С. Овсянников
Памяти безвременно ушедшего от нас в августе 2002 года известного судомоделиста, мастера спорта
международного класса Юрия Михайловича Шедякова посвящается.
Юрий Михайлович Шедяков в 1980-е годы, был самым титулованным из наших российских
судомоделистов-копиистов. Он был награжден многочисленными медалями и призами международных
соревнований и конкурсов. Кроме этого, он вёл большую работу как организатор и наставник.
С 1992 года и до последних дней Юрий Михайлович был директором ДЦТТМ Северо-Западного округа
г. Москвы. Российский судомоделизм потерял еще одного талантливого моделиста и организатора.
В свое время Юрий Михайлович Шедяков много сделал для разработки моделей, пригодных для
изготовления школьниками в судомодельных кружках. Одна из его разработок — модель морского
буксира для класса Ф2-Ю(600) — радиоуправляемая копия длиной до 600 мм.
Публикуемые чертежи были разработаны Юрием Михайловичем в начале 1990-х годов
и не потеряли актуальности до сего дня.
Представлены чертежи типичного малого морского линейного буксира. Подобные корабли строились в
СССР большой серией для Дальневосточного бассейна, имеющего большой объем перевозок между мелкими
портами и портопунктами, осуществляемых на несамоходных судах из-за ограниченных глубин в
прибрежных районах.
Общими особенностями линейных буксиров являются повышенный надводный борт, седловатость палубы и
двухъярурусная рубка, где размещаются жилые помещения на полный штат команды. Благодаря
увеличенному надводному борту они обладают более высокой мореходностью, чем рейдовые буксиры.
В силу специфики работы малого буксира в составе его буксирного устройства отсутствует лебедка,
вместо неё применены электрогидравлическая буксирная вьюшка и гак.
ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ
1. Длина наибольшая ... 23,40 м
2. Ширина наибольшая ... 5,87 м
3. Высота борта ... 2,60 м
4. Водоизмещение с полными запасами ... 107,00 тс
5. Осадка средняя ... 1,84 м
6. Скорость свободного хода ... 10,5 уз
7. Экипаж 8 чел.
Достоинство данного прототипа — легкость и простота исполнения модели. Модель буксира
представляется оптимальной для начинающего судомоделиста, готовящегося к выступлениям в классе
Ф2-Ю(600). Достаточно крупный масштаб позволяет легко изготовить все детали.
В большом ёмком корпусе легко размещается двигательная установка и аппаратура радиоуправления.
Одновальная установка проще в изготовлении, а соотношение длины к ширине около 1:4 обеспечивает
превосходную маневренность даже с одним винтом.
Большая, легко снимающаяся надстройка обеспечивает удобный доступ для обслуживания радиоаппаратуры,
мотора и элементов питания.
Недостатки этого прототипа — продолжение достоинств. Первый и главный порок, общий для всех
одновинтовых моделей с ледокольным образованием носа — недостаточная устойчивость на курсе и
абсолютная неуправляемость на заднем ходу. О «чистой» швартовке в доке подобной модели можно
только мечтать, хорошо выполнить швартовку с моделью буксира можно только случайно.
На стендовых соревнованиях подобная модель может проигрывать более сложным моделям военных
кораблей, выполненных в более мелком масштабе и «усыпанных» деталировкой. На крупномасштабной
модели буксира для повышения стендовой оценки приходится имитировать чуть ли не заклепки и стыки
листов, но на сверх-высокую оценку все равно рассчитывать не приходится.
ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ БУКСИРА
Юрий Михайлович Шедяков строил такие модели полностью из стеклопластика. Корпус выклеивался
по «обратной» форме из двух половинок, вместе с фальшбортом. Затем половинки склеивались по
диаметральной плоскости.
Палуба, имеющая большую седловатость и уступ, также выклеивалась из стеклопластика. Снизу к
палубе для придания жесткости и фиксации продольной и поперечной седловатости подклеивались
эпоксидным клеем профилированные деревянные рейки. По контуру крепления палубы к корпусу
приклеивались деревянные рейки на эпоксидном клею. В самой палубе заранее выпиливался люк по
контуру надстройки. По контуру люка устанавливался внутренний фальшборт высотой 10-15 мм для
предотвращения заливания внутреннего оборудования водой, попавшей на палубу. Оба яруса надстройки
и машинный кожух выклеивались из стеклопластика по отдельным матрицам, но, поскольку надстройки
буксира не имеют поверхностей двойной кривизны, их можно и спаять из жести.
Оба яруса надстройки и машинный кожух скреплялись в единое целое и снимались с корпуса
«как крышка с коробки ботинок».
Механическая установка модели очень простая. Юрий Михайлович Шедяков применял выпускавшийся
в СССР «лодочный мотор» (3В, 2200 мин1) завода «Электроприбор» г. Москва, стоивший в те годы
3 рубля 15 копеек. В другом варианте устанавливался мотор ДИ-1-3 или МДП-12. В современных
условиях можно легко подобрать аналогичный двигатель, вплоть до снятого с ненужной
электромеханической игрушки. Не увлекайтесь супермощными моторами, они для небольшой модели
буксира абсолютно не нужны. Это не торпедный катер! Рекомендуемых моторов достаточно для
похождения дистанции за 3-4 минуты.
Применялась аппаратура радиоуправления марки «Старт-Юниор». В настоящее время можно приобрести
2-командную самую дешевую радиоаппаратуру импортного производства. Обычно подобная аппаратура
имеет в комплекте только одну рулевую машинку. Дополнительно приобретается электронный регулятор
хода (speed-control). Для перемены ходов Юрий Михайлович применял самодельный электромеханический
(рулевая машинка нажимала контакты) регулятор хода, который включал, коммутировал и выключал
питание ходового электродвигателя. Для такой модели достаточно было иметь 3 положения: «вперед»,
«назад» и «стоп».
В качестве питания рекомендуем применить батарею аккумуляторов емкостью 0.75-1.5А/ч и напряжением,
соответствующим характеристикам применяемых мотора и аппаратуры.
ОКРАСКА МОДЕЛИ (вариант):
подводная часть красная,
корпус черный,
надстройки палевые,
палуба - коричневая или зеленая.
|