статья из журнала "Морской флот"
История мореплавания
ЛАЙНЕРЫ ПОГИБЛИ В СЕВАСТОПОЛЕ
( Теплоходы: "Абхазия" и "Грузия" 1942 г. )
П. Акимов,
профессор ЛВИМУ
До Великой Отечественной войны на Крымско-Кавказской, как тогда говорили,
экспрессной линии работали пять пассажирских лайнеров - "крымчаков":
"Крым", "Украина", "Армения", "Грузия", "Абхазия". В первые же дни
войны было принято решение приспособить их под санитарные транспорты
и передать в ведение военно-морского командования. Переоборудованием
судов занимался коллектив Одесского судоремонтного завода
№ 1. К 1 июля 1941 г. санитарные транспорты вступили в строй.
Мы расскажем о героической судьбе двух судов - "Грузии" и "Абхазии".
Проектировали довоенную "Грузию" ленинградские конструкторы.
По их проекту немецкие судостроители фирмы "Фридрих Крупп" в Киле
построили замечательное пассажирское судно, которое вступило в строй
в 1929 г. Уже по итогам 1930 г, экипаж "Грузии" оказался среди
передовых коллективов Одесского района Черноморского бассейна. А в
июле 1931 г. газета "Моряк" назвала "Грузию" пассажирским флагманом
Черноморья. Так по-ударному моряки лайнера трудились до самой Великой
Отечественной войны...
В годы войны теплоходом командовал капитан дальнего плавания В. Габуния.
В трудные дни обороны Одессы "Грузия" доставляла в осажденный
врагом город войска и боеприпасы, вывозила в черноморские
и азовские порты раненых и эвакуированных, промышленное оборудование.
На боевом счету "Грузии" 18 героических рейсов в сражающуюся
Одессу. Вот лишь некоторые из них.
...28 августа 1941 г. "Грузия" ошвартовалась у Военного мола
Одесского порта. Причалы находились под шквальным артиллерийским
огнем противника. От разрывов снарядов на причале загорелись
ящики с боеприпасами, рядом с которыми лежали сотни раненных
защитников города. Грузчики порта во главе с начальником участка
Г. Крыжановским срывали с себя куртки и, рискуя жизнью, тушили ими пламя.
Моряки "Грузии" спешно погрузили раненых и отошли от причала...
15 октября 1941 г. советские войска оставляли Одессу, В порту скопилось
много войск, машин, орудий. Под погрузкой в тот день стояли
"Грузия", "Армения", "Жан Жорес", "Калинин", "Котовский", несколько
военных кораблей, а также большое количество буксиров, шаланд, баркасов
для перевозки людей и техники на рейд. Над портом тянулись шлейфы
дымовой завесы - маскировался подход новых транспортов и боевых кораблей.
Порт яростно бомбили. Налеты следовали один за другим. Вомба попала
в корму "Грузии". Возник пожар. А в трюмах лежали артиллерийские
снаряды, могли взорваться и теплоход, и стоявшие рядом суда. Эскадренный
миноносец "Незаможник" стал лагом к "Грузии", Военные моряки помогли
ликвидировать пожар на теплоходе. В этой операции принимал участие
и экипаж стоявшего рядом теплохода "Калинин".
Порт горел, дымились склады. Весь экипаж "Грузии" напряженно работал.
По трапу теплохода поднимались усталые молчаливые воины. Они прошли
не один километр с огневых позиций, кроме оружия многие тащили на
себе ящики с патронами. Раненых несли на носилках, вели под руки,
поддерживали как могли. До предела загруженная "Грузия" покинула Одессу...
Такими же, а подчас еще более опасными были рейсы в осажденный Севастополь.
13 июня 1942 г, "Грузия" находилась на фарватере Южной бухты
против Минной пристани Севастополя. Налетели фашистские самолеты.
Бомбы градом сыпались рядом с судном. Одна из них попала в кормовой
трюм. Там находились боеприпасы. Последовал сильный взрыв. Экипаж
сделал все, чтобы спасти теплоход.
Но усилия оказались тщетными. "Грузия" затонула...
"Абхазию" проектировали и строили ленинградцы. Почти до самой
Великой Отечественной войны этим судном командовал капитан
Д. Джурашевич - тот самый, который в 1905 г., возглавляя экипаж
теплохода "Эмеранс", доставил уголь восставшему броненосцу "Потемкин".
В первые дни войны капитаном "Абхазии" был Л. Заикин,
а с марта 1942 г.- М. Белуха.
Тридцать три рейса совершил в Одессу и Севастополь санитарный
транспорт "Абхазия". Всего из районов боев на судне вывезено 32355
раненых. Практически каждый третий из них был прооперирован во
время перехода. Теплоход также перевез 65 тыс. бойцов и эвакуированных,
33 тыс. т воинских грузов.
Кроме Одессы и Севастополя, "Абхазия" делала рейсы к берегам
Крыма во время десантной операции на Керченском полуострове зимой
1941-1942 гг. Раненые эвакуировались через Феодосию и Камыш-Бурун.
"Абхазия" совершила тогда восемь труднейших рейсов и вывезла
11358 нуждающихся в медицинской помощи бойцов.
Но особенно тяжелыми для экипажа были прорывы к Севастополю.
При налетах фашистских бомбардировщиков судно защищалось своими
пушками. Члены экипажа занимали места в артиллерийских расчетах,
санитарки и медицинские сестры подносили снаряды.
Вот отрывки из воспоминаний некоторых членов экипажа "Абхазии".
Бывший член экипажа Г. Оноколо: "Мы всегда принимали на борт
раненых с превышением нормы. Побратски уступали защитникам
Одессы и Севастополя не только каюты, флотский паек, но и отдавали для
спасения тяжелораненных свою кровь".
Вывший командир моторной группы А, Дубина: "Мы стояли у первого
причала Сухарной балки в Севастополе. Высадили красноармейцев,
начали выгрузку боеприпасов.
На борт стали поступать раненые, находившиеся до этого в штольне.
В шесть утра гудок морзавода объявил тревогу. На город и бухту начался
очередной налет вражеских самолетов. Небольшие катера" курсируя по
бухте, прикрывали нас дымовой завесой. Но дым стало сносить в сторону
передовой, находившейся в полутора километрах от причала, а это
было на руку фашистам. Дымзавесу пришлось прекратить. Капитан Белуха
решил отойти от причала и маневрировать в бухте до темноты, чтобы
ночью снова стать к причалу и продолжить прием раненых. У капитана
был большой опыт маневрирования, а судовые машины работали безотказно.
Но бомбежка продолжалась. На корме уже полыхал пожар. Примерно
в одиннадцать часов дня во второй и пятый трюмы попали бомбы и
взорвались там. Капитан приказал экипажу оставить судно. Уже было
немало погибших. Среди них - боцман Сергей Скоромный, политработник
Евгений Волковинский, многие матросы и санитары.
От поступившей внутрь помещений воды судно легло на правый борт.
Одна из бомб врезалась между труб в машинное отделение. Взрыв, столб
пламени и черного дыма. Итого - девять прямых попаданий..."
"Абхазия" затонула. Это случилось 10 июня 1942 г...
|