|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Модели копии
|
ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I" (1891 г., Россия)
В. Кузнецов
Согласно принятой 20.05.1882 г. "20-летней программы усиления руского флота" в июне
1885 года Общество Франко-Русских заводов получило заказ на постройку броненосца
по типу "ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II", но с башенной установкой и измененным ютом.
Броненосец, названный "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I", был заложен в 1886 году и спущен на
воду 20 мая 1889 г. В 1891 г. броненосец ввели в строй. На момент заказа это был корабль
по типу английского печально известного "ВИКТОРИ". В то время в умах ведущих
военно-морских теоретиков тактиков еще господствовала идея артиллерийского боя на
короткой дистанции с выпусканием почти в упор торпед и, как завершение боя, таранный
удар по кораблю противника. Причин таких теорий несколько. Самая главная - неразвитость
оптических систем наблюдения и наведения, а отсюда м невозможность стрельбы на большие
дистанции. Нельзя забывать также, что в те времена стрельба велась дымным порохом и
после нескольких выстрелов корабли окутывались настолько плотными облаками дыма, что
нельзя было говорить ни о каком оптическом наблюдении результатов стрельбы. Максимальная
дистанция артиллерийского боя принималась всего 25 кабельтовых, а средняя 10-15 каб
(2-3 км). Скорость же кораблей была относительно высокой, за 5 минут при скорости
12 узлов корабль проходил как раз 10 кабельтовых. По этой причине мало заботились о
мощном бортовом залпе, сильном ретирадном огне и старались сосредоточить артиллерию
так, чтобы она вела самый сильный огонь на носовых курсовых углах. Заказываемый как
вероятный противник германского "ЗАКСЕНА", броненосец в целях экономии средств имел
ограниченное водоизмещение. В историю отечественного судостроения "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I"
вошел как хорошо забронированный, надежный, мощный и первый крупный корабль с
артиллерией главного калибра в современной башне.
"ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I" очень много плавал. Находясь с 1893 г. в составе Средиземноморской
эскадры, корабль побывал в Америке на праздновании 400-летия ее открытия, а уже в 1896 году
оказался на Дальнем Востоке в составе срочно собранной Тихоокеанской эскадры, оказывающей
силовое давление на Японию в целях изменить итоги только что закончившейся Японо-Китайской
войны. До 1901г. эскадренный броненосец снова на Средиземном море. В 1902г.
"ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ 1" прошел небольшую модернизацию, в результате которой был изменен
состав мелкокалиберной артиллерии, а боевые марсы опущены ниже. Добавили и две прожекторные
площадки. После ухода на Дальний Восток Второй Тихоокеанской эскадры в конце 1904 г. на
броненосце стали усиливать артиллерию. Срезали на юте огромный адмиральский салон и на его
месте установили 1-152-мм и 6-47 мм орудий. 3 февраля броненосец, являясь флагманским
кораблем Отдельного отряда контр-адмирала Н.И. Небогатова, отправился в последний боевой
поход под Андреевским флагом. 14 мая 1905г. во время Цусимского сражения, истратив более
1/3 боезапаса и получив 10 попадании (1-12", 2-8", 2-6", и 5- неустановленного калибра),
броненосец серьезных повреждений не имел, боеспособность корабля существенно не снизилась.
В 10 часом 15 мая "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I" вместе с двумя броненосцами береговой обороны
"ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ АПРАКСИН". "АДМИРАЛ СЕНЯВИН" и сильно пострадавшим в предыдущем бою
эскадренным броненосцем "ОРЕЛ" оказался в полукольце превосходивших сил японской эскадры.
