ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника Морского флота


ЛИНЕЙНЫЙ ЛЕДОКОЛ "ЛЕНИНГРАД"

В строй действующего флота Мурманского арктического пароходства вступил новый линейный ледокол "Ленинград" водоизмещением 13290 т с дизель-электрической установкой мощностью 26000 э.л.с. Он предназначен для проводки транспортных судов по Северному морскому пути.
      Судно построено в Финляндии под наблюдением и по действующим правилам Английского Ллойда на его высший класс 100А1. Кроме того, учтены действующие правила Регистра СССР об устройстве жилых и служебных помещений, оборудовании спасательными, аварийными и противопожарными средствами, оснащении грузовыми устройствами, нормальным и аварийным освещением.
      Непотопляемость судна отвечает требованиям Международной конвенции 1960 г. по охране человеческой жизни на море. Аварийная остойчивость обеспечена при затоплении двух смежных отсеков, включая случаи несимметричного затопления их.


Основные характеристики ледокола следующие:
Длина наибольшая ... 122,1 м
Ширина по миделю ... 24,5 м
Высота борта до верхней палубы ... 14 м
Осадка наибольшая ... 10,5 м
Максимальная скорость ... 18,3 узла
Экипаж ... 100 человек

      Ледокол "Ленинград" - трехвинтовое судно с тремя непрерывными палубами, удлиненным баком, обтекаемой надстройкой и кормовым расположением движителей (рис. 1).
      Поперечные переборки делят судно на девять водонепроницаемых отсеков. Продольные водонепроницаемые переборки образуют бортовые цистерны по длине машинных отделений. От форпика до ахтерпика простирается двойное дно, в отсеках которого размещаются балластная вода, жидкое топливо, смазочное масло и пресная вода для охлаждения главных дизелей.
      В носовой части под платформой оборудованы диптанки. На судне имеются две пары дифферентных цистерн и четыре пары креновых, четыре небольших грузовых трюма для
      судовых и экспедиционных запасов, а также специальные помещения для хранения провизии и других запасов.
      В кормовой части удлиненной боковой палубы оборудована вертолетная посадочная площадка, а к носу от неё - ангар для двух вертолетов.
      Корпус ледокола цельносварной, за исключением конструкций палубной надстройки и съемных листов, необходимых для выемки механизмов для ремонта. Он построен из сименсмартеновской стали с высокими механическими свойствами.
      Ледовый пояс при максимальной осадке расположен на 1 м выше ватерлинии и на 2,5 м ниже минимальной осадки. В носовой части он доходит до киля. Между нижней палубой и двойным дном от 33 шпангоута в нос идут три стрингера, в корму - два. Между средней и нижней палубами от носа до кормы проходит один стрингер.
      Форштевень V-образного сечения с литым ребром в нижней части выполнен из сваренных в стык крупных стальных отливок, в верхней части - из гнутых стальных листов.
      Ахтерштевень - из литой стали, верхняя часть имеет литые ребра и надежно защищает руль от повреждений.
      Руль ледокола изготовлен из литой стали с кованым баллером диаметром 540 мм.
      Кронштейны гребных валов стальные, литые, они соединены между собой балкой, проходящей над туннелем среднего гребного вала.
      Буксирное углубление в корме имеет длину 1,2 м с наклоном 10-15°. В этом месте обшивка толщиной 38 мм специально подкреплена.
      Жилые помещения рассчитаны на 126 человек. Кроме того, имеется 36 запасных мест. Команда размещается в удобных одно- и двухместных каютах, комсостав - в одноместных каютах на верхней и средней палубах и на палубе бака.
      На боковой палубе находятся кают-компания, два бортовых салона и буфет для комсостава.
      Жилые и служебные помещения разделены двумя противопожарными переборками. Палубы изолированы с верхней стороны пластинами легкого бетона, переборки - пульверизированным асбестом.
      Стальные палубы жилых помещений и коридоров покрыты слоем мастик толщиной 15 мм. В кают-компании и бортовых салонах палуба застлана пластмассовыми плитками паркетного типа. В хозяйственных и санитарных помещениях полы выложены кафельными плитками. В остальных помещениях настлан линолеум.
      Наружный борт, подволоки, переборки жилых и служебных помещений изолированы 50-миллиметровыми, а кладовые 37-миллиметровыми пластинами "Оназот". Помещение рефрижераторных кладовых изолировано экспанзитом, в остальные - слоем асбеста толщиной 25-50 мм.
