ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала «Морской флот»

9 мая — Праздник Победы


«СТАРЫЙ БОЛЬШЕВИК»


Г. Руднев

      КОНВОЙ «РО-16», вышедший из Исландии 19 мая 1942 года, был самым большим из всех, которые направлялись до этого в северные порты Советского Союза. Конвой шел под охраной пяти эсминцев, четырех сторожевых кораблей, четырех миноносцев, тральщика и корабля ПВО.
      В караване находился и советский теплоход «Старый большевик». Командовал им Иван Иванович Афанасьев.



      «Отличный моряк, заботливый командир, он не терпел шума и криков. Всегда сам невозмутимо спокойный, он никогда не «разносил провинившихся, как другие», — так отзывались об Афанасьеве те, кто с ним работал.
      Сделаем краткое отступление, чтобы рассказать о первой половине рейса, когда судно совершало одиночное плавание.
      ...12 февраля 1942 года теплоход вышел из Мурманска в Нью-Йорк с грузом апатитовой руды. На борту находились 47 членов экипажа и 4 пассажира. 29 марта теплоход прибыл в Нью-Йорк. После разгрузки приступили к приемке стратегического груза на Мурманск. Теплоход принял 4130 тонн различного военного снаряжения и боевой техники: авиационный бензин в бочках, динамит, взрыватели для авиабомб, снаряды, самолеты — их крепили на люках трюмов.
      7 апреля 1942 года «Старый большевик» без сопровождения вышел в море и благополучно прибыл в Галифакс. Здесь с 25 апреля по 5 мая простояли в ожидании формирования конвоя и дальнейших распоряжений. В Исландию прибыли 12 мая. И как уже было сказано, отсюда 19 мая 1942 года вышел конвой «PQ-16»...
      Номер походного ордера теплохода «Старый большевик» в караване был 83-й, что означает: 8-й в кильватерной колонне с порядковым номером 3. Теплоход шел в самом «хвосте» конвоя — наиболее уязвимом месте, поэтому при сравнительно небольших силах боевого охранения экипаж прежде всего должен был рассчитывать на свои судовые огневые точки, на свои силы. 25 мая в районе острова Ян-Майнен в пять часов утра появился фашистский самолет-разведчик, а вскоре — бомбардировщики и торпедоносцы. Атаки следовали одна за другой. Капитан Афанасьев умело маневрировал судном под градом бомб, и ни одна из них не попала в цель. Чем ближе подходил караван к узкому «коридору» между островом Медвежий и материком, тем яростнее становились атаки авиации фашистов. Всего их насчитали более 50...
      Вот воспоминания бывших моряков теплохода «Старый большевик».
      Матрос-рулевой И. Бондарь: «27 мая бомбардировка продолжалась с удвоенной силой. Пятьдесят семь самолетов, как черные коршуны, вились над караваном и терзали его беспрерывно. Низко, над самой палубой нашего теплохода, пронесся черный «мессер», и тотчас на бак с воем упала бомба. От взрыва рухнула рулевая рубка, вылетели окна и двери. Я, оглушенный, в беспамятстве отлетел в сторону, но, очнувшись, поднялся и встал за руль. Как в тяжелом бреду, до меня донесся голос капитана Афанасьева: «Право на борт!»
      «27 мая в 12 часов 10 минут, — пишет в рейсовом донесении И. И. Афанасьев, — во время налета большого количества вражеских самолетов одна из бомб попала в правую скулу полубака теплохода, прямым попаданием в правую пушку. Весь ее расчет убит, на левой пушке ранило четыре человека...»
      Начальник радиостанции В. Митрофанов: «Когда была отбита очередная атака фашистских самолетов и бой затихал, сильнейший удар потряс корпус теплохода. Взрывной волной меня выбросило из радиорубки в распахнутую дверь. Всю аппаратуру сорвало, и она висела на монтаже. Полубак, где стояли две мелкокалиберные пушки, был окутан черным дымом. Моряки, раненные осколками, несли на руках тяжелораненых своих товарищей...»
      Отказало рулевое управление, повреждена судовая машина. Нависла смертельная опасность. Огонь распространился с полубака к трюму № 1, а там — боеприпасы, взрывчатка...