Под влиянием предыдущего боя с тяжелыми потерями командующий отрядом Н. И. Небогатов
приказал кораблям не открывать кингстоны, а сдаться в плен. За это контр-адмирал Небогатов
и еще семь из старших офицеров отряда были приговорены военным судом к смертной казни,
замененной впоследствии десятилетним заключением в крепости. В японском флоте окончательно
устаревший броненосец, переименованный в "Ики", прослужил до октября 1918 г.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Длина |
|
наибольшая |
105,6 м |
по ватерлинии |
101,65 м |
Ширина наибольшая |
20,4 м |
Осадка |
7,6 м |
Водоизмещение: |
|
стандартное |
8440 т |
полное (к 1904 г) |
9672 т |
Мощность механизмов (после ремонта в 1904г перед походом) |
7842 л.с. |
Число винтов |
2 |
Скорость |
15,5 уз |
Запас топлива: |
|
нормальный |
870 т |
полный |
1370 т |
Дальность плавания (10 узл. ходом) |
2800 миль |
Вооружение: |
|
305-мм орудия в 30 калибров |
2 |
229-мм орудия в 35 калибров |
4 |
152 мм орудия в 35 калибров |
8 |
64-мм орудия Барановского |
4 |
47-мм орудия Гочкиса |
10 |
37-мм пятиствольные Гочкиса |
8 |
минные аппараты (надводные) |
6 |
Бронирование (компаунд): |
|
пояс по ватерлинии |
102-356 мм |
броневая палуба |
63 мм |
боевая рубка |
203 мм |
башня |
254 мм |
барбет |
254 мм |
каземат |
50-76 мм |
Экипаж: |
|
офицеров |
31 |
нижних чинов |
585 |
|
Эскадренный броненосец "Император Николай I":
1 - крышка носового минного аппарата,
2 - якорный клюз,
3 - швартовый клюз,
4 - ставни 47-мм орудия,
5 - якорный огонь,
6 - гюйс,
7 - крамбол,
8 - фор-стень-штаг,
9 - корзина для троса,
10 - фока-штаг,
11 - фиш-балка,
12 - ставни порта 152-мм орудия,
13 - запасной якорь,
14 - кнехт,
15 - башенная установка 305-мм орудий,
16 - коечные сетки,
17 - боевая рубка,
18 - ходовая рубка,
19 - прожекторная площадка,
20 - прожектор,
21 - фок-мачта,
22 - фок-рей,
23 - боевой марс,
24 - решетка для тента,
25 - фор-стеньга,
26 - грот-стень-штаг,
27 - брасы фор-марса-рея,
28 - брасы грот-марса-рея,
29 - брасы фока-рея,
30 - брасы грот-рея,
31 - вентиляционный раструб,
32 - двадцативесельный баркас,
33 - дымовая труба,
34 - атмосферная труба,
35 - шестнадцативесельный рабочий катер,
36 - минный катер,
37 - шлюпбалка минного катера,
38 - грузовая стрела,
39 - грот-рей,
40 - грот-мачта,
41 - грот-марса-рей,
42 - грот-cтеньга,
43 - гафель,
44 - компас,
45 - тумба 64-мм орудия Барановского,
46 - гик,
47 - световой люк,
48 - сходный тамбур,
49 - шестивесельный вельбот,
50 - флагшток,
51 - Андреевский флаг,
52 - кормовой огонь,
53 - 37-мм пятиствольная пушка,
54 - спасательный буй,
55 - адмиральский балкон,
56 - ниша с выходом на балкон,
57 - иллюминатор офицерских кают,
58 - руль,
59 - винт,
60 - кронштейн,
61 - дейдвудная труба,
62 - крышка бортового минного аппарата,
63 - ставни порта 229-мм орудия,
64 - верп (крепился по левому бopтy),
65 - порт 152-мм орудия,
66 - порт 37-мм пятиствольной пушки,
67 - мусорный рукав,
68 - шлюпочный выстрел,
69 - скуловой киль,
70 - паровой катер,
71 - выход трубы водоотливной системы,
72 - киль,
73 - шестивесельный ял,
74 - броневой пояс,
75 - люк,
76 - якорная ниша,
77 - адмиралтейский якорь,
78 - трап на батарейную палубу,
79 - шпиль,
80 - крышка горловины угольной ямы,
81 - 229-мм орудие,
82 - трос сложенный в бухту,
83 - световой люк камбуза,
84 - трап на батарейную палубу,
85 - трап на верхнюю палубу,
86 - котельный кожух,
87 - устройство для вываливания шлюпбалки,
88 - прожекторная площадка с рельсовым путем,
89 - парадный трап,
90 - световой люк котельного отделения,
91 - восемнадцативесельный баркас,
92 - четырнадцативесельная шлюпка,
93 - ванты,
94 - ростры,
95 - забортный трап,
96 - киповая планка,
97 - деревянный настил балкона,
98 - 47-мм пушка,
99 - световой люк адмиральского салона,
100 - 37-мм пятиствольная пушка,
101 - световой люк каземата,
102 - ростерные бимсы,
103 - бакштаг,
104 - бортовые отличительные огни,
105 - мостик,
106 - кормовая надпись,
107 - кормовое украшение,
108 - пиллерс кормового балкона,
109 - крышка кормового минного аппарата,
110 - наклонная площадка для запасного якоря,
111 - штурманская рубка,
112 - пиллерс.
