ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Моделист-Корабел
Судомодельный кружок


МОРСКОЙ БУКСИР ПРОЕКТА 1496 (СССР)

С. Овсянников

      Памяти безвременно ушедшего от нас в августе 2002 года известного судомоделиста, мастера спорта международного класса Юрия Михайловича Шедякова посвящается.
      Юрий Михайлович Шедяков в 1980-е годы, был самым титулованным из наших российских судомоделистов-копиистов. Он был награжден многочисленными медалями и призами международных соревнований и конкурсов. Кроме этого, он вёл большую работу как организатор и наставник. С 1992 года и до последних дней Юрий Михайлович был директором ДЦТТМ Северо-Западного округа г. Москвы. Российский судомоделизм потерял еще одного талантливого моделиста и организатора.
      В свое время Юрий Михайлович Шедяков много сделал для разработки моделей, пригодных для изготовления школьниками в судомодельных кружках. Одна из его разработок — модель морского буксира для класса Ф2-Ю(600) — радиоуправляемая копия длиной до 600 мм.


Публикуемые чертежи были разработаны Юрием Михайловичем в начале 1990-х годов
и не потеряли актуальности до сего дня.

      Представлены чертежи типичного малого морского линейного буксира. Подобные корабли строились в СССР большой серией для Дальневосточного бассейна, имеющего большой объем перевозок между мелкими портами и портопунктами, осуществляемых на несамоходных судах из-за ограниченных глубин в прибрежных районах.
      Общими особенностями линейных буксиров являются повышенный надводный борт, седловатость палубы и двухъярурусная рубка, где размещаются жилые помещения на полный штат команды. Благодаря увеличенному надводному борту они обладают более высокой мореходностью, чем рейдовые буксиры.
      В силу специфики работы малого буксира в составе его буксирного устройства отсутствует лебедка, вместо неё применены электрогидравлическая буксирная вьюшка и гак.

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ
1. Длина наибольшая ... 23,40 м
2. Ширина наибольшая ... 5,87 м
3. Высота борта ... 2,60 м
4. Водоизмещение с полными запасами ... 107,00 тс
5. Осадка средняя ... 1,84 м
6. Скорость свободного хода ... 10,5 уз
7. Экипаж 8 чел.

      Достоинство данного прототипа — легкость и простота исполнения модели. Модель буксира представляется оптимальной для начинающего судомоделиста, готовящегося к выступлениям в классе Ф2-Ю(600). Достаточно крупный масштаб позволяет легко изготовить все детали.
      В большом ёмком корпусе легко размещается двигательная установка и аппаратура радиоуправления. Одновальная установка проще в изготовлении, а соотношение длины к ширине около 1:4 обеспечивает превосходную маневренность даже с одним винтом.
      Большая, легко снимающаяся надстройка обеспечивает удобный доступ для обслуживания радиоаппаратуры, мотора и элементов питания.
      Недостатки этого прототипа — продолжение достоинств. Первый и главный порок, общий для всех одновинтовых моделей с ледокольным образованием носа — недостаточная устойчивость на курсе и абсолютная неуправляемость на заднем ходу. О «чистой» швартовке в доке подобной модели можно только мечтать, хорошо выполнить швартовку с моделью буксира можно только случайно.
      На стендовых соревнованиях подобная модель может проигрывать более сложным моделям военных кораблей, выполненных в более мелком масштабе и «усыпанных» деталировкой. На крупномасштабной модели буксира для повышения стендовой оценки приходится имитировать чуть ли не заклепки и стыки листов, но на сверх-высокую оценку все равно рассчитывать не приходится.

ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ БУКСИРА
      Юрий Михайлович Шедяков строил такие модели полностью из стеклопластика. Корпус выклеивался по «обратной» форме из двух половинок, вместе с фальшбортом. Затем половинки склеивались по диаметральной плоскости.
      Палуба, имеющая большую седловатость и уступ, также выклеивалась из стеклопластика. Снизу к палубе для придания жесткости и фиксации продольной и поперечной седловатости подклеивались эпоксидным клеем профилированные деревянные рейки. По контуру крепления палубы к корпусу приклеивались деревянные рейки на эпоксидном клею. В самой палубе заранее выпиливался люк по контуру надстройки. По контуру люка устанавливался внутренний фальшборт высотой 10-15 мм для предотвращения заливания внутреннего оборудования водой, попавшей на палубу. Оба яруса надстройки и машинный кожух выклеивались из стеклопластика по отдельным матрицам, но, поскольку надстройки буксира не имеют поверхностей двойной кривизны, их можно и спаять из жести.
      Оба яруса надстройки и машинный кожух скреплялись в единое целое и снимались с корпуса «как крышка с коробки ботинок».
      Механическая установка модели очень простая. Юрий Михайлович Шедяков применял выпускавшийся в СССР «лодочный мотор» (3В, 2200 мин1) завода «Электроприбор» г. Москва, стоивший в те годы 3 рубля 15 копеек. В другом варианте устанавливался мотор ДИ-1-3 или МДП-12. В современных условиях можно легко подобрать аналогичный двигатель, вплоть до снятого с ненужной электромеханической игрушки. Не увлекайтесь супермощными моторами, они для небольшой модели буксира абсолютно не нужны. Это не торпедный катер! Рекомендуемых моторов достаточно для похождения дистанции за 3-4 минуты.
      Применялась аппаратура радиоуправления марки «Старт-Юниор». В настоящее время можно приобрести 2-командную самую дешевую радиоаппаратуру импортного производства. Обычно подобная аппаратура имеет в комплекте только одну рулевую машинку. Дополнительно приобретается электронный регулятор хода (speed-control). Для перемены ходов Юрий Михайлович применял самодельный электромеханический (рулевая машинка нажимала контакты) регулятор хода, который включал, коммутировал и выключал питание ходового электродвигателя. Для такой модели достаточно было иметь 3 положения: «вперед», «назад» и «стоп».
      В качестве питания рекомендуем применить батарею аккумуляторов емкостью 0.75-1.5А/ч и напряжением, соответствующим характеристикам применяемых мотора и аппаратуры.

ОКРАСКА МОДЕЛИ (вариант):
подводная часть красная, корпус черный, надстройки палевые, палуба - коричневая или зеленая.


Скачать чертежи для печати


Источник: С. Овсянников. Морской буксир проекта 1496 (СССР). / ж. "Моделист-корабел" № 19, 2003, 7-10 с.     
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU      
© ReSim Laboratory   2004-2023