 |
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
 |
Модели копии
|
ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ "НАВАРИН" (Россия, 1895 г.)
В. Кораблев
Эскадренный броненосец "НАВАРИН" был первым российским броненосцем классического типа,
построенным по образцу английских кораблей "НИЛ" и "ТРАФАЛЬГАР". Сам "НАВАРИН" послужил
прототипом для большого количества последующих эскадренных броненосцев Российского флота
с центральным казематом, таких как "ТРИ СВЯТИТЕЛЯ" (ЧФ), "КНЯЗЬ ПОТЕМКИН ТАВРИЧЕСКИЙ" (ЧФ),
"СИСОЙ ВЕЛИКИЙ" (БФ), "РЕТВИЗАН" (БФ). Корабль обладал исключительно мощным бронированием
и по праву считался одним из самых защищенных броненосцев в мире.
ИСТОРИЯ КОРАБЛЯ
"НАВАРИН" строился в Санкт-Петербурге на Франко-Русском заводе. Заложен 01.07.1889 г.,
спущен на воду 08.10.1891 г., вступил в строй в 1895 году. К сожалению, корабль во время
постройки получил значительную перегрузку и имел большую осадку с полными запасами угля.
Сначала корабль находился в составе русской Средиземноморской эскадры. В конце 1897 года
броненосец ушел на Дальний Восток и прибыл в Порт-Артур 16 марта 1898 г. Участвовал в
"китайской" кампании, а 12 декабря 1901 г. покинул дальневосточные воды и в составе
отряда контр-адмирала Г. П. Чухина ушел для ремонта на Балтику.
По-прежнему, как и во времена парусных фрегатов, Морское министерство гоняло корабли
сначала на Дальний Восток, а потом обратно. Если в прежние времена это было оправдано,
так как на нашем Дальнем Востоке не было никакой судостроительной и ремонтной базы, то
в 1901 году уход этих кораблей был не просто глупостью, а самой настоящей диверсией.
Большие деньги были в прямом смысле слова "выпущены на ветер", например в виде
сожженного в дальнем походе угля.
Огромные переходы бесцельно израсходовали драгоценный ресурс механизмов, и по приходе
в Кронштадт корабли уже действительно нуждались в капитальном ремонте. В результате флот
на Тихом океане был ослаблен, а Балтика получила металлолом. Ремонт, начатый в середине
1902 года, вёлся неспешно и не коснулся самого слабого места броненосца — устарелой
артиллерии. На корабле её так и не заменили. У Адмиралтейских чиновников даже не хватило
ума приказать произвести реконструкцию артустановок для замены снарядов и зарядов с
дымного пороха на бездымный. Такая операция проводилась для крепостной артиллерии даже
в условиях Порт-Артура.
В 1904 году "НАВАРИИ" был включён в состав II-ой Тихоокеанской эскадры вице-адмирала
3. П. Рожественского, с которой совершил беспримерный поход на Дальний Восток. 14 мая 1905
года броненосец принял участие в Цусимском бою, получив незначительные повреждения от
артогня. Всего, по свидетельству спасшихся моряков, было три попадания крупных снарядов.
Первое — в левый борт в районе носового торпедного аппарата и два в конце боя в корму.
На корабле несколько человек были убиты и ранены. Получил тяжелые ранения и командир
броненосца капитан 1-го ранга Б. А. Фитингоф. В ночь на 15 мая "НАВАРИИ" отстал от
эскадры и подвергся атакам японских миноносцев. Первая торпеда попала в корму корабля
около 22 часов. Около 2 часов ночи броненосец получил попадания двумя торпедами,
опрокинулся и затонул со всем экипажем. Спаслось 3 человека.
