ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника морского флота


МОРСКОЙ ТАНКЕР «ЛЕНИНГРАД»

В. Дубчак,
инженер

      За последние годы по проектам советских инженеров для Министерства морского флота построен ряд современных нефтеналивных судов. Среди них — одновинтовые, однопалубные танкеры тина «Ленинград», предназначенные для перевозки нефтепродуктов всех разрядов между всеми портами.

      Танкер имеет две продольные переборки. Машинное отделение расположено в корме.


Главные элементы и размерения судна

Длина, м  
наибольшая  
145,5
расчетная  
138,0
Ширина, м
19,2
Высота борта, м
10,4
Осадка порожнем, м  
носом  
0,98
кормой  
5,15
Осадка в грузу, м
8,5
  Коэффициент  
полноты водоизмещения, б
0,704
миделя, в
0,98
ватерлинии, а
0,785
Начальная метацентрическая
высота в грузу, м
1,48—1,45
Скорость хода на испытаниях, уз.
13,3
дальность плавания, миль.
10000

      Для успокоения качки установлены бортовые кили общей площадью около 40 м2. Непотопляемость обеспечивается при затоплении одного любого отсека.
      На судне предусмотрены помещения для 44 членов команды. В основном команда располагается в одноместных каютах. Кроме этого, предусмотрено 12 мест для практикантов.
      Все необходимые служебные и вспомогательные помещения оборудованы новейшими приборами и необходимыми предметами, отвечающими условиям эксплуатации судна и обеспечивающими нормальную работу, учебу и отдых судового экипажа.
      Танкеру, построенному по правилам и под наблюдением Морского Регистра СССР. присвоен класс ЛР 4/1 С (нефтеналивное) .
      Корпус набран по смешанной продольно-поперечной системе: борта, платформы и продольные переборки - по поперечной системе набора, палуба и днище - по продольной системе, за исключением района второго дна, кормовой части в районе машинного отделения и в носовой части до носового коффердама, где днище набрано по поперечной системе.
      Корпус танкера цельносварной, за исключением клепаных соединений ширстрека с палубным стрингером, бортовых килей с наружной обшивкой и накладных листов у надстроек.
      Корпус имеет ледовые подкрепления, обеспечивающие плавание в битом льду. Материал корпуса для толщин до 15 мм - углеродистая сталь СТ-4С, а для толщин 15 мм и выше - низколегированная сталь СХЛ-1.
      Корпус разделен шестнадцатью поперечными и двумя продольными переборками на 33 основных непроницаемых отсека (не включая отсеки междудонного пространства), в том числе 24 грузовых танка и два коффердама.
      В носовой части имеются сухогрузный трюм и диптанк. Носовое отделение расположено в средней части танкера, что обеспечивает одновременную перевозку двух сортов грузов.
      Главная механическая установка танкера состоит из двух двухтактных бескомпрессорных двигателей простого действия марки 8ДР 43/61 постройки завода "Русский дизель" мощностью по 2000 л. с. каждый при 250 об/мин. Оба двигателя левого вращения работают на один гребной вал через гидромуфты и редуктор.
      Гидрозубчатая передача 2ГЗ-222 состоит из двух гидромуфт и одноступенчатого редуктора с косыми зубьями, передаточное отношение которого равно 1:2,912. Управление установкой осуществляется с централизованного пульта, расположенного в носовой части машинного отделения.
      В качестве вспомогательных двигателей на судне установлены два двухтактных бескомпрессорных двигателя марки 4Д 30/50 мощностью 400 л. с. каждый при 300 об/мин. Для обеспечения работы грузовых насосов и обогрева груза установлены два вспомогательных котла марки КВС-68/1. Котлы водотрубные, треугольного типа, с изогнутыми трубками, поверхностью нагрева по 200 м2, давлением 15 кг/см2. Паропроизводительность каждого котла 8 т/час.
      Для обеспечения пусковым воздухом главных и вспомогательных двигателей в машинном отделении установлены два электрокомпрессора типа ОК3-33/1 производительностью 70 м3/час, с конечным давлением сжатия 60 кг/см2.
      Охлаждение главных двигателей производится забортной водой при помощи центробежных электронасосов типа 6К-8 производительностью 200 м3/час. Один насос - основной, второй - резервный.
      Система смазки и охлаждения поршней главных двигателей обслуживается двумя масляными винтовыми электронасосами типа ЭМН-5/1 производительностью 80 т/час. Масляная система гидрозубчатой передачи обслуживается винтовым электронасосом типа ЭМН-5/1 производительностью 80 т/час. Кроме того, в машинном отделении установлен резервный масляный электронасос типа ЭМН-5/1, который может обеспечивать подачу масла либо на смазку и охлаждение поршней главного двигателя, либо на гидрозубчатую передачу. Для прокачки масла вспомогательных двигателей установлен зубчатый электронасос типа ЭМН-1/1 производительностью З,3 м3/час.
