ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала «Морской флот»

Техника морского флота


НОВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО «ГЕРОИ ПАНФИЛОВЦЫ»


Б. Сушков,
инженер

      В состав флота Черноморского пароходства вошло новое сухогрузное судно — теплоход «Герои панфиловцы», построенный на Херсонском судостроительном заводе и являющийся головным серии судов, которым присвоены имена героев Великой Отечественной войны.
      «Герои панфиловцы» — одновинтовой, двухпалубный теплоход с избыточным надводным бортом, с пятью грузовыми трюмами, расположенными в нос от машинного отделения и надстройки, с бульбообразной носовой оконечностью и транцевой кормой (рис. 1, 2).
      Форма корпуса и соотношение главных размерений обеспечивают судну хорошие мореходные качества во всех случаях загрузки. Дальность его плавания 12 000 миль, район плавания неограниченный. Судно спроектировано и построено по правилам и под наблюдением Регистра СССР на класс ЛЗ *Р 4/1С [1] и удовлетворяет основным международным конвенциям и правилам.



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА

Длина  
наибольшая
162,3 м
между перпендикулярами
144,6 м
Ширина наибольшая
22,2 м
Высота борта
13,4 м
Осадка по грузовую марку
9,17 м
Дедвейт
13500 т
Скорость в грузу
18,2 уз