|
ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ
По моему мнению, наилучшим прототипом для радиоуправляемой модели является броненосец.
У броненосца наиболее оптимально соотношение длины к ширине (от 5 до 6), что обеспечивает
очень хорошую маневренность на дистанции. Гребные винты большого диаметра позволяют
броненосцу быстро набирать скорость и так же быстро ее гасить, включая "задний ход". При
прохождении последних ворот задним ходом, где "проваливаются" почти все одновинтовые модели
и испытывают трудности большинство других, броненосец за счет носового таранного образования
(фактически это неподвижный носовой руль!) четко и легко проходит ворота. Моделист
С.К. Овсянников реализует в системе управления своих моделей броненосцев команду "разрай"
(один винт работает на передний ход, а другой - на задний) при крайнем положении руля, что
позволяет его моделям легко проходить дистанцию даже под управлением начинающего
спортсмена-юниора. В результате включения такой комбинации команд модель сначала движется
по спирали, потом останавливается и начинает вращаться вокруг своего центра. В то же время
модель броненосца при швартовке не стремится навалиться на стенку дока. Модель любого
броненосца оптимально инерционна, что дает возможность оператору своевременно принимать
решения о корректировке ее курса. Яркая "викторианская" окраска (черный борт, белые
надстройки и желтые трубы) хорошо фиксирует модель броненосца на дистанции. Большое
достоинство - емкий и вместительный корпус, нет проблем с размещением всех грузов и
аппаратуры управлении.
Поэтому модель эскадренного броненосца 'ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I" удорбнее всего стоить в
радиоуправляемых классах (с.м. таблицу), но в каждом из рекомендуемых масштабов существуют
свои тонкости и сложности. Одна из них - свободный доступ внутрь модели, что сразу
отпугивает многих моделистов. Ходовую модель броненосца можно сделать только разрезной по
ватерлинии! О выполнении этого элемента достаточно подробно писалось в альманахе "ВАРЯГ" №1
и повторно будет в "МОДЕЛИСТЕ-КОРАБЕЛЕ" №3. Вторая сложность - соблюдение весовой дисциплины
при изготовлении модели в масштабах 1:200 и 1:192. Нельзя забывать, что выполнение
разрезного стыка и внутреннего фальшборта утяжеляет корпус на 20-30%. В масштабе 1:150
проблем с водоизмещением нет, в "пузатый" корпус влезает любая аппаратура, даже древний
"НОВОПРОП" или "СУПРАНАР", пара моторчиков ДП-12 и еще как минимум полкило аккумуляторов.
Из деталей модели броненосца "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I" наибольшую сложность представляют срезы
и казематы 229- и 152-мм орудий, а также срезы кормовых балконов. Практика ряда известных
моделистов, таких как Ю. Перебийнос и А. Курносов, а также ряда других, показывает, что
срезы лучше всего выполнять паяными.
