортом, с пятью грузовыми трюмами,
расположенными в нос от машинного отделения и надстройки, с
бульбообразной носовой оконечностью и транцевой кормой (рис. 1, 2).
Форма корпуса и соотношение главных размерений обеспечивают
судну хорошие мореходные качества во всех случаях загрузки.
Дальность его плавания 12 000 миль, район плавания неограниченный.
Судно спроектировано и построено по правилам и под наблюдением
Регистра СССР на класс ЛЗ *Р 4/1С [1] и удовлетворяет
основным международным конвенциям и правилам.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
|
Длина |
|
наибольшая |
162,3 м |
между перпендикулярами |
144,6 м |
Ширина наибольшая |
22,2 м |
Высота борта |
13,4 м |
Осадка по грузовую марку |
9,17 м |
Дедвейт |
13500 т |
Скорость в грузу |
18,2 уз |
Судно предназначено для перевозки генеральных грузов, в том
числе промышленного оборудования. Оно может также перевозить
навалочные и зерновые грузы с проведением грузовых работ в
трюмах при помощи грейферов. Предусмотрена перевозка на
судне пакетированных грузов и 342 контейнеров
международного стандарта, размещаемых в трюмах, на крышках люков и
верхней палубе. Один из трюмов приспособлен для перевозки в нем
взрыво- и огнеопасных грузов и бензина в таре.
К основным особенностям нового теплохода следует отнести возможность
рационального использования грузового объема при перевозке различного
рода грузов благодаря хорошо продуманной конструкции трюмов. Большое
раскрытие люков и минимальные карманы в грузовых пространствах
позволяют вести погрузку и выгрузку судна скоростными методами
без использования внутритрюмной механизации. Вместимость
трюмов составляет 21340 м3 для насыпных и 19570 м3 для киповых
грузов. Для закрытия трюмов служат люковые крышки с гидравлическим приводом.
Грузовое устройство судна состоит из пяти высокопроизводительных
электрогидравлических кранов (одинарных и сдвоенных) грузоподъемностью
12 и 24 т и тяжеловесной стрелы. Это обеспечивает эффективное проведение грузовых
операций судовыми средствами в любом порту.
Уровень автоматизации процессов управления и контроля за работой
энергетической установки, а также общесудовых систем обеспечивает
возможность несения вахты на ходу одним человеком в центральном посту управления.
Расположение оборудования в машинном отделении выполнено
с учетом агрегатного обслуживания механизмов, трубопроводы
проложены панельным способом с минимальной их протяженностью. Для
выполнения ремонтных работ на судне имеются механическая и
электромеханическая мастерские, оснащенные необходимым оборудованием.
Жилые и служебные помещения отвечают современным требованиям
и обеспечивают комфортные условия экипажу, состоящему
из 36 человек, которые размещаются в одноместных каютах
кормовой надстройки. Имеются также каюты для восьми практикантов.
Все служебные и жилые помещения (рис. 3, 4) оборудованы системой
кондиционирования воздуха, люминесцентным освещением. На судне
имеется спортзал (рис. 5), плавательный бассейн, открытая площадка
для спортивных игр.
Навигационная рубка с круговым обзором и компактно расположенными
пультами управления обеспечивает хорошие условия работы
судоводителей в различных условиях плавания (рис. 6).
Для отделки общественных и жилых помещений судна широко
используется цветной слоистый пластик и другие новые синтетические материалы.
Конструкция корпуса выполнена сварной из низколегированной стали марки 09Г2.
Корпус надежно защищен от коррозии современными лакокрасочными покрытиями.
Кроме окраски, для защиты корпуса в подводной части применена автоматическая
катодная система «Луга». Балластные и топливо-балластные
цистерны оборудованы протекторной защитой.
Установленные на судне якорное, швартовное, рулевое и шлюпочное
устройства соответствуют современному уровню техники и удобны
в эксплуатации. Автоматические швартовные лебедки облегчают несение
вахтенной службы при стоянках судна в порту.
Судовые бытовые системы выполнены из качественных материалов
и отвечают действующим нормам.
Кроме общесудовой системы вентиляции, во всех служебных и
жилых помещениях имеется одноканальная высоконапорная система
кондиционирования воздуха. В зимний период при температуре
наружного воздуха минус 25° С и относительной влажности 85% эта
система позволяет поддерживать в судовых помещениях температуру
около плюс 21° С и относительную влажность воздуха 40—60%.
При работе системы в летнем режиме при температуре наружного
воздуха плюс 32—34° С и относительной влажности 80% в жилых
и служебных помещениях температура поддерживается на уровне
плюс 25° С.
В летнее время года в навигационную рубку, гирокомпасную,
машинную канцелярию, помещение для карт и на камбуз предусматривается
подача воздуха от системы кондиционирования непосредственно на рабочие места.
Система кондиционирования обслуживается двумя центральными
кондиционерами производительностью 5600 м3/ч каждый, при этом
предусмотрена рециркуляция воздуха.
Холодильная установка этой системы состоит из двух компрессо-
ров, работающих на фреоне 12, производительностью около
40000 ккал/ч каждый. Работа установки полностью автоматизирована.
Все грузовые трюмы оборудованы искусственной вдувной и естественной
вытяжной вентиляцией с рециркуляцией, обеспечивающей
трех-четырехкратный обмен воздуха в час.
В качестве главного двигателя на судне используется шестицилиндровый
дизель типа 6ДКРН 74/160-3 постройки Брянского машиностроительного
завода по лицензии фирмы «Бурмейстер и Вайн», двухтактный, реверсивный.
крейцкопфный с турбонаддувом. со встроенным упорным подшипником
и сварным остовом. Его мощность составляет 10600 э.л.с. при 120 об/мин.
Управление главным двигателем дистанционное из ЦПУ (рис. 7) и рулевой рубки.
Вспомогательная энергетическая установка состоит из трех дизель-генераторов
типа 8ЧН25/34-2 мощностью 400 квт каждый. На последующих судах серии
предполагается установить автоматизированные дизель-генераторы типа ДГР500/500-2
мощностью 500 квт.
Вспомогательная котельная установка нового типа состоит из автоматизированного
парового котла КАВ 1,6/7 с большой аккумулирующей способностью и утилизационного
котла, использующего тепло выхлопных газов главного двигателя. Производительность
вспомогательного котла 1,6 т/ч, а утилизационного 2,4 т/ч при давлении пара 7 кгс/см2.
Кроме систем дистанционного автоматизированного управления
главным и вспомогательным двигателями, на судне применены также
система централизованного автоматизированного контроля управления
вспомогательными механизмами, обслуживающими главный
двигатель, системы автоматизированного управления электроэнергетической
установкой и дистанционного управления общесудовыми системами.
В качестве движителя судна используется четырехлопастной винт
из высокопрочной бронзы. Дейдвудное устройство выполнено с баббитовыми
подшипниками на масляной смазке и уплотнением типа «Симплекс».
Судно оснащено современными средствами связи и электрорадионавигации,
обеспечивающими безопасное плавание судна в сложных
навигационных условиях (приемопередающие станции, радиолокационная
станция «Океан», радиопеленгатор типа «Рыбка», который в
дальнейшем будет заменен радиопеленгатором «Румб», и др.). Компактно
расположенное в радиорубке (рис. 8) и навигационной рубке,
это оборудование значительно улучшает условия работы радистов и судоводителей.
Новое судно, испытания которого показали надежность работы всех
механизмов и систем, в целом отвечает современному уровню судостроения
и основным требованиям технической и коммерческой эксплуатации.
|