      Последовала команда капитана: «Все на пожар!»
      Первый помощник капитана К. Петровский с криком «За мной!» бросился в склад с боеприпасами. Вслед за ним рванулись матросы Б. Аказенок, С. Пашинский, боцман Н. Пилько и радист В. Митрофанов и начали выносить ящики со снарядами и зажигательными бомбами.
      От ушедшего далеко вперед конвоя к охваченному пламенем теплоходу подошел английский миноносец. Экипажу, предложили покинуть судно и перейти на миноносец.
      Поблагодарив, капитан Афанасьев ответил:
— Будем тушить пожар и идти своим ходом.
— Нуждаетесь ли вы в какой-либо помощи?— запросили с миноносца.
— Нуждаюсь только в воде. И еще прошу снять раненых,— был ответ.
      Забрав четырех раненых моряков, миноносец развернулся и пошел до- гонять конвой. Теплоход остался без прикрытия.
      Героическими усилиями экипажа через несколько часов пожар был потушен, руль исправлен, и теплоход лег на прежний курс.
      Когда на горизонте показалась армада судов конвоя, с южного направления вывернули два фашистских самолета. Снова полетели бомбы, но капитан Афанасьев умело выводил израненное судно из-под удара.
      Артиллерийский расчет под командованием военного помощника Д. Чукина из уцелевшей на баке зенитной пушки и пулеметный расчет четвертого помощника капитана Н. Лобова сбили один из фашистских стервятников.
      Вечером, собравшись на кормовой палубе, экипаж отдал последние почести погибшим товарищам — под ружейные залпы их останки, по морскому обычаю, были погребены в водах Баренцева моря.
      В Кольском заливе береговые батареи и корабли Северного флота встретили «Старый большевик» артиллерийским салютом.
      Командир эскорта «PQ-16» писал тогда советскому командованию: «Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа вашего теплохода «Старый большевики».
      За мужество, проявленное при отражении фашистской авиации, почти весь экипаж теплохода «Старый большевик» был награжден орденами и медалями.
      Капитан И. И. Афанасьев, его первый помощник К. М. Петровский и матрос первого класса Б. И. Аказенок были удостоены звания Героя Советского Союза. Орденом Ленина были награждены В. П. Митрофанов, Т. П. Пискус (посмертно), С. Н. Троицкий и сам теплоход «Старый большевик».
      Через два месяца, в конце августа 1942 года, теплоход прибыл в США за новыми грузами для фронта. В порту Нью-Йорк состоялась встреча американских журналистов с советскими моряками. Сотрудник Генерального консульства СССР в Нью-Йорке представил присутствующим Героев Советского Союза И. И. Афанасьева, К. М. Петровского и Б. И. Аказенка. Об этой встрече газета «Нью-Йорк таймс» писала: «Русский капитан и двое моряков, которые выдержали на своем корабле шестидневную атаку с воздуха и со стороны подводных лодок в Баренцевом море, рассказали, что каждый человек, находившийся на борту, включая трех стюардесс и нескольких пассажиров, принял участие в борьбе с огнем».
      В начале января 1943 года капитан И. И. Афанасьев и старший механик К Н. Пугачев были награждены британскими орденами.
      В 1969 году, после 36 лет самоотверженного труда, теплоход «Старый большевик» был выведен из эксплуатации. Свое имя он передал новому, построенному также в Ленинграде океанскому теплоходу.
      Новому морскому спасательному буксиру экспедиционного отряда аварийно-спасательных и подъемно-технических работ Мурманского пароходства присвоено имя «Капитан Афанасьев». А в канун 30-летия Победы вышло в первый рейс новое судно Дальневосточного пароходства «Константин Петровский», названное в честь первого помощника капитана героического теплохода «Старый большевик».


Источник: Г. Руднев. «Старый Большевик». / ж. «Морской флот» № 5, 1982, 26-27с.    
Scan: ???, Clean, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2006-2024