ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Моделист-Корабел
Судомодельный кружок



ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "АПХОЛДЕР"(Великобритания)


В. Кузнецов

      Как уже отмечалось в статье о чемпионате России -97, мало внимания моделисты уделяют классу ЕЛ (подволные лодки). И напрасно - это очень интересный и специфичный класс, в котором можно достичь выдающихся результатов.
      Смысл соревнований подлодок (по правилам НАВИГА) - погружение в первом квадрате дистанции, прохождение под водой и всплытие желательно в пятом квадрате. Для этого модель должна быть оборудована таймером (автоматом времени), прекращающим работу двигателя или перекладывающим рули глубины на всплытие.
      В этой статье мы сознательно опускаем изготовление корпуса, центровку, балластировку и многие другие моменты в изготовлении модели подводной лодки - это темы последующих статей "Моделиста-Корабела". Сейчас же остановимся на главном: какой прототип лодки, с каким мотором выбрать моделисту для первой модели?


      Моделисты применяют самые разнообразные системы и способы, из которых наиболее простыми в изготовлении и надежными в запусках являются модели подводных лодок с резиномотором. По правилам (НАВИГА) к соревнованиям допускаются модели подводных лодок только с внутренним резиномотором и оборудованные стопором (рис. 1). Это сделано в целях безопасности, так как бывали случаи обрыва резинового жгута и самораскрутки во время заводки мотора.
      Резиномотор не требует установки специального таймера, поскольку из-за малого времени действия он сам действует как таймер. По окончании завода мотора лодка всплывает. Поэтому у подлодок с резиномотором следующая траектория подводного плавания: погружение, путь с замедляющимся движением (мощность резиномотора падает), некоторое движение по инерции со всплытием и само всплытие. В процессе запусков удается при хорошей регулировке, подборе соотношений количества нитей жгута, закрутки резиномотора, диаметра, площади и шага винта добиться такого движения, что модель идет под водой, погружаясь не глубже чем на 1,5-2 метра (рис. 2).
      Рассмотрим модель одновинтовой подлодки. Это самая простая в изготовлении модель, но имеет недостатки, при игнорировании которых модель всплывает за пределами дистанции. Это происходит из-за реакции винта. Особенность резиномотора - большая мощность, чтобы ее компенсировать и не дать мотору раскрутиться за несколько секунд, увеличивают диаметр винта, площадь лопастей или то и другое. В момент запуска резиномотор поворачивает модель по продольной оси по направлению заводки, а винт как бы "упирается" в воду. Модель получает крен на один борт до 90°, рули глубины, установленные на погружение, становятся из-за крена рулями поворота и модель уходит за дистанцию. Этого можно избежать установкой промежуточного одноступенчатого редуктора (рис. 1, 3), меняющего направление вращения винта. Заодно при помощи редуктора за счет установки пары шестерен с соотношением 3-3,5 снижается крутящий момент, увеличивается время работы мотора и соответственно увеличивается дальность плавания модели.
      При правильно подобранных вышеназванных элементах реакция винта и кренящий момент от резиномотора взаимоуничтожаются. Модель движется прямо, без крена, точно по дистанции. Остается только при помощи рулей глубины отрегулировать глубину погружения и можно с успехом выступать на соревнованиях. Мы надеемся, что все остальное читателю ясно из рисунков. Для выступления в классе ЕЛ-600 все размеры надо увеличивать в ТРИ РАЗА, тогда модель будет длиной 600 мм, а для класса ЕЛ-1250 - в ПЯТЬ РАЗ (длина модели 1000 мм) или в ШЕСТЬ РАЗ (1200 мм)


Рис. 1, 2. Модель-копия подводной лодки "Апхолдер" с резиномотором:
1 - крюк для заводки резиномотора, 2 - переборки, 3 - кожух резиномотора, 4 - редуктор, 5 - переборка крепления редуктора, 6,7 - карданный вал, 8 - дейдвуд, 9 - кормовые горизонтальные и вертикальные рули, 10 - гребной винт.


Рис. 3. Английская подводная лодка "Апхолдер":
1 - гидролокатор, 2 - торпедные аппараты, 3 - носовое подруливающее устройство, 4 - носовые шпигаты, 5 - шпигат для заполнения носовой балластом цистерны, 6 - рубка, 7 - дверь, 8 - бортовой отличительный огонь, 9, 10, 11, 14, 15 - антенны гидроакустических приемников, 12, 13 - перископы, 16 - буксируемая гидроакустическая антенна, 17 - поручень, 18 - марки углубления, 19 - кормовые шпигаты, 20 - шпигат для заполнения кормовой балластной цистерны, 21 - кормовое подруливающее устройство, 22 - вертикальные стабилизаторы, 23 - кормовой огонь, 24 - ступица винта, 25 - гребной винт, 26 - кнехты, 27 - съемный лист и люки (для ремонтных работ), 28 - носовые рули глубины, 29 - торпедопогрузочный люк, 30 - люки погрузки снаряжения и провизии, 31 - мостик, 32 - шлюзовая камера, 33 - палубный люк, 34 - люк приема дизельного топлива, 35 - сьемный лист для ремонта главного двигателя, 36 - кнехты, 37 - горизонтальные стабилизаторы.

Скачать чертежи для печати


Источник: В. Кузнецов. Класс ЕЛ. Подводная лодка "Апхолдер" (Великобритания). / ж. "Моделист-корабел" № 1, 1998, 4-5 с.
Подводная лодка "Апхолдер" (Великобритания). / Судомодельные чертежи «РЕТРО ФЛОТ», Тверь. Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2023