ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

История мореплавания


ЛАЙНЕРЫ ПОГИБЛИ В СЕВАСТОПОЛЕ

( Теплоходы: "Абхазия" и "Грузия" 1942 г. )

П. Акимов,
профессор ЛВИМУ

      До Великой Отечественной войны на Крымско-Кавказской, как тогда говорили, экспрессной линии работали пять пассажирских лайнеров - "крымчаков": "Крым", "Украина", "Армения", "Грузия", "Абхазия". В первые же дни войны было принято решение приспособить их под санитарные транспорты и передать в ведение военно-морского командования. Переоборудованием судов занимался коллектив Одесского судоремонтного завода № 1. К 1 июля 1941 г. санитарные транспорты вступили в строй.
      Мы расскажем о героической судьбе двух судов - "Грузии" и "Абхазии".

      Проектировали довоенную "Грузию" ленинградские конструкторы. По их проекту немецкие судостроители фирмы "Фридрих Крупп" в Киле построили замечательное пассажирское судно, которое вступило в строй в 1929 г. Уже по итогам 1930 г, экипаж "Грузии" оказался среди передовых коллективов Одесского района Черноморского бассейна. А в июле 1931 г. газета "Моряк" назвала "Грузию" пассажирским флагманом Черноморья. Так по-ударному моряки лайнера трудились до самой Великой Отечественной войны...
      В годы войны теплоходом командовал капитан дальнего плавания В. Габуния. В трудные дни обороны Одессы "Грузия" доставляла в осажденный врагом город войска и боеприпасы, вывозила в черноморские и азовские порты раненых и эвакуированных, промышленное оборудование. На боевом счету "Грузии" 18 героических рейсов в сражающуюся Одессу. Вот лишь некоторые из них.
      ...28 августа 1941 г. "Грузия" ошвартовалась у Военного мола Одесского порта. Причалы находились под шквальным артиллерийским огнем противника. От разрывов снарядов на причале загорелись ящики с боеприпасами, рядом с которыми лежали сотни раненных защитников города. Грузчики порта во главе с начальником участка Г. Крыжановским срывали с себя куртки и, рискуя жизнью, тушили ими пламя. Моряки "Грузии" спешно погрузили раненых и отошли от причала...
      15 октября 1941 г. советские войска оставляли Одессу, В порту скопилось много войск, машин, орудий. Под погрузкой в тот день стояли "Грузия", "Армения", "Жан Жорес", "Калинин", "Котовский", несколько военных кораблей, а также большое количество буксиров, шаланд, баркасов для перевозки людей и техники на рейд. Над портом тянулись шлейфы дымовой завесы - маскировался подход новых транспортов и боевых кораблей.
      Порт яростно бомбили. Налеты следовали один за другим. Вомба попала в корму "Грузии". Возник пожар. А в трюмах лежали артиллерийские снаряды, могли взорваться и теплоход, и стоявшие рядом суда. Эскадренный миноносец "Незаможник" стал лагом к "Грузии", Военные моряки помогли ликвидировать пожар на теплоходе. В этой операции принимал участие и экипаж стоявшего рядом теплохода "Калинин".
      Порт горел, дымились склады. Весь экипаж "Грузии" напряженно работал. По трапу теплохода поднимались усталые молчаливые воины. Они прошли не один километр с огневых позиций, кроме оружия многие тащили на себе ящики с патронами. Раненых несли на носилках, вели под руки, поддерживали как могли. До предела загруженная "Грузия" покинула Одессу...
      Такими же, а подчас еще более опасными были рейсы в осажденный Севастополь.
      13 июня 1942 г, "Грузия" находилась на фарватере Южной бухты против Минной пристани Севастополя. Налетели фашистские самолеты. Бомбы градом сыпались рядом с судном. Одна из них попала в кормовой трюм. Там находились боеприпасы. Последовал сильный взрыв. Экипаж сделал все, чтобы спасти теплоход.
      Но усилия оказались тщетными. "Грузия" затонула...
      "Абхазию" проектировали и строили ленинградцы. Почти до самой Великой Отечественной войны этим судном командовал капитан Д. Джурашевич - тот самый, который в 1905 г., возглавляя экипаж теплохода "Эмеранс", доставил уголь восставшему броненосцу "Потемкин".
      В первые дни войны капитаном "Абхазии" был Л. Заикин, а с марта 1942 г.- М. Белуха.
      Тридцать три рейса совершил в Одессу и Севастополь санитарный транспорт "Абхазия". Всего из районов боев на судне вывезено 32355 раненых. Практически каждый третий из них был прооперирован во время перехода. Теплоход также перевез 65 тыс. бойцов и эвакуированных, 33 тыс. т воинских грузов.
      Кроме Одессы и Севастополя, "Абхазия" делала рейсы к берегам Крыма во время десантной операции на Керченском полуострове зимой 1941-1942 гг. Раненые эвакуировались через Феодосию и Камыш-Бурун. "Абхазия" совершила тогда восемь труднейших рейсов и вывезла 11358 нуждающихся в медицинской помощи бойцов.
      Но особенно тяжелыми для экипажа были прорывы к Севастополю. При налетах фашистских бомбардировщиков судно защищалось своими пушками. Члены экипажа занимали места в артиллерийских расчетах, санитарки и медицинские сестры подносили снаряды.
      Вот отрывки из воспоминаний некоторых членов экипажа "Абхазии".
      Бывший член экипажа Г. Оноколо: "Мы всегда принимали на борт раненых с превышением нормы. Побратски уступали защитникам Одессы и Севастополя не только каюты, флотский паек, но и отдавали для спасения тяжелораненных свою кровь".
      Вывший командир моторной группы А, Дубина: "Мы стояли у первого причала Сухарной балки в Севастополе. Высадили красноармейцев, начали выгрузку боеприпасов.
      На борт стали поступать раненые, находившиеся до этого в штольне. В шесть утра гудок морзавода объявил тревогу. На город и бухту начался очередной налет вражеских самолетов. Небольшие катера" курсируя по бухте, прикрывали нас дымовой завесой. Но дым стало сносить в сторону передовой, находившейся в полутора километрах от причала, а это было на руку фашистам. Дымзавесу пришлось прекратить. Капитан Белуха решил отойти от причала и маневрировать в бухте до темноты, чтобы ночью снова стать к причалу и продолжить прием раненых. У капитана был большой опыт маневрирования, а судовые машины работали безотказно.
      Но бомбежка продолжалась. На корме уже полыхал пожар. Примерно в одиннадцать часов дня во второй и пятый трюмы попали бомбы и взорвались там. Капитан приказал экипажу оставить судно. Уже было немало погибших. Среди них - боцман Сергей Скоромный, политработник Евгений Волковинский, многие матросы и санитары.
      От поступившей внутрь помещений воды судно легло на правый борт. Одна из бомб врезалась между труб в машинное отделение. Взрыв, столб пламени и черного дыма. Итого - девять прямых попаданий..."
      "Абхазия" затонула. Это случилось 10 июня 1942 г...


ФОТОГРАФИИ  


Источник: В. Южный. Лайнеры погибли в Севастополе. / ж. "Морской флот" № 6, 1988, 65-66 с.   
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU   

© ReSim Laboratory   2004-2023