      В жилых помещениях и аккумуляторных отопление водяное, в машинном отделении, мастерских и кладовых - паровое, в рубках, помещениях электрорадионавигационных приборов, центрального поста управления, наблюдательного поста на мачте и углекислотной станции - электрическое.
      Жилые и служебные помещения оборудованы вентиляцией высокого и низкого давления приточно-вытяжного типа, состоящей из 10 агрегатов с автоматическим регулированием температур и количества подаваемого воздуха.
      Машинные отделения, служебные и провизионные помещения имеют самостоятельные системы приточно-вытяжной вентиляции.
      Для хранения скоропортящихся пищевых продуктов и приготовления льда оборудована рефрижераторная установка, работающая по системе непосредственного охлаждения.
      На ледоколе имеются два полноповоротных электрокрана грузоподъемностью 1,5 т, установленных на палубе бака, и два крана грузоподъемностью 10 т - в кормовой части. Скорость подъема груза 25 и 20 м/мин. Краны оснащены стрелами переменного вылета. Над световыми люками машинных отделений установлены стрелы грузоподъемностью 1,5 т. В носовой оконечности смонтирована якорная кран-балка из двух грузовых колонн и одной стрелы.
      Ледокол оборудован обычными якорными и швартовными устройствами, включающими три становых якоря Холла весом по 4300 кг каждый, стоп-анкер 1650 кг. верп 500 кг и ледовые якоря по 100 и 300 кг, две якорные цепи калибром 68 мм, длиной по 300 м каждая. На палубе бака установлены два электрических шпиля переменного тока, приводимые в действие электродвигателями мощностью по 52 квт, обеспечивающие одновременный подъем обоих якорей с глубины 80 м со скоростью 12 м/мин. Для проведения швартовных операций в корме на верхней палубе установлен электроприводной шпиль с тяговым усилием 3000 кг.
      Автоматическая буксирная лебедка смонтирована в закрытом помещении, она имеет два барабана, рассчитанных на тяговое усилие 30 и 60 т, и две турачки на 5 т.
      Электрогидравлическая рулевая машина при работе двух насосных агрегатов обеспечивает перекладку руля на полном ходу в чистой воде за 20 сек, при работе одного агрегата - за 30 сек.
      Управление машиной осуществляется из рулевой рубки, верхнего мостика и кормового поста.
      Балластную систему обслуживают два центробежных электронасоса самовсасывающего типа производительностью 100 м3/час.
      Для осушительной системы в машинных отделениях установлены 2 центробежных электронасоса производительностью 100 м3/час и два - по 15 м3/час в отделениях гребных электродвигателей.
      Предусмотрено аварийное подключение балластных дифферентных и охлаждающих насосов забортной воды, любой из которых может откачивать воду из машинных отсеков и отделений гребных электродвигателей.
      Дифферентная система, связывающаяся двумя трубопроводами, и пиковые цистерны обслуживаются двумя центробежными самовсасывающими электронасосами производительностью 500 м3/час каждый с напором 12 м вод. ст. Время перекачки 30 мин. Все клинкеты системы, за исключением приемных, оборудованы электрическим дистанционным приводом. Управление системой осуществляется с командного поста. Креновую систему обслуживают 4 электронасоса пропеллерного типа с поворотными лопастями и автоматическим управлением: за 2 мин из цистерн одного борта в цистерны другого они перекачивают 480 т воды. Управление насосами производится с командного поста. Для непрерывного кренования предусмотрено автоматическое управление.
      Противопожарная защита ледокола состоит из системы углекислотного тушения, водотушения и паротушения. Станция углекислотного тушения с общим весом углекислоты на 900 кг расположена на шлюпочной палубе в средней части судна.
      Система пенотушения оборудована 9 передвижными пеноводными установками производительностью 1000 л/мин, каждая из них может быть подключена к любому пожарному рожку.
      Для тушения пожара забортной водой предусмотрен специальный пожарный трубопровод кольцевого типа с разобщительными клапанами, позволяющими выключить поврежденные участки. Трубопровод обслуживается тремя пожарными центробежными электронасосами производительностью 80 м3/час каждый, давлением 8 кг/см2.
      Для обеспечения водонепроницаемости на случай аварии предусмотрено 16 клинкетных дверей, имеющих электрический привод с мостика и ручное управление с верхней палубы.
      На ледоколе имеются четыре спасательные шлюпки, изготовленные из легкого сплава, две из них моторные, на 70 человек каждая, снабжены дизелями мощностью по 5 э.л.с. с воздушным охлаждением и две - на 60 чел, с ручным механическим приводом. Спуск и подъем их обеспечивается шлюпбалками гравитационного типа при помощи электролебедок.