Перед Первой Мировой войной имя "НАВАРИН" унаследовал линейный крейсер типа "ИЗМАИЛ",
который так и не был достроен.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРАБЛЯ
Длина наибольшая, м |
107 |
Ширина наибольшая, м |
20,42 |
Осадка м, |
|
проектная |
7,62 |
фактическая |
8,40 |
Водоизмещение, т: |
|
проектное |
9476 |
фактическое |
10206 |
Энергетическая установка, л.с.:
2 вертикальные машины тройного расширения,
12 цилиндрических котлов, суммарной мощностью: |
9144 |
Число винтов |
2 |
Скорость, узл. |
15,85 |
Запас топлива (уголь), т: |
|
нормальный |
700 |
полный |
1200 |
Дальность плавания, миль (10 узл. ходом) |
3060 |
Вооружение: |
|
305-мм орудия в 35 калибров |
4 (2x2) |
152-мм орудия в 35 калибров |
8 |
63,5-мм десантные орудия Барановского в 19 калибров |
2 |
47-мм орудия в 43,5 калибра |
18 |
37-мм орудия в 22,8 калибра |
12 |
381-мм минные аппараты (надводные) |
6 |
Бронирование, мм: |
|
пояс по ватерлинии |
356-406 |
броневая палуба |
51-63 |
боевая рубка |
254 |
каземат |
127-152 |
башни |
305 |
траверзы |
305 |
Экипаж, чел.: |
|
офицеров |
26 |
нижних чинов |
596 |
перед Цусимским сражением экипаж |
>700 |
|

Эскадренный броненосец "Наварин":
1-марки углубления,
2-таран,
3-крышка носового надводного минного аппарата,
4-гюйс-шток,
5-гюйс,
6-штормовая крышка якорного клюза,
7-вентиляционный раструб,
8-фор-стень-штаг,
9-фиш-балка якорного устройства,
10-ниша для укладки якорей,
11-орудийная башня главного калибра,
12-том-буй,
13-боевая рубка,
14-ходовая рубка,
15-компас,
16-фок-мачта,
17-фор-стеньга,
18-дымовая труба,
19-атмосферная труба,
20-антенна радиотелеграфа,
21-грот-мачта,
22-боевой марс,
23-прожекторная площадка,
24-грот-стеньга,
25-брам-стеньга,
26-вымпел,
27-стень-ахтер-штаг,
28-прожектор,
29-гафель,
30-выстрел сетевого ограждения,
31-противоторпедная сеть,
32-порт 47-мм орудия,
33-флаг-шток,
34-Андреевский флаг,
35-гакабортный огонь,
36-государственный герб,
37-крышка кормового надводного минного аппарата,
38-перо руля,
39-гребной винт,
40-кронштейн гребного вала,
41-гребной вал,
42- парадный трап,
43-порт 152-мм орудия,
44-крышка бортового надводного минного аппарата,
45-боковой киль,
46-мусорный рукав,
47-лацпорт для загрузки торпед,
48-кнехты,
49-киповая планка,
50-сходный люк,
51-якорь,
52-верп,
53-шпиль,
54-волноотвод,
55-световой люк,
56- шестивесельный вельбот,
57-трап,
58-47-мм орудие,
59-носовой мостик,
60-паровой катер,
61-навесная палуба спардека,
62-37-мм орудие,
63-штурманская рубка,
64-двадцативесельный баркас,
65-двенадцативесельный легкий катер,
66-кормовой мостик,
67-ростры,
68-четырнадцативесельный рабочий катер,
69-кожух котельного отделения,
70-световые люки машинного отделения,
71-шлюпочный выстрел,
72-трап-балка,
73-спасательный круг,
74-шестивесельный ял,
75-фока-рей,
76-фор-марса-рей,
77-топенанат,
78-сигнальные фалы,
79- фор-брам-рей,
80-ванты грот-мачты,
81-труб-штаг,
82-палубный настил,
83-горловины для погрузки угля,
84-грот-рей,
85-грот-марса-рей,
86-грот-брам-рей,
87-конус-указатель положения пера руля,
88-бакштов,
89-7,62-мм пулемет,
90-бортовой отличительный огонь.
|
ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ
Корпус модели эскадренного броненосца "НАВАРИН" изготавливается из стеклопластика.
Если модель будет даже в перспективе радиоуправляемой, то корпус надо делать разрезным
по ватерлинии. В этом случае выключатели аппаратуры и питания моторов размещаются под
башнями. К сожалению, у "НАВАРИНА" слишком низкий надводный борт. Это может привести к
заливанию модели, особенно при бурной погоде или слишком высокой скорости, когда бурун
перед носом будет заливать весь бак корабля. Для того, чтобы увеличить надводный борт,
надо загружать модель по проектную осадку или даже ещё меньше. Чтобы судьи на старте не
придирались, в паспорте модели надо указать именно эту осадку, а не фактическую. А если
говорить точно, то у кораблей того времени точной ватерлинии не было вообще. Израсходует
корабль запас угля — меньше осадка, загрузится сверх всякой нормы, как в Цусиме — больше осадка.
Более простой путь — снимающаяся надстройка. Это добавит много сложностей впоследствии
при монтаже рулевых машинок и моторов. Причём "хирургическую операцию" по "закону подлости",
как правило, придётся делать на стартах во время соревнований!
Надстройка тоже выклеивается из стеклопластика, мостики из жести. Вся остальная деталировка
паяная из проволоки и жести разной толщины. Несмотря на большой и ёмкий корпус, моделисту
надо уделить внимание облегчению надстроек и деталей, так как недогруженную модель легко
догрузить балластом, а вот перегруженную облегчить подчас невозможно.
О МОТОРАХ
В своё время модель подобного типа в масштабе 1:150 легко "тащили" два мотора ДИ-1-3 или
"пионерских" типа ДП-12. Правда, был довольно высокий уровень помех, но с импортной
аппаратурой это не страшно. Для модели в масштабе 1:192 подходят моторчики ДИ-1-2.
Теперь таких моторчиков в продаже нет, но можно купить отличные электродвигатели серии ДПМ
или ДПР. Это, конечно, дороже, но качество моторчиков выше и намного меньше уровень радиопомех.