Предлагается следующая технология (рис.1,2). Для палубы
среза (1) и балкона надо использовать фольгированный стеклотекстолит толщиной 1-1,5 мм,
причем желательно нефольгированную часть как следует поцарапать или острым ножом удалить
один слой стеклоткани, чтобы стеклотекстолит хорошо приклеивался эпоксидкой. Для стенки
каземата (3) и среза балкона (4) лучше использовать медную или латунную фольгу, но за
неимением таковой подойдет и жесть от кофейной банки (импортной, она тоньше). Для рейки
(6) нужна полоска фольгированного стеклотекстолита, обработанная так же, как и палуба среза
(1). Рейки (9) - из брусочков "сыпучего" пенопласта или пенопласта ПС-2. Перед сборкой
необходимо в стенках каземата (3) и среза (4) сделать амбразуры (5), если на модели будут
открытые ставни, или ставни припаять заранее, если они закрыты. Когда все детали
заготовлены, приступаем к сборке. Первыми крепим пайкой к стенкам среза (4) и каземата (3)
рейки (6). Потом при помощи простейшего кондуктора из булавок, воткнутых в кусочек фанеры,
пропаиваем с обеих сторон стыки всех стенок (3,4). Следующая операция - припаивания с обеих
сторон стенок (3,4) к палубе среза (1). Теперь собранный срез (балкон) устанавливается в
предварительно вырезанную в стеклопластиковом корпусе нишу. Стыки (узлы А и Б) желательно
соединясь "на ус", дополнительно армируя рейкой (9) и тщательно проклеивая эпоксидной смолой
(7) с полосками стеклоткани. При установке подпалубной рейки (9) надо учитывать толщину
приклеиваемой палубы (10). Для модели в масштабах 1:192 и 1:200 рекомендую предварительно
проолифленную с внутренней стороны фанеру толщиной 1 мм, а для масштаба 1:150 от 1,5 до
2 мм. Для того. чтобы палуба не прогибалась, изнутри подклеивается пенопластовая фальшпалуба.
ОКРАСКА МОДЕЛИ
ЧЕРНЫЙ: корпус корабля от ватерлинии до верхней палубы,
якоря,
верп,
стволы орудий,
крыша башни,
световые люки,
сходные трапы,
внутренняя часть вентиляционных раструбов,
кайма в верхней части дымовых труб,
кайма по верхней части шлюпок и катеров,
боевые марсы,
гафель,
рей,
мачты от уровня рея до крепления фор-стень-штага,
а также все мелкие детали, находящиеся на верхней палубе и юте.
БЕЛЫЙ:
фальшборт,
рубки,
ют,
шлюпки и катера,
шлюпбалки,
кильблоки,
кожухи котельных отделений,
трубы,
нижняя часть раструбов,
прожекторная площадка на фок-мачте,
прожектора,
башня,
клотики,
грузовая стрела,
гик.
ЖЕЛТЫЙ:
нижняя часть мачт,
верхняя часть раструбов.
КРАСНЫЙ:
подводная часть корпуса,
фонарь левого бортового отличительного огня.
ЗЕЛЕНЫЙ:
фонарь правого отличительного огня.
ЛАКИРОВАННОЕ ДЕРЕВО:
нактоузы компасов,
парадный и забортный трапы.
ПОЛИРОВАННЫЙ МЕТАЛЛ:
гребные винты паровых и минных катеров (бронза),
кормовая надпись и гербовое украшение (позолота),
колпаки магнитных компасов.
ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОДЕЛИ
ЭСКАДРЕННОГО БРОНЕНОСЦА "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I"
для различных масштабов и классов под правила НАВИГА
масштаб |
1:720 |
1:400 |
1:200 |
1:192 |
1:150 |
1:115 |
1:100 |
1:75 |
длина наибольшая, мм |
147 |
264 |
528 |
550 |
704 |
918 |
1056 |
1408 |
вес модели, гр. |
- |
- |
190 |
363 |
800 |
1600 |
4600 |
12500 |
время прохождения дистанции, сек. |
- |
- |
1200 |
1400 |
2900 |
6400 |
9700 |
23100 |
время прохождения дистанции, с |
- |
- |
14 |
14 |
36 |
28 |
28 |
25 |
рекомендуемый класс по правилам НАВИГА |
C-4 |
C-4 |
EK-600 Ф2-Ю |
EK-600 Ф2-Ю |
Ф-2А |
Ф-2В |
EK-1250 Ф-2В |
- |
коэффициент пересчета масштаба* |
1,8 |
1,0 |
2 |
2,08 |
2,66 |
3,48 |
4 |
5,33 |
* служит для пересчета размеров, снятых с чертежа.
При увеличении размеры надо умножать на коэффициент, при уменьшении делить.
|
|
Скачать чертежи для печати
|
|