      Кроме того, на судне находятся два моторных катера, один из них стальной, мореходный, с буксирным устройством, длиной 12 м, дизель на нем мощностью 80 л.с., другой - разъездной, алюминиевый, длиной 8,5 м. Спуск и подъем их производится электрокранами, установленными в кормовой части боковой палубы. Кроме того, имеются легкая парусная и рабочая шлюпки.
      В качестве главных двигателей на ледоколе установлены восемь девятицилиндровых нереверсивных двухтактных дизелей простого действия фирмы "Вяртсиля-Зульцер" типа 9МН51. Мощность каждого из них 3250 л.с. при 300 об/мин.
      Подача топлива для главных двигателей осуществляется двумя электронасосами блочной конструкции типа "Зульцер" производительностью по 60 м3/час.
      Система смазочного масла и масляного охлаждения двигателей состоит из двух групп, расположенных в машинном отделении. Обслуживание ее обеспечивается тремя электронасосами производительностью по 220 м3/час, один из них общий для обоих машинных отсеков.
      Главные дизели вращают генераторы постоянного тока типа СМ434/80-80 мощностью 2150 квт, напряжением 600 в. номинальной силой тока 3600 а. Они питают током три главных электродвигателя: два бортовых, одноякорных, мощностью по 5500 э.л.с. и средний, двухъякорный, мощностью 11000 э.л.с.
      Каждая гребная установка имеет отдельный контур тока. Четыре главных генератора и оба якоря среднего гребного электродвигателя включены последовательно. Предусмотрена возможность переключения двух генераторов с контура среднего гребного винта на контуры бортовых и наоборот.
      Центральный пост управления электрогребной установки оборудован распределительными щитами. На пульте помещены приборы контроля и обслуживания установки для дистанционного управления выключателями генераторов. В рулевой рубке, на верхнем открытом и на кормовом мостиках установлены посты дистанционного управления.
      Валопроводы рассчитаны на восприятия увеличенных вращающих моментов гребных двигателей при форсировании льда или буксировки.
      Гребные валы в районе дейдвудных труб облицованы оловянистой бронзой. Упорные подшипники типа "Кингсбарри" одногребенчатые. Корпуса их изготовлены из литой стали. Упорные сегменты и вкладыши залиты баббитом. Опорные подшипники стальные, литые с крышками, залитыми белым металлом. Смазка упорных подшипников циркуляционная от системы гребных электродвигателей.
      Дейдвудные трубы стальные, литые, с бронзовыми втулками, облицованными специальным материалом.
      Гребные винты особо прочной конструкции изготовлены из мартеновской стали с присадкой 3%-ного никеля. Они рассчитаны на режим хода во льду со скоростью 5 узлов на полной мощности. Лопасти винтов съемные, у места соединения со ступицей обтекаемой формы.
      Судовая электростанция сострит из шести синхронных генераторов трехфазного переменного тока мощностью по 350 квт при напряжении 40 в 50 гц. Генераторы типа F34 5i-10 самовозбуждающиеся с постоянным напряжением. Они оборудованы успокоительными обмотками и пригодны для устойчивой длительной работы.
      Для обеспечения ледокола электроэнергией в порту на нем установлен дизель "Вяртсиля-Поляр" марки К58Е мощностью 285 э.л.с. при 600 об/мин, соединенный с генератором переменного тока.
      Кроме того, на палубе бака в специальном помещении смонтирован аварийный дизель-генератор мощностью 80 э.л.с. Автоматическое устройство запускает его при падении напряжения в сети. Судовая сеть имеет несколько напряжений: силовая 380 в, передвижные агрегаты 220, освещение 127, низковольтная сеть 12 в. Питание всей электросети осуществляется через главный распределительный щит, на котором смонтированы коммутационная защита и измерительная аппаратура.
      Ледокол "Ленинград" оснащен современными электрорадионавигационными приборами, необходимыми средствами связи, сигнализации и радиотрансляционной установкой. Судовая радиостанция обеспечивает надежную дальнюю и близкую радиосвязь. Она оборудована передатчиками, двумя приемниками и автоматическим датчиком сигналов тревоги и бедствия.
      Внутрисудовая связь состоит из командной, навигационной, швартовной и машинной телефонной связи, командной радиотрансляции.

А. Дорохов,
старший инженер Главсудхоза ММФ




Источник: А. Дорохов. Линейный ледокол "Ленинград". / ж. "Морской Флот" № 10, 1962, 30-32 с.    
Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory    2006-2024