А. Исаенко, К. Стасов
На дворе весна, текут ручьи, образовались лужи. Налицо появление рядом с домом АКВАТОРИИ.
Глядя на воду, xoчeтся сделать корабль, чтобы освоить "неизвестные моря и заливы". В этом
номере мы открываем рубрику для починающих моделистов, где будем публиковать чертежи простых
моделей. Предлагаемая модель монитора - "двойного назначения". Ее можно построить как
стендовую в кпассе С7 (по правилам НАВИТА) и как ходовую модель в классе ЕХ-600 с подвесным
резиномотором, причем в самых примитивных условиях, имея минимум материалов и инструментов,
буквально за два дня!
Для постройки простейшей модели монитора с подвесным
резиномотором необходимо минимальное количество материалов и инструментов.
Модель лучше всего строить в масштабе 1:100, тогда ВСЕ РАЗМЕРЫ НА ЧЕРТЕЖЕ
И ШАБЛОНЫ НАДО УВЕЛИЧИТЬ В ДВА РАЗА.
Корпус (рис. 1) изготавливается из двух сухих, желательно
сосновых или еловых досок толщиной для верхней палубы (1) - 20мм и
нижней палубы (2) - 17мм. Палубы простругиваются рубанком, причем на поверхности
верхней палубы (1) можно выполнить обратную поперечную седловатость. По шаблонам
А, Б и В рубанком выстрагиваются силуэты палуб, причем особенность нижней палубы
состоит в том, что после выстрагивания силуэта выполняется еще скос к днищу по
шаблону В (см. вид с носа). "Монитор" - корабль с очень невысоким надводным бopтом
поэтому не надо облегчать корпус.
Самое сложное обеспечить, чтобы корпус не растрескивался. Для этого
отстроганные, обработанные напильником и ошкуренные наждачной бумагой палубы
чадо промазать подогретой в водяной бане олифой и просушить, повторив это
несколько раз. После этой операции палубы соединяют на любом водостойком клею
и скрепляют гвоздиками или шурупами. Образовавшуюся в стыке щель зашпаклевывают
водостойкой шпаклевкой. Корпус монитора готов! Теперь его надо несколько раз
прокрасить водостойкими красками. Для тех, кто хочет придать большую достоверность
можно посоветовать наклеить фольгу, предварительно разлинованную под листы обшивки,
с выдавленными головками заклепок.
Изготовление деталей.
Орудийная башня (3) выточена из дерева, спаяна из жести, а в самом простом
варианте - консервная банка подходящего диаметра. Детали боевой рубки (4,5) из
дерева или пластмассы, дымовые (11, 12) и вентиляторные (13) трубы выточены из
дерева (пластмассы) или спаяны из жести. Решетчатый (чтобы выходили пороховые газы)
настил (14) крыши башни - сетка или раскрашенная и покрытая водостойким лаком бумага.
Изготовление деталей резиномотора.
Крючок делается из гвоздя диаметром 3 мм и забивается снизу на водостойком
клею в верхнюю палубу на всю ее толщину. Вал гребного винта (9) - из велосипедной
спицы диаметром 2 мм. Руль (7), гребной винт (10) и кронштейн из жести от консервной
банки из-под отечественного сгущенного молока или им подобной, потолще. Очень
ответственная операция - качественное и надежное припаивание гребною винта (10) к
валу (9). Не следует забывать, что спица может быть хромированная и перед припаиванием
ее надо как следует зачистить напильником. Припаивать надо припоем с протравленной
цинком соляной кислотой. Кронштейн (8) выгибается, как показано на рис.1, после чего
вставляется спаянный с гребным винтом (10) вал (9) с предварительно надетыми шайбами
(15), после чего окончательно плоскогубцами огибается вокруг вала (8). В сборе винт
должен вращаться от дуновения ртом. Устанавливается собранный кронштейн на гвоздях или
шурупах (15) к нижней части палубы (1). После устанавливается руль (7). Все детали
окрашиваются водостойкой краской.
ОКРАСКА.
ШАРОВЫЙ: корпус выше ватерлинии, верхняя палуба, орудийная башня,
боевак рубка дымовые и вентиляционные трубы, люки.
ЧЕРНЫЙ: стволы орудий, якорь.
СВЕТЛО-СЕРЫЙ: тент.
