ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Моделист-Корабел
Судомодельный кружок



НЕФТЕНАЛИВНОЙ ТЕППОХОД "ШЕКСНА" (Россия, 1914 г.)


М. Грицук

      В этом номере мы публикуем очередной чертеж для начинающих судомоделистов. Модель нефтеналивного теплохода "ШЕКСНА" отвечает всем требованиям Правил ФСС (НАВИГА) и способна выступать на соревнованиях судомоделистов в классе ЕК-600 (самоходная модель гражданского судна длиной до 600 мм).


ИСТОРИЯ КОРАБЛЯ
      В начале XX века Россия была одним из ведущих мировых экспортеров нефти и нефтепродуктов. Нефть добывалась в основном в Баку, по Каспийскому морю транспортировалась до Астрахани, там перекачивалась на огромные мелкосидящие баржи-"нефтянки" и таким образом доставлялась до Ярославля. В Ярославле нефть перегружалась в самоходные нефтеналивные суда- теплоходы для транспортировки по Мариинской водной системе (теперь это система "ВОЛГО-БАЛТ") до Санкт-Петербурга и далее по Балтийскому морю в Швецию, Данию, Германию и другие страны Северо-Западной Европы. Для такой работы плоскодонные, переделанные из нефте- наливных барж суда типа "ВАНДАЛ" уже не подходили. Нужны были более мореходные суда, по современной терминологии типа "река-море", способные проходить через шлюзы Мариинской водной системы, а с другой стороны приспособлен- ные к плаванию по прибрежному, но далеко не спокойному Балтийскому морю. В то же время корабли должны были быть экономичными и простыми в эксплуатации. Именно такими судами стали построенные на Нижегородском судострои- тельном заводе в 1914 году по заказу общества "По Волге" нефтеналивные теплоходы "ШЕКСНА" и "НЕВА". Оба теплохода были мобилизованы в состав Балтийского флота в декабре 1916 года, переименованы в "ЕЛЕНУ" и "НИНУ" соответ- ственно и использовались для заправки топливом новых нефтянных эсминцев типа "НОВИК". В 1922 году оба теплохода переданы из состава БФ Северо-Западному обводу. "ШЕКСНА" в 1921 году переименована в "В. С. БОРИСОВ". Корабли надежно трудились в Северо-Западном водном бассейне до Великой Отечественной войны, когда летом 1943 года были списаны на слом.

Технические характеристики
1. Длина наибольшая ... 74,7 м
2. Ширина наибольшая ... 9,5 м
3. Осадка ... 1,63 м
4. Механическая установка: 2 дизеля Коломенского мех. завода суммарной мощностью ... 280 л.с.
5 Скорость в грузу ... 16 км/час
6. Прусное вооружение гафельной шхуны площадью ... 58 м2
7. Грузоподъемность ... 650 тонн
8. Экипаж ... 27 чел.

Нефтеналивной теплоход "ШЕКСНА":
1-якорь, 2-якорно-швартовный шпиль, 3-спасательная шлюпка, 4-дефлектор, 5-буксирный гак, 6- гребной винт, 7-вьшка, 8- киповая планка, 9-клюз цепного ящика, 10-стопор Легофа, 11-кнехт, 12-швартовый шпиль, 13-труба; 14-перо руля, 15-мачта, 16- рубка, 17-световой люк, 18-машинный люк, 19-переходной мостик, 20- флаг, 21-кожух машинного отделения, 22- горловина.



ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ

      Нефтеналивной теплоход "ШЕКСНА" — хороший прототип модели для начинающего моделиста. Модель достаточно эффектна, особенно при окраске надстройки в белый цвет и имеет достаточное количество деталировки, несложной в изготовлении, но придающей модели насыщенный вид. При желании насыщение деталировкой можно увеличить, если выполнить более подробную детализацию трубопроводов и запорной арматуры.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА
      В самом простом варианте (моноблок) корпус модели делается из обыкновенной доски подходящих размеров. Для плавающей модели деревянный моноблочный корпус надо выполнить долбленым. Отступив 10 мм от контура уже обработанной болванки, сверлом диаметром 4-5 мм высверливаются последовательно отверстия глубиной не более 15 мм. Потом внутренняя часть моноблока выдалбливается. Бак и надстройка изготавливаются из отдельных брусков. Палуба выпиливается из 3-мм фанеры. Древесину надо тщательно пропитать горячей олифой, разогретой в водяной бане, иначе корпус будет растрескиваться от воды.

НАДСТРОЙКИ
      Спаиваются из жести, склеиваются из тонкой фанеры, вытачиваются из брусочков древесины или склеваются из пластмассы. Самые качественные надстройки получаются паяные, на них можно даже показать заклепочные швы. Труба спаивается из жести или склеивается из толстой бумаги, а затем окрашивается нитрокраской.

ДВИГАТЕЛИ МОДЕЛИ
      В качестве двигателя можно применить самый простой резиномотор, о котором мы писали в предыдущих номерах "МК". Более сложную модель нефтеналивного теплохода "ШЕКСНА" можно сделать для судомодельных соревнований. В масштабе 1:150 или 1:125 "ШЕКСНА" подходит для класса ЕН-600. Для масштаба 1:150 ходовая часть модели "ШЕКСНЫ" выполняется на одном моторчике ДИ-1-2 или любом другом от детских электрических игрушек, так как водоизмещение модели составляет 250 граммов, что маловато для большего количества моторчиков или редуктора. Для моделей в классе ЕН-600 Правилами допускается уменьшение количества винтов в отличие от прототипа.
      При масштабе 1:125 модель можно делать уже двухвинтовой, желательно с редуктором от одного моторчика типа ДИ-1-3, а не на двух двигателях, что является типичной ошибкой большинства начинающих судомоделистов. Дело в том, что даже у однотипных моторчиков заводского изготовления динамические характеристики под нагрузкой могут различаться. По этой причине невозможно добиться прямолинейного движения модели. Даже если это удается при тренировках, на соревнованиях модель, как правило, уходит в сторону. Единственное правильное решение проблемы — установка редуктора или синхронизация моторчиков через шестерни. Для синхронизации нужно подобрать шестерни большого диаметра, насаживаемые непосредственно на валы моторчиков. Шестерни должны быть широкими (2- Змм) для надежного зацепления, так как якоря моторчиков имеют люфт вдоль оси вращения 1-2 мм.
      В качестве питания модели можно использовать батарею из 3-4 элементов, пальчиковых батареек или аккумуляторов типа ЦНК-0,45 общим напряжением 4,5- 6,5V.
      Люк для доступа внутрь корпуса лучше сделать под палубой ходового мостика. Эта палуба должна быть полностью съемной вместе с рубкой, пиллерсами, леерами, шлюпками и шлюпбалками. Стык маскируется ватервейсом, проходящим по контуру палубы мостика.

ОКРАСКА МОДЕЛИ
      ЧЕРНЫЙ: надводный борт, кожух машинного отделения, якорные и швартовные устройства, трапы, труба, дефлекторы, горловины грузовых танков. КРАСНО- КОРИЧНЕВЫЙ (СУРИК): подводная часть корпуса, перо руля, главная палуба. БЕЛЫЙ: пиллерсы, леерное ограждение, переборки бака и юта, шлюпки, шлюпбалки, световые люки, надписи на бортах и на корме. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЦВЕТ ДЕРЕВА: настил юта, переходного мостика, ходового мостика и рубки. ШАРОВЫЙ: мачта и гюйсшток.


Скачать чертежи для печати


Источник: М. Грицук. Нефтеналивной теппоход "Шексна" (Россия, 1914 г.) / ж. "Моделист-корабел" № 10, 2000, 14-16 с.    
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2024