ВЫБОР КЛАССА МОДЕЛИ
Модель эскадренного броненосца "НАВАРИН", как и модель прежде опубликованного броненосца
"ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I" и канонерской лодки "ОТВАЖНЫЙ" (см. "МК" №№2 и 3), прекрасно подходит
в масштабе 1:150 как радиоуправляемая модель для класса Ф2-А. У модели короткий, ёмкий корпус,
где можно удобно разместить как аппаратуру радиоуправления, так и питание моторов не на один,
а на несколько запусков. Модель двухвинтовая, и при использовании одновременно команд
"поворот" и "моторы враздрай" можно разворачивать её практически на одном месте. Надстройки
и корпус модели имеют небольшую парусность и боковой силуэт относительно низкий. Подробно
эта тема освещена в "МК" №8.
Изготовление модели эскадренного броненосца "НАВАРИН" для дистанции 25 метров в классе ЕК-1250
не принесёт много шансов на победу. Во-первых, у модели "НАВАРИНА" слишком низкая масштабная
скорость, во-вторых, при большой скорости модель становится рыскливой и её очень трудно удержать
на прямом курсе.
Есть смысл выступать с моделью эскадренного броненосца "НАВАРИН" в классе ЕК-600, при
последующей переделке модели в радиоуправляемую в классе Ф2-Ю(600). Для такой модели
подходит масштаб 1:192 (футовый). При таком масштабе при соблюдении весовой дисциплины
вполне возможно разместить в корпусе всю современную радиоаппаратуру и питание.
ОКРАСКА МОДЕЛИ
I. До русско-японской войны все русские военные корабли, находящиеся
в заграничном плавании, окрашивались следующим образом:
БЕЛЫЙ: корпус корабля выше ватерлинии, котельные кожухи,
раструбы вентиляторов, марсы, боевая, ходовая и штурманская рубки, фишбалки, гребные суда,
катера, щиты и станки орудий, орудийные башни, фок- и грот-мачты, реи, гафель, шлюпбалки,
шлюпочный выстрел и выстрелы сетевого ограждения, прожекторы.
БЕЛЫЙ: корпус корабля выше ватерлинии, котельные кожухи,
раструбы вентиляторов, марсы, боевая, ходовая и штурманская рубки, фишбалки, гребные суда,
катера, щиты и станки орудий, орудийные башни, фок- и грот-мачты, реи, гафель, шлюпбалки,
шлюпочный выстрел и выстрелы сетевого ограждения, прожекторы.
ЧЕРНЫЙ: фор- и грот-стеньги, ноки реев, стволы и казённые части орудий, крыши башен,
якоря, верпы, швартовые устройства, такелаж.
ЖЕЛТЫЙ: снасти бегучего такелажа, дымовые и атмосферные трубы, трубы паровых катеров.
КРАСНЫЙ: фонарь левого бортового отличительного огня, конус-указатель положения пера
руля левого борта (вершиной вниз), подводная часть корпуса.
ЗЕЛЕНЫЙ: фонарь правого бортового отличительного огня, конус-указатель положения пера
руля правого борта (вершиной вниз).
ЛАКИРОВАННОЕ ДЕРЕВО: парадные трапы, нактоузы компасов, поручни трапов и мостиков.
ПОЛИРОВАННЫЙ МЕТАЛЛ: гребные винты и винты катеров (бронза), Государственный герб (позолота),
колпаки магнитных компасов.
II. В составе II-ой Тихоокеанской эскадры м корабль окрашивался иначе:
ЖЁЛТЫЙ: дымовые и атмосферные трубы с черной каймой в верхней части.
СВЕТЛО-ШАРОВЫЙ: мачты, стеньги, брам-стеньги, реи, гафель.
ЧЁРНЫЙ (с матовым оттенком): надводный борт, башни, орудия, паровые катера,
гребные суда, рубки, надстройки.
Все остальное как в 1-ом варианте.
ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОДЕЛИ
ЭСКАДРЕННОГО БРОНЕНОСЦА "НАВАРИН"
для различных масштабов и классов под правила НАВИГА
масштаб |
1:800 |
1:400 |
1:300 |
1:200 |
1:192 |
1:150 |
1:100 |
1:75 |
длина наибольшая, мм |
134 |
268 |
357 |
535 |
557 |
713 |
1070 |
1427 |
вес модели, гр. |
- |
- |
380 |
1275 |
1450 |
3000 |
10200 |
24200 |
время прохождения дистанции, сек. (для классов ЕК) |
- |
- |
- |
16,2 |
16,2 |
36 |
28 |
50 |
рекомендуемый класс по правилам НАВИГА |
C-4 |
C-4 |
C-4 |
Ф-2Ю (600) ЕК-600 |
Ф-2Ю (600) ЕК-600 |
Ф-2А ЕК-1250 |
Ф-2В ЕК-1250 |
Ф-2С ЕК-2500 |
коэффициент пересчета масштаба* |
2,66 |
1,33 |
1,0 |
1,5 |
1,56 |
2 |
3 |
4 |
* служит для пересчета размеров, снятых с чертежа.
При увеличении размеры надо умножать на коэффициент, при уменьшении делить.
|
|
Скачать чертежи для печати
|
|