КРАСНЫЙ: корпус ниже ватерлинии.
МЕТАЛЛ: гребной винт (бронза).
Изготовление резиномотора.
Для такой модели достаточно резиномотора из 16 нитей круглой разины-"венгерки".
Резиномотор изготавливается следующим образом: в строганную дощечку забиваются два
гроздика на расстоянии, большем на 50 мм чем расстояние между крюком (6) и крюком
гребного вала (9). Укладывается без натяжения необходимое количеством витков резиновой
нити. Свободные концы завязываются прямым узлом. Мотор осторожно снимается с гвоздиков
и в местах надевания на крюки (коушах) обматывается изолентой (рис. 2) и ниткой. Нитка
проклеивается.
ИСТОРИЯ КОРАБЛЯ
Корабль построен по проекту Джона Эриксона на заводе
Continental Iron Works. Заложен 25 октября 1861 г., спущен на
воду 30 января 1862 г., вступил в строй 25 февраля 1862 года.
Постройка "Монитора" в ходе гражданской войны 1861-65 г.г.
в США была вызвана необходимостью создания
броненосного корабля, хорошо защищенного и способного
действовать против береговых укреплений не только на
морском побережье, но и на реках.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. Водоизмещение ... 987 т
2. Длина полная ... 52,42 м
3. Ширина полная ... 12,5 м
4. Осадка ... 3,05 м
5. Энергетическая установка ... 1 паровая машина Эриксана - 320 л.с.
6. Скорость хода ... 6 узл.
7. Запас угля ... 100 т.
8. Вооружение ... 279-мм орудия Далгрена 2
9. Бронирование (слоеная железная броня) ...
борт 127-76 мм,
палуба 25,4 мм,
башня 203 мм.
10. Экипаж ... 49 чел.
9 марта 1862 года "Монитор" вступил в бой с
батарейным броненосцем конфедератов "Вирджиния" (часто
встречается его первоначальное название - "Мерримак"). За
день до этого "Вирджиния" безнаказанно громила
деревянные корабли северян на Хэмптонском рейде, показав
их полную беспомощность против броненосца. Подошедший
"Монитор" заставил своего противника отступить и не дал ему
закончить уничтожение федерального флота. Все же, по многочисленным
оценкам того времени, первое в истории
сражение броненосных кораблей закончилось вничью.
Первый бой показал слабость вооружения "Монитора"
для борьбы с броненосными кораблями (102-мм наклонная
броня "Вирджинии" ни разу не была пробита насквозь), и на
последующие мониторы в ходе войны устанавливались
вместо 11" (279-мм) пушек Далгрена 15" (381-мм) орудия
Родмана, а впоследствии и более мощные артсистемы. Не
вполне удовлетворительной оказалась и конструкция боевой
рубки, установленной в носовой части корабля, поэтому на
последующих мониторах она была перенесена на крышу
башни. Оригинальным было якорное устройство, оно
исключало необходимость выхода личного состава на
верхнюю палубу при постановке на якорь.
Главный недостаток "Монитора" - низкая мореходность
- не был устранен и в последующих проектах того времени.
Выход таких кораблей в открытое море в свежую погоду был
опасен, а в штормовую нередко приводил к их гибели.
"Монитор" затонул при буксировке в шторм около 11 ч 30 мин
31 декабря 1862 года в районе мыса Гаттерас.
Имя "Монитор" стало нарицательным для нового класса
боевых кораблей. Их отличали небольшие размеры, низкий
борт, размещение вооружения в башнях с практически
круговым обстрелом. Строительство подобных броненосцев
береговой обороны развернулось во многих странах. В 1863
году США передали России чертежи серийного монитора
типа "Пассаик". По ним с ноября 1863 по август 1865 года на
различных верфях было построено десять мониторов типа
"Ураган", долгое время обеспечивавших оборону морских
подступов к Санкт-Петербургу. Были переданы России и
чертежи 15" орудия Родмана, которым были вооружены
американские мониторы.
Идеи, заложенные и проекте "Монитора", получили
дальнейшее развитие в ходе I и II мировой войн. Прямые
потомки этого корабля - речные башенные канонерские лодки
типа 'Шторм" (Россия), мореходные мониторы типа "Эребус"
(Англия), cтроившиеся многими странами речные мониторы
и мореходные бронекатера.
|