      Судно предназначено для перевозки генеральных грузов, в том числе промышленного оборудования. Оно может также перевозить навалочные и зерновые грузы с проведением грузовых работ в трюмах при помощи грейферов. Предусмотрена перевозка на судне пакетированных грузов и 342 контейнеров международного стандарта, размещаемых в трюмах, на крышках люков и верхней палубе. Один из трюмов приспособлен для перевозки в нем взрыво- и огнеопасных грузов и бензина в таре.
      К основным особенностям нового теплохода следует отнести возможность рационального использования грузового объема при перевозке различного рода грузов благодаря хорошо продуманной конструкции трюмов. Большое раскрытие люков и минимальные карманы в грузовых пространствах позволяют вести погрузку и выгрузку судна скоростными методами без использования внутритрюмной механизации. Вместимость трюмов составляет 21340 м3 для насыпных и 19570 м3 для киповых грузов. Для закрытия трюмов служат люковые крышки с гидравлическим приводом.
      Грузовое устройство судна состоит из пяти высокопроизводительных электрогидравлических кранов (одинарных и сдвоенных) грузоподъемностью 12 и 24 т и тяжеловесной стрелы. Это обеспечивает эффективное проведение грузовых операций судовыми средствами в любом порту.
      Уровень автоматизации процессов управления и контроля за работой энергетической установки, а также общесудовых систем обеспечивает возможность несения вахты на ходу одним человеком в центральном посту управления.
      Расположение оборудования в машинном отделении выполнено с учетом агрегатного обслуживания механизмов, трубопроводы проложены панельным способом с минимальной их протяженностью. Для выполнения ремонтных работ на судне имеются механическая и электромеханическая мастерские, оснащенные необходимым оборудованием.
      Жилые и служебные помещения отвечают современным требованиям и обеспечивают комфортные условия экипажу, состоящему из 36 человек, которые размещаются в одноместных каютах кормовой надстройки. Имеются также каюты для восьми практикантов. Все служебные и жилые помещения (рис. 3, 4) оборудованы системой кондиционирования воздуха, люминесцентным освещением. На судне имеется спортзал (рис. 5), плавательный бассейн, открытая площадка для спортивных игр.
      Навигационная рубка с круговым обзором и компактно расположенными пультами управления обеспечивает хорошие условия работы судоводителей в различных условиях плавания (рис. 6).
      Для отделки общественных и жилых помещений судна широко используется цветной слоистый пластик и другие новые синтетические материалы.
      Конструкция корпуса выполнена сварной из низколегированной стали марки 09Г2.
      Корпус надежно защищен от коррозии современными лакокрасочными покрытиями. Кроме окраски, для защиты корпуса в подводной части применена автоматическая катодная система «Луга». Балластные и топливо-балластные цистерны оборудованы протекторной защитой.
      Установленные на судне якорное, швартовное, рулевое и шлюпочное устройства соответствуют современному уровню техники и удобны в эксплуатации. Автоматические швартовные лебедки облегчают несение вахтенной службы при стоянках судна в порту.
      Судовые бытовые системы выполнены из качественных материалов и отвечают действующим нормам.
      Кроме общесудовой системы вентиляции, во всех служебных и жилых помещениях имеется одноканальная высоконапорная система кондиционирования воздуха. В зимний период при температуре наружного воздуха минус 25° С и относительной влажности 85% эта система позволяет поддерживать в судовых помещениях температуру около плюс 21° С и относительную влажность воздуха 40—60%.
      При работе системы в летнем режиме при температуре наружного воздуха плюс 32—34° С и относительной влажности 80% в жилых и служебных помещениях температура поддерживается на уровне плюс 25° С.
      В летнее время года в навигационную рубку, гирокомпасную, машинную канцелярию, помещение для карт и на камбуз предусматривается подача воздуха от системы кондиционирования непосредственно на рабочие места.
      Система кондиционирования обслуживается двумя центральными кондиционерами производительностью 5600 м3/ч каждый, при этом предусмотрена рециркуляция воздуха.
      Холодильная установка этой системы состоит из двух компрессо- ров, работающих на фреоне 12, производительностью около 40000 ккал/ч каждый. Работа установки полностью автоматизирована.
      Все грузовые трюмы оборудованы искусственной вдувной и естественной вытяжной вентиляцией с рециркуляцией, обеспечивающей трех-четырехкратный обмен воздуха в час.
      В качестве главного двигателя на судне используется шестицилиндровый дизель типа 6ДКРН 74/160-3 постройки Брянского машиностроительного завода по лицензии фирмы «Бурмейстер и Вайн», двухтактный, реверсивный. крейцкопфный с турбонаддувом. со встроенным упорным подшипником и сварным остовом. Его мощность составляет 10600 э.л.с. при 120 об/мин.
      Управление главным двигателем дистанционное из ЦПУ (рис. 7) и рулевой рубки.
      Вспомогательная энергетическая установка состоит из трех дизель-генераторов типа 8ЧН25/34-2 мощностью 400 квт каждый. На последующих судах серии предполагается установить автоматизированные дизель-генераторы типа ДГР500/500-2 мощностью 500 квт.
      Вспомогательная котельная установка нового типа состоит из автоматизированного парового котла КАВ 1,6/7 с большой аккумулирующей способностью и утилизационного котла, использующего тепло выхлопных газов главного двигателя. Производительность вспомогательного котла 1,6 т/ч, а утилизационного 2,4 т/ч при давлении пара 7 кгс/см2.
      Кроме систем дистанционного автоматизированного управления главным и вспомогательным двигателями, на судне применены также система централизованного автоматизированного контроля управления вспомогательными механизмами, обслуживающими главный двигатель, системы автоматизированного управления электроэнергетической установкой и дистанционного управления общесудовыми системами.
      В качестве движителя судна используется четырехлопастной винт из высокопрочной бронзы. Дейдвудное устройство выполнено с баббитовыми подшипниками на масляной смазке и уплотнением типа «Симплекс».
      Судно оснащено современными средствами связи и электрорадионавигации, обеспечивающими безопасное плавание судна в сложных навигационных условиях (приемопередающие станции, радиолокационная станция «Океан», радиопеленгатор типа «Рыбка», который в дальнейшем будет заменен радиопеленгатором «Румб», и др.). Компактно расположенное в радиорубке (рис. 8) и навигационной рубке, это оборудование значительно улучшает условия работы радистов и судоводителей.
      Новое судно, испытания которого показали надежность работы всех механизмов и систем, в целом отвечает современному уровню судостроения и основным требованиям технической и коммерческой эксплуатации.


Схема общего расположения судна



ФОТОГРАФИИ





Источник: Б. Сушков. Новое сухогрузное судно «Герои Панфиловцы». / ж. «Морской флот» № 11, 1973, 42-45 с.   
Scan, Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2025