статья из журнала «Морской флот»
Из истории морского флота
БОЙ У ОСТРОВА БЕЛУХА
(ледокольного парахода «А. Сибиряков» с «Адмиралом Шеером»)
Г. Нулин
В СЕРЕДИНЕ ИЮЛЯ 1942 ГОДА ледокольный пароход «А. Сибиряков» в составе каравана вышел
из Архангельска в Арктику. В его задачу входило обойти полярные станции, сменить
зимовщиков, доставить строительные материалы и продовольствие. Это был старый пароход,
построенный в 1909 году в Англии и первоначально называвшийся «Беллавенчур». Он строился
специально для плавания во льдах и имел крепкий стальной корпус В первую мировую войну
его купила Россия. Под новым названием «А. Сибиряков» он был приписан к Архангельску.
Наибольшая длина его 76,4 м, ширина 10,9 м, водоизмещение около 3000 т. При мощности
машины 2300 л. с. развивал скорость до 13 узлов.
В 1932 году «А. Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина и начальника
экспедиции О. Ю. Шмидта впервые в истории освоения Арктики прошел Северным морским
путем с запада на восток за одну навигацию. За этот исторический рейс ледокольный
пароход «А. Сибиряков» был награжден орденом Красного Знамени.
Спустя десять лет пароходом командовал молодой капитан Анатолий Алексеевич Качарава
и гордился, что ему доверили такое славное судно. Его назначили сюда накануне войны
старшим помощником. В связи с военным положением на борту парохода установили четыре
небольших пушки и два спаренных пулемета. Экипаж пополнился группой краснофлотцев, а
Качарава в звании старшего лейтеннта стал командиром корабля.
Обойдя полярные станции, «А. Сибиряков» прибыл на рейд Диксона. Теперь ему предстояло
пробиться к берегам Северной Земли. На борту вместе с экипажем находилось 104 человека.
Карское море было объявлено «зоной молчания»: в эфир без крайней необходимости не
выходить, а только слушать. 25 августа на подходе к острову Белуха сигнальщик Иван
Алексеев доложил, что с левого борта, курсовой 60°, виден силуэт большого корабля.
Капитан поднялся на мостик и прильнул к окуляру дальномера. Корабль действительно был
большим и явно шел на пересечение курса «А. Сибирякова». Объявили боевую тревогу и
передали на Диксон о встрече с неизвестным кораблем. Черный клуб дыма вырвался из
трубы парохода — машинисты форсировали ход. Капитан решил идти на мелководье под
защиту острова. Сигнальщик доложил, что с корабля запрашивают состояние льда в проливе
Вилькицкого. Через несколько минут, не дожидаясь ответа, снова сигнал:
— Сообщите, где караван судов и ледокол?
Капитан радисту:
— Передайте на Диксон о запросах неизвестного корабля.
Корабль, а это был «карманный» линкор «Адмирал Шеер», с большой скоростью приближался,
стараясь отрезать советский пароход от острова.
Капитан сигнальщику:
— Запросите название и национальность корабля.
— «Сисияма»,— был получен ответ и снова:
— Прекратите работу рации. Отвечайте состояние льдов пролива Вилькицкого, где караван?
То, что это был враг, уже никто не сомневался. Вскоре на корабле подняли красно-белый
флаг со свастикой
- Ну что же,— сказал Качарава, обращаясь к своим помощникам,— нам остается только принять бой.
Но силы явно были неравны. «Адмирал Шеер» имел на борту 28 орудий и 8 торпедных аппаратов.
Когда корабли сошлись на дистанцию 56 кабельтовых, фашисты передали: «Сдаться без боя,
спустить флаг!» Они не рассчитывали, что советское торговое судно окажет сопротивление,
хотели получить ледовую информацию и скрытно подойти к каравану судов, следовавшему с
востока, и уничтожить его.
С фашистского рейдера прозвучал предупредительный выстрел... И сразу же открыл огонь
«А. Сибиряков». Закованные в броню фашисты не ожидали этого, однако держались дистанции,
исключавшей попадание снарядов советского корабля.
Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко впоследстви писал: «Конечно,
«А. Сибиряков» не мог рассчитывать на какой бы то ни-было успех. Но решение, принятое
капитаном Качаравой, было правильное: он надеялся задержать гитлеровцев, насколько
удастся дольше, чтобы дать возможность уйти в безопасное место третьему арктическому каравану».
Как только снаряды «А. Сибирякова» стали попадать в цель, палуба «Адмирала Шеера»
мгновенно опустела. И он, развернувшись правым бортом, открыл огонь из тяжелых орудий.
Снаряды пролетели мимо - гитлеровцы пристреливались. «А. Сибиряков» зигзагами, форсируя
ход шел на мелководье, во льды. Но вот страшный удар обрушился на судноврагу теряет ход
и становится неподвижной мишенью. На корме пожар. Следующим залпом снесена мачта. Радист
успел передать на Диксон, что корабль ведет бой с фашистским рейдером. Кормовые орудия
уже не стреляли. Пожар полыхал и в носовой части парохода. Вспыхнули бочки с бензином.
И даже на воде вокруг судна разливался огонь. Моряки старались потушить пожар, а новые
снаряды обрушивались на судно. «А. Сибиряков» превратился в пылаающий факел, но не
сдавался. Носовые орудия продолжали бить по врагу. Фашисты обстреливали судно шрапнельными
снарядами. Капитан при казал открыть кингстоны. Неравный бой продолжался 18 минут...
Удалось спустить одну чудом уцелевшую шлюпку. В ней разместились 19 оставшихся в живых
моряков вместе с тяжело раненым капитаном. Как только отошли от тонущего корабля, шлюпку
догнал фашистский катер и приказал сдаться в плен. Кочегар Николай Матвеев встал во весь
рост и что-то закричал гитлеровцам и тут же упал, сраженный автоматной очередью, 18 моряков
фашисты взяли в плен. Кочегар Павел Вавилов, когда судно, объятое пламенем, стало быстро
погружаться, прыгнул за борт и добрался вплавь до острова Белуха. Через 34 дня он был снят
летчиком И. Черевичным.
Так героически погиб ледокольный пароход «М. Сибиряков» — «Арктический «Варяг», успев
предупредить штаб морских операций на Диксоне о появлении фашистского рейдера в Карском море.
|