|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Судомодельный кружок
|
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "АПХОЛДЕР"(Великобритания)
В. Кузнецов
Как уже отмечалось в статье о чемпионате России -97, мало внимания моделисты
уделяют классу ЕЛ (подволные лодки). И напрасно - это очень интересный и специфичный
класс, в котором можно достичь выдающихся результатов.
Смысл соревнований подлодок (по правилам НАВИГА) - погружение в первом квадрате
дистанции, прохождение под водой и всплытие желательно в пятом квадрате. Для
этого модель должна быть оборудована таймером (автоматом времени), прекращающим
работу двигателя или перекладывающим рули глубины на всплытие.
В этой статье мы сознательно опускаем изготовление корпуса, центровку, балластировку
и многие другие моменты в изготовлении модели подводной лодки - это темы последующих
статей "Моделиста-Корабела". Сейчас же остановимся на главном: какой прототип лодки,
с каким мотором выбрать моделисту для первой модели?
Моделисты применяют самые разнообразные системы и способы, из которых наиболее простыми
в изготовлении и надежными в запусках являются модели подводных лодок с резиномотором.
По правилам (НАВИГА) к соревнованиям допускаются модели подводных лодок только с
внутренним резиномотором и оборудованные стопором (рис. 1). Это сделано в целях
безопасности, так как бывали случаи обрыва резинового жгута и самораскрутки во время
заводки мотора.
Резиномотор не требует установки специального таймера, поскольку из-за малого времени
действия он сам действует как таймер. По окончании завода мотора лодка всплывает.
Поэтому у подлодок с резиномотором следующая траектория подводного плавания: погружение,
путь с замедляющимся движением (мощность резиномотора падает), некоторое движение по
инерции со всплытием и само всплытие. В процессе запусков удается при хорошей регулировке,
подборе соотношений количества нитей жгута, закрутки резиномотора, диаметра, площади и
шага винта добиться такого движения, что модель идет под водой, погружаясь не глубже чем
на 1,5-2 метра (рис. 2).
Рассмотрим модель одновинтовой подлодки. Это самая простая в изготовлении модель, но
имеет недостатки, при игнорировании которых модель всплывает за пределами дистанции.
Это происходит из-за реакции винта. Особенность резиномотора - большая мощность, чтобы
ее компенсировать и не дать мотору раскрутиться за несколько секунд, увеличивают диаметр
винта, площадь лопастей или то и другое. В момент запуска резиномотор поворачивает модель
по продольной оси по направлению заводки, а винт как бы "упирается" в воду. Модель получает
крен на один борт до 90°, рули глубины, установленные на погружение, становятся из-за крена
рулями поворота и модель уходит за дистанцию. Этого можно избежать установкой промежуточного
одноступенчатого редуктора (рис. 1, 3), меняющего направление вращения винта. Заодно при
помощи редуктора за счет установки пары шестерен с соотношением 3-3,5 снижается крутящий
момент, увеличивается время работы мотора и соответственно увеличивается дальность плавания
модели.
При правильно подобранных вышеназванных элементах реакция винта и кренящий момент от
резиномотора взаимоуничтожаются. Модель движется прямо, без крена, точно по дистанции.
Остается только при помощи рулей глубины отрегулировать глубину погружения и можно с
успехом выступать на соревнованиях. Мы надеемся, что все остальное читателю ясно из
рисунков. Для выступления в классе ЕЛ-600 все размеры надо увеличивать в ТРИ РАЗА,
тогда модель будет длиной 600 мм, а для класса ЕЛ-1250 - в ПЯТЬ РАЗ (длина модели 1000 мм)
или в ШЕСТЬ РАЗ (1200 мм)
|
Рис. 1, 2. Модель-копия подводной лодки "Апхолдер" с резиномотором:
1 - крюк для заводки резиномотора,
2 - переборки,
3 - кожух резиномотора,
4 - редуктор,
5 - переборка крепления редуктора,
6,7 - карданный вал,
8 - дейдвуд,
9 - кормовые горизонтальные и вертикальные рули,
10 - гребной винт.
|
Рис. 3. Английская подводная лодка "Апхолдер":
1 - гидролокатор,
2 - торпедные аппараты,
3 - носовое подруливающее устройство,
4 - носовые шпигаты,
5 - шпигат для заполнения носовой балластом цистерны,
6 - рубка,
7 - дверь,
8 - бортовой отличительный огонь,
9, 10, 11, 14, 15 - антенны гидроакустических приемников,
12, 13 - перископы,
16 - буксируемая гидроакустическая антенна,
17 - поручень,
18 - марки углубления,
19 - кормовые шпигаты,
20 - шпигат для заполнения кормовой балластной цистерны,
21 - кормовое подруливающее устройство,
22 - вертикальные стабилизаторы,
23 - кормовой огонь,
24 - ступица винта,
25 - гребной винт,
26 - кнехты,
27 - съемный лист и люки (для ремонтных работ),
28 - носовые рули глубины,
29 - торпедопогрузочный люк,
30 - люки погрузки снаряжения и провизии,
31 - мостик,
32 - шлюзовая камера,
33 - палубный люк,
34 - люк приема дизельного топлива,
35 - сьемный лист для ремонта главного двигателя,
36 - кнехты,
37 - горизонтальные стабилизаторы.
|
Скачать чертежи для печати
Источник: В. Кузнецов. Класс ЕЛ. Подводная лодка "Апхолдер" (Великобритания). / ж. "Моделист-корабел" № 1, 1998, 4-5 с.
Подводная лодка "Апхолдер" (Великобритания). / Судомодельные чертежи «РЕТРО ФЛОТ», Тверь.
Scan: ???
Edit & OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2023 |
|