С. Овсянников
Для многих начинающих судомоделистов, не имеющих возможности сделать точеные
детали на токарном станке, большой проблемой является изготовление надежной, простой
и из доступных деталей дейдвудной трубы (дейдвуда), выхода вала гребного винта из
корпуса модели. Дейдвуд должен быть в достаточной степени водонепроницаемым и
обеспечивать свободное, без потерь энергии, вращение вала.
Наиболее проста по материалам конструкция из корпусов самых дешевых шариковых
авторучек (рис.1а). Недостаток такого дейдвуда - пригодность, только для маломощных
моторчиков типа ДИ-1-3 или ДП. Для корпуса (2) используется отрезок авторучки длиной не
менее 30 мм, рассверленный под диаметр вала гребного винта (2мм) (4), изготавливаемого
из велосипедной спицы. С обратной стороны САЛЬНИК (1) выплавляется на пламени свечи
и тоже рассверливается под диаметр гребного вала. При помощи простейшего поршневого
приспособления из отрезка стержня той же авторучки внутрь дейдвуды набивается не
поглощающая воду смазка (6), в данном случае солидол, литол или им подобная.
Более надежная конструкция с сальником из натяжной гайки (1) от той же
велосипедной спицы (рис.1б). Гайка сделана из латуни, и если ее рассверлить под диаметр
гребного вала, получится хороший подшипник скольжения. Гайка (1) вставляется в конец
трубки (2) и паяльником вплавляется в нее. Такие дейдвуды стоят на модели крейсера
"КРАСНЫЙ КАВКАЗ" (класс ЕК-1250), неоднократно успешно выступающего на соревнованиях
различного ранга.
Самая надежная и долговечная конструкция дейдвуда - из металлической трубки диаметром
от 4 мм (рис.1в). Применяется медная или латунная трубка (чтобы не проржавела) от
тормозных и топливных систем автомобиля, длиной не менее 30мм. В концы
грубки (2) вставляются "с натягом" предварительно выточенные и рассверленные под диаметр
гребного вала (4) лагунные или бронзовые втулки (1,3). При установке надо следить, чтобы
вал вращался легко и свободно и при необходимости рассверлить их повторно. После этого
втулки опаиваются припоем. Для подачи смазки устанавливается и припаивается дополнительная
трубка (5) меньшего диаметра. Надо помнить, что конец трубки (5) должен быть как минимум
на 5-10 мм выше ватерлинии модели корабля.
|