      Для очистки топлива и масла установлены два сепаратора НСМ-3/1 производительностью по 1500 т/час каждый.
      Котельные установки оборудованы всеми необходимыми системами и механизмами, обеспечивающими нормальную работу. Для получения дистиллата установлена опреснительная установка ВП-3 производительностью 10 т в сутки.
      Противопожарная защита танкера состоит из системы углекислого тушения, пенотушения, паротушения и водотушения. Система углекислого тушения состоит из 180 баллонов, расположенных в двух помещениях, и предназначается для предупреждения и тушения огня в грузовых танках, сухогрузном трюме, машинном, носовом и котельном отделениях, а также в носовом и кормовом коффердамах.
      Система пенотушения обслуживается двумя станционарными пеногенераторами ПГ-50 производительностью по 3000 л пены в минуту, установленными в специальных помещениях в носовой и кормовой частях танкера. Кроме того, на судне имеется переносный пеногенератор ПГ-50.
      Система пенотушения предусматривает тушение открытого огня при вскрытом состоянии танков. Паротушение предусмотрено в танках (одновременно используется для пропаривания танков), под котлами, в фонарной и малярной.
      Водопожарная система обслуживается двумя центробежными электронасосами ЭМПИ-16 производительностью 50/100 м3/час, при напоре 160/80 м вод. ст., установленными в машинном отделении, и паровым поршневым насосом ПИП-2 производительностью 53 т/час при напоре 80 м вод. ст., установленным в носовом отделении.
      Для орошения палубы в носовом насосном отделении установлен электронасос ЭСН-11/1 производительностью 25 т/час, подключающийся к пожарной системе.
      Для хранения скоропортящихся продуктов на судне имеется рефрижераторная установка 4М-2ФВ-8/4, обслуживающая четыре камеры.
      Грузовая система обслуживается четырьмя паровыми поршневыми прямодействующими насосами ПИП-250 производительностью 250 м3/час каждый, при напоре 100 м вод. ст. Грузовые трубопроводы выполнены по кольцевой системе.
      Жилье и служебные помещения, машинное, котельное и насосное отделения оборудованы искусственной и естественной вдувной и вытяжной вентиляцией и паровым отоплением.
      Электрооборудование судна выполнено в основном на переменном токе. Установлен аварийный генератор мощностью 25 квт с ручным пуском. Распределяется электроэнергия по фидерно-групповой системе.
      Судовые устройства выполнены в соответствии с действующими положениями и отвечают условиям эксплуатации танкера.
      Рулевое устройство состоит из одного обтекаемого руля площадью 17,5 м2, обслуживаемого электрогидравлической рулевой машиной РЭ2-2 (крутящий момент на голове баллера 21 т*м). Для управления рулем предусмотрены два поста электрического управления (в рулевой рубке и на крыше рубки юта), а также два поста ручного управления, расположенных в румпельном отделении.
      Якорное устройство состоит из двух якорей системы Холла весом по 4000 кг и одного стопанкера весом 1500 кг. Цепь становых якорей калибром 62 мм, длиной по 275 м каждая; соединение смычек выполнено звеньями Кентера. Хранятся цепи в цилиндрических цепных ящиках, обеспечивающих самоукладку цепи. Подъем якорей осуществляется электроприводным брашпилем.
      Швартовка производится брашпилем и шпилем ШЭР13Д/1, установленным на палубе юта в кормовой части.
      Шлюпочное устройство состоит из одной моторной спасательной шлюпки с двигателем на тяжелом топливе, трех спасательных шлюпок на 36 человек каждая и двух четырехвесельных рабочих шлюпок, одна из которых снабжена подвесным мотором. Спуск и подъем шлюпок осуществляются шлюпочными электроручными лебедками через шлюпбалки склоняющегося типа.
      Судно оборудовано всеми необходимыми видами радиооборудования и электронавигационными приборами (включая радиолокационную установку).
      Работа танкера показала, что он отвечает требованиям эксплуатации в любых условиях плавания. Однако моряки предъявляют ряд претензий к конструкторам и судостроителям, которые недостаточно энергично борются за устранение серьезных недостатков танкера, выявившихся в период его эксплуатации.





Источник: В. Дубчак. Морской танкер «Ленинград». / ж. "Морской флот" № 10, 1955, 15-18 с.   
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024